Материалы


Наследие Максима Исповедника

НАСЛЕДИЕ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА

Христианство - это совершенно новый способ быть человеком.

Максим Исповедник

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СВ. МАКСИМЕ ИСПОВЕДНИКЕ.

Св. Максим, Цареградец, рода знатного. Получив полное образование, и богословское, и философское, и всякое другое, какое требовалось в то время, он был взят Императором Ираклием в придворные и исправлял дела первого секретаря с успехом и достойной похвалою.

Когда поднялась монофелитская ересь, св. Максим уволился от дел, и поступил в Хрисопольскую обитель (641 г.). Когда потребовался новый настоятель в обители, он единодушно всеми избран был на сие служение.

[Монофели́тствохристологическая доктрина, признающая одну волю Богочеловека Иисуса Христа. Согласно монофелитству, во Христе две природы, но одна воля ― божественная. Монофелиты приписывали волю не природе, а Лицу Иисуса Христа.]

В октябре 649 г. в Риме состоялся Латеранский собор, где присутствовал и Максим Исповедник. Более 500 участников, сто пять епископов осудили монофелитство в официальном акте собора, который, как считают большинство исследователей, был написан Максимом.

Но монофелиты продолжали бесчинствовать. Максима в 653 году жестко призвали к ответу, и, после длительных бесчеловечных мучений и поруганий отослали Святого в далекое изгнание, в Мингрелью; и там заключили в Схемарскую темницу, где, прострадав три года, всякую терпя нужду. Св. Максим отошел ко Господу, утешен быв пред смертью неким известительным видением. Это было в 662 году.

Монофелитство было окончательно побеждено на Шестом ВС в Константинополе (680-681 гг.) – отцы Собора изложили православное учение о двух волях и двух действиях во Христе таким образом:

«Проповедуем, также, по учению святых отцов, что в Нём и две естественные воли или хотения, и два естественные действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслиянно. И два естественные хотения не противоположны (одно другому), как говорили нечестивые еретики, но Его человеческое хотение не противоречит и не противоборствует, а следует или подчиняется Его божественному и всемощному хотению.»

*****

Святому Максиму Исповеднику принадлежат несколько ключевых для православного богословия идей.

УЧЕНИЕ О ЛОГОСАХ

Понятие логоса не относится к материальному миру, который человек воспринимает органами чувств. Оно возникает в аскетической практике подвижников. Тот, кто сподобился благодатного дара видения невидимого, видит не просто вещи, внешние образы, события, поступки, процессы, но их внутренний смысл – логос. Совершенные, по словам Максима Исповедника: «зрят одни только логосы написанного, обнаженные от наложенных на них письменных знаков».

Логосы Божии – это внутренняя основа и сущность всего существующего. Это «смысл всех смыслов» (свт. Григорий Богослов). Святые отцы говорили о логосах как о «первообразах, которые существуют помимо чувств» (М.И.), как о Божиих «идеях-волениях, волящих мыслях» (И.Д.). Это идеи-прообразы, согласно которым Бог «и предопределил, и произвел все существующее» (Дионисий Ареопагит). Это Его мысли, ведь «Бог творит мыслью, и эта мысль … становится делом» (И.Д.). «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:12). Логосы – это и образующее начало всякой твари, и орудия, посредством которых Бог творит мир. Это «действующая причина всего сотворенного» (св. Василий Великий). Это и идея, и принцип, и закон тварного бытия, и цель, к которой тварь устремлена (М.И.). «В отношении к Богу – это Его идеи, хотения. В отношении к каждой вещи – ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее закон. В отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерении, план, правило» (С.Л.Епифанович).

Как мысли человеческие еще не весь человек, так и мысли Божии еще не весь Бог. Сущность Божия превышает Его идеи. Греческие отцы писали, что изволения Бога о мире находятся не в сущности Божией, а в том, что Ей последствует – в Божественных энергиях (действиях!). Божественные энергии, а значит и Его замысел о мире – вечны. Св. Иоанн Дамаскин называет логосы «предвечным и всегда неизменяемым Божиим Советом» (Советом – не в смысле «совещанием», а – «волеизъявлением»). Это не естество Божие, а мысль, общая воля Пресвятой Троицы, Слово Божие о мире. Именно эти мысли (логосы, слова), «извечные причины тварных существ» и образуют вечную реальность. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35) – значит, они реальнее привычной нам материальной реальности.

Слово – Второе Лицо Пресвятой Троицы. То Слово, чрез Которое все «начало быть», и без Которого «ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3) – это Божественная Ипостась, это Сам Бог, Его откровение в мир (Григорий Богослов). Тварный мир существует вне Бога, («не по месту, но по природе» -И.Д.), но логосами «засеяно» все пространство тварного мира. Таким образом, Бог сразу и «вне» и «внутри». Мир творится согласно логосам, но не сами логосы становятся тварными существами.

Нам незнаком такой тип взаимоотношений, аналогов ему в мире сем не существует. Блаж. Феофилакт Болгарский так выразил эту парадоксальность: «Слово, оставаясь тем, чем Оно было, стало тем, чем Оно не было».

Итак, мы живем одновременно в двух мирах – тварном, материальном – реальность которого удостоверяется нашими органами чувств, и другом, неявленном нам видимо. По М.И. вся тварь разделяется «на логос и внешнюю явленность». Видимое творение обладает духовными логосами. Бытие – совокупность логосов, переплетающихся друг с другом. Логосы являются как бы надмирной основой бытия твари. Их «уплотнение» образует всю видимую тварь. Весь мир как бы висит на логосах, имея в них свою истинную сущность.

Мы воспринимаем только внешние образы вещей. Максим Исповедник: «кто естество зримых вещей не определяет одним только чувством, но умом мудро взыскует смысл в каждой твари, тот находит Бога». Находит потому, что в каждом из сущих (в их логосах) сокрыты идеи, необходимые человеку для его обожения. Каждая тварь как бы показывает нам тропинку к Богу.

Коротко говоря, логос – это предопределенная Богом судьба и назначение всякого творения, его замысел, внутренний закон и движущая сила.

ТРОПОСЫ

Подвизающийся в духовном делании, по словам М.И. «принимает, словно даяния, естественные законы сущих, воспроизводя их в способах осуществления добродетелей». Эти начертанные в логосах тварей способы осуществления добродетелей св. Максим называет «тропосами». Весь материальный мир тогда – своеобразное символическое учебное пособие. Святитель Феофан Затворник называл мир «училищем благочестия».

То есть Максим вводит различие между понятиями смысла, (логос) и образа существования (тропос). Тварный мир существует в соответствии с божественным смыслом или замыслом, но образ его существования может не соответствовать замыслу. Исповедник вводит понятие смысл существования. Любое движение, если оно осмысленно, обладает также и свободой, и задачей его является осуществление "хорошего, нравственного существования", конечным результатом которого будет "смысл вечного существования". Иными словами, все это означает, что в тварном мире присутствует свободная воля, истинное назначение которой заключается в свободном движении по направлению к Творцу.

«Всех вещей существующих или имеющих быть, –говорит МИ, – твердо утвержденные логосы предсуществуют в Боге, в соответствии с которыми все вещи есть, и становятся, и пребывают, всегда приближаясь через естественное движение к их предположенным логосам. Они [эти вещи] <…> получают в соответствии с характером и мерой выбранного ими движения и склонности либо благо-бытие, вследствие добродетели и прямого движения к своему логосу, либо зло-бытие, вследствие порока и движения не в согласии со своим логосом.

Этот отрывок из Амбигв преподобного Максима показывает, что тропос существования человека может не соответствовать предначертанному Богом логосу его бытия вследствие злой воли человека. При этом воля человека может искажать не только свой тропос (способ существования), но и влиять на другие личности, изменяя их тропос существования.

Логосы неизменны и вечны в своем соответствии Промыслу. Но они не приводят к всеобщей детерминированности тварного мира. Представляя собой идеальный замысел Бога, логосы реализуются в бытии мира через посредство тропосов – «образов», способов существования тварных сущностей.

Между логосом и тропосом нет тождества. Если логос неизменен, то тропос может варьироваться в довольно широких пределах. Представленный логосом «идеальный» замысел о твари может быть и не исполнен, так как может от него сильно отклоняться в силу свободы разумной твари.

Хотя большинство творений послушно и строго следуют замыслу Творца, следуя своим логосам естества (именно их выражают так называемые законы природы, изучаемые естественными науками), у разумных существ – ангелов и людей – представленный логосом идеальный замысел может быть и не исполнен, так как они обладают свободой избрать свой собственный путь: с Богом и к Богу или без Бога и прочь от Него. В жизни человека его природный логос реализуется через тропос личного поведения, которое определяет его праведные или греховные поступки. А выбор поведения, того или иного способа действия, осуществляется с участием свободной воли человека.

Таким образом, понятия логосов и тропосов у преподобного Максима Исповедника имеют ключевое значение для понимания предопределения и свободы человеческой воли. С одной стороны, мир парадигматически как бы предопределен в логосах, но с другой – в реальном бытии существует разница между логосом и тропосом.

Это расхождение, по преподобному Максиму, задает и онтологический зазор между идеальным бытием в вечности и бытием во времени. В случае отсутствия такого расхождения, то есть в ситуации, когда тропос бытия волевой тварной сущности максимально соответствует ее сущностному логосу, логосу Промысла и логосу суда, реализуется благобытие, которое в конце времен, после Второго Пришествия, развернется в вечное и благое приснобытие (присноблагобытие).

Итак, поведение человека, образ его мыслей и действий, определяется свободным выбором. Собственно, именно в этом – и только в этом – проявляется человеческая свобода. Свободная воля человека выбирает, в терминологии преподобного Максима, тот или иной тропос реализации своего природного логоса.

В основе человеческой воли лежит благой логос естества. Но он вовсе не детерминирует волю человека: мы вольны выбирать между добром и злом, поскольку сам логос разумного существа определяет эту возможность. Однако в случае выбора зла человек изменяет логосу Промысла – с соответствующими последствиями для логоса суда.

Из сказанного выше понятно, что в реализации индивидуального логоса самую важную роль играет воля человека. О человеческой воле святой Максим Исповедник также высказывал неординарные для тех времен суждения.

ДВЕ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА

Вернемся к его спору с монофелитами. Аргумент М.И.: Если бы Христос располагал лишь одной волей, божественной (что неизбежно в случае, если воля – атрибут личности), это означало бы отсутствие в Нем свободной человеческой воли. Его тварная человеческая природа была бы пассивна, ее нельзя было бы назвать настоящей человеческой природой.

«В своём разъяснении проблемы двух воль во Христе святой Максим исходит из уже признанных данных триадологии. В Пресвятой Троице – три Лица и одна природа, но воля у Трёх общая, она едина, следовательно, воля связана с понятием природы, а не с понятием Лица, иначе следовало бы видеть в Троице три воли» (Лосский)

Этот сильный аргумент, показывающий, каким образом христология связана с триадологией и закладывающий основы православной антропологии.

Св. Максим тонко анализирует понятие «воля». Он различает два вида волений:

1. Воля естественная, которая стремиться к тому, что свойственно природе (приближение тропоса к логосу)

2. «Воля суждения» или гномическая воля, воля присущая личности, которой личность человека определяет направление воли естественной.

Нам трудно признать, что наша природная, естественная воля, не принадлежит человеческой личности. Как же так, она же МОЯ! Интуитивно мы ассоциируем естественное воление с собственным эгоизмом/самостью. А преп. Максим, основываясь на своем аскетическом созерцании, увидел тонкие различения внутри человеческой воли.

Мы, по М.И, по природе обладаем естественной волей, реализация которой зависит от нашего выбора, осуществляемого гномической волей (от греческого мнение, выбор). Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях, по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией. Когда он отведал от древа познания добра и зла, его естественная воля дополнилась гномической.

Феофан Затворник: «Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха и в человеке возникла воля выбора, гномическая воля.

Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро – зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Функцию выбора в падшем человеке исполняет гномическая воля.»

ЛОГОСЫ - ИНФОРМАЦИЯ

Логосы всего сущего присно пребывают в мире. В какой форме они предстают – нам доподлинно не известно. Как версия из около-научного мира – в форме торсионных полей.

В рамках естественной науки (в том числе теории информации и генетики), с логосами сотворенного естества (“мыслями-волениями” Бога о мире) можно связать информацию (“чертежи”, проекты), содержащуюся в той или иной вещи/организме, дающую человеку понятие о данной вещи/организме. Действительно, преп. Максим говорил, что «как предмет нашего познания логосы являются Божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, понятия…»

Во время творения той или иной сущности соответствующий логос («глагол Божий») «соприкасался» с миром (не смешиваясь с ним, т.е. не становясь тварным) и, как можно предположить, «проецировался» в нем в виде информации (содержащей понятие) о той или иной сущности. В соответствии с появившейся в мире уникальной информацией («чертежом», планом) из материи (вещества) образовывалась новая созданная Богом сущность.

То есть материя (вещество, вещи) — это энергия (квантовый суп), в определённом состоянии, зависящем от той информации, той программы, которую заложил Творец - Супернаблюдатель.

*****

Эффект наблюдателя впервые обнаружили в таком опыте.

Через 2 интерференционные щели пропускался единственный электрон. На экране перед сторонним наблюдателем появились минимумы и максимумы — это значит, что возникла четкая интерференционная решетка. Получалось, что электрон прошел сразу сквозь обе щели, что в случае частицы невозможно, зато если электрон проявляет себя в качестве волны, то именно сквозь обе щели одновременно он и должен был пройти.

Затем экспериментаторы решили проследить, как конкретно электрон преодолевает обе щели одновременно. Но стоило сделать прохождение щелей доступным для стороннего наблюдателя, как интерференционная картина исчезла с экрана. Казалось, электрон полностью утратил свою волновую природу и превратился в обычную частицу. И уж точно проходит сквозь единственную щель, радикально игнорируя другую. Поначалу это явление поразило экспериментаторов — получалось, что именно присутствие стороннего наблюдателя резко изменило условия эксперимента, напрочь отрубив волновую функцию электрона. Дальнейшие эксперименты подтвердили наличие «эффекта наблюдателя».

«Материя возникает и существует только под действием силы… Мы усматриваем за этой силой наличие некоего сознательного Разума, который и является матрицей всего сущего» Макс Планк, 1944 г.

Нобелевский лауреат Артур Комптон: "Для меня не сложно принять Бога, потому что там, где есть созидание, должен быть план. Вселенная создана по какому-то плану, следовательно, существует тот, кто разработал этот план".

Митрополит Макарий (Булгаков): «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем. Совершенно свободно, единым мановением воли (!). В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило».

Бог создал всё своими энергиями (действиями). Нетварные энергии пронизывают тварный мир, являются причиной его существования, вступают в отношение с тем, что не есть Бог, которое по воле Божией и приводят к бытию. По воле-хотению Пресвятой Троицы нетварными энергиями тварный мир поддерживается в его существовании в рамках закономерностей этого мира, задаваемых логосами.

Таким образом, творение мира Богом можно представить как материализацию вечных замыслов Бога (Его идей) о мире, причем необходимая для этого материя была сотворена Богом из ничего, и свойства этой материи породили тварные (физические) энергии.

*****

Человек (Наблюдатель) потенциально обладает способностью к материализации

В детстве все мы читали сказки, герои которых, при помощи волшебной палочки или заклинаний, легко материализовали из воздуха пищу, различные предметы, и даже живых существ. Но мало кому из взрослых людей может прийти в голову, что подобные чудеса можно проделывать на самом деле. Тем не менее история знает немало примеров, когда происходила материализация предметов.

Прежде всего это чудеса Иисуса Христа – как Он накормил 5-ю хлебами и 2-мя рыбами 5 тысяч человек. Но и христианские монахи и святые умели создавать продукты питания из пустоты. Сохранились древние рукописи, в которых описывается, как игумен Киево-Печерской лавры таким образом регулярно материализовал пищу для обитателей монастыря. Преподобные Сергий Радонежский и многие другие святые, почитаемые на Руси, также обладали таким талантом.

О ТВОРЕНИИ ЯЗЫКОМ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

У современных богословов встречается отождествление понятий Божественных энергий (действий!) Григория Паламы и логосов творения Максима Исповедника. Нам оно представляется не совсем правомерным, хотя эти понятия, безусловно, близки. Попробуем сопоставлить эти понятия с представлениями современной науки, может быть, станет возможным провести их различение.

Рассмотрим аналогию (конечно, неполную) между Творением Богом вселенной, материального мира (дома человечества) и строительством вполне конкретного деревянного дома. Что нужно для такого строительства? Нужны подходящие материалы и соответствующие действия – то есть к материалам необходимо приложить энергию. Но этого мало. Если строитель никогда раньше не видел дома, если он не знает, что делать с пилой и рубанком, а из гвоздей умеет изготовлять только ожерелья, вряд ли ему удастся выстроить нечто, пригодное для проживания – сколько бы энергии он не вложил в свое дело. То есть, чтобы что-то создать, нужно иметь план, проект строения, и обладать другой разнообразной информацией. Энергию и информацию отождествлять нельзя; другое дело, что энергия может служить носителем информации – как, например, электромагнитные колебания в человеческой технике переносят звук и изображение. Для этого они подвергаются модуляции, иначе говоря – «наложению» информации.

Бог сотворил мир из ничего. Материи в Его распоряжении не было, ее еще предстояло создать. Вселенная «создана из ничего, в том смысле из ничего, что не было первичной материи. Вечной материи нет, как вообще нет материи, а только энергия в ее различных формах, конденсация которой и является в форме материи» (свт. Лука Войно-Ясенецкий). Действительно, даже тварная энергия (та, о которой говорят физики) вполне подходит под определение «ничто» - ведь многие ее виды никак не воспринимаются человеком, то есть феноменологически для него не существуют. Тем более нетварная энергия (для визуализации которой, слава Богу, еще не изобретено физических приборов) может обозначаться как то самое «ничего», которое послужило субстратом для сотворения материи.

Материя и тварная энергия (будем называть ее физической и иметь в виду прежде всего – для удобства рассуждений - ее электромагнитную форму) есть, по сути, одно и то же. Представление о материи как о незыблемой тверди подверглось в физике 20 века решительному пересмотру. Атомы, из которых состоят все тела, расположены на огромных, по сравнению с их собственными размерами, расстояниях. В свою очередь, и они сами состоят практически из пустого пространства. Атомное ядро занимает всего лишь одну триллионную часть всего атомного объема. Остальное пространство атома занято электронным облаком, про носителей которого можно сказать, что они занимают какой-то объем чисто условно. Таким образом, материя представляет собой скорее крохотные островки субстанции в океане пустоты, нежели твердое вещество, воспринимаемое нашими органами чувств. Да и природа этих островков — элементарных частиц, выходит за рамки обыденного здравого смысла. По современным представлениям их следует рассматривать в качестве эфемерных сгустков энергии, которые удивительным образом одновременно сочетают в себе корпускулярные и волновые свойства. Можно говорить, что материя – это определенным образом организованная энергия.

Здесь физики не противоречат богословам. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий), например, в физической энергии, в частности, электромагнитной, видел нечто полуматериальное, при этом Божественную энергию он мыслил как некий субстрат, конденсацией которого в сотворении мира явилась вся тварная природа: «Всесозидающим и всепоглощающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана вселенная». Григорий Палама: «то, что является результатом энергии, есть тварь». В.Лосский: «Идеи предустанавливают различные модусы приобщения к энергиям, различные и неравные степени восхождения для различных категорий существ…».

Объединив эти представления, можно сформулировать такое утверждение: материя и физическая энергия – это феномены, возникающие из нетварной энергии путем внесения в нее упорядочения, организации. Замысла, плана, идеи, Логоса, Слова. А в современной терминологии – информации. Той самой, которая в количестве десяти в двести пятидесятой степени байт содержится в одной живой клетке.

И Божественные энергии и Логосы превечны, они – атрибуты вечного Бога. А материальный мир имеет начало – в том смысле, что когда-то его не существовало. Что произошло «в начале», что инициировало Творение? Святые отцы единодушно утверждают: в Божественной природе нет ничего, что являлось бы необходимой причиной создания тварного; Творение есть акт воли, а не акт природы.

Значит «участвовать» в Творении могли Божественные энергии и Божии мысли-воления. Но они существовали и до Творения. Может быть – они существовали по-отдельности, не сливаясь друг с другом, не «накладываясь» (если представлять их по аналогии с электромагнитными волнами) друг на друга? А волевой акт Творения как раз и состоял в том, чтобы «соединить» их друг с другом?

Тогда становятся понятными и утверждение Максима Исповедника, что тварный мир подвешен на логосах, и слова Филарета Московского «Тварные существа поставлены на творческом слове Божием, как на алмазном мосту, под бездной Божественной бесконечности, над бездной собственного своего небыитя». Вся материя, живая и неживая, есть Божественная энергия, приведенная в вещественное состояние Словом Божиим, иначе говоря – модулированная информацией, в которой «закодированы» различные уровни организации тварного мира. Материальный мир стоит, пока звучит Слово.

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35) – в этих словах залог нашего бессмертия. Изменится нечто в потоке информации и энергия сконденсируется в «другую» материю – такое уже было при Творении мира Ангелов.

*****

Сотворив наш мир, Господь не оставил Свое Промышление о нем – и Божественные энергии, несущие информацию, необходимую для поддержания должной организации всего сущего, продолжают поступать «в систему». Вот почему феномен жизни (и вообще то, что во Вселенной существует еще порядок) вызывает удивление физиков. Ведь доказано, что 2-й закон термодинамики действует всегда и везде. А из него вытекает, что в закрытой системе, каковой и считается Вселенная, растет энтропия, то есть порядок и организованность со временем должны сменяться хаосом. Просто система открыта – для Бога, и Его дары всегда приготовлены для нас. Сын держит все словом силы Своей – пишет апостол Павел в Послании к Евреям.

Например, жизненная энергия, та, которая, по Григорию Паламе, животворит тело человека. Она дается всем, рожденным на Земле, ведь все равны перед Богом. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Жизненная энергия дается человеку вне зависимости от того, хочет он ее принять, или нет. Здесь не место свободе выбора, поскольку без нее человека просто не было бы. Получает ее человек во время сна – недаром люди гораздо дольше могут не есть и не пить, чем не спать. И исходя из этого можно высказать предположение о «характеристиках» энергии.

Сон человека разделяется на периоды с различными частотами электромагнитных колебаний мозга. Во время так называемого «медленного сна», необходимого для поддержания телесной жизни, частота колебаний мозга близка к 1 герцу – то есть к одному колебанию в секунду. Видимо, эта частота как-то соотносится со способностью к восприятию Божественной жизненной энергии. Недаром святые отцы в один голос говорят о необходимости погружения ума в сердце во время молитвы. Ведь частота сердечных сокращений – около 60 ударов в минуту – это как раз один герц. Электроэнцефалографические исследования последних лет (проф. Слезин, Институт мозга) показали, что во время молитвы частота мозговых излучений снижается с 10-12гц, что обычно для состояния бодрствования, до 1-3 герц. Если еще добавить известные факты о том, что люди, постоянно пребывающие в глубокой молитве, могут почти не спать, становится вероятным, что частота колебаний в один герц является некоей особой частотой, на которой Бог «связывается» с человеком.

*****

Для «поддержания в порядке» всего разнообразия материального мира – вплоть до каждого отдельного атома - необходимо огромное количество информации (носителем которой является энергия). Она должна быть всегда и везде – для Бога нет категорий времени и пространства, они чисто человеческие. И тут физики не протестуют. Более того, о том же самом говорят феномен голографии, парадокс Эйнштейна-Розена-Подольского ( изменение квантового состояния одной из "спутанных" частиц, например вследствие измерения, приводит к мгновенному изменению состояния второй – мгновенная передача информации) концепция морфогенетических полей Шелдрейка: информация о всей вселенной содержится в каждой точке вселенной. Все эти умные люди, по сути, получили частичный доступ к «технической документации» мироустройства.

Среди этой информации обязательно должен быть огромный массив «технической» - как устроены атомы и молекулы, клетки, особи и виды живых организмов, языки человечества и все-все-все. Такая своеобразная «техническая документация». Бог закрыл ее для человека. Открывает Он эту информацию очень дозированно и только тем, кому Он Сам пожелает (Менделеев). Но человек стремится преодолевать любые запреты.

Именно запретную информацию о мире пытается изыскать человек с помощью нехристианских религиозных и оккультных практик (пример: чакры, тонкие тела – механизм распределения жизненной энергии в организме человека). Информацию о прошлом и будущем «извлекают» экстрасенсы, маги, колдуны, шаманы, предсказатели, гадалки... И все они мнят себя носителями «тайного знания» - это понятие коренится в гностицизме. Россияне на оплату их услуг тратят около 2 триллионов рублей в год

Церковь учит, что духовный мир реален и расколот конфликтом между добрыми ангелами, которые верны Богу, и ангелами падшими, которые, напротив, ищут разрушить Божие творение, и особенно отношения Бога и человека. Попытки залезть в духовный мир с черного хода приводят людей в контакт именно с этой падшей, темной, коварной и обманчивой частью духовного мира.

*****

Основной вопрос, который современная цивилизация задает миру – как он устроен; ну и еще, конечно, как мы можем использовать его для своих земных нужд, «что мы с этого будем иметь». И для решения этих вопросов использует горделивый человеческий рассудок – «сбежавший» из сердца разум. Святые отцы учили другому видению мира. В их представлениях, чувственный мир – это то, что Бог говорит человеку и о нем самом, и о Себе, и о Царстве будущего века. «Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечетленным во всем чувственном мире посредством символических образов» (св. Максим Исповедник). Но для этого нужно видеть сердцем. «Сердце имеет свои резоны, которых разум совсем не знает» (Б.Паскаль).

ПЯТЬ РАЗДЕЛЕНИЙ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА – еще одно прозрение святого.

Во всем бытии преподобный Максим различает следующие пары противоположностей:

нетварное - тварное,

небеса - земля,

рай - мир (за пределами рая),

дух - материя,

мужчина - женщина.

Создавая эти противоположности, Бог имел в виду гармонию, а не разделение и вражду. Их союз и полнота должны были осуществиться посредством человека, носящего образ Божий. Человек, наделенный естественной волей, которая есть не что иное, как естественная свобода, совпадающая с божественной волей и ведущая к Добру, был призван воссоединить в себе весь мир. Его назначение состояло в том, чтобы найти в этом мире Бога, дабы через человека мир мог вновь обрести своего Творца, вернуться к своему божественному Прототипу.

Однако человек пренебрег своим высоким призванием и злоупотребил своей свободой, что и послужило причиной грехопадения. Грехопадение совершается не на уровне творения, а на уровне движения, энергии, воли. Оно понимается как некое злонамеренное вмешательство, как обман, нарушивший гармонию всего творения. Прекрасный Божий мир распался на части, в него вошли смерть, противоречие, вражда и тьма. Но несмотря на это целью мироздания по-прежнему является всеобщее единство. Это единство восстанавливается в Воплощении Христа, в котором нетварная природа ипостасно соединилась с тварью. В Боговоплощении (которое преподобный Максим рассматривает как рекапитуляцию, или восстановление) Слово, божественный принцип мирового Разума, становится в центре творения, в центре мировой истории. В Нем снова примиряются Творец и тварь, небеса и земля, рай и мир, дух и материя, мужчина и женщина.

Современным языком можно сказать, что человеку заповедано восстановить целостность системы мироустройства.

Однако падшее человечество движется в прямо противоположном направлении. Даже на первой ступени (мужчина – женщина) вместо объединения (которое можно мыслить как брак на уровне тела или как развитие в себе комплексного восприятия/мышления, нивелирующего половые различия - на уровне психики) «просвещенное» человечество предлагает выделять 60 гендеров.

Лекция Галины Руссо в Воскресной школе храма



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс