Материалы


Проповеди 8-го января

патриарх.jpgCлово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Собора Пресвятой Богородицы 8 января 2014г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас еще раз сердечно поздравляю с праздником Рождества Христова!
По обычаю во второй день этого великого праздника, здесь, в главном храме Святой Руси, мы совершаем торжественную Литургию, вспоминая Собор Пресвятой Богородицы.

«Собор» в переводе на русский язык — собрание. Значит, мы вспоминаем некую группу людей, которая связана с Пресвятой Богородицей в первую очередь физическими узами родства.

Эти узы простираются вглубь веков, потому что Пресвятая Богородица была из рода царя Давида, и потому в перечне тех близких людей мы в первую очередь вспоминаем о Давиде, благочестивом царе израильского народа, который основал Иерусалим как столицу, который принес на гору Сион ковчег завета, который написал дивные псалмы, — по крайней мере, как говорят историки и исследователи Библии, значительная часть псалмов если и не его рукой была написана, то людьми его круга, которые передали его мысли, передали характер его благочестия в этих замечательных текстах.

Наверное, никто и никогда не создавал более возвышенной поэзии, никто и никогда не выражал молитвенного чувства так, как выразил его святой пророк и царь Давид. И мы используем его слова в наших богослужениях, в наших частных молитвах. Когда читаешь книгу Псалмов, то не можешь не поразиться силой ума, силой чувства, силой эстетического чувства, красотой слога, какими обладал святой праведный пророк и царь Давид.

Мы вспоминаем также Иосифа Обручника, человека близкого Пресвятой Богородице. Он взял Ее из Иерусалимского храма, он хранил Ее девство и Ее чистоту. Он не был Ее физическим мужем, но он был главой той семьи, которая и была образована его союзом с Пресвятой Девой Марией. И по человеческому размышлению, и по тому, как относились к нему люди, он воспринимался как глава семьи, в которой родился Иисус Христос, Мессия, Спаситель мира.

Мы вспоминаем также апостола Иакова, двоюродного брата Спасителя, благочестивого по ветхозаветным, иудейским меркам человека, который был начитан в Священном Писании, который скрупулезно исполнял предписания ветхого закона и считался среди иерусалимлян человеком особого благочестия. Он принял Христа как Спасителя, как своего учителя, он стал одним из тех, кто Его окружал и в силу особого авторитета среди жителей Иерусалима он стал предстоятелем, епископом первой христианской общины — общины Иерусалима, которую мы называем матерью всех Церквей, потому что так говорит об Иерусалиме и об Иерусалимской общине Священное Предание Православия.

Сегодняшний день предоставляет нам замечательную возможность подумать о значении семьи, о значении близких людей. Человек рождается в семье; отец, мать, братья и сестры, двоюродные братья и сестры, дяди, тети, крестные родители — это самое близкое окружение, это те люди, которые формируют человеческую личность, личность ребенка. Именно от того, насколько крепка семья, каково качество семейных отношений, зависит и результат воспитания. Каждый из нас, по крайней мере большинство, прошел через опыт ребенка, жившего в семье, и каждый знает, какой радостью в сердце ребенка отзываются любовь родителей, их благочестие, мир в семье и какой невероятной скорбью отзываются несправедливость, жестокость, раздоры в семье, измены, разводы.

Мы очень часто говорим, что молодежь у нас не та, что в молодежной среде много плохого и греховного. Я согласен, что часть молодежи действительно пребывает в этом греховном состоянии, которое нередко является причиной страшных преступлений. Вчера, в первый день Рождества, я имел возможность посетить один из следственных изоляторов города Москвы, где содержатся малолетние преступники. Они еще не осуждены законом, но большинство из них совершили страшные преступления, включая убийство, насилие. Это дети от 14 до 18 лет.

Почему эти дети совершили столь страшные злодеяния, а другие не совершили? В любом случае, будь то генетическая зависимость детей от своих родителей и от своих предков или будь то результат воспитания, виновность родителей, семьи очевидна. Это неблагополучные дети. И когда мы говорим о неблагополучных детях, мы имеем в виду не только материальный недостаток, может быть, имеем это в виду в самую последнюю очередь, потому что бывают неблагополучные дети в очень богатых семьях — где нет мира, где нет правды, где отношения пронизаны ложью. Ребенок, который живет в такой атмосфере, впитывает все, что он видит, слышит и чувствует, и это становится частью его природы.

Ведь что такое преступление, совершенное ребенком? Это проявление его внутреннего состояния. Такие дети с легкостью говорят неправду, причем считают, что, употребляя ложь, они делают для себя что-то доброе и правильное, обманывают кого-то в свою пользу. Ложь перестает волновать совесть ребенка — она становится оружием, которое он использует, покоряя мир вокруг себя. И этот перечень грехов можно продолжать до бесконечности — речь идет о том, что именно старшее поколение несет ответственность за состояние молодежи.

Вот почему Церковь употребляет сегодня такие огромные усилия по организации религиозного воспитания детей, организации воскресных школ, по преподаванию основ православной культуры в средних учебных заведениях, по работе с молодежью в высших учебных заведениях, ведь то, что этим детям и юношам, может быть, не хватило в семье, Церковь могла бы им с любовью предать, сказать о самых высоких идеалах, осуществление которых делает людей счастливыми, оберегает от опрометчивых действий, могущих привести к жизненным катастрофам.

Сегодня мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, большую семью, в которой жил Господь Иисус Христос. Вспоминаем жизненный подвиг Самой Пресвятой Богородицы и всех тех, кто был рядом со Христом, — достаточно сказать, что одним из первых мучеников стал Иаков, Его двоюродный брат, первый епископ Иерусалимский. Вспоминая мысленно этот пример замечательного устроения семейных отношений, мы должны просить Пресвятую Богородицу и всех сродников по плоти Господа и Спасителя, чтобы Он укрепил семейные связи, чтобы Он обострил чувство ответственности родителей за детей, чтобы Он помог формированию духовно здоровых личностей в непростых условиях современности, благодаря здоровым семейным отношениям.

Мы сегодня молились о наших детях, о нашей молодежи, о подрастающем поколении, чтобы Господь милость Свою пролил над ними, вооружил их духовной силой, разумом, способностью отделять добро от зла, плоды от плевел, способностью сопротивляться искушениям, способностью созидать свою личную жизнь, а в будущем — жизнь своих семей, а значит, созидать и здоровое общество, без которого и вне которого с трудом мыслится здоровая семья.

Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над всеми нами, укрепляя всех, кто трудится на благородном поприще ради осуществления тех добрых дел, результатом которых будут счастливые судьбы вверенных им молодых душ. Всех вас, мои дорогие, еще раз поздравляю с праздником Рождества Христова!

http://orthoobraz.by/slovo-pastyrya/propovedi/sobor-presvyatoi-bogoroditsy

Слово на второй день Рождества Христова

игум Никон Воробьев.pngИгумен Никон Воробьев (8.1.1963 г.)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Все обстоятельства, сопровождающие рождение Господа Иисуса Христа, имеют глубокое значение для нас. Об одном из них вы уже слышали: грязная пещера, наполненная навозом, нечистотами, всякими пресмыкающимися, есть образ душевного состояния человечества, в котором оно находилось во время пришествия Спасителя. Эта грязная нечистая пещера является образом нашего сердца, преисполненного всякой мерзости, свойств, принадлежащих дьяволу. Чревоугодие, пьянство, блуд, нечистота, гордость, тщеславие, осуждение, ненависть друг к другу, – все это свойства дьявола и все это гнездится в нашем сердце. Но милосердный Господь не возгнушался этой нечистоты и ныне не гнушается ею, приходит к нам, когда мы искренно сознаем свою нечистоту, оплакиваем ее, умоляем Господа, чтобы Он оказал нам милость, очистил нас, сделал бы грязный вертеп нашей души храмом Божиим, которым мы призваны быть по слову Апостола: «Вы храм Божий и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3:16).
Вот другое обстоятельство. Пастыри стерегли ночью свои стада. Они не спали. И когда родился Спаситель, то явился им Ангел Господень и возвестил радость великую, возвестил о рождении Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Вскоре они и сами увидели новорожденного Богомладенца. Что это значит?
Если бы мы бодрствовали над своим сердцем, над своим умом, над своими влечениями, над своего рода «стадом» наших помышлений, чувствований и т.п., как стерегли свои стада ночью пастыри, то и мы сподобились бы являения Ангелов Божиих, и Сам Господь явился бы нам. Ибо кто от всего сердца молится Господу, достойно причащается Святых Таин, тот сподобляется величайшей, непостижимой милости: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6:56), – вот что обещает Господь.
Как пастыри смотрели за овцами, должны мы следить за своими поступками, за своими словами, за своими мыслями, за своими чувствами. И как те пастыри отгоняли волков и воров, так и мы должны были бы отгонять от своего сердца всякую дурную мысль, всякое дурное чувство, всякое дурное пожелание, и насаждать только доброе. Тем мы духовно уподоблялись бы евангельским пастырям, и нам явились бы Ангелы Божии, как являются они святым угодникам, они утешали бы нас, очищали наши души, и наше сердце из грязного вертепа сделали бы храмом Божиим, в котором почил бы Дух Божий со Отцем и Сыном.
Еще одно обстоятельство – это звезда Вифлеемская. Волхвы с Востока, ожидавшие рождение Царя иудейского, увидев звезду, отправились в далекое и чрезвычайно трудное по тем временам путешествие, чтобы достигнуть новорожденного царя, поклониться Ему и принести Ему дары от чистого сердца.
Эта звезда Божия руководит и каждым христианином. Господь следит за каждым из нас. Никто не оставлен Господом. Как мать жалеет своих детей, как страдаем мы при болезни любого члена нашего тела, так Господь жалеет каждого человека, каждого грешника. И радуется Господь, и радуется все небо об обращении и спасении каждого человека. «Радость бывает на небе, – говорит Господь, – о едином грешнике кающемся» (Лк. 15:7).
Как волхвов Господь вел звездою и привел сначала в Иерусалим, а затем и к самому месту, где находился Спаситель, так и каждого из нас постепенно ведет Он ко спасению.
Если бы мы были внимательны к своей жизни, особенно к прошедшим годам, то увидели бы, как Господь промышляет о нас: о земном благополучии, если нам это полезно, и о вечном спасении нашей души. Множество примеров можно бы привести в подтверждение этого.
Сам Спаситель в Евангелии говорит, что волос не упадет с головы человека без воли Божией – так внимательно следит Господь за каждым из нас, так жалеет, так хочет спасения каждому самому отчаянному грешнику. Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись. Вот один из примеров. Вышла верующая замуж. Муж оказался пьяница, безбожник, ругатель, оскорбляет жену, ругает и портит детей. И вот Господь, долготерпя, удаляет наконец мужа от этой жены: или он сам уходит, или он умирает и, таким образом, дает возможность матери воспитать детей истинными христианами.
Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку или этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь, или какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись.
Посмотрите на свою прошлую жизнь и вы увидите, как много Господь делает для того, чтобы облегчить нам спасение. Вот – человек, страдающий пьянством, развращенный. Все свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается.
Так во множестве случаев можно заметить непрерывное промышление Божие о каждом человеке, о каждой семье. Когда происходит какое-либо, особенно скорбное, событие, мы часто не понимаем, почему оно случилось, часто ропщем: за что Господь пожар послал или болезнь, почему недостаток в необходимом, – а когда впоследствии посмотрим на свою прошлую жизнь, то увидим, как милостив был Господь, как он премудро содействовал нашему спасению. Каждого человека своя звезда, свои обстоятельства ведут к Господу Иисусу Христу, ведут к Спасителю нашему, который нас очищает, прощает нас, освящает, превращает вертеп нашего сердца в храм Божий.
Поэтому мы должны веровать в Господа, и со своей стороны содействовать своему спасению: благодарить Господа и за Его воплощение, и за Его страдания ради нас, и за Его постоянное промышление о нас, должны показать свою взаимную, ответную любовь к Нему исполнением Его святых заповедей. Если же мы не исполняем их, то Господь вынужден бывает посылать нам особые обстоятельства, чтобы заставить нас одуматься, заставить покаяться.
Больше сей любви Господь не мог оказать человечеству, как послать Сына своего Единородного, чтобы Он родился среди грязи, жил среди нечистых, злобных, жестоких людей, чтобы претерпеть всякие поругания и затем крестную смерть ради нашего спасения.
Господь принес эту жертву, желая, чтобы мы хотя несколько оценили ее, чтобы возблагодарили Господа, показали свою ответную любовь к Нему стремлением к собственному спасению, понуждением себя к исполнению Его заповедей, или, во всяком случае, искренним покаянием, сокрушением о своих грехах, слезами о том, что мы, Господи, постоянно нарушаем Твою волю, постоянно удаляемся от Тебя, прячем от Тебя свои преступления.
Возблагодарим же Спасителя нашего, пришедшего на землю, пострадавшего за нас. Не будем роптать, когда Господь пошлет нам скорби и болезни, ибо это та наша звезда, которая ведет нас ко спасению.
Будем понуждать себя читать Слово Божие и исполнять его, ибо блаженны, говорит Господь, «слушающие Слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8:21). Они наследуют Царствие Божие, пребудут в обществе святых, обществе Матери Божией, сделаются Сынами Божиими и участниками вечного блаженства.
Аминь.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/propovedi/#0_9

Собор Пресвятой Богородицы
(8 января)

смирнов.pngПротоиерей Димитрий Смирнов

Господь пришел на землю, чтобы спасти всех людей. И мы видим, как с самого младенчества дьявол ополчился на Него. Почему Господь испытывал гонения? Потому что мир лежит во зле, покорился дьяволу, и, естественно, дьявол хочет Бога изгнать. Поэтому его и называют князем мира сего, что он хочет управлять миром по своей воле, а не по воле Божией.

В молитве «Отче наш», если мы, конечно, не бессмысленно ее повторяем, мы молимся теми словами, которым нас научил Господь: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Господь хочет, чтобы на земле воцарилась воля Божия. А воля Божия заключается в том, чтобы каждый человек занимался спасением собственной души. И когда Господь видит, что человек способен к этому, Он дает ему веру, для того чтобы эта вера, как семя, посеянное в его сердце, принесла плоды. Когда семя сажают в землю, то хотят, чтобы из него что-то выросло. Иначе какой смысл его гноить, уж тогда лучше прямо сразу съесть. Сажают для того, чтобы был урожай. И если мы все здесь верующие, то, значит, Господь насадил в нас веру с определенной целью: Он хочет собрать урожай. Причем на примере смоковницы Господь показал, что дерево, которое не приносит плода, сжигают в печи, потому что, раз оно бесполезно, оно годится только на дрова. И если наша вера никаких плодов не принесет, душа наша тоже годится только для огня, больше ни для чего.

Какие же плоды должна принести наша душа? Господь сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Когда людям говоришь о заповедях, они сразу вспоминают: не убивай, не блуди, не воруй. Хотя это совсем не первая заповедь. А первая: «Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов». То есть самая главная заповедь – это чтить Бога. И еще сказано: «Наблюдай день субботний, чтобы святити его… шесть дней делай», а седьмой – суббота (то есть день покоя) Господу. Но у нас считают так: не убивать – это заповедь серьезная, а то, чтобы почитать день субботний, – это второстепенная, о ней даже и не упоминают. Почему так? А потому, что не исполняют. Хотя эта заповедь еще не христианская, а дохристианская. Господь Иисус Христос, Который пришел на землю, требует от нас большего: мало каждое воскресенье в храм ходить, мало посты соблюдать, мало утром и вечером молитвы читать, мало добрые дела делать. Этого мало, этого совершенно недостаточно. Но если этого недостаточно, то что же тогда будет с нами, которые и этого не делают, какова наша участь? Наша участь – огонь геенский: пойдем в преисподнюю, будут нас бесы мучить вечно, потому что пренебрегаем заповедями Божиими.

Господь пришел на землю: сколько страдал, сколько учил, чтобы вдолбить в наши такие медленные на добрые дела головы, чтó же именно надо. Господь требует от нас: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, добро творите ненавидящим вас». А мы постоянно то негодуем, то чем-то недовольны, то на кого-то обижаемся. Смотришь, то один подойдет к батюшке жалуется, то другой, как будто Евангелие никогда не читали, как будто там не написано: тебя ударят по правой щеке – подставь левую и будь благодарен, что тебя всего лишь по физиономии ударили. Удивительно, как за наши грехи нас земля держит, – а мы еще жалуемся, мы еще что-то ищем себе, мы еще губки надуваем, ножкой топаем, мы еще имеем наглость сердиться.

Поэтому нам нужно начинать исполнять заповеди. А нам даже непонятно, как это: «любите врагов ваших». Она про меня сплетни распускает, а я должен ей конфеты дарить?! Да, должен, обязан. Каждому, кто тебе делает зло, ты обязан делать добро – иначе сгоришь в геенне огненной, потому что ты еще не человек. Собаку ткни палкой – она тебя укусит. И если ты поступаешь так же, значит, ты еще пока не человек, а собака. Чем отличается человек от собаки? Тем, что он может простить. Его ткнули палкой, а он говорит: ну ничего, мне за мои грехи так и надо. И не стал никому жаловаться, не стал никому рассказывать, а просто взял от души и простил: Бог с ним. Взять и простить, взять и потерпеть, взять и покрыть любовью его немощи – вот это уже христианство. Но мы так не можем. Нам это кажется странным. Мы от своих кровных родственников и то не можем самую малость потерпеть, а уж от каких там врагов? Упаси Бог, кого тронь, погладь против шерсти.

Поэтому то, что принес Христос на землю, нам пока еще недоступно, мы еще в каменном веке. Значит, нам больше подходит закон Моисеев, который делает из животного человека. А уже потом, когда научимся этот закон исполнять внимательно, скрупулезно, по всем пунктам, можно переходить к закону евангельскому, к закону Христову. И вот Моисеев закон прежде всего предписывает нам учиться почитать Бога. С чего же надо начинать? С того, чтобы хоть один день в неделю, отложив все свои мирские дела, посвящать Богу: в этот день приходить в храм, этот день тратить на то, чтобы изучать Священное Писание, этот день тратить на молитву, этот день тратить на то, чтобы сделать какое-то дело бескорыстно. Не себе квартирку убрать, постирать, заштопать, а ближнему своему – не родственнику, не сыночку, не внучку, а человеку, может быть даже и не очень приятному.

Превозмогая свою лень, нежелание, свою косность, надо все время заставлять себя делать добро для ближнего, скрепя сердце, потому что делать это, конечно, неохота – охота в единственный выходной лечь и газету читать. Но если мы будем себя понуждать, будем так делать месяц, год, пять лет, десять лет, мы постепенно привыкнем, мы постепенно войдем во вкус, мы увидим, что от этого сердце наше умягчается, и нам захочется еще. И вот когда нам захочется делать добро само по себе, в этот момент, значит, наше сердце начало перерождаться, значит, оно потихонечку становится христианским. Это и есть тот плод, который должна принести наша вера. Потому что Господь сказал: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?»

Вот мы приходим в храм и стараемся что-то для храма пожертвовать: кто труд свой, кто тысячу рублей принесет, которые себе на похороны отложил, кто свечей наставит на тридцать рублей – на жертву готов человек. А Господь говорит, что этого недостаточно. Да, это совсем неплохо, когда человек отрывает от себя ради Господа и жертвует своим имуществом. Но Господь хочет получить от нас не только имущество, Господь хочет получить от нас наше сердце, чтобы сердце наше принадлежало Богу. А оно чему принадлежит? Наше сердце принадлежит самим себе, мы служим только себе. Когда нам не удастся в храм сходить, мы говорим: ну ладно, ничего, в другой раз схожу, Бог подождет. А если нам денек пропустить не покушать или не поспать или если у нас что заболит, так мы сразу в панику ударяемся. Потому что это мое: мое тело здесь затронуто, мое мясо. Я должен это мясо приготовить к тому, чтобы червям вкусно было кушать, когда меня закопают. Это беспокоит: как там червяки бедненькие будут меня грызть. Это все очень важно. Я не хочу болеть, я умереть даже хочу совсем здоровым, я бесконечно жалуюсь: у меня здесь болит, там болит, врачи плохие, лекарств нет.

Как будто сто лет назад были какие-то лекарства! Вообще никаких не было. И врачей никаких не было. Заболел – ну что же, перекрестись, готовься к смерти. Батюшку позови: причастит, пособорует, если ножки у тебя уже не ходят. А тут всё лечатся: жить охота, еще год, еще два пожить. Зачем? Какой в этом смысл? Какой смысл тянуть эту резину, если твоя жизнь не посвящена Богу? Если бы человек просил: Господи, продли мне жизнь, мне надо еще посетить тысячу больных, мне надо накормить еще два десятка нищих, мне еще нужно из моей хорошей квартиры выехать в плохую, чтобы другим людям получше жилось. Мало ли людей живут в тесноте?! Я возьму с ними и поменяюсь: поменяю свою отдельную на коммунальную или свой третий этаж – на первый, чтобы кому-нибудь было получше, а мне было бы похуже.

Если бы для этого, то Господь бы дал: человек хочет жить ради доброго дела – надо ему продлить жизнь. А так что же? Жизнь продлить, чтобы больше по телевизору программ посмотреть, чтобы больше газет прочитать, чтобы больше попилить своих родственников, чтобы еще больше побрюзжать, чтобы больше съесть, в навоз продукты питания перевести? Для чего? Чтобы жить только для себя, только для своего? И так во всем. Так и к детям относимся, как к своей собственности: как будто они не Божьи, как будто у них не может быть своего мнения, своего устроения жизни. Все стараемся вмешаться, все по-нашему чтобы было. А если что-то не так, то еще возмущаемся.

Так что, если внимательно посмотреть, жизнь наша целиком безбожная. Потому что Бог велит так, а мы делаем совсем наоборот. И сколько это будет продолжаться? Русская пословица говорит: «Бог долго терпит, но больно бьет». Каждый из нас положа руку на сердце может сказать, что он много претерпел всяких скорбей, несчастий, болезней. Какая у нас тяжелая жизнь! Почему так? Это Господь все нас воспитывает, Он нас вразумляет, Он хочет, чтобы мы как-то образумились. Потому что Он нам Отец, Он нас не хочет погубить, а хочет нас спасти. И Сына Своего единородного Иисуса Христа послал в мир для того, чтобы нас научить уму-разуму. И надо нам стараться учиться. Надо отложить нам все земные дела на потом.

Когда мы просыпаемся, когда только с постели встаем (кто-то не сразу встает, часа два еще поваляется; ну, два часа повалялся, но все-таки встал) – о чем первая забота? Не о том, чтобы поесть, пойти куда-то языком своим помолоть или в какие-то дела кинуться. Нет, прежде всего надо не спеша перекреститься и подумать о своей душе. Вот Господь мне подарил еще один день. Как мне надо его провести, чтобы этот день был Богу угоден? И все время стараться думать о своей душе: чтобы ей – душе своей, не телу – принести пользу, чтобы свою душу как-то просветить, свою душу как-то умягчить, свою душу как-то образовать, чтобы душа что-то поняла в этой жизни, чтобы почувствовала, в чем еще нужно исправиться, да как исправиться, да что еще сделать.

Вот для этого нам дана жизнь – а она уходит, как вода ускользает: в пригоршню наберешь воды, чуть подержишь, смотришь, все меньше, меньше, руки мокрые – воды нет. Так и жизнь: она уходит, уходит бессмысленно. Все какая-то суета, все совсем не тем занимаемся. Это не значит, что надо грязью зарасти: не стирать, шею не мыть, запаршиветь всем. Нет, этого совсем не надо. Но в первую очередь мы должны думать о своей душе, о молитве, о Священном Писании, о том, что нас ждет за гробом, о том, что времени мало осталось. Все время о смерти размышлять, все время думать о том, куда моя душа пойдет, что я наследую, какие я в своей жизни плоды принес. И стараться все время что-то для Господа делать, чем-то Ему стараться угодить: стараться помолиться побольше, побольше Евангелие почитать, ближнему помочь, кого-то лишний раз простить, с кем-то лишний раз не поссориться, что-то отвергнуть.

