Материалы


Проповеди в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

8роповеди в Неделю 18-ю по Пятидесятнице


(О чудесном улове рыбы)


схимандр Иоанн Маслов.pngСхимандрит Иоанн (Маслов)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь наш Иисус Христос пришел на землю спасти род человеческий. Один только Он, Единородный Сын Божий, Ангел Завета вечного, Умиротворитель вселенной, Сокрушитель царства диавола, Властелин небесных, земных и преисподних, грядущий Судия живых и мертвых, Податель всякого дыхания, уподобившийся, кроме греха, во всем человеку, смиренно учил народ на берегу Генисаретского озера. Но так как народ теснил Его, то Он попросил рыбаков, которые всю ночь трудились и ничего не поймали, войти к ним в лодку, принадлежавшую Симону Петру, и отплыть немного от берега и так поучал народ.

Спаситель мира, Ловец душ человеческих, провидел в этих рыбаках будущих апостолов. Это были Симон Петр и сыны Зе-ведеевы — Иаков и Иоанн Богослов.

По окончании проповеди Христос сказал Симону: «Отплыви на глубину и закинь сети свои для лова». Но тот ответил: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». И, закинув ее, он стал свидетелем обильного улова рыбы, так что даже сети прорывались. Этот чудесный случай привел рыбаков в ужас. Симон Петр, чувствуя свою греховность и недостоинство, в смирении припал к ногам Спасителя мира и умолял Его уйти от него. Но Господь сказал: «Не бойся: отныне будешь ловить человеков». Вытащив лодки с рыбой на берег, будущие апостолы оставили все и пошли за Господом. Они сделались Его постоянными спутниками и проповедниками, а впоследствии распространили Божественное учение о спасении по всей вселенной.

Повеление закинуть сеть — это были слова не простого человека, а Бога, Которому подвластна вся тварь. Господь знал, что Петр и его товарищи ловили всю ночь и ничего не поймали. Но как Бог Он повелевает Своей твари, живущей в воде, наполнить сеть — и рыбы по одному слову Господа тотчас наполняют ее, являя себя покорными слугами Того, Кому со страхом и трепетом служат небесные воинства и все святые. Это было чудо, которое ощутили в своих сердцах апостолы.

Они увидели в галилейском проповеднике Спасителя мира, пришедшего освободить род человеческий от мучительства диавола.

А ощущаем ли мы, отцы, братия и сестры, в своих сердцах голос своего Творца и Создателя? Все мы с вами предстоим в этом храме Лицу Того же Бога, пред Которым стояли апостолы. Он вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8). Он же и постоянно стучит в дверь нашего сердца. От нас самих зависит принять Его или же удалиться «на страну далече», к другому ловцу — губителю душ человеческих, диаволу. Огрубевшие от грехов сердца не могут вместить слова Божественного Учителя: следуйте за Мною. И это происходит по одной причине: они более возлюбили тьму, нежели свет.

Мы с вами поступаем не так, как поступали святые апостолы, и стремимся свою жизнь устроить не по зову Божию, не по Его святой воле, а по своим греховным наклонностям. И поэтому при малых наших житейских неудачах мы теряем равновесие, горько жалуемся и готовы даже роптать на Бога. И наоборот, когда в нашей жизни бывает все благополучно, то мы становимся самонадеянными гордецами, думая, что наше благополучие зависит от нашего умения, а не от Бога милующего и спасающего.

Находясь в таком плачевном состоянии, мы не только не воссылаем Богу благодарение, но и забываем о повседневной молитвенной пище для души. А это, в свою очередь, делает нас неспособными к восприятию Божественной истины. Ведь сердце наше никогда праздным быть не может. Если только мы его не заполним молитвой и добрыми расположениями, то диавол заполнит его своими скверными мыслями и пожеланиями; тогда душа наша станет не храмом Духа Святого, а вертепом разбойников. И хорошо еще, если мы вовремя сумеем удалить из своего сердца злого духа с его мерзостью и нечистотой и обратиться к единому Врачу душ и телес — Богу. Но если уже грех успел полностью пленить нашу душу и возобладать нашей волей, то здесь требуется уже особое воздействие спасающей благодати Божией, чтобы возвратить нас на спасительный путь, иначе мы, предоставленные собственным силам и средствам, безвозвратно погибнем.

Вот почему мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца. Очень часто мы по своему самолюбию считаем самих себя не хуже других людей и по этой причине стремимся извинить себя, оправдать свои греховные дела, хотя в нашей душе скрываются и действуют различные похоти и страсти.

Да сохранит нас Господь каждого из нас от такого страшного состояния. Нам с вами не следует забывать, что и счастье и несчастье в жизни нашей, успехи и неудачи в делах — все это устрояется и благословляется Богом для нашего же спасения.

Будем, отцы, братия и сестры, подобно галилейским рыбакам, во всем полагаться не на себя самих, а на всемилостивого Бога и принимать все — будет ли это поощрение или вразумление — как от руки Божией, потому что и то, и другое в про-мыслительном о нас плане Божием будет служить нам к достижению жизни вечной. Любовь и милость к нам Господа, правда Божия пусть будет для нас дороже всех благ земных. И только тогда мы с вами сможем сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл, а теперь мне готовится венец правды, который воздаст мне Господь Бог в день оный». Аминь.

http://old.glinskie.ru/biblio/shim/pisma_i_pr/12_ned_18.html


отец Константин.jpgПротоиерей Константин Головатский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня, в этот воскресный день, мы с вами слышали Евангельское чтение, где Господь призывает своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна к апостольскому служению. Мы видим, как это происходило. Они были рыбаками и ловили рыбу на Галилейском озере. И когда Господь приходит не берег этого озера, Он просит, чтобы они пустили Его в одну из лодок, и из лодки Он учит народ, стоящий на берегу. А потом Он призывает Симона, которого в дальнейшем назовет Петром, и говорит, чтобы тот закинул невод, мрежу, чтобы поймать рыб. И Симон отвечает, что они всю ночь ловили рыбу и не поймали ничего, но все же исполняет Его слово и забрасывает мрежи, и множество рыб ловит, так что мрежи даже порвались., и заполняет обе лодки рыбой. Когда Симон видит такое чудо, совершенное Иисусом, он удивляется, припадает перед Господом и говорит: отойди он меня, Господин, я человек грешный – по своему смирению, конечно, понимая, что чудо, которое совершилось рядом с ним, он его недостоин. После этого Господь, обращаясь к этим рыбакам, которые привезли мрежу на берег, говорит им: отныне вы будете ловцами человеков.

О чем сегодняшнее Евангелие? О том, что слово Христа-Спасителя собирает множество-множество людей, Церковь, так, что даже и не вмещаются все. Так бывает, когда в дни праздников мы все не вмещаемся в храм. И в нашем городе сейчас бывают сложности, когда люди приходят в какой-нибудь маленький храм и стоят где-нибудь на лестнице или в притворе, не могут войти в церковь, чтобы помолиться. Этой евангельской историей Господь говорит, что в истории человечества множество людей придет ко Христу, придет в Его Церковь.

Почему это происходит? А потому, что действует Слово Божие, Слово, которым Бог сотворил мир и которое все совершает в нашей жизни. Одно Слово Божие уже творит чудеса. И когда Господь обращается к народу, к слушающим Его людям, слушают Его и ученики, и Петр, и Иаков, и Иоанн, они слышат Его Слово, оно совершает переворот в их жизни, они изменяются, они становятся Христовыми.

Так происходит сегодня, и так во все времена будет происходить, потому что Слово Божие, оно действенно, и мы всегда должны верить в то, что Господь действует в нашей жизни, что Он не оставил наш мир, что Он всегда с нами пребывает, что Он способен изменить нашу жизнь, что Он способен придти к нам на помощь, когда это необходимо, укрепить наши немощные человеческие силы, укрепить добродетели в нашей душе, если мы об этом с вами заботимся. Все Господь способен совершить Своим Божиим действенным Словом, ибо все Он сотворил им на Небе и на земле.

Зная об этом, мы с вами должны задуматься также и о том, что и наши слова не должны расходиться с нашими делами. Ибо часто так бывает, что мы говорим одно, а делаем другое. Не будем лицемерами, будем стараться быть цельными людьми, потому что эту целостность, целомудрие мы призваны с вами обрести. Для этого Господь дает нам Таинства, чтобы мы с вами стали цельными людьми, у которых слово так же действенно, которые что думают, то и говорят, то и совершают. И чтобы другие люди, видя наши добрые дела, познавали Отца Небесного, прославляли Отца Небесного, как Господь говорит в Евангелии. Вот к чему нас Господь призывает и сегодня и всегда в нашей жизни, чтобы это Слово Божие звучало в наших сердцах, чтобы оно отзывалось, и чтобы и наше слово было духовным, чтобы наши дела подтверждали то, во что мы веруем и то, к чему каждый из нас призван в своей жизни. Аминь!


