МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Заступница наша Богородица
Заступница наша Богородица
28 августа мы отмечаем наш престольный праздник – день Успения Пресвятой Богородицы.
Успение – это смерть. Разве может смерть быть праздником? Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого из нас до пришествия Спасителя. После Воскресения Христова нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха, потому что для христианина "жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Флп.1:21)!
Когда пришло время кончины Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус Христос явился у Её одра и принял Её душу в Свои руки. В Её гробу на третий день остались только погребальные пелены – Пресвятая Владычица и телом была вознесена на Небо. Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестаёт ходатайствовать за нас перед Своим Сыном.
Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе такого родства?
И все мы – Её дети. Господь с Креста говорит апостолу Иоанну – а в его лице и всему человечеству: «Се, Матерь твоя!» (Ин.19:27). Мы теснейшим образом духовно связаны с Приснодевой Марией. Это знает любой человек, когда-либо искренне Ей молившийся.
Обычно мы обращаемся за помощью к Богородице, предстоя перед Её иконами. Существует множество богородичных икон, более трехсот только достаточно широко известных. В каждом храме, как правило, присутствуют несколько икон Пречистой Девы Марии. И часто можно услышать вопрос, заданный не сильно богословски грамотным человеком: «Какой Богородице мне помолиться, чтобы…»
Вопрос вроде бы абсурдный. Богородица у нас одна, Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Но традиция такова, что разные иконы Пресвятой Богородицы даруют исцеление от конкретных недугов и помогают во вполне определенных обстоятельствах.
Начинается формирование традиции обыкновенно с какого-нибудь чуда. Вот как, например, была обретена икона «Неупиваемая Чаша».
В конце 19 века жителю Тульской губернии, одержимому недугом пьянства до такой степени, что у него уже и ноги отнялись, трижды приснился один и тот же сон. Некий благолепный старец очень настойчиво повелевал ему совершить паломничество в город Серпухов, там, во Владычном монастыре отыскать икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и совершить перед ней молебен об избавлении от своей пагубной страсти.
Добрался до обители несчастный практически ползком, ноги его нести отказывались. Но в монастыре об этой иконе никто не знал. Случайно кто-то вспомнил об образе Богородицы с Чашей, который висел в служебном помещении. Когда икону сняли и стали разглядывать, на ее обороте и вправду обнаружилось название, сообщенное паломнику во сне. А в являвшемся в сновидениях старце он узнал основателя обители схимонаха Варфоломея.
Молебен был отслужен, и человек, подверженный страсти винопития, не только навсегда отошел от этой греховной привычки, но и возвратился домой на своих ногах. Слух об этом чуде распространился по всей округе, к иконе потянулись страждущие, и многие, помолившись, исцелялись.
Такого рода истории связаны и с другими иконами Богородицы; отсюда и пошла эта «специализация» икон.
Но нужно понимать, что молимся мы не иконе, а самой Богородице. Она – наша самая надежная молитвенница и Заступница перед Господом, Который спасает нас по ее милостивому ходатайству. Поэтому совсем не обязательно возносить молитвы перед той иконой, которая считается помощницей в нашей конкретной нужде. Да и не всегда нам это известно, и не всегда нужная икона есть в доступных нам храмах. Можно с любой просьбой помолиться перед любым образом Пречистой Девы Марии, и по нашей вере будет дано нам.
На вопрос о том, какой богородичной иконе поставить свечку для разрешения тех или иных сложных жизненных ситуаций, можно ответить примерно так. «В храме несколько разных икон Пресвятой Богородицы, пройдите по храму, посмотрите на все иконы, и помолитесь той, которая ответит на ваш взгляд, той, у которой ваше сердце остановится. В любом случае вы будете обращаться к одной и той же Божией Матери, которая ближе всех людей к Богу».
Нельзя относиться к иконе, как к предмету, от которого исходит благодать. Источник благодати – только Господь. И святые угодники, и Пресвятая Богородица лишь помогают донести наши молитвы до Бога. Не пристало воспринимать иконы как магические предметы, которые сами по себе способны даровать нам чудо. Это позиция колдунов, шаманов, знахарей, экстрасенсов и прочих оккультистов, цель которых – отвратить человека от Бога.
Когда нецерковный человек, еще не встретившийся с Господом, получает такой, например, совет: пойди в православный храм, поставь 11 свечей Иверской иконе, и твои желания сбудутся (часто подобные рекомендации дают экстрасенсы), - он должен насторожиться. Вред для души тут заведомо окажется больше сиюминутной пользы.
Для того чтобы получить помощь от Господа, недостаточно выполнить какие-то ритуальные действия. Необходимо реально соединяться с Ним в Таинстве святого Причастия и выстраивать свою жизнь в согласии с Заповедями, данными нам Богом.
Назад в раздел