Вот пришла соседка и начала про другую рассказывать. Ты поневоле в это втягиваешься, участвуешь в этих сплетнях, осуждениях. Ну ради Господа помолчи, останови ее, на другую тему разговор переведи. Ради Господа хоть какое-то зло останови в течение дня хотя бы один раз, и то будет хорошо. Что-то такое малое сделай, и то было бы замечательно. И вот из такого малого-малого будет и большое складываться. И если будем все время чуть-чуть что-то для Господа делать, так потихонечку и наберем.

Когда душа наша придет на суд, Господь строго на нас взглянет и скажет: ну что же ты, милая? А мы скажем: я детям своим помогала. Ну да, помогала, а за это получала. На земле если какую награду получил, это уже не в счет. За детьми ухаживала – так это твои дети. Если у тебя их отнять, не дать ухаживать, ты же с ума сойдешь. Поэтому ты это не ради детей делала, а ради собственной страсти, это твое кровненькое. Если деток любишь – пожалуйста, вот деток полно никому не нужных, возьми, ухаживай, тогда будет явно, что деток любишь. А когда свое, это не считается, это каждому свой крест положен: у кого жена, у кого муж, у кого дети, у кого внуки. Это все не в счет. Обязательно надо чуть-чуть сверх, чуть-чуть бескорыстно, чтобы за это ничего не получить. И Господь, видя это наше тайное дело, воздаст нам явно в Царствии Небесном. Потому что Господь хочет, чтобы мы дела свои творили не для людей, не для славы, не за похвалу, не за деньги, не за благодарность, а ради самого добра, ради того, что мы возлюбим это добро.

Вот это возлюбление и есть главный плод всей нашей жизни. Поэтому если у нас в сердце такой любви нет, надо ее выращивать, надо все время что-то такое делать, чтобы она росла, чтобы мы из раздражительных ведьм сначала превратились бы в людей, а потом превратились бы в людей добрых, а потом и в людей, про которых все только и могут сказать: ну, это такой хороший человек, просто редко и встретишь. А потом уже – и святость.

Святость – это что такое? Это когда Сам Господь в сердце человека поселяется. И тогда этот человек может не одному-двум помочь, а может помочь и сотням, и даже тысячам. Так Серафим Саровский и говорил: ты мирный дух стяжи, и вокруг тебя тысячи спасутся. Вот взять преподобного Сергия: жил-то шестьсот лет назад, а до сих пор вокруг него люди спасаются, до сих пор со всего мира приезжают к Сергию, только чтобы поклониться, помолиться. И он до сих пор каждому, кто просит, помогает. Вот что значит святость. Это и есть плод духовной жизни. Этот человек, можно сказать, прожил не зря, хотя и семью не заводил, и домов каменных не строил, машины не имел, ничего вроде не достиг, наоборот, в лес ушел молиться. И так хорошо молился, что Господь ему все дал Сам. Он от славы убегал, а еще при жизни на весь мир был прославлен. Еще при жизни даже в других странах знали, что есть в России Сергий, хотя не было ни газет, ни телевизора, только из уст в уста передавали: вот там, в лесу, за Москвой на север, живет Сергий.

И вот он умер, шестьсот лет прошло, а слава только растет. Кто бы ни приехал, первым делом идет в Лавру поглядеть, какая там красота устроена. Вот это плоды жизни человека! Ну конечно, мы не можем как Сергий. Это особый человек, таких людей не так уж много и на земле бывало. Но нам так и не надо, нам хотя бы чуть-чуть, хотя бы что-нибудь, что бы было можно на Страшном суде Богу показать. И так будет хорошо. Спаси, Господи.

Храм Святителя Митрофана Воронежского, 8 января 1991 года

https://azbyka.ru/propovedi/propovedi-dimitrij-smirnov.shtml/2







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс