Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Зачем люди разговаривают

Зачем люди разговаривают

Не о рабочих проблемах, домашних делах или расписании движения общественного транспорта, тут все понятно. А вот почему нас так тянет рассказать о себе, о своем прошлом, о мыслях, которые нас посещают? Отстаивать в спорах свое мнение – хоть о кризисе школьного образования, хоть о рецептах засолки грибов? Обсудить своего обидчика? Рассказать занимательную историю? Пожаловаться на жизненные невзгоды и обязательно похвастаться своими успехами? Почему мы с нетерпением ожидаем паузы в речи собеседника, чтобы, наконец, смочь сказать: «А вот я…»? Почему мы совсем не умеем молчать?

В общении человек ждет взаимопонимания, хочет, чтобы кто-то разделил с ним его жизненную ношу, пытается отыскать единомышленников, ищет любви и душевного тепла. Но вот что пишет митрополит Антоний Сурожский: «Мы обманываемся, когда думаем, что общаемся друг с другом через слово. Если между нами нет глубины молчания, слова ничего не передают — это пустой звук. Понимание происходит на том уровне, где два человека встречаются именно в молчании, за пределом всякого словесного выражения».

Такие встречи в молчании – большая редкость в человеческой жизни. Даже осознавая вред многословия, мы не способны справиться со своим языком, с привычкой непрестанно говорить. Преимущественно о себе – о своих поступках, чувствах, мыслях, взглядах, впечатлениях… Почему?

Бог сотворил мир Словом Своим. «И сказал Бог … и стало так» (Быт.1). А человека сотворил «по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1:26). Человек призван к обОжению и может действовать подобно Богу. Человек, через свою сопричастность ко Творцу, оказывается тоже способен к творчеству. Более того, человеку и заповедано было творчески преобразить самого себя и соединить тварный мир с Богом.

Адам даже начал исполнять Божий наказ. Когда Бог повелел ему наречь имена животным, он сумел установить соответствие между их внешним обликом и смыслом. Используя слова, Адам начал создавать связи между внешним физическим миром и миром духовным. Но… произошло грехопадение.

В падшем мире, в котором мы живем и поныне, исказилось все, включая и природу человека, и его творческие способности, и сам смысл произносимых им слов. Простейший пример: «творчество» сейчас считают уделом небольшой части человечества – писателей, художников, композиторов, ученых… Все остальным, якобы, творить не дано.

Попробуйте в компании, бурно обсуждающей богемные сплетни, завести разговор, например, о секуляризации сакрального, о красоте осеннего леса, о выращивании огурцов... Ваши слова заглохнут в воздухе. В мире, сотворенном словами, которые произносят участники модной тусовки, им нет места.

Само произнесение слов (которое есть озвучивание мыслей) меняет окружающую реальность. Мир, в котором постоянно звучат «права человека», «толерантность», «ювенильная юстиция», «сексуальная свобода» и пр. становится малопригодным для жизни по Заповедям Божиим.

Каждый, кто бывал в монастырях, не мог не заметить: стоит только войти в ограду, как само пространство становится другим – прозрачным, светлым, осмысленным. Даже и трава зеленеет на газонах, когда за забором она уже осенне-жухлая. Причин этому феномену много, но не в последнюю очередь – слова молитв, которые никогда здесь не смолкают. Правильные слова, творящие первозданный мир, восстанавливающие единение человека с Богом.

В Божий мир, сотворенный Словом, не войти в окружении «своих слов».

Господь даровал нам очень «большой» мир, красивый, величественный и целостный. А живем мы на обломках этого мира, будучи не в состоянии объять его весь. И не пытаемся даже. Вместо этого тратим богоданные способности к творчеству на строительство собственных мирков. И творим их – своими словами.

Вот почему человек с таким энтузиазмом говорит о себе, так стремится настоять на своем мнении. Он строит свой мир, отдельный от других, он складывает из слов крепостные стены, охраняющие его «самобытность», отгораживающие его от Бога. В «моем мире» все должно происходить по «моим законам»! А потом мы вступаем в общение с ближними, сталкиваясь своими мирами, как воздушными шариками. Какое уж тут: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31).

«От избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34). Слова, которые произносит человек, очень точно характеризуют его внутреннее состояние, состояние его души. Послушайте, о чем вы говорите, в каких разговорах предпочитаете участвовать, и вы наверняка сможете оценить «качество» своего мира как весьма низкое. Особенно если эталоном для сравнения выберете слова апостола Павла о любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8).

«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12;37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!» пишет святитель Григорий Нисский.

Если мы будем честны сами с собой, то признаем, что слова Господа: «Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.» (Мф.5:37) имеют к нам непосредственное отношение. О чем бы ни хотелось нам поговорить. Пусть даже нами движет неудержимая потребность сердца поделиться радостью общения с Богом.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь,

Взрывая, возмутишь ключи,

— Питайся ими— и молчи...

Ф.И.Тютчев



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс