Материалы


Проповеди в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

О жизни и смерти (о безумном богаче). Евангелие от Луки, 12:16-21.
Неделя 26-я по Пятидесятнице

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо'льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 16-21).


свт филарет московский.pngСвятитель Филарет Московский

Евангелие в притче представляет нам человека богатаго и корыстолюбиваго, который, получив обильный урожай хлеба, не подумал ни о благодарении к Богу, ни о человеколюбии к ближним, нуждающимся в пропитании, но составлял себе план, куда положить множество хлеба и как сберечь его на многие годы, предполагая далее из корыстолюбиваго сделаться роскошным и ленивым. Провидение не имело причины беречь того, кто решился жить без пользы для других и во вред собственной душе: и потому на лета многа составленный план в самый день его составления рушился определением судьбы Божией: в сию нощь душу твою истяжут от тебе. Господь заключил сию притчу следующим возглашением: тако собираяй себе, а не в Бога богатея. Так обманывается в своих предположениях, так не успевает в своих намерениях, так сверх опасения теряет и свои сокровища, и себя, человек, который собирает богатство себе только, по своей жадности, чтобы сделать оное пищею своего корыстолюбия, роскоши, лености; который не в Бога богатеет.

Учение притчи о нелепости жаднаго, своекорыстнаго и самонадеяннаго богатолюбия, надеюсь, каждому из вас, братия, и вразумительно, и убедительно, без дальнейших объяснений и доказательств. Кто захочет богатеть так безумно, и так несчастно, как изображенный в притче? Надеюсь посему, что мысль ваша ищет более правильнаго и более благонадёжнаго отношения, какое было бы возможно между человеком и богатством. Приметьте же сие отношение в заключительных словах притчи: оно состоит в том, чтобы богатеть в Бога.

Но что значит: богатеть в Бога? Правило сие, по первому виду, не так ясно, как противоположная ему неправильность – собирать себе. Собирают себе, в житницу, в кладовую, в пазуху: но как богатеть в Бога, Который не берёт земнаго, вещественнаго богатства к Себе на небо, и не имеет в оном нужды?

Для кратчайшаго изъяснения правила: богатеть в Бога, скорее всего можно указать на близкий здесь пример. Богу во храм, на его созидание или на обновление, или на содержание его в потребном благоустройстве и в приличном благолепии, иной приносит часть богатства своего, а иной посвящает безкорыстный труд, который есть также собственность, не редко высоко ценимая между людьми, и первоначальное богатство, посредством котораго делаются богатыми небогатые. Что ж, отдающие таким образом свое богатство и свой труд Богу, беднеют ли, или богатеют? Словом Господним говорю: богатеют, как потому, что сим образом благословляется прочее их богатство, честно приобретённое, и благонамеренный труд, так и потому, что принесенное ими не перестает быть их достоянием, поелику Богу присвоять оное не нужно, не теряется, поелику похитить у Бога не можно, а сохраняется в невредимой пред очами Божиими целости, для их будущаго воздаяния. Вот один из способов богатеть в Бога.

Другой способ богатеть в Бога, Сам Иисус Христос излагает в следующих словах: продадите имения ваша, и дадите милостыню, сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище не оскудеемо на небесех (Лук. XII. 33). Если мысль твоя не успокоивается на одном простом доверии к верному и непогрешительному слову Христову, и желает еще объяснения, как может поданное тобою нищему очутиться в сокровищнице небесной; и сие изъясняет тебе Господь другим Своим изречением: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Матф. XXV. 40). На сии слова, написанныя в Евангелии, ты можешь смотреть, как на заемное письмо, которым Господь признал Себя должным тебе во всем, что ты подал, или что благотворительно сделал нуждающемуся ближнему. Обладатель мира, без сомнения, не имел нужды в сем ничтожном займе, не только для Себя, но и для тех, для которых делает оный: но такова дивная благость Его, что Он уничижает Себя до образа должника твоего, чтобы привлечь тебя к благотворению и чрез благотворение к блаженству; Он занимает у тебя безделицы, прах, тлен, которые ты называешь земными благами, чтоб иметь случай, без оскорбления Своего правосудия, платить тебе истинным благом, нетлением, блаженством, с такою лихвою, которой ты никогда исчислить не возможешь.

Против сего способа: богатеть в Бога, некоторые могут возразить, что им нельзя продать имение и обратить оное в милостыню: поелику оно нужно им для пропитания себя и семейства. Уважим сию отговорку столько, сколько она заслуживает быть уважена. Признаем, что о совершенной, произвольной нищете можно сказать то же, что сказал Господь о совершенном девстве: не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть (Матф. XIX. 11). Осудим нерадение о домашних, и безчувственную холодность к родным, которая конечно уже не обещает человеколюбия и к чужим; – осудим строгостию Апостольскаго слова: аще кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отвергся есть, и невернаго горший есть (1 Тим. V. 8). Если тебе не дано свыше стремления к совершенной, добровольной нищете: оставайся, доколе будет угодно Богу, богатым, смиряя между тем себя мыслию о своём несовершенстве по духу, а не возносясь по мудрствованию плотскому. Пекись о родных, о семействе, по обязанности, по любви естественной; но не забывай, что сия степень любви положена, дабы восходить на высшую степень духовной любви к человечеству, и на высочайшую степень любви к Богу. Богатей в Бога, хотя частию твоего богатства, посвящаемаго на дела Богоугодныя и человеколюбивыя; остальное же, – берегись, по крайней мере, чтобы не собирать себе только из любостяжания, чтобы не умножать неправдою, чтобы не иждивать на роскошь и тщеславие. Освящай твое стяжание, не присвояя онаго себе, но признавая оное даром Провидения Божия, благодаря за оное Всещедрому Дателю Богу, не прилепляя своего сердца к даянию, но непрестанно вознося оное к Дателю, с готовностию возвратить Ему оное, когда премудрая судьба Его потребует.

После сего можно еще ожидать по настоящему предмету вопроса от тех, которые не пожертвовали богатством Богу, потому что не имели онаго. А нам, скажут, необидливый Бог неужели не дал способа богатеть Ему, хотя бы в некоторый замен бедности, претерпеваемой нами для себя? – Не сетуйте. Покажу и вам ваше богатство, которым если уметь будете владеть, не позавидуете никому из тех, которые почитаются богатыми. Посмотрите: вот открывает вашу неокрадомую сокровищницу Святый Апостол Иаков: слышите, говорит, братия моя возлюбленная, не Бог ли избра нищия мира сего богаты в вере, и наследники царствия, еже обеща любящим Его (Иак. II. 5)? Видите ли? – Богатство веры, наследие царствия Божия, – чего вам больше? Без сего богатства никакое другое не принесет пользы: при сем богатстве никакой урон, никакое лишение, не важны, потому что и кратковременны, и безмерно малы в сравнении с сокровищами веры, с наследием царствия небеснаго.

О богатстве веры всего паче попечемся, братие, и богатые, и бедные, чтобы и приобресть, и умножить оное, и не утраченным сохранить в непорочном житии: тогда без скудости, без зависти друг к другу, без изнурительных забот, в мирном уповании, ожидать будем наследия царствия, еже уготова Бог любящим Его. Аминь.

http://www.verav.ru/common/prop.php?num=37


арихеп владивостокский вениамин.png Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин

Радости о Господе желаю Вам, дорогие братья и сестры!

Чтобы радость Воскресшего Господа никогда не исчезала из нашего сердца, из нашего сознания. Чтобы наша воля всегда направлялась к Господу, чтобы наше сердце любило Его. Чтобы наш ум подчинялся Его законам, Его Премудрости Вечной и не противоречил Ей. Чтобы все наше существо было в гармонии с Небом, с Вечностью, с Богом Любви.

Господь любит нас, Господь заботиться о нас. Господь желает нас вернуть к Себе. Но мы, как блудные дети, ушли от Него и живем по своим похотям, живем не для Бога и не в Бога богатея. Не для Вечности живем. Не для вечной радости, не для вечной Любви. А живем для своего живота. Отвергнув Бога, мы обожествили свой живот.

И сегодня, как и в дни Своего явления среди людей, об этом Господь говорит в притче о безумном богаче, который чрево свое поставил во главу угла. Одному богатому человеку Господь послал большой урожай. И он, видя этот урожай, глядя на свои хранилища, стал думать: куда же он соберет этот урожай. Ведь хранилища небольшие. И решил - сломаю старые хранилища и построю новые, большие. Соберу большой урожай. Тогда успокоюсь, и скажу своей душе, своему Я, которое он поставил в центре своей жизни, скажу: пей, ешь душа, веселись. Хватит тебе на многие и многие годы. И, пребывая в спокойствии, довольстве, собирался лечь спать. И тогда голос внутри прозвучал: безумный, в сию ночь Я душу твою возьму. Не тебе она принадлежит. Что для тебя останется от твоего богатства? С чем ты пойдешь в вечность? И Господь заключает эту притчу словами: так бывает со всяким, кто для себя богатеет, а не в Бога. Кто эго свое поставил в центр своей жизни.

Об этом, дорогие братья и сестры, говориться и в другой Евангельской притче о богатом и Лазаре. Одевался в порфиру и виссон в очень дорогие по тому времени одежды, и пиршествовал ежедневно. Это безумное стяжание материальных благ. Не для того нам Господь дает эти богатства, друзья мои. В этих притчах Господь говорит не только о богатых людях, но заповедует всем нам.

Господь дает нам богатство: саму жизнь, здоровье, таланты и довольство. Но все мы можем быть похожи на этого безумного богача, когда таланты будем использовать только для себя, если жизнь и здоровье посвятим своему удовольствию, не радея о ближнем. Безумный, с чем же ты пойдешь в вечность, если ты живешь только этой землей? - говорит нам Господь. Земля для жизни твоей все давать будет, но она же и возьмет у тебя все. И ты останешься для вечности ни с чем, если ты в Бога не богател.

Друзья мои, но, что значит в Бога богатеть? А это значит стремиться, значит обогащаться духовными сокровищами: верой, надеждой, смирением, любовью, кротостью, терпением, милосердием. Всеми христианскими добродетелями. Украшать ими свое сердце, обогащать. И если хранилища сердца нашего малы, надо ломать их и строить другие, и обогащаться для вечности. И вот эти сокровища, дорогие братья и сестры, пойдут с нами. Нужно, чтобы вся наша жизнь была светом для других, чтобы жизнь наша была солью для земли. Нужно жить Богом и с Богом, братья и сестры. И те блага, которые дарует нам Господь, были использованы для вечности. Не запирать их в закрома для собственного живота, но раздавать.

И если ты в Бога не богател, душа твоя нищей останется, когда подойдет к вечности, к черте, где заканчивается временная история, где душа с телом разлучается. Но если жил ты только для тела, для эго, для себя, все это земля возьмет. А в вечность ты пойдешь нищим. Если ты не делал ближнему своему ничего доброго, если ты не светил, если ты не давал ему радости, если ты не делился с ним любовью и радостью своей, останешься ты нищим. И путь твой будет не к престолу Божию, но вниз потянет тебя торба, наполненная только себялюбием, тщеславием, только гордостью, недобрыми делами, наполненная одним злом. Поэтому, братья и сестры, не надо искать грех в других, не надо искать богачей вокруг, думая, что они богатеют для себя, но не в Бога. Но обратитесь к себе. Господь дал нам богатства невероятные при рождении. И что же мы сделали с этими талантами? Жили ли мы для вечности? Господь дает нам богатства, а мы прячем их для себя. Господь дает, а мы закрываем их в свои закрома, ничего не давая ближнему и запирая все блага за многими замками. Но Господь говорит, что духовные богатства нет необходимости закрывать в сейфы, ставить сторожей на охрану. Богатства эти и моль не подточит, и ржавчина не уничтожит. Духовное богатство всегда будет в нашей душе, в нашем сердце, и оно пойдет с нами. И любовь, которая будет плодом наших посевов на этой земле, любовь - она вперед нас пойдет в Царство Божие, и мы за ней пойдем. А если ее не будет, не впустят нас в Царство Божие. Ибо там обитает любовь, добро, милосердие и правда.

Братья и сестры, Господь нас учит жить для других. А как же в Царство Небесное войдем? Там Любовь. А любовь это то чувство, когда ты любящему отдаешь все, чем обладаешь. Как же мы войдем в эту Вечность, если не будем жить так, как жил Христос. Господь так и говорит: Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но послужить ближнему. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного на Крест, на Страдание. И Он это сделал для нас, чтобы даровать нам Вечность, примирить нас с Отцом Небесным. Нет больше той заповеди, нет больше той любви, если кто жизнь свою полагает за ближних своих.
Но это не означает, что нам не нужны материальные блага. Человек имеет двойственную природу и состоит из плоти и духа. И как душу нашу питать нужно духовной пищей, так и тело питать необходимо. И как говорит Господь: в поте лица твоего съешь хлеб твой… Вопрос в том, как мы относимся к этим благам материальным.

Человек прежде всего дух. Человек метафизическое существо и предназначен для вечности. По плоти человек похож на окружающий его материальный мир. Но Господь поставил его наместником, домоправителем на земле, поставил его выше животного мира. И Человек живет не для того, чтобы есть и пить, но для того, чтобы жить здесь, на земле. Но Господь замыслил человека для вечной жизни, и мы должны быть такими, какими Господь хочет нас видеть. И если материальные блага мы ставим во главу угла, если мы Бога заменяем чревом и уже поклоняемся ему - это грех.

Можно выпить воды из хрустального бокала, обрамленного золотом и дорогими камнями, но можно выпить воды и из граненого стакана, но остальное пожертвовать на больницы, школы, приюты… И Господь, видя твою заботу о ближнем, не оставит тебя.
Когда мы открываем кошелек нищему, мы не сможем обогатить его на всю жизнь. Но мы открываем кошелек сердца своего, также подавая ему свое участие, сочувствие... И доброта приходит в наше сердце. Так повсюду нужно сеять свет и соль, которые дал нам Господь. Как прекрасен человек, в глазах которого светится Господь. И не только в глазах, но и в делах его всей жизни. А Господь есть любовь, добро, милосердие.

Господь призвал человека к вечному совершенствованию, преодолению материальности. Переход в тонкую духовность, приближение к Богу, и это вечное приближение. Вот куда Господь нас зовет. На него нужно стремиться быть нам похожими. Ему подражать во всем. Если Бог есть любовь и мы должны быть любящими. Если Бог есть добро - и мы должны быть добрыми. Если Он есть море безбрежного милосердия, и мы должны быть милосердны. В Бога богатеть, подражая Ему, братья и сестры.
Да сподобит Господь, братья и сестры, каждого из нас идти путем Его в Царствие Его вечное. Будем устремлены к той вечной радости, любви, которую Сам Господь нам обещает, и которая и есть Сам Господь. Аминь.

http://www.vladivostok-eparhia.ru/christian/vest/pritcha_bogach/


прот валерий захаров.pngПротоиерей Валерий Захаров


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, братья и сестры, за Божественной Литургией мы слышали притчу Христа Спасителя о безумном богаче. Этот человек называется безумным потому, что он не понимал смысла и значения той жизни, которую даровал ему Господь.

В притче говорится о том, что у этого человека уродился богатый урожай. Не имея куда сложить всё собранное в поле, он самому себе стал говорить: "Сломаю старые житницы и построю новые. Буду есть, пить и веселиться, ибо много накопилось у меня". "Но Бог сказал ему: "безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Лк.12:20-21).

Все мы переживаем дни Рождественского поста и должны отчетливо понимать, для чего этот пост установлен в Церкви. Этой притчей Святая Церковь говорит нам об одном из значений поста. Оказывается, мы не для себя должны жить, а богатеть в Бога. Нам необходимо задуматься: "Для чего я живу? Что я совершаю доброго и полезного в этой жизни?" Это не праздные вопросы, они должны волновать нас ежедневно. Бог должен стать для нас самым главным в этой жизни, все свои устремления мы должны направить к Нему, о Нем постоянно помышлять. При этом каждый из нас должен помнить о том, что, стремясь к Богу, служа Ему, мы не должны забывать о тех людях, которые окружают нас в повседневной жизни. Потому что как можно любить Бога, не любя окружающих нас людей.

Об этом же почти две тысячи лет назад говорил апостол и евангелист Иоанн Богослов, о том, что невозможно любить Бога, не любя человека. Если мы хотим постоянно помнить о Боге, мы должны помнить о тех людях, которые живут рядом с нами, и помогать этим людям. Часто человек нуждается в самом малом, в том, что каждый из нас может дать этому человеку. Многие думают: "Я бы помогал другим, но сам ничего не имею. Хорошо было этому евангельскому богачу - у него был большой урожай. А я что могу дать, чем поделиться?" Братья и сестры, а разве не можем мы поделиться добрым, ласковым взглядом? Почему нет в нас доброты, любви к человеку, которые должны быть в нашем сердце? Вместо любви - проявление эгоизма, безразличия, чёрствости. Не так мы должны жить, особенно в дни поста. Мы боимся оскоромиться кусочком мяса или глотком молока, но при этом "съедаем" живого человека и не задумываемся об этом. Так давайте соблюдать пост во всем, и, прежде всего, в том, о чём учит нас сегодня Святая Церковь. Будем стремиться к тому, чтобы Богом богатеть. Чтобы Господь стал центром, стержнем нашей жизни. И, стремясь к этому центру, не будем забывать о людях, которые находятся рядом с нами.

Все мы с пользой для самих себя должны пройти поприще Рождественского поста. И с радостным чувством и с подготовленным сердцем встретить праздник Рождества Христова. Все мы должны стать теми яслями, в которые возляжет воплотившийся Господь. Это не простая задача, и в одночасье к этому мы себя никогда не сможем подготовить. Поэтому на протяжении 40 дней Святая Церковь приготовляет нас к пришествию в наше сердце Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому неслучайно именно в Рождественский пост Церковь предлагает нашему вниманию евангельскую притчу о безумном богаче. Не будем уподобляться этому человеку. Не будем стремиться только к тому, чтобы хорошо и счастливо устроиться в земной жизни. Не в этом смысл нашей жизни. Мы не для себя, а в Бога должны богатеть.

Дай Бог, чтобы слова этой притчи подвигли нас к тому, чтобы все мы не только в дни Рождественского поста, но и во все дни нашей земной жизни стремились богатеть Богом. Аминь.

Сегодня день памяти святителя Митрофана епископа Воронежского и святого благоверного князя Александра Невского. Эти святые являют нам пример того, как можно богатеть Богом.

Александр Невский был великим князем, то есть главой государства, и, будучи совсем молодым человеком, одерживал такие победы, о которых могли мечтать другие полководцы. Он побеждал даже тогда, когда вражеское войско намного превосходило его войско и в численности, и в вооружении. Почему? Потому что он целиком и полностью предавался в руки Божии, надеялся на то, что Господь будет вместе с ним и его воинами. В историю вошли его слова: "Не в силе Бог, а в правде". И совершались величайшие чудеса и величайшие победы, благодаря которым происходило становление и укрепление русского государства и его Церкви Христовой.

Святитель Митрофан начинал свое служение с небольшого прихода, где он служил рядовым священником. Но, овдовев, он принимает монашеский постриг. В монастыре он становится игуменом. На него обращает внимание патриарх Иоаким и уговаривает его стать первым епископом воронежской кафедры. Святитель Митрофан очень много сделал для становления Святой Христовой Православной Церкви, он участвовал в различных спорах и диспутах с язычниками. Немало он потрудился и для процветания и укрепления могущества России. Мы знаем, что он был духовником российского императора Петра Первого.

Когда Петр решил строить в Воронеже первый российский флот, святитель Митрофан не только преподал на это свое благословение, но и материально оказывал содействие императору. В дальнейшем этот российский флот одержал блистательную победу на Азове, за что святитель Митрофан получил титул не только епископа Воронежского, но еще и Азовского. Он имел величайшее влияние на Петра Первого, который старался исполнять все его благословения. Однажды император пригласил святителя к себе во дворец. На фронтонах дворца находилось множество статуй языческих богов. Святитель Митрофан отказался идти во дворец. Зная характер Петра, святитель очень рисковал. Но любовь императора к святителю была настолько велика, что он приказал убрать статуи. Когда умер святитель Митрофан, сам император нес его гроб и со слезами говорил: "Умер мой духовный наставник и отец. Такого наставника и отца у меня больше никогда не будет".

Помолимся этим святым, чтобы их молитвами Господь всех нас сподобил не в себя, а в Бога богатеть.

http://happy-school.ru/publ/propovedi/propoved_o_bezumnom_bogache/120-1-0-9483







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс