Материалы


Успешные мужчины, неудачники по жизни и Христос

Успешные мужчины, неудачники по жизни и Христос

Эти мужчины - успешные и состоявшиеся мужчины, состоятельные мужчины, добрые хозяева. Они – люди, в этом мире уважаемые, можно сказать элита, именно поэтому хозяин зовет прежде их. Но они не идут на вечерю к своему Другу. Не идут поглощенные своим мужским делом - бизнесом и семьей. Что Хозяину остается делать? Звать неудачников по жизни…

Успешные мужчины, неудачники по жизни и Христос

***

В прошлое воскресение читали в храме притчу об ужине, на который отказались идти званые и лучшие друзья хозяина. В Евангелие от Матфея есть практически идентичная по смыслу причта о брачном пире.

Традиционно в Церкви под званными в обоих случаях в первую очередь подразумевают иудеев. Позволю себе не согласиться. Эти притчи обличают именно и только мужчин, притом успешных, мужчин с умом и "правильными" руками.

Притчей, обличающей именно неприятие иудеями Сына Божия Иисуса Христа, является причта о злых виноградарях.

В нашем же случае званые мужчины отказывались придти на ужин не по религиозным причинам. Один купил землю, другой волов, третий женился. О чем это говорит? Эти три мужчины - успешные и состоявшиеся мужчины, состоятельные мужчины, добрые хозяева. Они – люди в этом мире уважаемые, можно сказать элита, именно поэтому хозяин зовет прежде их.

Но они не идут. Не идут поглощенные своим мужским делом - бизнесом и семьей.

Я имел честь познакомиться лично в прошлом году с одним действительно достойнейшим и умнейшим мужчиной. Он вышел на пенсию в чине полковника, участвовал в ряду первых лиц в организации ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Ученый, успешный организатор и начальник, в подчинении которого был большой коллектив в более 500 человек. Он - реальная элита России.

Но… Как стало ясно из нашего разговора, человек он неверующий. Он - не озлобленный атеист, просто неверующий. Если бы он стал епископом Томской епархии, за десять лет у нас было бы построено в городе минимум пять, если не десять храмов. И это не преувеличение. Это по его возможностям. Ибо он участвовал в сверхграндиозном строительном проекте постройки саркофага над Чернобыльской АЭС и системы охлаждения под разрушенным реактором.

***

Если про саркофаг знают все, то о сложнейшей системе подземного охлаждения под Чернобыльской АЭС не всем известно, и тем более мало кто понимает ее значение. Между тем без нее ядерное топливо постепенно бы начало прожигать земную породу и погружаться вглубь земли. Ядерное топливо способно прожечь и километры гранита, и километры базальта. Без системы охлаждения через энцать лет на территории Чернобыльской АЭС был бы самый натуральный радиоактивный вулкан, через который наружу пробивалась раскаленная магма.

Чернобыльская АЭС, закрытая железобетонным саркофагом

Чернобыльская АЭС, закрытая железобетонным саркофагом

Настоящими мужчинами и героями за полгода была проделана ценой жизни и здоровья титаническая работа, которая спасла Европу от страшной катастрофы. И которая, кстати, ждет Японию. Там ядерное топливо с Фукусимской АЭС постепенно проваливается вглубь земли. Великая и высокотехнологичная Япония, страна бесстрашных самураев не смогла сделать за два года то, что сделали русские мужики и ученые за полгода.

Май 1986 года, Чернобыль. Участники ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС в ночь с 22 на 23 мая 1986 года

Май 1986 года, Чернобыль. Участники ликвидации пожара на Чернобыльской АЭС в ночь с 22 на 23 мая 1986 года

***

Сколько я вижу в мире настоящих деятельных мужиков, умных работящих, успешных, но я их не вижу на вечере Господней – на Литургии в храме. Зато у нас полно в храмах всяких реально ущербных, бестолковых и болящих мужчин - "нищих, увечных, хромых и слепых".

Эти притчи о пирах показывают, что Бог зовет к Себе прежде всего мужскую элиту, отдавая должное их способностям. Но настоящие мужчины не идут... Зачем им Бога, они сами как боги на этой земле - у них власть, деньги, женщины...

Что Ему остается делать? Звать неудачников по жизни…

Между тем не неудачники должны быть на пиру, а лучшие из лучших.

Не богатство, процветающая фирма, хозяйство, не элитные мерсоволы в гараже, не красивая жена и много детей - успех мужчины. Самый главный успех в жизни настоящего мужчины - войти в Царствие Небесное, причем с семьей - с женой и всеми детьми.

При этом мужчина должен измениться, т.е. одеть брачную одежду. Как измениться и в какую одежду одеться, Господь сказал в Нагорной проповеди (Евангелие от Матфея, главы 5 - 7).

Мужчина должен приобрести помимо земных совершенств и благ (достаток, земли, волы, семья) также и некие духовные совершенства, которыми обладает пригласивший их Хозяин и Друг: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48).

***

Блаженный Феофилакт Болгарский так пиал об этом:

"А человеколюбие Божие дарует сие Царство другим грешникам, которые слепы разумными очами, не понимают, что есть воля Божия, или и понимают, но хромы и неподвижны к исполнению оной, и нищи, как лишившиеся небесной славы, и увеченные, как не обнаруживающие в себе непорочной жизни. К сим-то грешникам, блуждающим по широким и пространным путям греха, Отец Небесный посылает с приглашением на вечерю Сына Своего, который стал рабом по плоти, пришел позвать не праведников, но грешников (Мф. 9:13), и обильно угощает их вместо тех разумных и богатых, и угождающих плоти.

***

Ниже прилагаю собственно текст притч, о которых шел разговор, так же их толкования Феофилакта Болгарского, в которых раскрывается, что именно мужской элите мешает придти к Богу в гости.

Причта о большой вечере (ужине)

"Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных" (Лк. 14:16-24)

Вот, что писал на отрывок из Евангелия от Луки блаженный Феофилакт Болгарский:

"А они "начали все извиняться", то есть как бы сговорясь за одно. Ибо все начальники иудейские отказались иметь Иисуса Царем, и потому не удостоились (вкусить) вечери, кто по любви к богатству, кто по любви к удовольствиям.

Ибо под теми, из которых один купил землю, а другой - пять пар волов, можно разуметь пристрастных к богатству, а под женившимся - сластолюбца.

Если хочешь, пожалуй, разумей под купившим землю того, кто по мудрости мирской не принимает таинства (спасения). Ибо поле есть мир сей и вообще природа, а кто смотрит только на природу, тот не принимает сверхъестественного. Итак, фарисей, быть может, заглядевшись на землю, то есть наблюдая только законы природы, не принял того, что Дева родила Бога, так как это выше природы. Да и все хвалящиеся внешней мудростью из-за сей земли, то есть из привязанности к природе, не признали Иисуса, обновившего природу.

Под купившим пять пар Волов и испытывающим их можно разуметь и человека, привязанного к веществу, который пять чувств душевных совокупил с телесными и душу сделал плотью. Поэтому, как занятый земным, он не хочет участвовать в духовной вечери. Ибо и премудрый говорит: "Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом" (Сир. 38, 25).

А под отпадающим из-за жены можно разуметь пристрастного к удовольствиям, который, пристав к плоти, союзнице души, и будучи с ней одно, как совокупившийся с ней, не может угодить Богу. Можешь все это разуметь и буквально; ибо мы отпадаем от Бога как из-за пары волов, так и из-за женитьбы, когда привязываемся к ним, на них исстрачиваем всю жизнь, из-за них трудимся даже до крови, а Божественного ничего, ни мысли, ни изречения, не помыслим, не исследуем" [http://feofilakt.ru/ot-luki/blog/stranitsa-3 ].

Причта о брачном пире

Причта о брачном пире

"Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных" (Мф. 22:1-14)

Вот, что писал на отрывок из Евангелия от Матфея блаженный Феофилакт Болгарский:

"Подобно притче о винограднике, и эта притча изображает неверие иудеев, только первая притча говорит о смерти Христа, а эта - о брачной радости, то есть о воскресении. Кроме того, обличаются здесь более тяжкие грехи иудеев, чем в первой притче. Там, когда у них требовали плодов, они убили требовавших, а здесь совершают убийство, когда их приглашают на пир.

Бог уподобляется человеку-царю: Он не является таким, каков Он есть, но таким, каков Он по отношению к нам. Когда мы, как люди, подверженные немощам человеческим, умираем, Бог по отношению к нам является как человек; когда же мы становимся богоподобными, тогда Бог стоит в сонме богов; наконец, если мы живем, как звери, то и Бог оказывается для нас тигром, леопардом или львом. Бог творит брачный пир для Сына Своего, сочетавая Его со всякой благообразной душой. Жених - Христос; невестой же является и церковь, и всякая душа. Рабы, посланные сперва, - это Моисей и современные ему святые; им евреи не поверили, но огорчали Бога в пустыне сорок лет и не восхотели принять слово Божие и радость духовную. Потом посланы были другие рабы-пророки, но и из них евреи одних убили, как Исайю, других унижали, как Иеремию, которого повергли в грязный ров. Более умеренные отказались от призыва, и одни ушли на поле свое, то есть погрузились в плотскую, сластолюбивую жизнь, ибо у каждого поле - это его тело; другие удалились на торговлю свою, то есть уклонились к корыстолюбивой жизни, ибо торговцы - самый корыстолюбивый народ.

Таким образом притча показывает, что от духовного брачного пира, то есть соединения со Христом и наслаждения духовного, люди удаляются всего больше из-за двух следующих страстей: или по причине сластолюбия, или вследствие любостяжательности" [http://feofilakt.ru/ot-matfeya/blog/stranitsa-5].

Максим Степаненко

http://www.k-istine.ru/head/daily_reflection/daily_reflection-192.htm


Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс