Материалы


Проповеди в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Евангелие от Матфея


22:1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
22:2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
22:3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
22:4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
22:5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
22:6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
22:7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
22:8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
22:9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
22:10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
22:11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
22:12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
22:13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
22:14 ибо много званых, а мало избранных.


Брачный пир. Поучение в неделю 14-ю по Пятидесятнице

Иоанн Кронштадтский.pngПраведный Иоанн Кронштадтский

В читанном ныне Евангелии Господь Иисус Христос уподобляет «Царство Небесное человеку-царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир — и не хотели прийти». Какое невнимание, какая гордость, неблагодарность, дерзость! Но какое снисхождение и долготерпение царя! «Он опять послал других рабов, сказав: «Скажите званым: «Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир"". Что же званые, как они ответили на новое приглашение благого царя своего? «Они», говорится в Евангелии, «пренебрегши и это, пришли кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их». Но теперь послушайте, что сделал царь с этими дерзкими и неблагодарными. Услышав о такой продерзости званных на брак, «царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: «Брачный пир готов, а званые не были достойны; итак, пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте в тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных"" (Мф. 22:2-14). Здесь конец нынешнему чтению из Евангелия. Сказание это называется притчей, т. е. подобием, или как бы загадкой. Надобно ее отгадать. Кто же этот царь, сделавший брачный пир для сына своего? Это — Бог Отец, Творец неба и земли и Царь всякого создания. Кто царский сын? Это единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, а невеста Его — Церковь и, во-первых, еврейский избранный Богом народ, а во-вторых, душа каждого верующего христианина. Христос возлюбил Церков, сказано, и Себя предал за нее (Еф. 5:25); апостол Павел говорит: Я обручил вас единому мужу, чтобы представитъ Христу девою чистою (2 Кор. 11:2). Под брачным пиром разумеется Царство Небесное, в котором истинно верующие соединятся навсегда с Господом Иисусом. На этот брак, или в Царство Небесное, прежде всего приглашаемы были чрез пророков и апостолов иудеи, но они отказались от приглашения — мало того, даже оскорбили посланников Божиих и многих из них убили. За это Бог впоследствии времени оружием римлян истребил иудейский народ и разрушил их город и храм. Вместо иудеев Бог призвал на брак, или в Церковь Свою, через апостолов и равноапостолов языческие народы, в том числе и нас, русских. Но и христиане из язычников, и последующие за ними уже христианскис роды также не все войдут в царство Христово. Те из них, которые не сохранят в чистоте светлой брачной одежды невинности и святости, которую они получили при крещении, или после осквернения ее грехами не очистят слезами покаяния, будут на Страшном суде извержены во тьму кромешную, где будет вечный плач и скрежет зубов. Вот толкование приведенной притчи! Но может быть и другое, подобное, столь же верное толкование, и уже в более близком приложении к нам с вами, братья и сестры. Брачный пир, о котором говорится в нынешнем Евангелии, — это Божественная литургия, на которой предлагается верным не телец закланный, но Сам Ангнец Божий, закланный в жертву ради спасения нас, грешных, да напитаемся Его пречистым Телом и Кровью, да соединимся с ним теснейшим соединением, да будем плотью от плоти Его и костью от костей Его. Вот брак царского Сына — соединение христианских душ с Христом в таинстве причащения! Вот пир — вкушение плоти и крови Его! Божественный, святейший, нетленный, небесный и обоготворяющий пир! Но многие ли и ныне спешат на этот божественный пир! Не уклоняется ли и ныне большая часть от присутствия на этой небесной вечере по нерадению и лености и по разным житейским расчетам, например по причине торговли или по маловерию и высокоумию или по причине долгого сна и прочее? Кто этого не видит, не замечает, не знает? Таково наше маловерие, таково духовное скудоумие, таково пристрастие к миру, таково невнимание к величайшему таинству веры, к таинству бессмертия и обожения! Такова суетность и неблагодарность христиан к Господу, предлагающему Самого Себя в снедь и питье ради очищения, освящения и бессмертной жизни! Чего же таковые достойны? Не отвержения ли от Бога, поелику сами отвергались от Него почти всю жизнь? Но и приходящие на этот брак Агнца, к Божественной литургии, для воспоминания Его жизни, проповеди, чудес, благодеяний, страданий, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо или для причащения пречистого Тела и Крови Его — в брачной ли одежде приходят, с чистой ли душой, с чистым ли сердцем? С горними ли помыслами, со святым ли настроением? Не с земными ли мечтами и страстями являются многие и в храм, в этот как бы брачный чертог Иисуса Христа? Мы сами, совершители страшной, небесной, бескровной Жертвы, в брачной ли одежде чистоты и бесстрастия душевного являемся всегда в храм и служим в нем? Увы! часто и у нас нет брачной одежды и благоговейных помышлений и мыслей сердечных; и мы входим нередко в нечистом рубище страстей. Поспешим все покаяться и убелить одежды душ наших слезами покаяния и делами правды, особенно милостынею, очищающей грехи. Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь; просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/propovedi/#0_23


Проповедь на притчу о брачном пире

игум Никон Воробьев.pngИгумен Никон (Воробьев)

Царствие Божие, этот вечный, непостижимый для нас пир, Господь уготовал для праведников от начала мира. И звал, и все время зовет всех на этот пир, но званые отказались прийти. Кто эти званые? Если обратиться к древности, то прежде всего это избранный иудейский народ к, которому Господь посылал пророков, пред которым творил великие чудеса, всячески привлекал его к Себе. Этот народ должен был служить примером для всего человечества, чтобы другие народы, видя особое благоволение Божие к нему, и сами обратились к вере в единого Истинного Бога. Но когда пришел на землю Сын Божий, Господь Иисус Христос и истинно сотворил волю Божию, волю Отца Своего, то иудейский народ отрекся от Господа, отверг Сына Божьего, распял Его и сделался ярым врагом Божиим.

И вот Господь послал рабов Своих, Своих апостолов, учителей, проповедников возвещать Евангелие всему миру, всех звать на уготованный пир. И почти все народы постепенно приняли христианство, и множество новых людей, уверовавших в Господа Иисуса Христа, вошло на этот пир.

Но часть верующих в Господа Иисуса Христа не входит на этот пир, не обретает это нескончаемое блаженство. Многие отрекаются от Господа, отказываются пойти на приготовленный пир. Кто отказывается? Большей частью это люди умные, образованные, которые, оправдываясь, говорят, что занимаются различными важными делами, а некоторые прямо отрекаются от Господа ради выгод. И эти званные, по слову Господа, не войдут в царство Божие.

А кто входит? Господь говорит: “Идите по разным распутьям, улицам и переулкам, соберите слепых, хромых, немощных, больных и зовите их на пир”. Кто эти больные и немощные? Это люди, не имеющие значения здесь, на земле, большей частью бедные, мало знающие, больные многими душевными болезнями, больные различными грехами. И те, которые послушаются Господа, те, которые будут внимать слову Божию и очищать себя от всяких грехов, веруя Господу, призывая Господа на помощь,- войдут в царствие Божие.

Но среди пира оказался один человек пришедший, не в брачной одежде. Кто это? И какой должна быть брачная, праздничная одежда, в которой можно пойти в дом к высокому Господину? Брачная одежда — это чистота души. Человек если хочет войти на этот дивный пир, уготованный для праведников от начала мира, должен прежде всего слушаться слова Божия, жить по слову Божию и по заповедям Божиим. А всякое нарушение воли Божией, всякое нарушение заповедей, даже малейших, нужно исцелять, очищать искренним, глубоким сердечным покаянием. Не языком говорить: “Я грешен” а с сокрушенным сердцем припадать к Господу, умоляя: “Господи я согрешил, очисти меня от скверны греховной”.

Если человек всю жизнь старается поступать по воле Божией, по заповедям Божиим, если всю жизнь следит за собой и всякое греховное пятно смывает искренним покаянием, то он облачается в брачную одежду, в которой он смело, может пойти к Царю на пир. А тот, кто является христианином по наружности, подобен фарисеям, которые исполняли все обряды, ходили и молились на улицах и перекрестках, подавали милостыню и т. д., но все это было только внешнее.

Увы, среди нынешних христиан нет понимания христианства, нет желания его понять. Считается, что если человек иногда приходит в церковь, постоит на исповеди, особенно на общей, если он верующий, то этого достаточно. Но о таких людях говорил Господь: Приближаются ко Мне люди и устами чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня (Ис.29,13). Это те люди, которые не в брачной одежде пытаются войти в царствие Божие или думают, что войдут туда.

Нам надо бояться, чтобы Господь не обратился к нам и не сказал: ”Как ты посмел не в брачной одежде войти на пир?”

Образом будущего блаженства, образом этого дивного пира является Причащение Святых Христовых Тайн. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь во мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56). Когда мы только по наружности исповедуемся, языком говорим: “Я грешен”, и сердце в этом совершенно не участвует, а – только сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит (Пс. 50, 19), – не получаем прощения от Господа, потому что нет искреннего покаяния, мы не отрешились от злобы, от осуждения ближнего, тогда мы не в брачной одежде приступаем к Святым Тайнам. Господь позволяет принять Тайны, но скажет: “Как ты смел не в брачной одежде прийти на пир. Возьмите его, свяжите и ввергните во тьму кромешную”. Человек теряет возможность духовного роста, он ходит во мраке, живёт в своих страстях, с которыми причащался не ко спасению и покаянию. И в этих страстях, в состоянии этой связанности, не видя возможности духовно очищать себя, он будет пребывать до тех пор, пока не поймет своего плена, своего мрака, и не припадет ко Господу от всего сердца, не восплачется пред Ним, как плакал мытарь, как плакала блудница, как плакал разбойник.

Так будем же прилежать о своем спасении, чтобы и нам сподобится небесного царствия. Аминь.

http://www.molitva.gr/2009/09/propoved-na-pritchu-o-brachnom-pire/


Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

прот Андрей Речицкий.pngПротоиерей Андрей Речицкий

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Мы с вами, братья и сестры, не единожды читаем в Евангелии, как Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» - там, вокруг этого сокровища, будет выстраиваться вся ваша жизнь. Вы будете совершать поступки в соответствии тому, что вы считаете важным, значимым в своей жизни. Казалось бы, всё очень просто, всё ясно, и легко выстраивать духовную жизнь. Господь говорит: чего не желаешь самому себе, того не делай другим людям. Всё просто и понятно. В тот момент, когда мы читаем, мы всё осознаем, всё понимаем, рассуждаем вплоть до поступков других людей: как должно все было бы совершить. Но как только дело доходит до каждого из нас, до наших слов и поступков – тут-то всё и меняется. Изменяется наше видение и понимание окружающего мира. Куда уходит это евангельское понимание? И по-иному мы начинаем выстраивать свои земные цели, по-иному начинаем видеть свои слова, поступки, которые мы совершаем по отношению к другим людям, порой обижая и уничижая других людей. Сами того по отношению к себе не желаем.

Сегодняшнее евангельское чтение через притчу, которую рассказывает Господь нам, говорит нам о том, что же на самом деле происходит с человеком. Почему получается такая раздвоенность в жизни человека? Он желает только по отношению к самому себе доброго, хорошего, приятного, но сам по отношению к другим людям не совершает таких поступков: раздражает, досаждает и обижает.

Господь показывает сегодня в притче, что званные, которых призывает господин на брак сына своего, желая, чтобы они разделили радость этого события – каждый из них устремляется к своим земным делам, не желает разделить радость с господином, с другим человеком, потому что для них важно и значимо только то, что принадлежит им, то, в чем они полагают удовольствие для себя. Ценность и значимость тех, которые он совершает, определяется тем, что важно и значимо для него, в чем его сокровище. И мы слышим, что каждый из званных полагает сокровище в каких-то своих земных трудах, заботах, суете. Более того, когда господин призывает разделить радость этого торжества, многие из них, не желая отлучаться от своих утешений и радостей земных, оказывают по отношение к нему неуважение и даже избивают его рабов, посланных позвать их на вечерю званную, чтобы они могли войти и разделить радость с господином своим.

Точно такой же мы видим и результат. Что же произойдет с этими людьми, которые совершают такие поступки в своей земной жизни по отношением к другому человеку? Господь приоткрывает нам: придет господин, разорит их грады, сожжет так, что ничего не останется от тех удовольствий и радостей, в которых они полагали смысл и цель своей жизни. И то, что они имели здесь в земной жизни в своих целях и устремлениях, лишатся они и будут бедствовать.

Получается, дважды неразумны эти люди, ибо и радости лишаются, возможности побыть на трапезе вместе с господином, утешиться, и лишаются тех земных утешений, к которым прилепилось их сердце: всё разорит, всё уничтожит господин.

Господь говорит о том, что сердце человеческое принадлежит иному миру. Господь призывает нас с вами постоянно и говорит о том, что благо наше, ценность наша находится в иных измерениях, а не в тех земных благах, удовольствиях и утешениях, которые, если объять их одним словом, именуются «покой», к которому стремится человек здесь на Земле, но никогда и никто не нашел этого на Земле. Не было этого и не будет, потому что иной строй и порядок положен человеку от Бога здесь на Земле. Человек должен трудиться, должен созидать и самого себя, и окружающий его мир.

Иные ценности должны быть на сердце у человека. Прежде всего, он должен помнить, что величайшей ценностью, данной ему от Бога, является свобода. Ему дано быть свободным в этом мире, свободным от греха, чтобы совершать свои поступки так, чтобы они соответствовали воле Божией и Промыслу Божию о человеке самом. Свободным человек становится только через величайший труд и подвиг своей жизни, ибо из млада грех и порок укрепляются в сердце человеческом. Мы все выходим из купели крещения чистыми и свободными от греха наших прародителей. Но, видя слабость наших сердец, мир вновь начинает наполнять их соблазнами и искушениями. И вот уже вместо этих высоких ценностей, которые должны были укрепляться в сердце человеческом, как свобода, чистая совесть, добродетели, иное начинает укрепляться в сердце и развиваться, приносить свои плоды, от которых горько и самого человеку, и окружающим его людям. А то еще и ядовитые плоды, которые начинают и других людей повергать в болезненное, нездоровое состояние, вкусивших от наших трудов и от нашей жизни.

Ценности и сокровища, которые нам даны от Бога, мы должны хранить и не отдавать на расхищение. Хранить свою свободу, быть свободными. Когда мы грешим, мы думаем, что есть большой грех и маленький грех – как бы разделяем свои поступки, слова, извиняем. Но мы должны понимать только одно: всякий, совершающий грех, становится рабом греха. А если говорить в понятиях духовного мира и приоткрывать его тайны, - то бес вселяется в такого человека, человек становится проводником демонической, бесовской воли. Ибо бес не может ничего совершить в этом мире без рук человеческих, и человек становится жилищем такого хозяина, квартиранта, который начинает требовать своего, начинает заправлять и человеком, и вокруг него выстраивать соответствующую атмосферу, в которой начинают задыхаться все. А причина только в том, что вовремя он не проявил внимательность к самому себе, не усмотрел за своим сердцем, открыл его не тому, кому должно – и вошло в него это начало духовное, разоряющее, уничижающее и испепеляющее самого человека и окружающих его людей.

Как мы слышим в притче: придет господин, зажжет, разорит, уничтожит, и ничего не останется от того, что человек мнил в самом себе и о своих богатствах – точно так же, когда возникает самомнение житейское и земное в сердце человеческом, тогда попускает Господь, и человек, теряя понимание, где и что должно совершать в жизни с пользой для самого себя, для души своей и для других людей, принимает в себя этот страшный огнь испепеляющий, горящий, адский, который и самого человека испепеляет, и вокруг него оказывается сплошное пепелище. И где те ценности, те желания покоя, удовольствий земных, которых так искал человек? Ничего не остается. И вся история об этом нам свидетельствует. Мы понимаем и знаем о том, что это происходит с каждым человеком, не только с нами. И понимая и зная эти духовные законы, мы должны иначе выстраивать здесь свою жизнь. Мы должны хранить своё сокровище, данное от Бога – свою свободу, свою совесть от прилогов вражиих, чтобы ни самим не смущаться и чисто жизнь свою проводить перед другими людьми. Быть примером в своей жизни для того, чтобы и другие люди, видя наши поступки, дела и слова, захотели быть христианами. Святитель Иоанн говорит о том, что если бы мы были истинными христианами, то ни одного язычника не оставалось бы вокруг нас. Но наша беда в том, что мы слабы и не хотим порой признаться самим себе в том, что не хотим жить по тем ценностям и законам, которые от Бога, но хотим выстроить свою жизнь по законам иным – земным, которые сулят нам какие-то блага, удовольствия и покой. Надеется человек и уповает и на богатства, и на связи, и на других людей. Но приходит время, когда ничего от этого не остается, и только скорбь и пепелище видит человек и в самом себе, и вокруг себя.

И мне хотелось пожелать сегодня, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, только одного: чтобы мы хранили то сокровище, которое дано нам от Бога – свою чистую совесть, свою свободу, не отдавая на поругание врага, чтобы он творил и с нами, что хочет, и с окружающими нас людьми. И, понимая, сколь много требуется осторожности и внимания, чтобы уберечь это сокровище от разорения, мы должны с величайшим благоговением относиться к этому сокровищу и в душе другого человека. Чтобы своими поступками, делами не смутить другого человека, чтобы и он не потерпел этого разорения и уничижения. Чтобы не взошло на сердце его всякого рода раздражения, обиды, которые мы невольно можем принести ему своими словами и поступками. Величайшая осторожность должна быть в наших взаимоотношениях друг с другом. Любая дерзость уничтожает все, что может быть совершалось многими годами. И дружба, которая выстраивалась многие годы, разоряется одним дерзновенным словом. Пусто сразу становится в сердце человеческом.

Желается мне и самому себе, и каждому из нас не терять того сокровища, что мы получили от Бога, и не разорять свою внутреннюю храмину и не поселять в ней тех правителей и квартирантов, которые будут и нас уничижать и разорять, и другим досаждать.

А если уж произошло сие, то помнить мы должны о том, что есть у нас средство всесильнейшее – это наша молитвенная обращенность к Богу, исповедание своей немощи и слабости. И сила Божия придет! Поможет и не оставит нас! Но молитва должна быть смиренной, благодарной к Богу за Его благодеяния, и тогда невозможное станет возможным и в нашей жизни. И будем мы свободны и радостны той радостью, которую не может похитить мир у человека, ибо она принадлежит миру иному и дается от Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа любящим Его и следующим во след Его со крестом своим.

Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

http://www.hramilias.ru/parish_life/feast/p.7/id.75/







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс