Объяснять богословские истины простым языком - не так-то просто. Но это хорошо умеет делать Валерий Аппаков - чтец из небольшого прихода святого Романа Сладкопевца. Мы предлагаем вниманию читателей отрывок из его лекции.
Прежде всего надо понять, что сотворенный человек (как впрочем и любое творение) не имеет в себе жизни. Жизнь имеет только Бог - Он, собственно, и есть Сама Жизнь (Ин.14:6).
Человек - это душа в теле. Душа Адама, будучи соединенной с Богом, оживлялась Им, и сама, в свою очередь, оживляла тело. Поэтому человек был бессмертным.
Всё изменилось после грехопадения. Разорвав единство с Богом, душа Адама умерла - как и предупреждал Бог (Быт.2:17) и, свою очередь, перестала оживлять тело. Оно стало похоже на веточку, оторванную от дерева и поставленную в стакан с водой - вроде бы живёт, но на самом деле мертва и рано или поздно сгниёт. Так грех вошел в нашу природу, а грехом – страдание, гниение и смерть.
После грехопадения «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Все мы – многочисленное, разномастное и разноликое человечество – родились от падшего праотца уже мертвыми. Мертвые родители рождают мертвых детей!
Поскольку Адам добровольно отверг Бога, то надо было, чтобы человек так же свободно отверг диавола. Но сделать этого никто не мог, потому что человек находится в рабстве греха (Рим.7:14 - 25) и страха смерти (Евр.2:15).
Божий Сын, воплотившись, становится первым с момента грехопадения человеком, свободным от греха, и диавол не может заставить Его согрешить. Всех заставляет, а Его не может – «идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30)!
Абсолютным послушанием Отцу – даже до крестной смерти – Христос искупает нашу падшую природу. А в Воскресении, Вознесении и схождении Духа даёт ей новую жизнь.
Это происходит в Таинстве Крещения! Христос сообщает человеку искупительную силу Своей смерти, оживляет душу, освобождая её от греха, изгоняет диавола, и дарит Христианину благодатную силу Своего Воскресения.
Все люди, без малейшего исключения, призваны к этому! Однако откликаются на Евангельскую проповедь далеко не все, потому что не все люди готовы менять свою жизнь через покаяние.
А тем, кто внял словам: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф.3:2; 4:17) и откликнулся на них, дана возможность навсегда соединиться с Богом в Иисусе Христе. В этом таинственном соединении преодолевается смерть – её больше нет – душа Христианина оживляется Богом и снова получает от Него бессмертие.
А что же тело? Оно сотворено из земли (Быт.2:7), принадлежит ей и в неё уйдёт (Быт.3:19). Чтобы, преобразившись вместе с землей во Втором Пришествии Христовом, воскреснуть и соединиться с душой, живущей Богом.
И, в конечном итоге, войти в Царство Троицы - Нового Неба и Новой Земли, где Бог будет "всё во всём" (1Кор.15:28).