МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Церковь преображающая
Церковь преображающая
«Никто не может служить двум господам» (Матф.6:24) сказано в Евангелии. Человек неизбежно выбирает что-то одно – или Небо, или землю, или Бога, или мiр сей. Этот выбор определяет всю его жизнь, и физическую – временную, и духовную – вечную.
Человек светский, мирской, избравший для себя как единственное прибежище земной мир, и человек верующий, православный, обращенный уже на земле к Царствию Небесному – это совершенно разные люди. Их отличает друг от друга принципиально различное мировоззрение.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия.
В основе православного мировоззрения лежит представление о том, что человек сотворен Богом для жизни вечной и его физическая смерть – только переход к иной, духовной форме жизни. Мирское мировоззрение базируется на отношении к смерти как к абсолютному концу жизни.
Отсюда различие жизненных стратегий. Мирское мировоззрение побуждает человека успеть «взять от жизни все» - удовольствия, власть, богатство… Православное мировоззрение задает совершенно другие жизненные цели: исправление в самом себе искаженной прародительским грехом человеческой природы, подготовка к вечной духовной жизни.
С мирских позиций взаимоотношения в людском сообществе строятся (хотя, как правило, люди этого не осознают) на конкуренции за распределение земных благ; распределение это может быть справедливым и несправедливым; окружающие люди делятся на хороших и плохих – в зависимости от их отношения ко мне, любимому…
Православное мировоззрение не содержит представлений о конкуренции, справедливости, сравнении одного человека с другим по каким-либо признакам… Есть только любовь, завещанная нам Господом. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.» (1Кор.13:4-7). И именно глазами этой любви – в идеале, к которому мы все пока только стремимся – православный человек видит мир.
Мирского человека постоянно преследует внутренняя тревожность, он все время за чем-то гонится и не может остановиться, он всегда неудовлетворен тем, что имеет… Православный принимает жизнь такой, как она есть, за все с ним происходящее благодарит Бога и находится в состоянии «содержательного спокойствия».
Чья земная жизнь будет более счастливой, как вы думаете?
Церковь Христова, созданная Господом в день Святой Пятидесятницы – это место, где человек может обрести православное видение мира, заменить им привычное светское мировосприятие. Возможен такой мыслительный поворот на 180 градусов только в Церкви, только с той благодатной помощью, которую дарует нам Господь в Таинстве Причастия Его Тела и Крови. Те, у кого «бог в душе», кто пренебрегает реальной встречей с Богом в Таинстве Евхаристии, не обольщайтесь – ваш взгляд на окружающую реальность мало чем отличается от атеистического угла зрения.
В Церковь приходят те, для кого жизнь в мире без Бога стала невыносимой. Кто устал искать смысл жизни внутри земной жизни. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Для человека, всерьез вступившего в церковную жизнь, начинается многотрудный и небыстрый процесс смены мировоззрения. «Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8, 34). Отказаться от собственного, такого привычного и любимого видения мира – это, может быть, самый тяжелый крест для современников, воспитанных на слоганах: «Человек – это звучит гордо» или «Вы этого достойны».
“Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия” (Лк.9:62) – говорит Господь. Если человек вступил на путь движения к Богу, то он должен сосредоточиться на этой цели и не отворачиваться от нее ни на минуту. Мирское мировоззрение нужно оставлять за спиной, каким бы правильным оно нам не казалось.
Церковные люди знают, как легко происходит отступление. Стоит хотя бы ненадолго проникнуться интересами мира сего, увлечься, например, поисками справедливости, как и все остальное начинаешь видеть глазами светского человека. И выпадаешь снова в тот мiр, где нет места любви.
Но как же быть, ведь окружающая нас реальность и вправду несовершенна. Не только внешний мир, но и мир внутрицерковный изобилует разнообразными изъянами и проблемами. Это, кстати, часто шокирует людей, входящих в Церковь, они считают, что здесь-то все должны быть практически святыми. Нет, Церковь – это собрание людей, отличающихся от прочих только одним: они идут к Богу. Постепенно выбираясь из болота привычных и даже любимых грехов. Совершая на этом пути множество ошибок, которые очень заметны «со стороны». Падая, но поднимаясь и продолжая движение.
Не стоит ожидать совершенства от внешнего мира. «Мир лежит во зле» (1Ин.5:19), он утратил целостность в результате прародительского греха. Восстановить совершенство мира может только Бог, его сотворивший. Человеку же дано другое жизненное задание, вполне конкретное: возродить в самом себе искаженную грехом человеческую природу. Давайте лучше этим займемся, попытаемся, например, исполнить завет Любви.
Как возлюбить врагов своих? Для этого же нужно, как минимум, перестать видеть в них врагов, как максимум – увидать в каждом образ Божий. Но это для нас невыполнимо, немыслимо, это выше человеческих сил..: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф.19:26). И Господь творит с нами это чудо – если мы не сворачиваем с пути. Как появляется внутри нас это новое видение? Бог знает. Может быть, точнее всего об этом сказал протопресвитер Александр Шмеман: «Христианство … не разрешает проблемы, а снимает их, переводит человека в тот план, где их нет. В том же плане, в котором они есть, они потому и есть, что они неразрешимы». Только вот понять эти слова с позиций мирского мировоззрения невозможно, это чудо внутреннего преображения благодатью Божией нужно прожить.
Прожить с Господом, в Его Церкви.
Назад в раздел