Материалы


МОЗГ И СОЗНАНИЕ

АННОТАЦИЯ

«От Ньютона до Куна, сна-покоя не зная, развивалась наука, парадигмы меняя... И решила наука, что в Сознании сила, а не только в Материи — как раньше учили».

Среди специалистов, изучающих сознание человека, крепнет убеждение, что мозг имеет лишь опосредованное отношение к сознанию.

Академик П.К. Анохин: «Психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил»

Процессы, протекающие в нашем головном мозге, объективны: можно «прописать» до молекулярного уровня, как они происходят. А вот сознание обладает качеством субъективной реальности. «Я» человека невозможно вывести из суммы физиологических процессов.

Мозг работает как идеальный приемник, принимая жизненную энергию и новую информацию извне.

Назревает смена научной парадигмы. Ученые приходят к выводу, что «всё религиозное «мракобесие» имеет право на существование!»

По святоотеческому учению, телом человека распоряжается душа, которая использует в качестве своего органа сердце.

Человек мыслит сердцем: Григорий Палама: «Итак, сердце есть сокровенная храмина ума и первый плотский орган мысленной силы"

Как соотносятся представления о душе и сознании православия, восточных религий, оккультизма.


МОЗГ И СОЗНАНИЕ.

СВТ. ЛУКА: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там ума. И совести тоже...»

Н.В.ГОГОЛЬ: И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря.

От Ньютона до Куна, сна-покоя не зная, развивалась наука, парадигмы меняя... И решила наука, что в Сознании сила, а не только в Материи — как раньше учили.

Существует ряд понятий, относящихся к человеку, для которых нет внятных определений, и, более того, которые не удается разделить, провести между ними границы - сознание, психика, мышление, личность, «Я», душа (см. приложение 1).

Поэтому мы – не имея на то никаких научных оснований – будем использовать эти термины как синонимы. Основанием такого дилетантского подхода для нас служит то, что все это - сознание, психика, мышление, личность, «Я», душа – сохраняется после физической смерти.

Сейчас мало кто считает, что человек умирает насовсем. Есть уже достаточно вполне научных данных о посмертном опыте. Память и сознание после физической смерти сохраняются, сохраняется и ощущение своего «Я» – несмотря на то, что мозг со смертью гибнет. Но далеко не все соглашаются с православными представлениями о посмертной жизни души человека.

Прежде всего разберемся с тем, как сознание человека связано с работой его мозга с позиций современной науки.

Мозг в настоящее время глубоко изучен. Давно и хорошо изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Огромное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг больше сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебник, монографии, научные журналы по нейрофизиологии или нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с сознанием.

Что известно доподлинно: мозг, будучи “распорядителем и распределителем всей деятельности организма”, “держит в своем ведении все явления, происходящие в теле” (И.П. Павлов); он же формирует и все внешние проявления тела в окружающей среде, которые сводятся “окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению” (И.М. Сеченов).

Одно из научных определений мозга: «орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия».

Очень осторожное определение. Не говорится о том, что именно мозг порождает мысли – как думает подавляющее большинство. Напомню высказывание Н.П.Бехтеревой о том, что 40 лет изучения не позволило «Институту мозга» выявить ни одного механизма, порождающего мышление.

Невозможно «привязать» наличие сознания к какой-либо части мозга. Мыслить продолжают и те, у кого удалено правое полушарие мозга, и те, у кого удалено левое, и те, у кого отсутствует бОльшая часть мозга.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил?»

Большое заблуждение думать, будто наука может проследить, как зарождаются мысли человека. Процессы, протекающие в нашем головном мозге, объективны: действительно можно «прописать» до молекулярного уровня, как они происходят. А вот сознание обладает качеством субъективной реальности. И тут, как говорят сами исследователи, наличествует «провал в объяснении»: наука может описать, как цветочный запах с помощью нервных импульсов по обонятельным нервам поступает в обонятельные луковицы, потом в подкорковые центры и в корковый центр обоняния мозга. Может показать, какие электрохимические процессы, например, изменение разности потенциалов между нейронами, при этом происходят. А вот почему человек говорит: «Я чувствую запах ландышей», объяснить не представляется возможным. Невозможно вот это «Я» вывести из суммы физиологических процессов.

Ни один ученый не опишет, как импульсная активность, дошедшая до специфических нейронных структур мозга, превращается в цвета, звуки, запахи, боль, радость, счастье, любовь, в смысл слов и так далее. Это то, что называют – “субъективное”.

Сейчас общепринято считать, что сознание находится в мозге, так как ему больше просто негде находиться. Однако в действительности его там нет, и все факты это подтверждают. А те факты, которые обычно приводятся в подтверждение наличия сознания в мозге, на самом деле подтверждают только то, что связь с сознанием осуществляется через мозг. Клетки мозга просто не предназначены для хранения и обработки информации, а только для ее передачи в виде нервных импульсов. Есть множество фактов, которые подтверждают, что мозг является только связующим звеном между телом и сознанием.

Мозг сам по себе не может породить ни одной мысли. Мы — это не наш мозг. Мы — это ещё и наши тела; наши отношения с другими людьми; наши культурные предубеждения; язык, на котором мы говорим; тексты, которые мы прочитали; опыт, который мы пережили. Ничего из этого не сводится к схемам активации нейронных связей — хотя, конечно, и выражается в них. «Трудная проблема сознания» — вопрос о том, как нейронные связи порождают сознательный опыт — не может быть решена в рамках современной нейронауки.

Мозг — это проводник, а не источник нашего опыта

Профессор психиатрии и нейрофизиологии медицинского университета Вирджинии, Брюс Грейсон справедливо замечает, что все исследования мозга однозначно показывают только то, что есть несомненная связь мозга с такими процессами, как мышление, восприятие и воспоминание. Именно такая взаимосвязь, а не что-нибудь иное, и выявляется во время измерения электрической активности мозга при выполнении умственной задачи или любого другого опыта. Кроме того, он также подчеркивает, что экспериментально полученная картина электрической активности мозга никак не может служить показателем того, что именно мозг является производителем всех указанных выше процессов, как не может наличие радиосигналов в телевизоре или радиоприемнике быть доказательством того, что эти устройства сами их и производят.

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и этот факт легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, — это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга.

«Я могу экспериментально подтвердить, — пишет Экклз, — что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

Аналогичную мысль высказывал и всемирно известный физик Дэвид Бом. Этот ученый также был уверен в том, что «мозг не создает разум, но является прибором, который помогает разуму функционировать». Вероятно, подобные метафизические взгляды на природу сознания формировались еще и под влиянием невозможности дать вразумительное объяснение того, как происходят процессы, связанные с творчеством, вдохновением и озарением, когда идеи приходят как бы со стороны. По словам Бехтеревой, которая долгое время изучала такие процессы, на этот счет есть две противоположные гипотезы. Одна как раз и гласит о том, что мозг в такие моменты работает, как идеальный приемник, принимая новую информацию извне

В настоящее время множество фактов указывает на то, что в мозге человека просто нет структур для хранения информации, тем более таких больших объемов информации, которые обычно содержит человеческая память. Очевидно, что в мозге нет и структур, которые могли бы исполнять функции вычислительных процессоров, необходимых для выполнения логических операций сравнения, без которых невозможно представить мыслительные процессы. Современные компьютеры являются неким эквивалентом человеческого мышления, и в них обязательно присутствуют и вычислительный процессор, и память как необходимые элементы. Также и сознание человека, да и не только человека, невозможно представить без памяти и логического мышления, а если ни памяти, ни какого-то эквивалента логического процессора в мозге нет, то, понятно, что и сознание человека находится вне его физического тела. Точнее говоря, человек – это нечто существенно большее, чем его физическое тело.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я впервые услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но потом исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс — это проявление совершенно нового качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Александр Эбен, нейрофизиолог, обладатель уникального 7-дневного посмертного опыта: «Чтобы понять, как мозг может заблокировать нам доступ к знаниям о высших мирах, нужно допустить — хотя бы гипотетически, — что сам мозг не продуцирует сознание. Что, скорее, он своего рода предохранительный клапан или рычаг, на время нашей земной жизни переключающий высокое, «нефизическое» сознание, каким мы обладаем в нефизических мирах, на более низкое, с ограниченными способностями».

Наука приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее — их ретранслятором.

Уилдер Пенфилд в результате многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов».

Джон Серль, известный американский мыслитель, занимающийся философией сознания, считает, что все исследования сознания на протяжении последних 50 лет идут в ложном направлении. Потому что они исследуют сознание, изучая мозг (а мозг и сознание — разные вещи). Серль пишет, что такая постановка вопроса имеет идеологическую подоплеку. Ведь если допустить, что существует субъективная реальность, не являющаяся функцией мозга, придется спросить: где она физически локализуется? (ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НОСИТЕЛЕМ СОЗНАНИЯ?) Если она не связана жестко с мозгом, может ли она существовать и вовсе вне его? А если может, значит, всё религиозное «мракобесие» имеет право на существование!

Назревает смена научной парадигмы.

Татьяна Черниговская советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, доктор биологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ:

«Наука о мозге и сознании сегодня похожа на морское побережье эпохи Великих географических открытий. Психологи, биологи, математики, лингвисты – все стоят на берегу в состоянии «вот-вот». Все вглядываются в горизонт, и всем уже понятно, что там, за горизонтом, что-то есть. Корабли снаряжены, некоторые даже отплыли, ожидания накалены, но ещё никто не вернулся с добычей, не перекроил карту представлений человека о самом себе и даже до крика «Земля!» ещё далеко…»

ИТОГ: Мозг – приемник. Он принимает информацию от разных источников. Возникает два вопроса: что это за источники, и куда мозг передает информацию – то есть, где же находится сознание человека.

Мы знаем, что «мракобесие» имеет право на существование. Более того, позволяет добавить к функциям мозга еще одну. Мозг служит приемником не только информации (какой и откуда – об этом позже), но и приемником жизненной энергии, той самой, без которой невозможно человеческое бытие НЕСАМОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Ничье бытие невозможно, даже атеистов. (об этом тоже позже)

*****

ГДЕ НАХОДИТСЯ СОЗНАНИЕ Православная позиция

Человек мыслит сердцем: "Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания", (Притчи 18:15). «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум» (Пс.48:4).

Душа, согласно учению святых отцов, распоряжается телом и использует в качестве своего органа сердце. Она составляет единое целое с телом, не будучи для него чем-то чуждым. Немесий Эмесский учит, что душа, "будучи бестелесной и не ограниченная местом, проходит вся через все и проникает своим светом все тело; нет освещенной части, в которой она не присутствовала бы целиком". Несмотря на это, "душа, соединившись с телом, остается совершенно неслитной. Душа приводит в движение тело и распоряжается им и всеми его членами. Согласно учению Православной Церкви, Бог управляет миром лично, без тварных посредников, но с помощью Своей нетварной энергии. Таким образом, как Бог управляет природой, точно так же и "душа движет члены тела и направляет каждый из них к свойственному ему действию" (Св. Григорий Синаит) . Следовательно, "как дело Божие - управлять миром, так дело души - править телом" (авва Фалассий)

Как материальный мир внутри мира духовного, так и тело человека внутри сознания.

Как Бог из духовного мира управляет миром вещественным, так и сознание (душа) управляет телом. Связь между душой и телом осуществляет мозг.

«Итак, Бог сотворил человека … смешанным из двух природ, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле и подчиняющимся вышней власти, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и умопостигаемым, как середину между величием и ничтожеством; сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию — в предупреждение гордости; духом — затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотию — затем, чтобы страдал и страдая памятовал о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся; … сотворил его — что составляет предел тайне — в силу свойственного ему тяготения к Богу, превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в божественную сущность» (И.Д.)

Архиепископ Лука: 1. «Мозг — не орган мысли и чувств»; и 2. «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела». "В организме есть что-то, что может отделиться от него и даже пережить самого человека"

Епископ Ванава (Беляев): Сердце — не надо только понимать его слишком узко, в смысле лишь анатомического органа, — здесь есть средоточие всех духовных и телесных сил. Оно как бы заступает их место, и все то, что мы привыкли отдельно относить к той или иной способности души, в Писании относится к сердцу.

О роли сердца напрямую говорится в Евангелии (но воспринимается это часто аллегорически).

Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф.9:4)

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. (Мф.12:34)

Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (Мф.13:15)

Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. (Мф.13:19)

Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; (Мф.15:8)

Исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф.15:18-19)

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: (Мк.2:6)

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? (Мк.2:8)

Приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. (Мк.4:15)

Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. (Мк.6:52)

Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: чтó будет младенец сей? (Лк.1:66)

И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. (Лк.2:35)

Приходит диавол и уносит слово из сердца их (Лк.8:12)

Услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод (Лк.8:15)

Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать (Лк.21:14)

Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? (Лк. 24:38)

Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин.13:2)

Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. (Ин.14:1)

Печалью исполнилось сердце ваше (Ин.16:6)

Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше (Ин.16:22)

Сердце - хранилище памяти, которая удерживает то, что воспринято рассудком (Втор. 4, 9; 8, 5-6; Исх. 51, 7). Заповеди должны быть написаны в сердце, как на скрижалях (Притч. 3, 3). Когда открывают тайну, открывают сердце свое (Суд. 16, 18).

Макарий Великий: «сердце правит всем органом, и, когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные».

Григорий Палама: «Итак, сердце есть сокровенная храмина ума и первый плотский орган мысленной силы"

Практика исихазма: опустить ум в сердце (резонанс) (Слёзин – молитва)

Окамененное нечувствие, окамененное сердце – не работает (частично) связь ума с сердцем, до сердца не доходят те мысли, которые от Бога. В голове эти мысли не задерживаются – человек их «не вмещает» (притча о сеятеле).

То есть – и мысли, и чувства, и память – принадлежность сердца. Это и есть сознание, субъективное «Я», душа – то, что живет после смерти. Нематериальная сущность человека.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его».(Еккл.12:7)

И.Б. из “...Писания явствует со всей очевидностью, что душа человека имеет вид человека в его теле и подобна прочим сотворенным духам”

Что же касается человеческой души, то блаженный Августин учит, что, «когда душа отделяется от тела, сам человек, с которым происходит все это, хотя только в духе, а не в теле, видит себя все столь же похожим на собственное тело, что он вообще не может увидеть никакой разницы”

Согласно святым отцам, душа не есть чистый дух (как Бог), она состоит из материи, но материи «тонкой» (как ангелы).

«Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя святым Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

Ученые установили, что в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче.

В Писании душе и ее судьбе после смерти тела говорится сокровенно, аллегорически. Из контекста следует, что изучать здесь ничего не нужно. Что сознание человека – как и человек вообще – в руках Божиих. (Несамобытность человека). А то, что действительно нужно, Господь даст Сам: «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания». (Притч.18:16).

Тело временно «придано» душе для того, чтобы душа, «Я» человека, могла изменяться, совершенствоваться. Когда душа попадает в вечность, изменения становятся невозможными. «Господь Иисус Христос сказал: “В чем Я найду вас, в том и буду судить» (Иустин Философ)

*****

Святослав Всеволодович Медведев (советский и российский физиолог, Директор Института мозга человека РАН): «мозг — это интерфейс, посредник, связующее звено между материальным и идеальным. Орган, который соединяет мир человеческой психики, идей, с миром действительности».

1. Сознание – это энергоинформационная полевая структура, находящаяся вне мозга (учёные – Бехтерева Н.П., Шеррингтон Ч.С., Пенфилд У.Г., Экклс Д.К.).

2. Человек в обычном режиме восприятия может наблюдать лишь продукты деятельности сознания в виде картинок в голове, мыслей, эмоций, активных состояний (например, агрессивность, альфа-значимость, обида, разочарование, одиночество и т.д.), но не само поле сознания.

3. Сознание — не продукт работы головного мозга. И тому свидетельство — проявления сознания, когда человек находится в состоянии комы и под наркозом, а также возможность восприятия без пяти органов чувств и т.д.

4. Головной мозг — это приёмник и передатчик информации, которую он принимает от сознания, а также из внешнего мира при помощи пяти органов чувств и не только.

*****

В Писании прикровенно говорится о душе и ничего не говорится о ее устройстве. По аналогии: «Библия говорит нам о том, как взойти на небо, но не о том, как оно устроено» (Николай Коперник). Но человек, вослед за Адамом и Евой, любопытствует, проявляет свою самость.

Нехристианские религии и различные мистические системы наблюдают и изучают нематериальную (точнее, тонкоматериальную) составляющую человека. Подавляющее большинство ученых считают их результаты шарлатанством. Но немало людей утверждают, что они видят тонкие тела (ауру), что называется, «невооруженным глазом». Практикуют «выход души из тела», «путешествия в астрал», учатся «читать мысли», «исцеляют», производя какие-то манипуляции с аурой… [Старцы тоже могут «читать» человека – однако «технику» такого чтения они не раскрывают]

Слово «астрал» часто ассоциируется с идеями Нью-Эйдж. Зародилось понятие астрального плана в конце 19-го и начале 20-го века термин был популяризирован теософией, в особенности разработан Анни Безант и Чарльзом Ледбитером, и позднее Алисой Бейли. В этой космологии астрал есть первый метафизический план после физического, но «плотнее» чем ментальный план.

Православные святые учат, что над землей находится область духов поднебесных, место, где властвует дьявол, об этом прямо говорит Священное Писание. Высшая из сотворенных Богом разумных сущностей, хранитель нашей планеты, мятежный херувим Люцифер, злоупотребил своей свободой воли и отпал от Всеблагого Бога. Он увлек за собой в грех бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Он восстал против Творца, возмечтав стать равным Богу, но был низринут с Неба. Удалившись от Бога, он, вместе с тем, удалился от истинного света и добра и ниспал в область тьмы и бездну зла. С тех пор местопребыванием дьявола сделалась ближайшая к человеку область духовной реальности, та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обителей рая. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Диавол, враг нашего рода, ниспавши с неба, блуждает в пространстве этого нижнего воздуха, где, начальствуя над другими демонами, как над сделавшимися непокорством и гордостью подобными ему, при содействии их обольщает человеков привидениями и старается воспрепятствовать тем, которые стремятся горе».

Выход в астрал – выход прямиком в лапы лукавого, который покажет человеку все, что ему выгодно.

Для обозначения души оккультистами используется термин «ТОНКОЕ ТЕЛО». Этот термин считается скомпрометированным – но, тем не менее, о тонкоматериальном характере души говорили и святые отцы. Иисус Христос после Воскресения обладал не обычным материальным телом; его можно назвать тонким, хотя и в несколько другом смысле. Или можно говорить о душе как о «бессмертной субстанции».

«Всякая тварь – и ангел, и душа, и демон, – по собственной природе своей есть тело, потому что, хотя и утонченны они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело», – говорит прп. Макарий Великий. «О теле говорят двояко, – поясняет прп. Анастасий Синаит, – о теле материальном и о теле тонком. Материальное тело осязаемо и подвержено тлению, тонкое же тело нельзя ощупать и осязать».

То́нкие тела́, согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм и др.) — «психодуховные» составляющие всех живых существ. В соответствии с этими представлениями люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» (см. прана, ци, оджас, аура и т. д.), существующей вокруг тела наподобие матрёшек, каждая из которых имеет своё метафизическое значение. Такое представление было сформировано в древней индийской духовной культуре, а в конце XIX столетия распространилось через теософическое общество на Запад.

«Так называемое «тонкое тело», является носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической смерти, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело — лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне». [По функциям это очень похоже на то, что мы называем душой]. Это вывод, который делают торсионщики из своих исследований. Соответственно, тонкие тела, по их представлениям, образованы торсионными полями.

И это ПОХОЖЕ на правду. Торсионные поля обладают свойством записывать, хранить и распространять информацию. Они также способны образовывать устойчивые структуры. А о душе человека можно говорить как о вместилище всех мыслей, «думанных» человеком в течение жизни. ИМЕННО МЫСЛЕЙ - в нематериальной субстанции и записывается только информация. Добрые дела нужно делать с добрыми помыслами. А если помыслы злы, то лучше и не делать.

Вот откуда в православной аскетике практика откровения помыслов

Вот почему раскаявшийся разбойник первым попал в рай – не дела важны, а мысли, которые этим делам сопутствуют, или которые собственные дела оценивают как неправедные (покаяние).

Восток, оккультизм: судьба человека складывается его делами, за которые закон Кармы приведет соответствующие результаты, и результаты эти нисколько не будут зависеть ни от молитв, ни от поклонов, ни от покаяния. Человек должен получить свой собственный опыт, должен познать себя, самоосуществиться, чтобы свет его сознания пробудился. То есть, человек все может сам, как Адам и Ева в райском саду. Бог им не нужен, Он лишний в такой механистичной картине мира. Все складывается по заранее запущенному (кем?) сценарию.

Христиане исповедуют, что, поскольку Бог не связан законами созданного Им мира, он может творчески обновлять человеческую жизнь, — если человек желает этого обновления. Бог может оставлять грехи и изымать человеческую душу из-под действий последствий греха. Законы действуют и на нас, но они перекрываются Любовью Господа. И с нами происходят чудеса преображения.

*****

Для нас несущественно, торсионные ли поля являются вместилищем человеческой души, или что-то иное. Главное – понимать, что душа нематериальна («тонкоматериальна»), но, одновременно, она вполне реально существует. Сознание наше – не есть принадлежность мозга – поскольку сознание нематериально, а мозг материален. Сознанием наделена именно нематериальная душа, которая и продолжает существовать после смерти тела, уходит в духовный мир. Мозг является связующим звеном между душой и телом. Его функции:

- восприятие сигналов от тела и управление телом;

- получение и передача телу жизненной энергии;

- восприятие внешней информации (о ее источниках – позднее) и транслирование ее душе человека.

Роль мозга как транслятора энергии и информации исключительно значима. Если мозг прекращает исполнение своих функций передатчика, то в организме возникают различные нарушения – например, амнезия (информация в душе сохраняется, нарушается канал взаимодействия с этой информацией).

Ученые связывают нарушение мышления и психики с нарушениями функционирования мозга. И они правы – но ровно наполовину. Расстройство работы мозга приводит к тому, что нарушается связь с сознанием, а не отключается само сознание.

«Поразительно, но мышление скорее похоже на молитву, а не на череду "логических операций". Мышление - это священный трепет перед тем, что тебе может открыться» (из интернета). НО ТАКОМУ МЫШЛЕНИЮ НЕ УЧАТ В ШКОЛЕ.

В следующий раз поговорим о несамобытности человека, о том, откуда и как человек получает жизненную энергию и из каких источников к нам приходят мысли.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1: «Я», ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ, ДУША, ЛИЧНОСТЬ

Дать строгое определение этим терминам невозможно (хотя попыток – море).

СОЗНАНИЕ — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.

ПСИХИКА — высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

ДУША – нематериальная субстанция, автономная относительно тела.

Я — непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни. Мы воспринимаем себя как центр своего сознания, как то, кому принадлежат собственные мысли, желания, переживания.

Я — это единство моей индивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою само-идентичность.

Я — это, что управляет моим телом, это инстанция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия.

Я (эго) — сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Результат выделения человеком самого себя из среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой — в отношении прошлого, настоящего и будущего.

Сложнее с термином «ЛИЧНОСТЬ».

