Материалы

Отдохнуть душой

«Отдохнуть душой»

2.pngВстав 7-го ноября очень рано, мы с сыном Никитой поспешили к нашему храму для того, чтобы отправиться в длительное путешествие по святым местам. Путь предстоял неблизкий. Ученики воскресной школы вместе с родителями собрались посетить старые русские города: Псков, Старый Изборск и, конечно, Псково-Печерскую Лавру.

Сбор был назначен на 7.00 утра. Во главе с завучем нашей школы Ириной Тарасовной мы благополучно погрузились в автобус, который оказался весь заполнен, и отправились в путь. В поездке нас сопровождала наш безсменный экскурсовод Ирина Аркадьевна, которая практически сразу, после того как мы помолились и тронулись в путь, начала экскурсию.

В Гатчине мы сделали остановку, для того чтобы забрать нашего батюшку отца Константина с матушкой Еленой и детьми. А доехав до Луги, остановились немного отдохнуть и позавтракать булочками и бутербродами, которые приготовила для нас Ирина Тарасовна.

До Пскова мы добрались очень быстро. Встретила нас там местный экскурсовод, и мы отправились на интереснейшую экскурсию по Псковскому Кремлю.

Псков – очень древний город с богатой историей, в судьбе которого большую роль сыграла великая княгиня Ольга. По ее повелению в середине 10-го века на берегах рек Великой и Псковы был построен храм во имя Святой Троицы, а вокруг храма – город. В летописи говорится о том, как «Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая».

1.pngВ дальнейшем, в конце 18 века, во Пскове правил князь Довмонт, который успешно воевал, не потерпев ни одного поражения, обустраивал город и развивал торговлю. Его святые мощи, вместе с мощами других Псково-Печерских святых, покоятся в раке в стенах Троицкого Собора. В соборе находится также чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая после долгого отсутствия была возвращена в Россию в 2001 году и сразу же замироточила (икона была вывезена немцами во время оккупации Пскова). Также в Соборе выставлены для поклонения частицы святых мощей Великой княгини Ольги, Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы.

После экскурсии по Собору мы приложились к многочисленным святыням и отправились посмотреть на макет древнего Кремля 15-го века, который находится в здании Соборной колокольни Псковского Кремля. А после посетили смотровую площадку, расположенную в противоположной стороне от главных ворот. Здесь нашему взору открылся чудесный вид на город. Затем нас ждал вкуснейший постный обед в одном из псковских кафе, который заранее заказала Ирина Тарасовна. Отобедав, сытые и довольные, мы продолжили путь до Старого Изборска.

Когда добрались до места, уже начало темнеть, и оставалось мало времени на осмотр крепости, а посмотреть было на что.

IMG_8759.JPGДревнейшая крепость, построенная в 14-м веке, как будто вырастает из холма, на котором стоит. На ее территории находится единственная в своем роде башня Луковка, которая расположена в самой крепости, а не встроена в периметр крепостной стены. Полюбовавшись на Никольскую церковь и пройдясь по территории крепости, мы вышли с противоположной стороны в проход на смотровую площадку, где нам открылась чудесная панорама с озером. Спустившись вниз, мы отправились на его берег, где из отвесной скалы бьют двенадцать Словенских ключей, и, образуя один большой ручей, впадают в чистейшее озеро.

На берегу нас встретила семья из семи прекрасных лебедей, которые людей совсем не боялись и позволили их покормить и сфотографировать. Казалось, никто не обращал внимания на то, что шел очень сильный дождь и все промокли до нитки.

Испив воды их святых источников и налюбовавшись местными красотами, мы поспешили к автобусу, но нас ждал сюрприз. Ворота, через которые мы проходили, оказались запертыми. Выход был только один – обойти крепость по узкой тропинке.

IMG_8808.JPGМокрые до нитки и уставшие, мы уже затемно добрались до гостиницы. До ужина оставалось время, и, разместив на всех батареях свои вещи для просушки, все собрались в домовой церкви, чтобы прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению. Читали по очереди – и родители, и дети, а отец Константин исповедовал тех, кто готовился к Причастию.

После легкого ужина и вечерних молитв мы отправились спать, так как вставать нужно было к ранней Литургии в Успенском Соборе Псково-Печерской Лавры.

Встали очень рано и снова собрались в домовой церкви для чтения утренних молитв. Читали опять по очереди, и если накануне некоторые ребята стеснялись читать вслух, то с утра уже сами просились почитать.

IMG_8901.JPGНа наше счастье, вещи за ночь высохли, а дождь закончился, и, разместившись в автобусе, мы отправились на службу в монастырь.

Успенский Собор не очень большой, а народу на службе очень много. Из-за этого ощущается нехватка кислорода, стоять тяжело, да еще плюс длительный переезд, но все ребята мужественно отстояли службу, вникая в молитвы и песнопения. Затем все благоговейно причастились Святых Христовых Тайн.

После службы мы вернулись в гостиницу для завтрака. Аппетит у всех был хороший: надо было набраться сил перед экскурсией по монастырю.

3.pngУ нас было запланировано посещение Богом зданных пещер (то есть сотворенных Богом). У входа в пещеры нас встречал удивительный человек – отец Харлампий, который поведал нам много интересного о создании монастыря, его основателе – преподобном Ионе, одном из первых игуменов обители – преподобном Корнилии, святые мощи которого покоятся в медной раке в Успенском храме, а также о других святых, честные останки которых покоятся в пещерах.

Отец Константин помазал нас всех маслом из лампадки, горящей на могиле Иоанна Крестьянкина.

Сильное впечатление произвела на всех большая открытая братская могила с останками, которые подверглись разложению, но, несмотря на это, никакого запаха тлена не ощущалось вовсе.

Приложившись к мощам святых, мы покинули пещеры.

IMG_8863.JPGОтец Харлампий повел нас на крепостную стену. С крепостной стены, на которую вели многочисленные ступени, открылся наикрасивейший вид на монастырь. Всем очень не хотелось расставаться с отцом Харлампием, который наставлял ребят, рассказывая о том, как нужно жить по вере Христовой, быть сильными и мужественными, иметь волю. Мальчишки, да и взрослые тоже, слушали внимательно. Чувствовалось, что его слова запали всем в душу. Простившись с этим замечательным человеком, мы неторопливо возвращались в автобус, делясь впечатлениями.

Купив сувениры и подарки родным, вернулись в гостиницу для того, чтобы после обеда отправиться в обратный путь. И опять мы слушали неторопливый рассказ Ирины Аркадьевны – о Пушкине, о местах, в которых он бывал. Кто-то дремал, кто-то читал. Все, и взрослые, и дети, выглядели притихшими и умиротворенными.

Остановились в Луге. С удовольствием выпили кваску монастырского с бутербродами. Хочется заметить, что недалеко от стоянки автобуса находится огромный памятник – мемориал «Партизанская Слава».На высоком холме, на гранитном постаменте – статуя девушки-партизанки с автоматом и развевающимся знаменем в руках. На поле перед холмом 13 валунов – стел с надписями, посвященными тринадцати партизанским бригадам, сражавшимся в Ленинградской области. Для нашей семью этот памятник особенный. Мой дедушка – Дунский Владимир Степанович – командовал 1-м партизанским полком 1-ой Ленинградской партизанской бригады. Там же служила моя бабушка – Бабурина Валентина Ивановна, она была фельдшером в полку, ходила в разведку и была награждена медалью «За отвагу». Там они и познакомились. Впоследствии у них родилось трое детей, один из которых – мой отец.

Поздним вечером добрались мы до Санкт-Петербурга, выгрузили вещи из автобуса, распрощались, и пошли от нашего храма до дома пешком. Дорогой сын сказал мне: «Мама, я так отдохнул душой!» А я подумала: наверное, для этого мы и ездили, чтобы отдохнуть душой и ощутить благодать Божию

Р.Б Иулия Шулятьева.

Псково-Покровская икона Божьей Матери

Россия
Псков
Кремль
Троицкий Собор

Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы за город Псков во время осады его войсками Стефана Батория в августе 1581 г.

Царица Небесная явилась 27 августа благочестивому старцу Дорофею, который молился в своей келье за город. Старец видел Ее грядущей по воздуху, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. В молении за город пред Ней предстали Псковские святые благоверные князья Гавриил и Тимофей (Довмонт), блаженный Николай, Христа ради юродивый, Псковский, и равноапостольный великий князь Владимир. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и сказала, что Она Сама там будет. В начале сентября начался приступ. Он был так силен, что враги завладели уже двумя башнями и водрузили свои знамена. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил.

У самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для нее написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего ее еще называют ''Явление Божией Матери старцу Дорофею''.

На иконе изображены Покровский монастырь и Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая, крепостные стены, Мирожский и Печорский монастыри. В соответствии с текстом "Сказания" изображены: Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, Никола Блаженный Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, изображен и сам старец Дорофей.

Псковская икона была создана для увековечения и прославления небесного заступничества Богородицы, подвига псковичей, памяти защитников города, героически погибших во время осады.

В 1601 г. был учрежден Крестный ход в память о событиях 1581 г., он повторял путь Крестного хода, который совершали псковичи во время осады Пскова. Когда процессия с особо почитаемыми иконами Троицкого собора и Печерского монастыря приближалась к Покровскому храму, из него навстречу выносили новую храмовую икону, почитавшийся чудотворным образ Богородицы Псково-Покровской - сакральный образ Пскова.

Почти ничего сейчас неизвестно об этой легендарной некогда иконе ни в церковных, ни в научных кругах. Сложна и обособленна ее иконография, ей нет аналогов. В 1944 г. немцами икона "Богородица Псково-Печорская" была вывезена из церкви Богоявления с Запсковья.

В 1970 г. неожиданно стало известно ее местонахождение. В Мюнхене, в Haus der Kunst прошла выставка "Ikonen 13 bis 19 Jahrhundert", на которой экспонировалась икона из частного собрания в Berrchtesgadene со странным названием "Pskov (Pleskau) und seine Umgebung" (Псков Плескау и его окрестности). Это и была "Богородица Псково-Покровская".

31 августа 2001 года икона была передана патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на свое место в главном храме Псковской области - Троицком соборе.

Празднование иконе совершается 14 октября (ст. ст.)

Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50