отец Илья.jpgИерей Илия Макаров

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы с вами вновь вспоминаем историю, когда ученики Христовы, будучи в лодке, поймали много рыб, так, что даже невозможно было и достать их. Когда они вытащили всю пойманную рыбу на лодку, то лодка стала тонуть, и апостол Петр, находящийся рядом со Спасителем в этой лодке, возопил: «Господи! выйди от меня, ибо я человек грешный»

Эти слова многих из нас приводят в недоумение. Нам непонятно, почему в такой момент, казалось бы, не самый опасный, не смертельный, но в то же время заставляющий напрячь все свои силы, почему именно в этот момент ближайший ученик Христа, верный тогда ему во всем, просит Бога уйти от него, ссылаясь на свою греховность. Этот момент утопания лодки заставил апостола Петра осмыслить весь свой жизненный путь. В одно мгновение он осознал себя ничтожным человеком, и он подумал, что случившееся есть следствие его собственных грехов и сейчас он даже может погибнуть. Может быть, апостол Петр подумал, что это случилось по особому божественному попущению, и поэтому он просит Господа оставить его, то есть избавить от этого искушения, потому что сил у него нет это преодолеть.

И казалось бы, нет для нас с вами ответа, почему сделал апостол Петр именно так, но когда мы начинаем обращать внимание на свою жизнь, сравнивать, сопоставлять события, состояния, наверняка каждый из нас может вспомнить тот момент, когда нам было легче отказаться от молитвы, отказаться от ожидания надежды, отказаться от божественной благодати, потому что это для нас было невыносимо, и нам казалось, что, отступив на мгновение, мы испытаем какое-то облегчение. Может быть так и было в какой-то короткий отрезок времени, но ведь так человек рассуждает сиюминутно, обусловленный текущими обстоятельствами, а ведь человек призван смотреть вперед и видеть перед собой перспективу, видеть перед собой цель. В тот момент апостол Петр, можно сказать, смалодушествовал, и может быть этот момент был предвестником того самого состояния, когда он, будучи полностью уверен в своей преданности Господу, трижды отречется от него, будучи предупрежденным об этом Самим Спасителем.

Кто знает, что было в душе апостола Петра в тот момент, но ему показалось облегчением, когда Спаситель выйдет из этой лодки, когда Он чудесным образом покинет ее и тогда может быть опасность минует. Действительно, изобилие благодати приводит человека приводит человека в состояние оценки собственного внутреннего мира и иногда кажется, что легче жить без благодати, облеченным своими житейскими заботами, своими может быть страстями, но при этом не испытывая никакого внешнего физического дискомфорта. Но ведь это призрачно, и если мы смотрим на перспективу, если мы видим перед собой грядущую цель вечной жизни, то мы понимаем, что это временное облегчение не принесет нам счастья. Наоборот, всеми силами нам надо держаться за Спасителя, даже если Его благодать кажется нам невыносимой, не дает нам сиюминутного избавления, облегчения, и мы не чувствуем счастья внутри своего сердца.

На то и есть у нас в нашем сердце вера. Вера, которая преодолевает любые испытания. И апостол Петр, если бы эту мысль не оставил на мгновение, наоборот, он бы не просил Бога уйти из лодки, а наоборот, как в другом случае, когда буря обуревала их и они возопили к Спасителю, ученики Христовы, сказав: разве тебе нет дела, что сейчас буря может нас потопить, и Спаситель одним Своим словом утихомирил эту стихию. Так и здесь, они же знали Его божественные свойства, они знали, что Он творит чудеса, и лишь одна просьба Петра могла полностью изменить эту ситуацию и сделать так, что это множество рыб никак бы не повлияло на состояние лодки, и она бы не стала бы тонуть. Но апостол Петр обратил внимание прежде всего на себя, на свой внутренний мир и ему показалось, что он недостоин быть рядом с Богом и терпит это испытание по своей греховности. На минуту он решил самостоятельно справиться с этой ситуацией, забыв о том, что божественный Учитель может спасти его несмотря ни на какие грехи. И как ему, несмотря на его трехкратное отречение, Спаситель вновь примет его и сделает Своим первоверховным апостолом.

Именно в нем он утвердит ту веру, на которой будет зиждиться вся Христова Церковь. И апостол Петр до сих пор является для нас с вами примером преданности Богу во всем. Но это будет позже. А сейчас апостол Петр решил сам справиться с ситуацией. И подумал, что если благодать оставит его, то может быть он, несмотря на свои ошибки жизненные все-таки как-то исправит эту ситуацию и лодка не будет идти ко дну. Потому что его внутренний мир не будет обличать божественное присутствие.

Да, быть перед Богом очень сложно, быть перед Богом внутренне опасно, быть перед Богом невероятно тяжело, потому что наши личные деяния нас обличают в этот момент. И часто когда человек заходит в храм, он испытывает не только радостную благодатную силу, радость бытия с Богом, радость молитвы, но еще также в какие-то мгновения своей жизни испытывает и невероятный душевный дискомфорт. Совесть начинает его неожиданно обличать. Человек начинает вдруг здесь, в храме, понимать те деяния своей жизни, которые его лгать, обманывать, предавать, и от этого ему становится очень тяжело на душе, так, что даже хочется выбежать из храма. И если он это делает, то вдруг, на пороге храма, он ощущает облегчение. Но это призрачное, неправильное состояние, которое кажется облегчением, а на самом деле, спустя какое-то время, повергнет нас в еще бОльший ужас, точно так же, как человек, который хочет исцеления, но не хочет есть горькую таблетку, через каое-то время будет погружен в более тяжелые муки и уже необходимо будет оперативное вмешательство.

И вот сегодняшний пример апостола Петра нам прежде всего говорит, что не нужно допускать до состояния операции, когда достаточно обратиться к Богу, потерпеть немного, и невзирая на свое внутреннее может быть греховное состояние, все таки надеяться, что благодать Спасителя поможет и исцелит. Ведь если мы с вами обратим внимание на греческий перевод слова «Спаситель», то прежде всего мы там увидим корень, который можно перевести еще и как «исцелитель», то есть для нас с вами Христос является реальным врачом, исцелителем от болезни греха, тем, кто может нам подать то лекарство, которое единственное способно сделать нас духовно здоровыми. И об этом нельзя забывать. Ни на одно мгновение нашей жизни. Как бы трудно нам не было. Как бы тошно не было на душе, как бы мы не горевали о своих согрешениях, нельзя забывать о том, что Спаситель есть истинный исцелитель и Он найдет необходимое для нас лекарство. И даже если оно будет очень горьким, неприятным на вкус, все равно нам нужно найти внутренние силы выпить его. А дальше будет легче. Дальше мы почувствуем, как благодать Божия преображает наши души, как лодка не тонет, а наоборот, несет нас к спасительному берегу, причем лодка не пустая, а с великим множеством рыб, которых мы сможем употребить для поддержания наших физических сил в том числе.

И в сегодняшнем послании апостольском уже другой первоверховных апостол Павел говорит нам о изобилии божественной благодати в нашей жизни несмотря ни на какие трудности и испытания, которые человек чаще всего переносит в этой жизни. Мало кто из нас может похвалиться тем, что прожил всю свою жизнь безбедно, беспечно, в радости и любви. Чаще всего человек взрослый вспоминает минуты детства, когда он действительно был окружен любовью - если у него была благополучная семья. И эти мгновения становятся для него самыми счастливыми, а дальше – трудности взрослой жизни, дальше испытания, дальше ответственные и самостоятельные решения, за которые необходимо отвечать в том числе.

Но там, где умножается грех, преизобилует благодать, говорит нам царь Давид в своей Псалтири. Осознать эти слова наверное не так просто, но нужно почувствовать их реальность. Как только мы погружаемся в тину греха, в это же мгновение благодать Божия удесятеряется рядом с нами. Мы ее можем почувствовать во много раз сильнее. Необходимо лишь одно мгновение, один момент – полное доверие Богу во всем. Не желание убежать из храма, не желание самостоятельно справиться со своей проблемой не беспокоя Бога, но безграничное доверие Христу, Который единственный может дать нам ответ, может дать нам положительный исход нашим обстоятельствам. Он единственный дарует нам спасение, и никакие обстоятельства жизни, никакие наши отношения не могут стать лучше, если мы их не транслируем через Бога нашего Иисуса Христа. Бога, который стал человеком. Той божественной Личности, Которая разговаривает с каждым из нас. И в этом общении, в этой реальной близости с Ним, со Христом, мы и находим ответы на все наши вопросы, мы находим пути выхода из самых сложных ситуаций. Именно во Христе мы способны быть настоящими людьми, несущими в сердце своем божественную благодать.

Давайте сегодня как никогда попросим Бога об этом. Чтобы Его благодать хоть и обличала нас, но никогда не оставляла нас, чтобы мы имели силы не отказываться от божественного лекарства, чтобы мы Христа всегда видели самым первым, самым близким, самым главным другом в нашей жизни, единственным, Который может восстановить наше здоровье, наши силы, наше отношение и наше благополучие внутреннее и внешнее.

Поэтому внимая словам Священного Писания, пусть эти слова всегда будут руководством к действию, а не просто красивыми словами Спасителя, над которыми мы можем только лишь поразмышлять. Пусть евангельские чтения будут для нас с вами действительно движущей силой в нашей жизни, способной ее преобразить и сделать ее качественно иной, лучшей. Аминь.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс