Материалы


Неделя 5-я Великого Поста

20.04.2024

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из 8.pngродительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно. По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы - и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца - она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана. Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям - и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями. Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы... Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили - наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

2.pngК этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Св. Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преп. Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.


3.pngМитрополит Сурожский Антоний

Неделя 5я Великого Поста. Преподобной Марии Египетской.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Мы вспоминаем сегодня святую Марию Египетскую, и от нее мы можем научиться многому, что нам нужно. Она была всем известной грешницей, предметом искушения и соблазна для всех. Как она стала грешницей - мы не знаем: качествовало ли зло в ней самой? Была ли она соблазнена, подверглась ли насилию? Как она стала блудницей мы никогда не узнаем. Но одно мы знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая - образ совершенной цельности, целомудрия, и вдруг почувствовала, что не может войти в него. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была вероятно - наверное! - в ней самой. Она почувствовала, что это область слишком святая, что личность Матери Божией слишком свята, чтобы она посмела войти в Ее присутствие, стоять внутри храма.

Но этого было достаточно, чтобы она осознала, что всё ее прошлое темно, и что выйти из этого можно только одним путем: сбросить с себя всё зло и начать новую жизнь. Она не пошла за советом, она не пошла на исповедь; она ушла из города в пустыню, в знойную пустыню, где ничего не было, только песок, и голод, и отчаянное одиночество.

Она может научить нас чему-то очень важному. Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. Благодать Божия всегда рядом; но мы не всегда отзываемся, как отозвалась Мария; как она отозвалась на ужас, охвативший ее, когда она осознала себя и, вместе, святость, красоту, цельность и целомудрие Матери Божией, и на всё, на всё она была готова, ради того чтобы переменить жизнь. И так год за годом, в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве среди пустыни она сражалась со всем злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть его усилием воли: оно здесь, в наших воспоминаниях, в наших вожделениях, в нашей хрупкости, в той порче, которую приносит с собой зло. Ей пришлось бороться всю жизнь, но в конце жизни она победила; она действительно подвигом добрым подвизалась, она очистилась от скверны, она смогла войти в область Божию: не в храм, не "куда-то" - в вечность.

Она многому может научить нас. Она может научить нас тому, что когда-то мы должны же осознать: та царственная область, куда мы входим так легко - Церковь, да и просто сам мир, сотворенный Богом, остался чист от зла, хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы когда-нибудь мы осознали это и почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись бы, т.е. отвернулись бы в ужасе от самих себя, отвратились от себя в непреклонной решимости - и мы могли бы последовать ее примеру.

Этот пример ее образа предлагается нам как завершающий момент постного времени, этой весны жизни. Неделю назад мы слышали учение, призыв святого Иоанна Лествичника, который составил целую лестницу совершенства, с помощью которой мы можем преодолеть зло и прийти к правде. А сегодня мы видим пример, пример той, которая из самых глубин зла поднялась на высоты святости и говорит нам, словами великого канона Андрея Критского: Душа, может Бог прокаженное убелить и очистить, не отчайся, хотя ты и прокаженная...

Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением, даже новой радостью, но и вызовом, призывом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если ничему не учимся от них, не стремимся подражать им. Аминь.

Аминь.

http://www.iakovlevskoe.ru/circle/180-lentweek5


Неделя 5-я Великого Поста Преподобная Мария Египетская

Игумен Мелхиседек (Артюхин).

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний вечер, последний раз за прошедшие недели Великого Поста, мы слышали молитвенный покаянный вздох кающейся души: “Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче”. На протяжении нескольких недель слова этого песнопения будили наше сознание, наши чувства, ум и расположения. Впервые в этом году вся Церковь воспела покаянную песнь Великого поста на неделе о мытаре и фарисее, когда впервые мы все вместе попросили у Бога помочь нам стать другими, измениться, покаяться, а значит – увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”!

Но, “Царство мое не от мира сего”, – предостерегает Господь Своих учеников от постоянных попыток использовать камни, предназначенные для строительства храма, в совсем других целях, то есть Он предупреждает нас от увлечения всем земным в ущерб попечениям о Небесном.

Открой мне, Господи, дверь в иную жизнь, дай мне увидеть себя таким, каков я есть на самом деле, потому что грех так овладел мною, что мне трудно познать себя в истинном свете Твоей правды.

Больше Великим постом мы не услышим этой дивной и покаянной молитвы. Время уже прошло, а еще в начале поста мы, вглядываясь вперед, думали, что будет еще время на изменение и исправление к лучшему. Думали, что вспомнятся грехи, будет новая иная жизнь. Но вот можно сказать, пост уже подходит к концу. Следующий субботний и воскресный день будут днями ликования, мы будем вспоминать воскрешение Лазаря Четверодневнаго и Вход Господень в Иерусалим.

Оглянемся на прошедшее время поста и зададим себе вопрос: ” Что же приобрела наша душа за время Великого поста, что изменилось в ней и в нашей жизни, стали ли мы похожими, хоть сколько-нибудь, на тот евангельский образ, на ту святую жизнь, к которой мы предназначены и которой ждет от нас Господь? Многие с жаром, многие с расположением, многие с ревностью приступали к Великому посту, но результаты – можно сказать – почти нулевые. И та же гордость, и то же тщеславие, и та же бесконечная ленность и суета, которая поглощает жизнь абсолютно каждого из нас. В нас осталось все прежнее – и нежелание молиться, и нежелание уступить, и нежелание служить, и неимение сил ответить на обиду прощением по заповеди Господней. Многое в нашей жизни осталось на том же уровне и на том же месте.

” Душа, не возделанная евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом Божественной благодати, храмом Святого Духа “, - говорит свт. Игнатий Брянчанинов.

Ведь слишком мало говорить только: ” Господи, каюсь, каюсь и каюсь”. Надо принести плоды трудов своей души. Мало только до бесконечности пахать землю, рыть ее носом, надо чтобы эта земля, земля нашего сердца принесла плод. Какой же плод мы должны принести – это плод искреннего покаяния.

Покаяние ценится не по количеству времени, а по расположению души.

Для человека нет ничего важнее в жизни, чем покаяние. Святые отцы так говорят о нем:

” Покаяние есть зеркало, поэтому лукавый не оставляет его в нас, чтобы мы в нем не увидели себя и не смыли своих нечистот” (прп. Ефрем Сирин).

” Во-первых, покаяние состоит из сознания своих грехов и исповедания их:Во-вторых, покаяние состоит из великого смиренномудрия; оно есть как бы золотая цепь, если взять ее за начало, следует вся:” (свт.Иоанн Златоуст).

” Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного” (прп.Иоанн Лествичник).

” Верный признак совершившегося искреннего покаяния, по которому грешник может узнать, что грехи его действительно прощены от Бога, есть чувство ненависти и отвращения от всех грехов до того, что человек соглашается лучше умереть, чем произвольно грешить перед Богом; у него появляется чувство всепрощения, чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, глубокого мира, желание все делать лишь во славу Божию” - рассказывает в одном из писем схиигумен Савва.

” Не на свое покаяние надейся. Разве твое покаяние может в самом деле очистить такие скверны? Если бы было одно только покаяние, тебе действительно следовало бы бояться; но так как с покаянием соединяется Божие милосердие, то надейся, потому что оно превосходит твою злобу” (свт.Иоанн Златоуст).

Остается всего две недели до светлого праздника Пасхи. Есть глубокий смысл в том, что за две недели до окончания поста, Церковь приводит нам в пример покаянное житие преподобной Марии Египетской.

Жизнь преподобной Марии Египетской являет нам одно дело, воистину достойное величия человека, это – истинное покаяние. Пример ее покаяния указывает нам на то, что как бы кто из нас ни упал, сила покаяния может упразднить греховную силу и сделать нас “новой тварью”.

Вспоминаем преп.Марию Египетскую, чтобы каждый из нас не отчаивался, что если и была у нас жизнь, похожая на жизнь Марии Египетской, в первой ее части, страшно греховной, то будем помнить – Бог милостив и ” не хочет смерти грешника” (Иез.33,11).

За свою семидесятисемилетнюю жизнь преподобная Мария не сделала ничего для других.

Она не взрастила ни одного дерева, не построила ни одного дома, не родила и не воспитала ни одного ребенка. Она жила всегда только для себя, она занималась только собой – с двенадцати лет, когда оставила родителей, в течение последующих семнадцати лет, когда смыслом своей жизни считала похотливую, чувственную жизнь, и сорок семь лет в пустыне – где без пищи, крова, одежды плакала о своих грехах. Она думала о себе – спасала свою душу.

У преподобного Исаака Сирина есть такое наблюдение: ” Покаяние и частые сношения с людьми – то же, что разбитая бочка”.

У святителя Григория Богослова есть свое замечательное наблюдение: ” Если хочешь быть божественным, будь сокровен, как Бог”. О жизни преп. Марии мы можем сказать – была сокровенна.

Сорок семь лет трудов в молитве и покаянии, таких, каких нам трудно себе представить.

Господь восставляет ее, как избранный сосуд Божий.

6.pngВеликий подвижник старец Зосима, когда впервые увидел преподобную Марию, то как говорится в каноне, “ужасом исполнился”, так как видел пред собой не человека, а ангела во плоти.

Преп. Зосима был поражен глубиной ее жизни в духе. Она – неграмотная, говорит словами Священнаго Писания. Она – впервые видевшая Зосиму, называет его имя и имя его игумена, знает обстоятельства жизни монастыря. Так и Писания, и жизнь становятся “открыты” для нее. Зосима видел ее, молящуюся на воздухе, видел ее переходящей воды Иордана, также было открыто ему, что она умерла в день своего Причастия, преодолев в один день расстояние, которое он прошел за двадцать дней.

Преп. Мария перед своим уходом в пустыню, решительно осудив свою жизнь и покаявшись, во всей глубине осознав своей грех, причастилась Животворящих Таин. Они послужили ей и укреплением, и назиданием, и силой, и духовной мощью, которую она сохранила в течение всех сорока семи покаянных лет жизни в пустыне. Святая, молящаяся на воздухе, знающая по духу Священное Писание, просит Зосиму принести ей в пустыню Священные Дары, чтобы сподобиться этой величайшей Святыни.

Воистину она в этой земной жизни сподобилась пребыванию с Господом, пребыванию в Царствии Небесном.

Вспомним, “Царство Мое не от мира сего” и преподобная Мария научает нас подвигом своей жизни единственному пути к спасению – углубление в собственную душу.

Преподобный Серафим Саровский смысл и цель жизни христианина видел в следующем:

” Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”.

Святая Мария Египетская, уйдя в пустыню, внимала только себе. Она молилась только о себе, но помогает спастись всем людям. Она думала только о себе, но то, что она “есть” – поддерживает нас, немощных, в нашей борьбе с грехом. Она никого и никогда не призывала к воздержанию, молитве, посту, но сама ее сокровенная жизнь дает нам поддержку и утешение в борьбе с грехом.

Нам урок – если мы хотим иметь подвиг жизни, хотим изменить свою жизнь к лучшему, то это возможно. Но возможно не иначе, как путем покаяния с помощью Божией. Ибо Господь сказал нам:

” Ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин15,5)

Причастие Святых Христовых Таин, частая исповедь делают возможным преображение и изменение всей нашей жизни. Святые отцы ревновали о Причащении и именно, о частом Причащении.

“…Христиане пищею для себя имеют оный Небесный Огнь; он для них упокоение, он очищает, и омывает, и освящает сердце их, он приводит их в возрастание; он для них – воздух и жизнь”, – открывает нам прп. Макарий Египетский.

Так и нам Господь дает такую возможность частого Причащения, особенно в дни святого Великого поста, когда наши покаянные чувства возрастают и возрастает желание сотворить благое перед Богом и людьми, не откладывая на завтрашний день.

В оставшиеся дни святого Великого Поста, огонь должен пройти по всей нашей жизни -огонь Божественной любви, “попаляющий” нечистоты нашей души.

Св. Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Причащения: “Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в св. Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово”.

Ни теплохладность, ни леность, ни уныние, ни расслабление, которые нам близки и так борют каждого из нас, но божественный огонь должен воспламенить все наше существо, всего внутреннего нашего человека, пробудить от расслабленности и лености душевной. Ибо без этого огня невозможна никакая христианская жизнь.

Преп. Серафима Саровского спрашивали: ” Батюшка, скажи нам, почему сейчас нет таких святых, как в древности?”. На что Батюшка отвечал: ” Единственно потому, что у людей сейчас не хватает решимости идти путем святости “.

Христос “вчера, днесь и во веки тот же”. Готов дать и благодать, и через нее, силу человеку настолько, насколько он способен вместить в глубине своего сердца божественное. Лишь бы это сердце было широко открыто для Бога, а не было так мелочно и узко, как у большинства из нас. Но мы имеем надежду на безмерную милость Божью. Сегодня мы слышали, чем заканчивается этот покаянный вздох души: ” Но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти, помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей”.

Надежда на милость “благоутробия Твоего”. Именно на это мы имеем надежду, что Господь принимает всякого грешника, который готов обратиться с пути всякого греха и беззакония к Нему, готов принять всякого человека, облобызать его, даровать ему святыню, Свою благодать, Свою жизнь и славу. Только бы готов был человек от всего сердца, от всей души возлюбить Бога, только бы готов был человек покончить с греховной жизнью не только словами, пожеланиями или философским размышлением – каким я должен быть, но – искренно покаяться.

Так как “нет праведного ни одного” и все мы грешники(Рим.3,10), “ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.6,23), то можно сказать, что удивительно не то, что люди умирают за свои грехи, а то, что мы остаемся живы несмотря на них.

Но “милости Божией сподобляются работающие Богу:”, – говорит нам прп.Иоанн Лествичник.

Будем молить преп. Марию Египетскую, чтобы в оставшуюся предлежащую неделю этого Великого поста помогла нам своим заступничеством и мы стремились бы к молитве, к соединению с Богом через Причащение Святых Христовых Таин, к покаянию такому, которое бы Господь принял. Вернее было бы сказать – чтобы принял только наш покаянный вздох. Если не хватает самих дел, решимости исправления себя, конкретного изменения, то один только молитвенный вздох, осуждение всей своей жизни и предание своего сердца Богу со словами: ” Господи, Ты Сам сотвори из худшего лучшее, из нечистого чистое, из грязного святое”.

Только этот вздох и дает надежду, что может наше сердце мгновенно измениться. Измениться за одну только решимость начать свою жизнь по Евангелию, со Христом, по заповедям Господним.

И всем нам в этом – пример жизни преп. Марии Египетской. С одной стороны – в начале жизни была бездна греха, с другой – жизнь ее достигла величайшей святыни праведности, чудотворения, жизни – в Боге.

Помоги нам, Господи, подражать истинному смирению преп.Марии Египетской.

Все возможно для Бога. Поэтому Ему да подобает слава, честь и поклонение. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://optina.org.ru/about/


СВЯТАЯ ПРЕПОДОБНАЯ МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Протоиерей Андрей Ткачев (2011 г.)

Ее имя вспоминается Великим постом часто. С ее именем связано чтение Великого канона – так называемое «Мариино стояние». Ее именем названа пятая неделя Великого поста. Да и память Марии Египетской, празднуемая 1/14 апреля, как правило, попадает на время поста. Так что говорить об этой святой можно часто. Уроки ее жития не составляют геометрически правильного рисунка, но рассыпаны щедро и часто, как зерна в землю или как звезды по небу.

Начнем, к примеру, с того, что некий монах Зосима помыслил о себе, что он преуспел в монашестве более других подвижников. Эта совершенно неоригинальная мысль подстерегает всякого человека, без лени много потрудившегося ради Бога. Свои труды в его глазах вдруг вырастают в размерах, а окружающий мир кажется бесплодной пустыней. «Есть ли еще такие, как я?» – думает человек, оказываясь в это самое время на краю опаснейшей пропасти.

«Есть. Конечно, есть», – говорит ему Бог. Вот Илия думал, что он один, а Бог тем временем сохранил Себе семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу. Ради того, чтобы смириться, из жарких пустынь в Александрию приходили Великий Антоний и Великий Макарий. Один – чтобы увидеть смиренного сапожника, другой – чтобы побеседовать с двумя замужними женщинами. И тот, и другой – для того, чтобы узнать об угодниках Божиих, живущих посреди мира, а узнав, не думать о себе самих высоко.

Смириться нужно было и Зосиме. Но для этого он должен был пойти не в Александрию, а вглубь пустыни. Там встречи с ним ждала женщина, когда-то жившая в этой самой Александрии и покинувшая ее навсегда. Знакомство с этой женщиной должно было и смирить, и возвеселить Зосиму, а вместе с ним и всю Церковь Христову.

Итак, первый урок: не гордись, но бойся. Всегда найдется у Бога некто, на чьем фоне мнимое золото твоих одежд поблекнет, и ты со стыдом опустишь голову.

Что касается второго урока, то есть соблазн сформулировать его просто. Скажем: 5.pngвеличие святости, явленной через покаяние великой грешницы. Или так: глубина падения не затворяет нам путь к небесным высотам. Подобных выражений можно насочинять немало. Все они требуют «высокого штиля» и произносятся часто. Но мне кажется, что время требует иного «штиля» и иных акцентов. Я бы сформулировал это так: всепоглощающая сила блуда на примере Марии Египетской. Или: разврат как смысл жизни древнего и современного человека. Или: блуд как опьянительное самоубийство.

Нам на финальной красоте святости фокусировать взгляд не пристало. Блудим-то все, кто не плотью, так – умом. А большинство и тем, и этим – всецело, то есть. А вот по водам пойти или на локоть от земли подняться при молитве, так это едва ли у кого-то даже перед смертью получится. Да и не в этом дело. Не в том дело, что можно в Духе Святом мысли читать, знать Писание, не учившись, бесов опалять знамением Креста. Для начала дело в том, что блуд может быть так силен и сладок, что человек способен 17 лет без всякой сытости искать разнообразия в разврате без всяких укоров совести и попыток к покаянию.

Тут можно сделать остановку ради исторической справки. Продвижение евреев из Египта в Землю Обетования есть живой образ путешествия – как всей Церкви, так и отдельных верующих душ – в Царство Небесное. Это уже описанная в самых главных чертах история путешествия, которое мы все еще совершаем, но на которое можем взирать как на окончившееся. Путешествие это не было прогулкой. Оно было похоже, скорее, на военное наступление. Окрестные народы то добивают отставших и раненых, то нападают с оружием в руках. Евреи же, водимые Богом, идут и воюют; воюют и идут; побеждают и ропщут; терпят наказание и смиряются. Все, как у нас.

Видя непобедимый характер продвижения евреев, враги понимают, что одно оружие тут бессильно. Становятся востребованными духовные средства борьбы. Зовут волхва Валаама, чтобы проклясть Израиль. Ищут и другие формы противодействия. Находят. А именно: замечают, что когда Израиль не грешит, он непобедим и Бог сражается за него. Когда же он грешит, то Сам Бог становится ему врагом и лучше всякого противника казнит израильтян. Вывод – ввести Израиль в блуд, и тогда бери его голыми руками, пока Бог Сам его не уничтожил. Далее идет история о палатках мадиамских, о девицах, столь же прекрасных, сколь и развратных, перед зазываниями которых оказались бессильны мужи Израиля. Все это можно прочитать самостоятельно. Мы же поспешим произнести вывод: там, где нельзя победить, надо развратить. Развратил = победил.

Ведь что есть блуд в плодах своих? Энергия растрачена впустую, взгляд потух, сердце исчахло. Жизнь проходит, стыд, как тайная гниль, съедает кости. Что хотел сделать, что мог сделать хорошего, не сделал. Вместо этого искал, как свинья, грязь, находил, вываливался в ней и опять стыдился.

Влекомый на блуд – это пленник. Он похож на идущего на смерть. Говорит ему сладкий и бесстыдный помысел, женским голосом говорящая мысль: «Коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями египетскими… Зайди, будем упиваться нежностями до утра» (Притч. 7: 16, 18). Он слушает, а потом:

«Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой и как олень – на выстрел» (Притч. 7: 21–22). Идешь на сласть – находишь смерть. «Мир, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – сулит злато, а дарит блато».

Но для того чтобы миллионы людей стыдились, но грешили; умирали от стыда, но грешить не переставали, нужны такие люди, которые грешат не стыдясь, то есть такие бесстыдницы, как Мария до покаяния.

Второй урок не хочет заканчиваться. Блуд силен. Мучительно, почти болезненно услаждая тело, он помутняет разум и ослабляет волю. Он делает человека игрушкой в когтистых лапах существ, которые тонко услаждаются блудом, хотя сами блудить не могут (у них нет плоти).

Для этих последних блуд есть умное и тонкое наслаждение. И еще они – непрестанные богохульники. Того, кто уловлен ими, они тоже пытаются сделать соучастником своего богохульства. А зачем, вы думали, они толкнули Марию на корабль, отплывающий в Иерусалим? А зачем она соблазняла паломников и творила на корабле такое, о чем через полстолетия говорила: «Не знаю, как море не поглотило меня тогда»?

Откуда вообще в истории нет-нет, да и всплывут обрывки сведений о «черных мессах», о ритуальных извращениях, исполнители которых норовят под покровом ночи проникнуть в алтари храмов или другие святыни? На некоторых этапах блуднику мало просто блудить. Своим блудом он должен совершать кощунство и надругательство над святыней. Так хочет невидимый «хозяин». То, что Бог вмешивается в эти черные игры, подобно разрушению Им недостроенной Вавилонской башни.

Бог вмешался, и Мария не могла войти в храм. В него свободно входили паломники, блудившие с ней, и паломники, ни с кем не блудившие. А ее мера была уже наполнена и переполнена. Ей пришла пора каяться, но не так, чтоб потом вернуться к прежнему, а так, чтобы либо измениться, либо умереть.

Пересказывать житие не будем. Читавший знает, а не читавший должен потрудиться. Поищем еще уроков.

Одежда истлела. Есть нечего. Ночью она коченеет, а днем сжигается солнцем. Спрятаться некуда. Голод, тоска, одиночество. Но самая большая борьба – внутри. Это нутро, отравленное ядом, только теперь обнаружило себя. Горят желания, распаляется полумертвая от лишений плоть. Оживают воспоминания, становятся перед глазами и не хотят уйти картины ничем не сдерживаемого разврата. Бесы-режиссеры и бесы-художники монтажа устраивают Марии закрытый просмотр картин, снятых по мотивам ее многолетней похотливой деятельности. В пустыне, где кроме Марии нет ни людей, ни животных, в ее голове звучит музыка, шутки, хохот, звучат непристойные предложения. Она бьет себя в грудь, падает на землю, кричит всегда одни и те же слова: «Пресвятая Богородица, помоги мне!»

4.pngВсе это длилось не день и не два. Это длилось 17 лет. За это время в наши дни человек успевает родиться, вырасти и закончить школу. Мария успела победить и найти настоящий покой. Устали те, кто мучил ее. Отогнанные благодатью, они, скрежеща зубами, отошли и стали издали. Даже через 47 лет после ухода в пустыню в разговоре с Зосимой Мария сказала, что боится подробно вспоминать свои грехи. Боится, чтобы через подробный рассказ не родилось сочувствие прошлому и не вернулась брань, терпеть которую обычному человеку невозможно. Может, она видела кого-то, стоявшего вдалеке?

Умная брань. О ней нет зеленого понятия у большинства из нас, а между тем многие томятся на медленном огне блудных мечтаний и фантазий, на медленном огне грез, рождающих то рукоблудие, то прыжки «налево», то всевозможные загулы. Лукавый продолжает действовать сам, но уже многие люди ему помогают, распространяя содомо-гоморрские идеи через глобальную сеть и прочие средства передачи информации. Среди этой подлинной беды житие Марии Египетской звучит, как шум долгожданного дождя среди засухи. И впору всем вместе «единым сердцем и едиными усты» воззвать: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!»

В ее житии, конечно, важно не только то, что она спаслась, но и то, что она стала причастницей славы еще во плоти. В той самой плоти, которая была прежде порабощена всякой нечистоте. Хотя, повторюсь, эта важность – второй степени.

Важность первой степени – это та насущность опыта святой Марии, та востребованность ее победы, которая рождается от нашего медленного всемирного погружения в блуд. Мы ведь видели многих циников и насмешников. Мы слышали много дерзких слов, сказанных против веры и Начальника веры и Совершителя – Иисуса. Эти терния не на пустом месте растут.

Невозможно бесстыдно насмехаться над верой, не покорившись в тайне разврату. Крайний цинизм, стремление все и вся обсмеять и освистать – это тоже плоды на дереве тайных пороков. Это противно, но еще не смертельно. Цинизм и насмешки многих – это борьба с собственной совестью, попытка заглушить ее голос. Гораздо хуже, когда тайное становится явным и то, что раньше скрывали, объявляется нормой, водружается на знамя. Мы уже и до этого дожили. Впору не полениться и еще раз воззвать: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас!»

Но есть и еще один урок, редко упоминаемый. Зосима менял монастыри и уходил на Великий пост в пустыню, чтобы покаянный опыт Марии стал известен церковному народу. Но он также ходил, чтобы причастить ее!

Только раз (!) причастилась Мария, уходя прочь от мира, и не хотела, не должна была покинуть землю без еще одного причащения. Вот ради этого причастия и ходил также Зосима в пустыню. Он шел, чтобы повидать сокровище – великую святую, а она ждала, что он придет с великим сокровищем – Святыми Тайнами. Стоит и нам с большей степенью благодарности, с большим трепетом относиться к этому сокровищу, которое свободно преподается нам, лишь бы мы приступали «со страхом Божиим и верою».

Воззовем же и в третий раз к преподобной матери и к Богу, освятившему ее: «Избави, Господи, от сетей блуда всех, кто в них запутался! Сохрани, Господи, от падения в блудную пропасть всякую душу христиан православных! И нас покрой, и нас спаси, Владыко, теплым ходатайством дивной Твоей святой, славной и удивительной, Марии Египетской! Аминь».

http://www.pravoslavie.ru/put/45928.htm


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс