Материалы


Глобализация в истории человечества. Вавилон и Пятидесятница

Глобализация в истории человечества. Вавилон и Пятидесятница

Валентин Катасонов 


Современные безумные последователи Нимрода строят долговые башни-пирамиды из производных финансовых инструментов …

На праздник Троицы (Пятидесятницы) все христиане на церковной службе читают кондак:

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Вот перевод этой молитвы: Когда Вышний сошедши смешал языки, то Он тем разделил народы; а когда подал огненные языки, Он призвал всех к единству (веры), и вот мы все единодушно прославляем Всесвятого Духа.

В указанных словах заложен глубокий смысл. Они отражают отрезок человеческой истории длиной примерно в четыре тысячи лет - от вавилонского столпотворения до рождения христианства и наших дней. На этом отрезке мы можем увидеть три важнейшие вехи мировой истории, которые можно назвать тремя крупнейшими проектами глобализации.

Проект первый - построение в Вавилоне примерно 2 тысячи лет до Р.Х. «башни до небес», которое осуществлялось под руководством тогдашнего правителя Нимрода. Вавилон - знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада. Детали этого проекта описаны в главе 11 Книги Бытие. Даже люди, слабо знакомые со Священным Писанием, знают, что строительство башни послепотопными людьми представляло собой попытку возвыситься над Богом. Тогдашние людибыли склонны к греху, они хотели грешить, но при этом искали возможность избежать кары Бога. Им казалось, что «башня до небес» позволит им спастись, если Бог задумает наказать их еще раз потопом.

На строительство стеклись тысячи и тысячи людей из разных уголков земли. Все они были потомками Ноя и, что очень важно, говорили на одном языке. Священное Писание говорит о том, что было некогда время, когда "на всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11:1). Потомки Ноя и его сыновей (Иафета, Сима и Хама) воодушевленно трудились на рытье котлована, заготовке смолы, обжиге кирпичей, кладке стен, сооружении дорог и т.д. Этот трудовой энтузиазм строителей был откровенным вызовом Богу. Кара последовала незамедлительно. Читаем в Книге Бытие:

- И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

- И сказал Господь: ведь народ один и язык один у всех; и такое стали они делать; а теперь не будет для них недостижимым все, что они задумают сделать?

- Сойдем же и смешаем там язык их, чтобы они не понимали речи друг друга.

- И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.

- Поэтому наречено ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по лицу всей земли.

Итак, Господь разделили людей на отдельные группы, каждая из которых стала говорить на своем языке, который, во-первых, отличался от того, на котором они говорили до этого; во-вторых, каждый новый язык отличался от всякого другого нового языка. Языки стали барьерами для общения между представителями разных групп, а языковые группы образовали народы. Народ отличается от народа в первую очередь именно языком. Кровь - признак вторичный. Проживая в рамках одной языковой группы люди вольно или невольно становились близкими или дальними родственниками, между ними возникало кровное родство. Языки стали, по замыслу Бога, барьерами, которые затрудняли распространение разного рода разрушительных идей и проектов, духовных «инфекций». Несмотря на это, как мы знаем, человечество потихоньку деградировало, продолжало удаляться от Бога, погрязая в язычестве и беспутстве. Между прочим, стал забывать Бога даже еврейский народ, который был избран Богом для того, чтобы спасать не только себя, но и все другие народы. Этот избранный народ не сумел выполнить возложенной на него миссии. Напротив, он посчитал себя выше других народов, а религию Моисея подменил на ложное учение фарисеев. За что впоследствии и был наказан Богом.

Проект второй - пришествие Бога на Землю в виде Иисуса Христа, второй ипостаси Божественной Троицы. Я не буду сейчас говорить о земном служении Иисуса Христа, о Его учении, о Его распятии и воскрешении. Земная жизнь Спасителя завершилась Его Вознесением. А через десять дней после этого и на пятидесятый день после Его Воскресения на апостолов произошло сошествие Духа Святого (третьей ипостаси Божественной Троицы). Это чудесное сошествие, преобразившее апостолов, называется Пятидесятницей. Оно описано в Книге Деяний апостольских (глава 2, стихи 2-11). В том числе они получили дар говорения на иных языках. Читаем (стихи 4-11):

и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Дарование такой способности апостолам было предречено Господом (см. Марка 16:17). Смысл этого дара - проповедь христианства всем народам. Дух Святой - символ духовного единения народов во Христе. Стяжание Духа Святого апостолами, учениками апостолов, учениками учеников и т.д. будет постепенно формировать новую общность людей, которую святые отцы называли Церковью, народом Божиим, христианской цивилизацией. Наш святой Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это глобализация христианства. Она выразилась в распространении учения христианства по всем уголкам земли и в появлении церковных общин и приходов во многих странах мира. Наконец, эта глобализация проявилась в том, что на протяжении более тысячи лет существовала Византийская империя, которая на христианских началах объединила десятки народов. Византия была, по словам нашего старца Филофея «вторым Римом». А затем на смену ей пришел «третий Рим» в виде Святой Руси. Она христианством охватила уже более сотни народов. Все это конкретно-исторические формы проекта христианской глобализации и христианской цивилизации. Послав нам Дух Святой, Иисус Христос дал нам, христианам как бы противоядие против того наказания, которые люди получили за строительство Вавилонской башни. Господь поставил препоны длячеловека, склонного к подобным богоборческим проектам, и дал ему (человеку) «утешителя» (Духа Святого), который направил его энергию в русло конструктивного строительства (строительства земной церкви).

Третий проект - строительство единого мира на принципах, противоположных христианству. Это откровенно богоборческий проект нашего времени, который в современной литературе часто называется просто «глобализация». При этом выделяются разные ее аспекты: финансовая, экономическая, информационная, культурная и т.д. Фактически это попытка повторить опасный проект Нимрода, который строил «башню до небес». Только современные Нимроды еще более безумны по сравнению со своим вавилонским предшественником. Тот строил башню из кирпича и смолы. А современные Нимроды строят долговые башни-пирамиды из производных финансовых инструментов.

Языковые барьеры, воздвигнутые четыре тысячи лет назад, современным падшим человечеством размыты до предела. Английский язык становиться языком проекта построения современной Вавилонской башни-пирамиды. Мы живем в постхристианскую эру, когда второй проект глобализации (христианской) уже почти полностью завершен. Еще в начале ХХ века (сразу же после окончания первой мировой войны) святитель Николай Сербский с прискорбием констатировал агонию европейской христианской церкви. Наши российские новомученники и старцы ХХ века предсказывали что не за горами времена, когда из православных храмов уйдет Дух Святой и воцарится «мерзость запустения».

Чтобы этого не произошло при нашей жизни, мы должны помнить постоянно о двух предыдущих глобализационных проектах. Один из них должен приводить нас в чувство и охлаждать наши безумные попытки жить без Бога. Другой должен вселять в нас веру и надежду.

Мне чуть ли не каждый день приходится быть свидетелем разговоров и острых споров, в которых ищутся ответы на животрепещущие вопросы: Как нам спасать Россию? Как нам восстанавливать единство братских народов - великороссов, малороссов и белорусов? Как нам возрождать некогда единую страну (которая называлась сначала Российской империей, а затем Советским Союзом), населенную десятками народов, говорящих на разных языках и даже принадлежащих к разным религиям и конфессиям?

Увы, чаще всего обсуждаются какие-то проекты евразийской интеграции, славянского братства на основе общей культуры, создания единого экономического пространства СНГ и т.п. Все это утопии и самообман (про откровенный обман я вообще умалчиваю).

Новый Завет и история христианства подсказывают нам ответ: спасение, восстановление, возрождение возможны только через стяжание Духа Святого. Только Он может объединять,укреплять и созидать. Праздник Пятидесятницы - напоминание христианам о том, что они должны отвергнуть современный проект богоборческой глобализации. У нас, христиан есть свой проект глобализации, который стартовал две тысячи лет назад. Именно об этой христианской глобализации поется в Тропаре по случаю праздника Святой Троицы:

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Перевод:

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрых ловцов [человеков], ниспослав им Духа Святого, и через них привлекший всю вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Мы каждый день читаем Символ Веры, произнося слова: «верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». В некоторых переводах «Соборная» заменяется на близкое по значению «Вселенская». Слово «Вселенская», в свою очередь, означает «глобальная», «всемирная». Праздник Троицы лишний раз напоминает нам, что мы не только можем, но даже обязаны участвовать в глобализации, но не в проекте Нимродов, а в проекте Христа.

Валентин Катасонов, доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф.Шарапова

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/05/globalizaciya_v_istorii_chelovechestva_vavilon_i_pyatidesyatnica/



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс