МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: "Все под Богом ходим"
«Все под Богом ходим»
Спросите человека, зашедшего в храм поставить свечку: зачем ты сюда пришел? В большинстве случаев услышите в ответ: чтобы попросить Божией помощи. В чем? Тут все скажут вроде бы разное: исцелиться от болезни хочу, чтобы в семье все было мирно хочу, работу хорошую найти хочу, замуж хочу, успеха в бизнесе хочу… Нормальные желания, вполне жизненные. Только вот не всегда они исполняются, хотя Господь Всемогущ и бесконечно добр, и все может совершить, что нам на пользу. Почему так?
Священное Писание говорит нам о том, что Бог создал наш мир «из ничего». На первый взгляд это утверждение выше человеческого понимания. Но в нашем мире существует аналогия процессу Творения, проясняющая картину.
Господь Бог в Символе веры называется Творцом, а по-гречески — Поэтом Неба и земли.. Весь наш мир был сотворен Словом Божиим. «В начале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - пишет апостол и евангелист Иоанн (Ин.1:1-3).
Наши земные поэты и писатели тоже творят словом миры. Существуют нематериальные миры, созданные «из ничего» мыслью Достоевского и Толстого, Конан-Дойла и Дюма, братьев Стругацких, Толкиена и Льюиса… Где? В нашем сознании, наверное. Но это не мешает множеству людей вполне серьезно ощущать себя Татьяной на балу или играть в гномов и эльфов. А кто из мальчишек не рубился на деревянных шпагах под возглас «Один за всех и все за одного!»?
«Мои мысли - не ваши мысли» (Ис.55:8) – говорит Господь. Его мысли, облеченные в слова, становятся реальностью, претворяются в материю, формирующую и весь окружающий нас мир, и нас самих. В этом, кстати, нет ничего невероятного с позиций современной физики. Энергия («ничто» для человека, поскольку невидима), будучи «сконденсированной», по словам Вернера Гейзенберга, образует материю.
Представим себе, что Господь «придумал», «сочинил» наш мир, в том числе и всех существ, его населяющих, включая и людей, и «записал» его в материи. Получилась такая своеобразная «книга», в которой все мы с вами – персонажи, и должны, по законам жанра, подчиняться воле Автора. Может ли Иван Карамазов уйти в монастырь, а Шерлок Холмс жениться? Нет, их жизненные пути жестко фиксированы писателями.
Но Господь своих «действующих лиц» по-настоящему любит, и поэтому Он дает нам свободу. Свободу сойти с того персонального пути, который Он промыслил для каждого из нас. Пути, ведущего человека к спасению, в вечную жизнь после земной смерти, в Царствие Небесное.
Для каждого человека Бог проложил дорогу, наиболее подходящую именно для него. Но мы, вслед за прародителями Адамом и Евой, заявляем: я хочу сам выбирать свою стезю, я хочу управлять своей жизнью самостоятельно. И сворачиваем с личной кратчайшей тропинки или на шоссе успешности и высокого социального статуса, или на магистраль комфорта и удовольствий, или на аллею тихих семейных радостей, или на просеку самосовершенствования….Проваливаясь по дороге в тинные болота грехов, не без этого. Причем все равно, куда свернуть, все кружные дороги ведут в ад.
Все дело в нашей самости. Наши желания часто не соответствуют тому, что Господь промыслил о нас. И тогда даже самая настойчивая просьба не приведет к исполнению желания. Автор не переписывает Книгу нашей жизни. Но персонаж может выйти из подчинения и начать писать собственную книгу. И тут же у него появляются хвостатые «соавторы». Бесы, радостно ухмыляясь, исполнят желания человека, идущего «своим путем», верящего в «бога в душе», уверенного в своей самобытности, в том, что «человек хозяин своей судьбы». Такие «клиенты» очень подходят для выполнения основной бесовской задачи – не позволить людям соединиться с Богом.
Просить чего-то у Господа вовсе не запрещено. Наоборот, Господь Сам говорит: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Неправедно – настаивать на своем хотении, требовать от Бога исполнения своих желаний. Даже если эти желания кажутся вам вполне благими, они могут не согласовываться с Божией волей.
Как узнать, чего просить можно, а чего не стоит? Как познать волю Божию о себе? Это, может быть, самый сложный вопрос, который встает перед человеком. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). Господь Сам открывает человеку Свою волю о нем, наше дело – научиться ее видеть.
Общая для всех воля Божия открывается нам в Евангелии. «Не судите» - это всем сказано, нам остается только применить этот закон к своим конкретным обстоятельствам. Поэтому регулярное чтение Евангелия – первое дело для православного человека.
Частную волю Божию, Его волю о себе самом, человек часто пытается узнать от духоносного старца, или, за неимением такового, у ближайшего священника. Хорошо, если священник соответствует ожиданиям, а если такового не найдется, то не остается другого выхода, как учиться действовать самому. Как? Например, по слову епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона: «Вот если нам предстоит что-то сделать, и мы не знаем, так поступить или нет — во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны. Жить или умирать, болеть или выздоравливать, выходить замуж или не выходить или еще какой-то другой вопрос мы должны от себя как-то отделить, не быть пристрастным ни к одному из этих решений. И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать». И еще он же: «Воля Божья узнается, исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать, и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается — верим, что нет.»
Самое душеполезное - стать послушным инструментом в руке Божией, исполнять Его заповеди, отсекая своеволие, не противиться Его воле. "впрочем не как Я хочу, но как Ты". (Матф.26:39). И самый, наверное, важный совет дает нам Евангелие: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и ... всё приложится вам" (Матф.6:33). Чем ближе человек к Богу, тем меньше он просит о земном. "Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам просить не умею." (Свт. Филарет Московский)
Человек настолько верит Богу, что ничего не просит, кроме исполнения Его Воли в своей жизни. Так верила Пресвятая Богородица, когда, будучи трехлетним ребенком, оставила за спиной своих родителей и радостно Вошла в Храм Господень.
Назад в раздел