Материалы


Проповеди 15-го января

В Неделю пред Богоявлением Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя

патриарх.jpgПроповедь для детей

17 января 2016 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Впервые Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя было организовано для детей.

«Дорогие дети! Поздравляю с замечательным днем — последним воскресеньем перед праздником Богоявления или Крещения.

Сегодня мы все вместе молимся в главном храме Москвы — в Храме Христа Спасителя. Мы прославляем родившегося Спасителя. А почему мы Его прославляем? А потому что Он принес людям совершенно особую весть, которую мы называем благой вестью или Евангелием.

"Евангелие" — греческое слово, которое в переводе на русский означает "благая весть". Что же это за благая весть? Для того чтобы это понять, мы должны представить, как люди жили до Христа Спасителя и как, к сожалению, некоторые до сих пор продолжают жить. А жили так: главным законом жизни была сила. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, тот может отобрать у слабого. Кто сильнее, тот может слабого подчинить своим интересам. Тогдашнее общество было рабовладельческим, и «право сильного» было положено в основу всей человеческой жизни. Раба можно было использовать, как только хочешь — отбирай у него все, ничего не плати, лишь бы тебе было хорошо. Закон силы предполагает, что человек живет так, чтобы ему самому было хорошо. А если нужно ради этого кого-то обидеть, так и почему бы и нет?

Но Господь пришел и дал другой закон. Он сказал: так люди не должны жить, это неправильная жизнь. Человек предназначен для другого, и законом жизни должна быть любовь, а где любовь, там и радость. Мы же знаем, как бывает в семье, — если между родителями любовь, если дети любят родителей, а родители — детей, то как счастливо они живут! А любовь предполагает заботу о другом. Ведь как мы определяем, что папа и мама нас любят? Они заботятся о нас, они нам помогают, они тратят на нас свое время, свою жизнь, и мы понимаем, что это и есть любовь.

Вот Господь и пожелал, чтобы все люди так жили, чтобы не было больше правды за силой, а чтобы правда была за любовью. Но для того чтобы понять эту заповедь Божию, нужно вот что иметь в виду. Когда мы любим, мы себя отдаем другому. Любовь — это всегда жизнь не только для самого себя, но и для других, для братиков и сестричек, для товарищей и друзей, а в идеале, как Господь повелел, — для всех людей. И если мы с вами овладеем этим новым законом, который принес Господь, то у нас никогда не будет несчастных, потому что люди, живущие по закону любви, всегда счастливы, в их сердце всегда свет.

Я хотел бы пожелать вам, мои дорогие дети, чтобы вы этот закон Христов усвоили и с самого раннего детства научились любить друг друга. А любить — значит помогать другому, значит делиться с другим, значит всегда иметь в виду, что, кроме тебя, есть еще другие дети, а когда вырастешь, понимать, что кроме тебя есть много-много людей и, чтобы все они были счастливы, мы должны любить и помогать друг другу. Если вы усвоите этот самый главный закон жизни, вы все будете отличниками, потому что осуществление закона любви — это такой аттестат зрелости, который делает человека счастливым на всю жизнь.

Этого я и хотел бы пожелать всем вам в последнее воскресенье святок, замечательного времени от Рождества до Крещения, и пусть любовь Христова пребывает в ваших семьях и в ваших сердцах. С праздником вас поздравляю!»

http://www.patriarchia.ru/db/text/4346221.html


Проповедь в день преставления и второго обретения мощей прп. Серафима Саровского

15 января 1978 г.

Антоний Сурожский.pngМитрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рядом с иконой святого Серафима Саровского, память которого мы сегодня совершаем, в нашем храме лежит под стеклом небольшой лоскуток материи; это дар, полученный уже несколько лет назад, частица той рубахи, которую святой Серафим носил, когда был застигнут в лесу разбойниками и до полусмертиими избит. Он мог защищаться, он был крепок телом, несокрушим духом, он был вооружен тяжелым топором; но по образу Христа, Который, как Агнец перед стригущими Его безгласен, наподобие ветхозаветного образа Христова Мужа скорбей, Который принимает не только унижение, но и биение и раны и смерть, без сопротивления отдавая Себя, и через это получая власть простить, — так и Серафим отдал себя в руки разбойников. До крови он поверил Христу, до готовности излить свою кровь и истощить свою жизнь он поверил Христу.

И эта капля крови его, которуюмы видим на кусочке материи — сколько она вызывает дум и благоговения. Человек, подобный нам, сумел так поверить в любовь, в Божию беззащитность, в то, что Господь Себя нам отдал без остатка, без слова ропота, без движения руки, чтобы отвести удар, без молитвы, чтобы сила Божия Его избавила, что Он Сам отдал Себя другим…

От нас такой жертвы, такого мужества не требует никто; от нас ожидается, чтобы мы быливерны жизнью, а не смертью; никто не требует от нас теперь, чтобы мы кровью запечатлели нашу веру и верность Христу. А как мы бываем малодушны, испуганы, как легко мы забываем, что мы Христовы, и прибегаем к мерам защиты своей жизни, своей чести, своего имущества, всего своего, которое не Христово, а принадлежит миру, духу язычества… Подумаем об этой капле крови и о том, что она говорит нам; не будем за нее восхвалять Серафима, — ему наша похвала не нужна. Хвалить может тот, который сам, делом, а не только словом, прошел подобным, одинаковым путем, и изведав его трудности, может другого похвалить за то, как мужественно, как терпеливо, как прекрасно он прошел до цели. Наша похвала даже не выражает изумления, а только удивление тому, что бывают такие люди.

И как жалко за себя, за нас всех, чтомы теперь так измельчали, что удивляемся тому, что было таким обычным, таким естественным каких-то пятнадцать столетий тому назад. Когда читаешь страницы календаря, видишь: здесь тысяч десять человек были сожжены в Никомидии; там один человек умер одинокой смертью… Мужчины, женщины, дети не колебались отдать свою жизнь, отдать ее до конца, прожить ее по-Христову и отдать, вернуть ее Богу достойно своего христианского имени. Сейчас никто не просит нас ее вернуть; но Христос нас зовет к тому, чтобы мы ее прожили достойно Христа.

И вот, взглянем еще раз на этот лоскуток материи, на эту каплю крови, на лик святого Серафима, и поставим перед собой вопрос: А я? Как я отвечаю, когда передо мной стоит не угроза даже, а насмешка? Как я отвечаю, когда передо мной стоит соблазн? Как я живу изо дня в день, когда меня кротко и твердо зовет Господь, и требовательно, соблазнительно, грубо манит темная власть? Где я стою?..

Помогинам Господь вдуматься в это. В старое время люди стояли перед жизнью и смертью, когда делались Христовыми; мы не стоим перед этой угрозой, во всяком случае, еще нет. Но они устояли, потому что для них Христос был — жизнь, а отойти от Него было немыслимо; а мы отходим, отходим — все время… Как это жалко, как это больно!

Для того ли жил Христос, для того ли Он умер, чтобы мы только дивились и надеялись, что Его страданием душевным, крестной смертью мы будем спасены от опасности от себя самих? Не для того ли Он умирал, чтобы вызвать к бытию новый род людей, людей бесстрашных, людей, уверовавших в любовь, в ту любовь, которая свою жизнь отдает, не требуя ничего другого, кроме радости любить… Да благословит и помилует нас Господь! Будем помнить: Он — путь, и Он прошел перед нами весь путь жизни, и Он имеет право свидетельствовать, что человек может этим путем пройти и силой Божией все победить. Аминь.

https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-o-prepodobnom-serafime-sarovskom-antonij-mitropolit-surozhskij.shtml#n2


В НЕДЕЛЮ ПЕРЕД БОГОЯВЛЕНИЕМ

Уминский1.pngПротоиерей Алексей Уминский

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресение – это воскресение перед праздником Богоявления, перед праздником Крещения Господня. В этот день читается первое зачало Евангелия от Марка о том, как исполняются пророчества о Христе, которые будут звучать в ветхозаветных паремиях на вечерней службе перед Крещением Господним. Эти пророчества говорят о земле, которая ожидает пришествия нового времени. И земля эта – иссохшая, поросшая терниями и сорняками. Это земля, о которой Господь, изгоняя из Рая согрешивших Адама и Еву, сказал, что она будет приносить волчцы и тернии. Это стропотная земля, как говорит нам пророк, то есть вся она в горах и оврагах, пропастях и низинах, земля неровная, искажённая. И она ждет того времени, когда всякая низина – повысится, всякая гора – смирится, кривые пути станут ровными, чтобы стала она путём Господним. Эта земля – образ души человека, который остался без Бога.

Именно это пророчество повторяет сегодня Евангелист: «уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему». Уготовать путь Господень – задача каждого человека, который еще не приготовил себя для того, чтобы Господь нашёл прямой путь в его сердце, чтобы пришествие Господне, Богоявление, каждого из нас изменило, сделало иным.

Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит, что кривое правило и прямое делает кривым. Это значит, что искажение, которое принёс в этот мир грех, касается каждого из нас, ведь каждый несет на себе последствия первородного греха, и то, что мы считаем правильным со своей точки зрения, что выбираем за мерило, которым мы меряем жизнь, других людей, окружающие обстоятельства, – всегда искажено, всегда кривое. Мы думаем, что наше мерило самое правильное, чистое, неискажённое. Смотрим на человека и думаем: вот, оказывается, он какой! А на самом деле он совсем другой, мы не видим его правильно, потому что наше искажение меняет весь окружающий мир, и мы смотрим на него сквозь кривое, искажённое стекло.

Из-за нашей кривизны происходит столько бед, столько ошибок, которые мы совершаем, думая, что ступаем прямо, что идём правильно. А на самом деле мы всё время кружим, заворачиваем не туда, попадаем в какие-то нелепые лабиринты, которые сами себе часто и создаём.

Из-за этого происходит потеря любви, потеря цели и смысла. Человек не знает – откуда и зачем он шёл, куда он пришёл, кто эти люди, которые казались ему близкими – и вдруг стали совсем чужими. А где те, которые по-настоящему нужны и близки – он не знает. Он не знает ответа на простой вопрос: а кто есть ближние его? И всё, что мы видим – это ложное представление о том, что с нами происходит, потому что не уготованы пути Господни, чтобы Он вошёл к нам.

Как же их уготовить? Что же делает человека готовым к тому, чтобы Господь к нему пришёл? Первая глава Евангелия от Матфея говорит нам о том, что делал Иоанн Креститель для того, чтобы приготовить пути Господни, чтобы народ, который сидел во тьме и сени смертной, вдруг увидел свет истины, грядущей в мир и посещающей каждого человека. Он всех призывал к покаянию, чтобы каждый человек понял в себе эту страшную вещь, увидел свое искажение и вдруг ужаснулся тому, что, оказывается, мир не такой, каким я его хочу видеть, мир – другой. И люди в нём – другие. И я – не тот, я – неправильный, и нет во мне прямых путей.

Когда мы хотим, чтобы Господь к нам пришёл и в нас вселился, самое главное – это знание человека о себе, понимание того, кто он есть на самом деле, это мужество человека, который может увидеть свою кривизну. А мы обычно будем думать о себе, что у нас, в общем, всё в порядке, просто есть какие-то маленькие несоответствия, с которыми мы обычно приходим на исповедь… Каждый из нас пытается жить церковной жизнью, исполняя определенные правила, апробированные огромным опытом жизни Церкви (соблюдать посты, участвовать в богослужении, утром и вечером читать молитвы). Но нельзя исполнять правильные правила, будучи внутренне неправильным. Что принесут эти правильные вещи, если наше внутреннее искажение (которое проявляется в трёх словах – я, мне, моё) присутствует на первом месте? И тогда, чтобы ты ни делал, ничего хорошего из этого не получится. Никогда не будет из этого ни духовной жизни, ни движения ко Христу, ни какого-то преображения, потому что когда есть внутреннее искажение, гордыня, самость, желание жить по себе, желание свою жизнь устроить удобно, комфортно и прикрыться при этом духовной оболочкой – ничего доброго не получится. Будет только страшное мерзкое фарисейство, которое всё время обличает Христос.

Поэтому когда звучат слова «уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему» – это обращение к каждому из нас, призыв внутренне на себя посмотреть и найти в себе главное искажение, которое не дает Христу сделать нас другими, которое не даёт возможности Богу вселиться в нас и преобразить, сделать своими до конца, сделать нас той почвой, которая бы приносила плод настоящий и в 30, и в 60, и в 100. Аминь.

ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ в Хохлах

http://www.trinity-church.ru/prior/outreach/v_nedelyu_pered_bogoyavleniem






Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс