Материалы


Молебен у памятника митрополиту Вениамину

14.08.2023

13-го августа был отслужен молебен у памятника митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину

IMG_20230813_121257.jpg

150 лет назад родился митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин

13 августа - День памяти священномученика Вениамина, расстрелянного в этот день 1922 года.


Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 г. в Каргопольском уезде в семье священника, окончил Петрозаводскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В годы учебы Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в духовных школах, был ректором Самарской и Санкт-Петербургской семинарий.

В 1910 году архимандрит Вениамин был назначен епископом Гдовским и стал одним из помощников столичного митрополита. Скромный и простой в общении, он отличался от многих владык своей тесной связью с паствой, лично возглавлял богослужения, часто совершал крестные ходы по Питеру, не чурался простых рабочих. Больше всего он любил посещать не центральные городские районы, а прилегающие к заводам окраины, где жили самые бедные петербуржцы. Часто бывал он и на Малой Охте, которая была тогда рабочей окраиной. Свое епископское служение владыка совмещал с активной общественной деятельностью – возглавлял общество трезвости, читал лекции, на которые могли прийти все желающие. По сути, в ведении епископа находилась вся духовная образовательная система столичной епархии, которую святитель поднял на очень высокий уровень.

В мае 1917 года свободным голосованием клира и мирян владыка Вениамин был избран архиепископом Петроградским. Это был один из первых в истории Русской православной Церкви случаев выборов главы епархии демократическим путем. Сначала свободным голосованием члены клира и миряне избирали выборщиков, а затем выборщики голосовали за выдвинутых кандидатов.

Архипастырь был аполитичен, считал, что необходимо вести ко Христу всех людей, независимо от их классовой принадлежности, считал крайне важным налаживать приходскую жизнь. В январе 1918 года, когда богоборцы предприняли попытку вооруженного захвата Александро-Невской Лавры, митрополит Вениамин содействовал проведению Крестных ходов от всех храмов Петрограда к главной обители северной столицы. Так были спасены святыни Лавры от поругания.

К часу дня 21 января 1918 года почти 200 Крестных ходов сошлись на площади перед Лаврой. По подсчетам корреспондентов число участников шествий составило от нескольких сот тысяч до полумиллиона человек. Под звон колоколов из Лавры вышел Крестный ход во главе с Владыкой Вениамином. При всенародном пении был отслужен молебен об умиротворении и спасении Богохранимой Державы Российской, а затем величественный Крестный ход направился по Невскому проспекту к Казанскому собору, где также был отслужен молебен.

«Христос воскресе!» - воскликнул по окончании молебна архипастырь, и площадь перед собором огласилась громоподобным ответом сотен тысяч голосов: «Воистину воскресе!» Затем в течение нескольких часов митрополит Вениамин благословлял участников этого безпримерного Крестного хода...

Митрополит продолжал служение вплоть до новой трагедии – спровоцированного большевиками голода, который унес более 5 млн жизней.

Советское руководство воспользовалось народным горем для ограбления Церкви путем изъятия ценностей, в том числе и богослужебных сосудов. Понимая, что сопротивление приведет к репрессиям, митрополит Вениамин вступил в переговоры с властями и согласился жертвовать священные предметы. Почувствовав взаимопонимание, архипастырь заявил, что своими руками снимет драгоценную ризу с Казанской иконы и отдаст ее на спасение голодающих братьев.

На деле изъятие ценностей на местах часто напоминало грабеж. При этом большевики скрывали судьбу ценностей, которые на помощь голодающим так и не пошли. Неудивительно, что митрополиту Вениамину не предоставили возможность проследить судьбу ценностей, на чем он настаивал.

Параллельно с этим при поддержке ГПУ организовывался красный раскол – обновленчество. Его идеологи во главе со священниками А. Введенским и В. Красницким, заявили о разрыве с «реакционным духовенством». Митрополит Вениамин запретил раскольников в священнослужении и обратился с посланием против «революционной церкви». 29 мая 1922 г. святитель был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей, приговор был предрешен. Пред лицом смерти архипастырь сказал «судьям»:

«Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение (святой при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».

О непостижимой духовной силе священномученика говорит его письмо, написанное незадолго до исполнения приговора, одному из петроградских священников. Это письмо можно по праву назвать духовным завещанием Владыки. В нем - сочетание безграничной веры, святой любви, евангельского смирения и глубочайшей духовной мудрости:

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открываются возможности терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога.

Трудно переступать этот рубикон, границу и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный и среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы и они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли тогда полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос - наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо.

За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свою самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией ( ).

Теперь - время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсеры и им подобные! Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века?! ( )

Благословение духовенству! Пишу, что на душе. Мысль моя несколько связана переживанием мною тревожных дней. Поэтому не могу распространяться относительно духовных дел».

Вместе с письмом ученики и близкие Владыки Вениамина получили его митрополичий клобук. На донышке его с внутренней стороны было написано: «Я возвращаю мой белый клобук незапятнанным...»

5 июля трибунал объявил приговор. Владыка Вениамин и с ним еще трое сподвижников - архимандрит Сергий (Шеин), профессор Юрий Новицкий и юрист Иоанн Ковшаров были расстреляны в ночь с 12 на 13 августа 1922 года.

4 апреля 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, а также убиенных вместе с ним за Имя Христово архимандрита Сергия и мирян Юрия и Иоанна к лику святых.

IMG_20230813_121754.jpg


IMG_20230813_121856.jpg


IMG_20230813_122520.jpg


IMG_20230813_122740.jpg


IMG_20230813_122817.jpg

IMG_20230813_122904.jpg









Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс