Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Церковь существует на пожертвования

Церковь существует на пожертвования

Часто люди, мало знакомые с жизнью Церкви, задают различные возмущенные вопросы, сводящиеся к одному: почему в храмах вообще нужно доставать кошелек, почему не все здесь даром? И вспоминают слова Иисуса Христа, обращенные к апостолам: «даром получили, даром давайте». Только вот забывают о том, к чему эти слова относятся.

Господь так напутствовал апостолов, посылая их на проповедь: «проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:7-8). Понятно, что речь здесь идет о благодати Божией, творящей через апостолов чудеса, вплоть до воскрешения мертвых. Нынешним священникам также дано передавать нам благодать от Господа. И они делают это регулярно в церковных Таинствах исповеди и Причастия. Эти главные для православного человека Таинства ежедневно совершаются во всех храмах, и любой крещеный человек может приступить к ним абсолютно бесплатно. Участвуя в Таинствах, человек становится членом Церкви Христовой, которая есть мистическое Тело Господа и существует и на земле, и на Небесах. Только через Таинства человек соединяется с Богом и получает надежду на вечную жизнь после физической смерти.

То есть для того, чтобы встретиться с Богом уже в земной жизни и соединиться с Ним в Царствии Небесном, деньги не нужны. Ни копейки! Но необходима серьезная внутренняя работа по борьбе со своими грехами и по изменению собственной природы. В том виде, в котором все мы есть сейчас, для Царствия мы непригодны. Церковь – это своеобразное училище, только здесь мы можем подготовиться к вечной жизни. И все золото мира не спасет человека, не имеющего части со Христом.

А храмы, в которые мы приходим, принадлежат земному, материальному миру. И сами мы в нем живем, и священники, и все, трудящиеся в церквях. Которым, между прочим, нужно выплачивать зарплату – по словам Господа:. "трудящийся достоин пропитания " (Мф.10:10). Храмы – это здания, которые нужно построить и содержать, оплачивать коммунальные услуги... Облачения священников, богослужебное вино, свечи и подсвечники – все это покупается за деньги. Откуда они берутся у Церкви?

Многие думают, что Церковь финансирует государство. Это не так. Нет ни в федеральном, ни в городских бюджетах строки: содержание православных храмов. Очень редко какие-то суммы выделяются на целевые проекты, в основном на реставрацию храмов, разрушенных в советские времена.

Зарабатывать обычным путем Церковь тоже не может, поскольку не производит ничего материального, что могло бы быть предметом купли – продажи. Опять же возможны исключения – когда при храме или монастыре организуют издательство православной литературы или хлебопекарню. Но это незначительные суммы. А благодатью Божией, как уже говорилось, Церковь не торгует.

В Церкви работает особая экономика, которую трудно понять современному человеку. Церковь существует на пожертвования.

Еще с ветхозаветных времен существовал обычай приношения жертвы Богу. Жертвоприношением человек как бы говорил Богу: «я знаю и помню, Господи, что Ты меня создал, и что весь мир живет только Твоей благодатной помощью». С самого начала христианства люди принимали слова Господа: «Без Мене не можете творить ничесоже» (Ин.15:5).И приносили к алтарю частичку своего урожая, частичку своего труда. Все, что необходимо было для христианского богослужения - оливковое масло, хлеб, вино, воск для свечей – верующие жертвовали храму. И священников содержали прихожане храма.

С той поры жизненный уклад изменился и результатом нашего труда являются не хлеб и воск, а их «всеобщий эквивалент» - деньги. Именно их мы теперь добровольно жертвуем «на храм» для того, чтобы в храме могло совершаться богослужение. Этой жертвой мы свидетельствуем: мы не забыли, что в своей работе пользуемся теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал нам Творец.

Новые храмы строятся, а старые реставрируются зачастую на деньги, которые жертвуют крупные благотворители. А поддержание храма в порядке, плата за электроэнергию и воду, приходские школы, заработная плата причета, хора, служащих, приобретение икон и богослужебных предметов, издание бесплатных газет и просветительских листков и еще многое-многое другое – творится на добровольные пожертвования православного народа.

Именно добровольные. Потому что в ящик для пожертвований можно опустить тысячу рублей, можно рубль, а можно не опускать ничего. Сумма определяется каждым самостоятельно с учетом материальных возможностей и голоса совести. Когда мы хотим помянуть наших живых и усопших близких, мы можем пожертвовать толику денег и попросить, чтобы за них помолился священник («заказать требы»), а можем помолиться сами, придя на молебен и панихиду. За Таинства Крещения и Венчания, которые случаются один раз в жизни человека, вам предложат пожертвовать некоторую сумму храму – но если у вас ее нет, и вы не постесняетесь в этом признаться, то священник все равно совершит над вами Таинство.

Себестоимость свечи ниже, чем пожертвование за нее, и разница идет в доход храма. Но вовсе не обязательно ставить свечи перед иконами. Свеча – символ молитвы, но саму молитву она ни в коем случае не заменяет. Свеча не молится за нас, вместо нас. И Господу она не нужна. Свеча лишь напоминает нам о том молитвенном горении, которое должно быть в наших сердцах. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу».

Когда мы приобретаем что-либо в церковной лавке, мы знаем о том, что разница между закупочной ценой и пожертвованием существует, и эта разница – наша жертва храму. Не хотим жертвовать – не приобретаем.

В принципе человек может от рождения до смерти ходить в церковь и не принести в нее ни рубля. Богу ведь нужна от нас другая жертва: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19). Только вот сокрушить и смирить свое сердце – очень трудная задача. Она решается легче, если приучиться ограничивать себя во всем. И посильная, а особенно и сверх того, финансовая жертва, очень этому способствует.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс