Материалы

К святыням земли Архангельской

Верно подмечено, что живя в России, нель2.pngзя хотя бы иногда не путешествовать. Следуя этому мудрому правилу, участники православного молодёжного клуба «Встреча» каждый год отправляются в летний паломнический поход. Этот год для «Встречи» стал особенным, ознаменованным празднованием семилетия клуба. Под стать дате было выбрано и направление похода – в село Сура, на малую Родину небесного покровителя клуба святого праведного Иоанна Кронштадского, а если смотреть шире – то в Архангельскую область. Наш путь лежал на Русский Север – в край еловых лесов, заливных лугов, полноводных рек; край, согретый неярким северным солнцем, но хранящий истинные жемчужины Православия – рассеянные в лесной тиши монастыри, храмы, святые источники – и воспитывающий людей-носителей веры.

Хочется подчеркнуть, что в этом году поход проходил по системе «всё включено», так полюбившейся многим соотечественникам при выборе поездки на морские курорты. Однако, в наш поход были включены несколько иные категории, а именно: палатки, комары, дожди, холодные ночи, пешие переходы, лодочные переправы, сухие пайки (вместо супчика на костре!), ночные дежурства, рассветы, песни под гитару и, конечно, встречи и знакомства. Впрочем, обо всём по порядку.

Путь к святыням Архангельской земли начался с молебна в храме Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. Прямо от порога храма наш отряд во главе с духовником клуба протоиереем Константином (Головатским) направился на Ладожский вокзал и, спустя сутки, мы ступили на перрон города Архангельска. Впрочем, кто такие «мы» заслуживает отдельного слова. В этом году число участников похода было велико – двадцать три человека, так что мы представляли собой довольно внушительную группу. В составе отряда были как постоянные участники клуба «Встреча», так и те, кто совсем недавно к нам присоединился. А самая интересная походная судьба была у Григория Салюкина, приехавшего в Петербург из Ульяновска навестить сестру и в итоге отправившегося вместе с ней в далёкий путь. Истинный пример братской заботы и единомыслия! Самому юному паломнику в отряде было всего 8 лет – в этом году вместе с матушкой Еленой и старшими сыновьями о. Константина Толей и Колей в свой первый поход пошёл Ваня. Сразу скажу, что он блестяще справился с поставленной задачей, несмотря на все трудности, и очень порадовал многочисленных желающих поиграть с ним. Руководил походом Павел Фокин при постоянной и бдительной поддержке Екатерины Баландиной. Не ошибусь, если сразу от имени группы скажу спасибо капитану и его помощнице за их нелёгкий и неусыпный труд!

10.pngВозвращаемся к походу! Не успели мы ступить и шагу по прибытию в Архангельск, как нас плотно окружили. Нет, это были не таксисты и не местные преступные группировки, специализирующиеся на поимке рюкзаков с незадачливых туристов. Нас встречали ребята из молодёжной общины храма св. Мартина Исповедника во главе с иереем Александром (Дятловым)! Благодаря им, нашим дорогим радушным хозяевам, мы ощутили всю широту северного русского гостеприимства. Судите сами: нас встретили, отвезли на автобусе к храму, устроили для нас необыкновенно вкусную и обильную трапезу, познакомили нас с историей и святынями храма, после чего мы все вместе помолились за всенощным бдением на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. А ещё была прогулка по набережной Северной Двины с небольшой фотосессией на память у 1.pngмногочисленных памятников. Особенно запомнился памятник святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским, рядом с которым было целое дерево с замочками. Оказалось, к памятнику приезжают молодожёны попросить молитвенной помощи в семейной жизни и сфотографироваться на память, ну а некоторые ещё и замочки вешают. Наверное, чтобы семья крепче держалась. А если железо проржавеет? Где тогда рецепт семейного счастья искать?

Наша экскурсия по Архангельску продолжилась на следующий день после праздничной литургии. Мы познакомились с храмами города, в том числе со строящимся на набережной храмом Архистратига Божия Михаила. Как-то особенно греет сердце, что в Архангельске будет величественный храм, посвящённый небесному покровителю города, так что в небе над городом практически с любой точки будут видны купола, увенчанные крестами. Так должно быть, таков облик всех исконно русских городов, близкий нашей душе и сердцу.

А ещё в этот день мы посетили домовый храм Северного Арктического Федерального Университета, расположенный в стенах ныне упразднённой духовной семинарии города Архангельска. Именно там постигал знания студент Иван Сергиев, которого сейчас все знают как святого Иоанна Кронштадского. Настоятель храма протоиерей Евгений (Соколов) нашёл время и провёл с нами очень поучительную серьёзную беседу, которая, несомненно, духовно обогатила каждого из нас.

А дальше наш путь лежал в Карпогоры и уже глубокой ночью, переправившись через реку Пинегу на лодке, мы оказались в Артемиево-Веркольском монастыре. Сразу скажу, что и ночная переправа через реку, и о. Тимофей, встретивший нас на повозке с лошадкой и избавивший нас от рюкзаков, и удивительная бархатная тишина, и чудесное исчезновение комариных стай на монастырской стороне реки (нет, честно!) произвели должное впечатление: стало ясно, что мы находимся в совершенно особом мире. Ночевать нам предстояло в кельях для трудников с довольно аскетичной обстановкой: кровати, умывальник с ковшиком и ведро с водой. Далее случилось невероятное: невзирая на ночное время, весьма бодрящую температуру воздуха и назначенный ранний подъём, практически все отправились купаться в Пинеге, исключение составили особо немощные, например, келарь группы.

Утром после достаточно плотной трапезы с необыкновенно вкусным свежевыпеченным хлебом и молоком (зачем нас было кормить? ещё не работали!) мы отправились на литургию в наполненный солнечным светом Артемиевский храм. Монастырское богослужение всегда особенное, удивительное, но удивительнее всего был поющий отрок: мальчик лет одиннадцати в одиночку пел на протяжении всей службы. Вопрошённый матушкой Еленой, регентом нашего любительского хора, не страшно ли ему одному на клиросе, поющий отрок честно признался: «Страшно. Но что поделать, надо». Вот такие люди трудятся и воспитываются в Веркольском монастыре! Вслед за службой пришла очередь послушаний: кто таскал кирпичи, кто окучивал капусту, кто – полол свёклу, но работы хватило на всех. Точнее не хватило, время пролетело незаметно, и уже после обеда (да, нас накормили и во второй раз!) о. Лазарь провёл для нас содержательную экскурсию по монастырю, после которой все желающие, а таковых было большинство, отправились в путь к церкви на Ежемени, на месте преставления святого праведного отрока Артемия. Дорога к храму вела нас через луг невероятной 3.pngкрасоты и гармонии, пестревший от множества цветов. Там росли и лиловые герани, и белые нивяники, и жёлтые ястребинки и кульбабы, и ещё многие другие представители северной флоры. Флористический список данного луга можно было бы продолжить и расширить, однако, данная статья ни в коей мере не является трудом по систематике. Двери храма были закрыты, ключ, имевшийся в распоряжении коллектива, не подошёл, так что молебен с акафистом был отслужен прямо в поле под открытым небом. И это было хорошо и в какой-то мере правильно, ведь односельчане нашли покойного отрока Артемия в поле под открытым небом, и под открытым небом в лесной чаще тридцать три года покоилось его нетленное тело.9.png

Вернувшись и с грустью простившись с гостеприимным монастырём, мы переночевали в комарином царстве на высокой горке, откуда утром нам предстоял преизящнейший спуск. Все справились, обошлось без жертв! А далее наш путь лежал в Суру, в родное село Иоанна Кронштадского. Нам предстояло пройти тот путь, который сам Иоанн Кронштадский, наверняка, не раз преодолевал в детстве и отрочестве. Путь проходил под довольно ярким солнышком и был ознаменован тремя встречами. В первую очередь мы познакомились со строящимся храмом преподобного Сергия Радонежского в деревне с певучим названием Новолавела. Вторым нас встретил колодец, угостивший изжаждавшихся путников студёной водой. А за околицей деревни нас поджидал подвесной мост. Или это мы его встретили? Но встреча была неизбежна, равно как и переход по нему неизбежно запечатлелся в нашей памяти. Это было великолепным упражнением на координацию собственных движений с движениями соседа, поскольку излишний резонанс привёл бы к массовому купанию в одежде вместе с рюкзаком в довольно быстрой реке.

8.pngНо вот впереди показался белоснежный Никольский храм Сурского Иоанновского монастыря. Мы дошли! Лагерь был разбит на живописной ромашковой поляне за окраиной села. В праздник святой равноапостольной княгини Ольги мы побывали на литургии в Никольском храме, а потом стараниями отца Алексея и матушки Наталии для нас были приготовлены баня и чаепитие. Нашей благодарности не было конца! Вот оно, истинное радушие и гостеприимство, которое жило и будет жить в русском народе! Пустить целую группу немытых паломников в домашнюю баню на помывку – дело непростое и вместе с тем – радостное. А ещё в этот день пятёрка самых смелых участников похода участвовала в крестном ходе в Большую Нюхчу, где была отмечена усиленная деятельность сектантов. «Крестный ход идёт и ад трепещет» - так верит русский народ. Хочется надеяться, что теперь жители Большой Нюхчи найдут веру истинную, представители которой столь массово и усердно побывали у них в гостях. Вечером, очищенные во всех смыслах, мы поздравляли нашу именинницу, Ольгу Мынэскуртэ, с днём тезоименитства. В качестве подарка ей были преподнесены все ромашки с поляны, ставшей нашим домом. Условно, конечно; ни одна ромашка не пострадала, все остались расти на своих местах. Также были организованы традиционные для наших походов шашлыки, однако, радость от шашлычной посиделки, равно как и угли, были подмочены дождём, зарядившим на всю ночь.4.png

Следующий день, начавшийся с нетривиальной песенно-гитарной побудки, принёс экскурсию по Суре, открытую презентацией-уроком в местной школе, поездку на Никольский источник, посильный труд в помощь монастырю, молебен с акафистом Иоанну Кронштадскому…и всё. Не успели мы свернуть лагерь, как прямо в нашем ромашковом царстве материализовался ПАЗик, доставивший нас в Карпогоры. В итоге, в 5 утра, заспанные, но готовые к дальнейшим приключениям мы снова ступили на перрон города Архангельска.

Наш дальнейший путь лежал в окрестности Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, где нас уже ждали на базе «Преображение», куда нас ещё в Архангельске пригласил игумен Варсонофий (Чугунов). Нужно ли говорить, что приняли нас как родных: накормили, напоили и спать уложили? Восстановив силы после почти бессонной ночи, силами творческой группы мы поучаствовали в инсценировке поэмы «Русский крест» Николая Мельникова (http://redactor3.narod.ru/stihi/russkiykrest.htm). Текст поэмы нам прочитали за трапезой по аналогии с чтением житий святых, положенных по монастырскому уставу. Наверное, большинство впервые услышало эти бесхитростные стихи, но они проникновенны, они идут в душу, поскольку сами говорят о тайне возрождения души и России. Наступил вечер, и сначала это был театральный вечер с показом инсценировок двумя творческими группами – юными архангелогородцами и нашими ребятами. Певческое смысловое наполнение нашего видения поэмы на высшем уровне обеспечили отец Константин и матушка Елена. Для наиболее стойких вечер продолжился у костра, где мы познакомились с обитателями базы и с прибывшими паломниками.

6.pngА на рассвете, который наступил спустя три часа после отбоя, был совершён крестный ход в Антониево-Сийский монастырь. Нужно сказать, что расстояние в десять километров было преодолено за два часа, то есть темп передвижения крестного хода был достаточно спортивным. Но прекрасный рассвет над озёрной гладью, тишина и свежесть раннего утра и молитвенное пение крестоходцев наполняли душу радостью. По приходу в монастырь игумен Варсонофий отслужил молебен святому преподобному Антонию Сийскому, основателю монастыря. Восстановив силы, все участники крестного хода смогли помолиться за литургией. После обеда нас ждала экскурсия по монастырю и беседа с о. Варсонофием о современной жизни монастыря.

К сожалению, окончание беседы ознаменовало и завершение нашего пребывания на архангельской земле. У ворот монастыря нас ждал белоснежный комфортабельный автобус, несколько странно воспринимавшийся после десяти дней в спартанских условиях, который и доставил нас прямо на вокзал Архангельска. В последний раз – уже в четвёртый – мы поднялись на перрон, где нас ждали ребята из молодёжной общины храма Мартина Исповедника. Круг замкнулся. Очень не хотелось расставаться с ребятами, с такой любовью принимавшими нас, но вагон качнулся, поезд набрал ход и помчался по железным путям. Спустя сутки, мы вышли на Ладожском вокзале Санкт-Петербурга. Десять дней прошло в путешествии по святым местам Русского Севера; не просто прошло, а пролетело, настолько ярким, интересным и насыщенным был каждый день. Конечно же, каждый из нас вернулся обновлённым и полным впечатлений, познакомившись с прекраснейшими местами нашей Родины и не менее прекрасными людьми – членами нашей большой походной семьи. Ребята, спасибо вам! Отец Константин подвёл итоги похода и сказал напутственное слово. Поход был объявлен завершённым! До следующего лета, друзья! До будущего похода!

Все фотографии похода можно посмотреть здесь:

Автор текста и фото:

Елена Ильина

Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50