Вернемся к определению терминов, данных диаконом Андреем Кураевым:

"Человеческая природа" — это вообще все, что свойственно человеку как биологическому виду, как хомо сапиенсу. Попытки познать природу — это поиски ответа на вопрос "что есть Человек".

Индивидуальность — это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Можно сказать, что каждый из нас лишь отчасти обладает человеческой природой — каждый на свой лад. Поэтому выявление индивидуализирующих черт — это познание того, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человечность. «Стол» и «вот этот стол».

Личность — это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же — это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии.

Согласно другим определениям, личность – это понятие, близкое к образу Божию в человеке. «Образ Божий» и «личность» — понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Ибо образ Божий есть некая неотъемлемая данность, постоянно содействующая сближению человека с Богом. Он всегда имеет духовно-положительную направленность и является онтологическим основанием для личности. Личность же — это проявление образа Божия в человеке и, как все иные проявления образа Божия (разум, творчество, свобода, бессмертие и др.), может иметь различную нравственную направленность и изменяться по ходу существования человека — как совершенствоваться, так и деградировать.» (Свящ. Вадим Леонов).

Мирской человек считает своим «Я» свою индивидуальность. Человек «утверждает себя как индивид, как собственник собственной своей природы, которая противопоставляется природам других как свое «я», – и это и есть смешение личности и природы. Это свойственное падшему человечеству смешение обозначается в аскетической литературе Восточной Церкви особым термином - «самость»….» (В.Н.Лосский).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Епископ Варнава (Беляев) СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ЗНАЧЕНИИ СЕРДЦА

Сердце — не надо только понимать его слишком узко, в смысле лишь анатомического органа11, — здесь есть средоточие всех духовных и телесных сил. Оно как бы заступает их место, и все то, что мы привыкли отдельно относить к той или иной способности души, в Писании относится к сердцу.

Я кратко изложу здесь учение Свящ. Писания об этом предмете, чтобы видно было читателю, как, по взгляду Самого Бога, должен мыслить себя человек и должна складываться его духовная жизнь.

Сердце как начало жизни телесной. Сердце есть существенный орган в жизни: его «пронзают», когда хотят причинить верную смерть кому-нибудь (2 Цар. 18, 14; 4 Цар. 9, 24).

«Кроткое сердце — жизнь для тела» (Притч. 14, 30).

Между прочим, у египтян смерть называлась «человеком с неподвижным сердцем».

Сердце как центр духовных и душевных состояний. В то время как у нас понятие «сердца» обычно употребляется в смысле седалища только чувств и любви, в Свящ. Писании оно есть:

1. Седалище мысли, размышления. Сердце «знает» (Иер. 24, 7), «размышляет» (Пс. 4, 5). «Мысли приходят в сердце» (Лк. 24, 38) или «на сердце» (Деян. 7, 23; 1 Кор. 2, 9). Сердце «верует» (Рим. 10,10), иногда медлительно (Лк. 24, 25). Широта сердца свидетельствует о «мудрости» и «весьма великом разуме» (3 Цар. 4, 29); наоборот — «сердце глупого не удержит в себе никакого знания» (Сир. 21, 17). Слово есть обнаружение мысли (чрез произношение ее устами), так равно бывает «в устах глупых сердце их, уста же мудрых в сердце их» (Сир. 21, 29).

Сердце, сделавшись чрез грехопадение прародителей злым, естественно источает из себя и «мысли злые» (Быт. 6,5).

2. Седалище мудрости. Соломону было дано «сердце умное и разумное» (3 Цар. 3, 12).

3. Седалище памяти, которая удерживает то, что воспринято рассудком (Втор. 4, 9; 8, 5-6; Исх. 51, 7). Заповеди должны быть написаны в сердце, как на скрижалях (Притч. 3, 3). Когда открывают тайну, открывают сердце свое (Суд. 16, 18).

4. Седалище воли. Сердце «влечет» человека к действию, оно есть деятельное начало (Исх. 35,21). Хотеть — значит предоставлять сердцу свободу действий (Ис. 10, 7; 63, 4). Как воля человеческая свободна, так и сердце может противостоять внешним влияниям, в частности даже повелениям Божиим. В этом случае говорят про сердце, что оно «ожесточенное» (Втор. 15, 7), «жестокое» (Ис. 46, 12); его твердость сравнивается с «камнем» (Иов. 41, 16) и даже с «алмазом» — שמיר (Зах. 7, 12). Когда сердце смягчается, и воля делается более слабой (2 Пар. 34, 27; Иов. 23, 16).

5. Седалище добродетелей и пороков, то есть различных чувствований и расположений душевных. Здесь мы наконец вступаем в собственную область сердца.

Расположения сердечные бывают добрые и злые. Среди первых священные авторы помещают «правоту» сердца (Втор. 9, 5), «простоту» (Быт. 20, 5), «разумность» (3 Цар. 3, 9), «смирение» (Дан. 3, 87), «преданность» Богу (3 Цар. 11, 4). Ко вторым относят: «суетность» (Пс. 5, 10), «легкость» (Сир. 19,4), «дерзость» (Притч. 28, 26), «ожирение» (Пс. 118, 70), «упорство» (Сир. 3, 26).

В сердце рождаются «надмение» (Втор. 17, 20), «зависть» (Притч. 23, 17), «сварливость» (Иак. 3, 14), «корыстолюбие» (Иез. 33, 31), «ненависть» и «вражда» (Лев. 19, 17), от которых оно «рвется» на части (Деян. 7, 54), но рождаются также и «любовь» (Мк. 12,30-31), мужество и дерзновение (2 Пар. 17, 6) и так далее.

Сердце как средоточие нравственной жизни3. В сердце соединяются, наконец, все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственной любви к Богу, которая взывает: Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век (Пс. 72, 26), до того высокомерия, которое, обожая себя, полагает сердце свое яко сердце Божие и говорит: Аз есмь Бог (Иез. 28, 2). Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека; благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое, и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое (Лк. 6, 45). Совесть имеет свое седалище «в сердце» (Евр. 10, 22); Христос вселяется верою в сердцанаши (Евр. 3, 17), также дарует обручение духа в сердца наши (2 Кор. 1, 22). Благодатный свет возсия в сердцах наших (2 Кор. 4, 6).

Но с другой стороны, грешнику диавол влагает в «сердце» злые начинания (Ин. 13, 2), исполняет его сердце злыми помыслами (Деян. 5, 3). К невнимательным слушателям слова Божьего тотчас приходит сатана и отъемлет слово сеянное в сердцах их (Мк. 4, 15).

Как средоточие всей телесной и многообразной духовной жизни человека, сердце называется исходищами живота, или истоками жизни: всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота (Притч. 4, 23). Оно составляет глубочайшую часть нашего существа: глубоко сердце человека паче всех... и кто познает его (Иер. 17, 9). Никогда внешние обнаружения слова, мысли и дела не исчерпывают этого источника; потаеный сердца человек (1 Петр. 3, 4) открыт только для Бога: Той бо весть тайная сердца (Пс. 43,22). Состоянием сердца выражается все душевное состояние (Пс. 50, 12; 83,3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРАКТИКИ ПО САМОРАЗВИТИЮ («ВЗГЛЯД В ДУШУ»)

Согласно всех религий, человек представляет из себя не только физическое тело, но и нечто, что можно назвать душой или же как-то по-другому. Кроме привычного нам тела существуют и так называемые тонкие тела человека.

В буддизме, например, да и вообще в ведических религиях, принято считать, что в человеке существуют три тела. Это физическое тело, астральное тело и причинное тело.

Что такое физическое тело нам всем хорошо известно. По правде говоря, это единственное, о чем мы имеем хоть какое-то понятие. И именно с этим телом мы и отождествляем свое «Я». Все остальное нам не видимо, поэтому мы сильно об этом и не задумываемся.

Что такое астральное тело человека?

То, что мы называем чакрами, энергетическими центрами, находятся как раз в том, что называется астральное тело человека.

Также ум и интеллект (их еще называют манас и буддхи соответственно), эти две противоположности, также относятся к астральной части человеческой сущности.

Тонкие энергии астрального тела проецируются на наше грубое физическое тело, делая возможным движение, работу органов восприятия.

У астрального тела существует следующие основные элементы:

Интеллект/ эго/ ум/ слух/ осязание/ обоняние/ зрение/ вкус/ пять действий: ходьба/ речь/ манипуляция/ воспроизведение/ выделение/…

Здесь стоит отметить, что астральное тело не выполняет непосредственно все эти функции, но делает их возможными для физического тела, наполняет энергией его органы и элементы.

Грубое тело мертво без астрального наполнения. Это тонкое тело наполняет физическое тело жизнью.

Основа астрального тела человека – это главная ось с шестью главными энергетическими центрами на ней: аджна-чакра (медулла в физическом теле, область между бровями), вишудха (область шеи), анахата (грудь), манипура (область пупка), свадхистана (область крестца), муладхара (область промежности). Основной центр находится в сахасрара-чакре (высший энергетический центр, представляемый в форме тысяче лепесткового лотоса).

Тонкие тела человека — причинное тело.

Когда душа еще не вошла в новую клетку жизни, из которой вырастет новый человек, она представляет собой два тела: причинное и астральное.

Главное тело нашей сущности – причинное. Оно так и называется потому, что является причиной возникновения других тел. Без него невозможно ничего.

Как астральное тело человека обеспечивает и делает возможной жизнь физического тела, так и без причинного тела невозможна жизнь астрального.

Состоит причинное тело из 35 элементов-идей.

На физическом теле его проекция находится в области от межбровья до макушки головы (до того места, которое называют родничком).

Сюда включаются передняя и средняя часть верхней области головного мозга, а также продолговатый мозг в физическом теле и духовный центр и высший центр (тысяче лепестковый лотос) в астральном теле.

В Бхагавадгите причинное тело называется Дхармакшетра. «Дхарма» — значит поддерживать. Дхармакшетра поддерживает жизнь человека. Оно является его главной причиной и условием.

Каждое из тел является своеобразным выражением сознания в разных формах и проявлениях. Душа когда-нибудь сможет выбраться из трех тел и соединиться с высшим Сознанием, с Богом.

Осознание единства с Богом через осознание тонких тел человека

Если душа сможет осознать себя как то, что является частью Чистого Духа, Сознания, когда сможет отключить свое отождествление с внешним миром и сможет сконцентрироваться внутри Дхармакшетры, она сможет освободиться от ограничений каждого из тел и соединиться в вечном блаженстве с Господом. Так гласит Бхагавадгита.

Отсюда, из Дхармакшетры, идет снабжение тонкими энергиями всего организма, которые, входя в спинной мозг, разветвляются и разбегаются по многочисленным нервным ответвлениям, делая тем самым человеческий организм живым и восприимчивым к воздействиям.

Все три тела едины.

Ключ к разгадке даже нашей физической стороны лежит в том, чтобы научиться смотреть внутрь, в астральную и причинную глубину.

Направляя внимание к шести основным астральным центрам, открывая каждый из них для себя, открываются новые грани и возможности тела, которых раньше не замечали.

Вы сможете абсолютно точно и конкретно почувствовать, что вы не просто грубый кусок мяса, но внутри вас есть еще кое-что, без чего и вас бы не было.

Открытие для себя двух других, недоступных зрению, тел расширяет ваши возможности и широту восприятия себя и мира вокруг. Наше физическое тело имеет много ограничений.

И если всецело отождествить себя с ним, то можно поверить в то, что мы не можем больше, чем может наше физическое тело. Можно получить уйму комплексов и быть глубоко несчастным человеком.

Это как лишить памяти кого-нибудь, у кого в жизни было все, о чем только можно мечтать. И он не будет даже догадываться о том, что имеет на самом деле.

Истина одна. Человек – это душа. И только потом, как следствие, тело. Душа одета в причинное тело, астральное тело и уже потом в физическое тело.

*****

Бог не на небесах, он здесь. Каждое мгновение он здесь. Прямо здесь, внутри вас и вокруг вас – в каждом живом существе.

Самое важное – ощутить дух божий в себе. Пока вы не поймете, что Он внутри вас, вы не сможете принять и полюбить себя и также не поймете ничего из того, чему учит нас Господь. И если вы хотите найти Господа Бога, то вы его не найдете нигде до тех пор, пока не найдете в себе.

Понять мозгами, умом это невозможно. Понимать не нужно. Важно сознавать Его в себе. Человек — это душа.

Comment: В «классическом» буддизме Бога нет. В различных современных трактовках (здесь представлена одна из них) Он откуда-то появляется. На массу противоречий, возникающих внутри такой синкретической картины мира, авторы закрывают глаза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Давайте проследим путь поступающей информации, на примере зрения. Мы видим свет, отраженный от предметов, который попадает на сетчатку глаза и в ней преобразуется в электрические сигналы, далее по зрительным нервам электрические сигналы идут в зрительные центры. Заметьте, мы не можем сказать, что на этих этапах присутствует сознание или самоосознание это просто электрические сигналы (коды). То же самое происходит и в других органах чувств.

Далее электрические сигналы поступают в подкорковые, а затем в высшие центры коры головного мозга, где происходит их окончательная обработка. Уровней и центров обработки зрительных сигналов в коре головного мозга тоже несколько, различаются по уровням и областям. То есть сигналы, поступившие по зрительным нервам глаза, разбиваются на различные центры обработки.

Закодированная информация от других органов чувств идет параллельно с сигналами от органов зрения и проходят схожую обработку, но в других областях мозга. Это напоминает компьютер, к которому подсоединены интерфейсы несущие информацию.

На этом все ясное и понятное заканчивается, мы подходим туда, где находится "за гранью" наше понимание о сознании.

Итак, закончена обработка зрительных сигналов, но это еще не сознание, это просто факт окончания обработки не более и не менее. То же самое и с сигналами от других органов чувств.

И тут начинается самое страшное и интересное - а кто это смотрит? Кто воспринимает все эти обработанные сигналы, кто оценивает, принимает решения, воспринимает эмоции? Единого центра обработки и восприятия информации в головном мозге нет. Того единого которого мы назовем «Я».

Если провести аналогию с компьютером, то вся обработанная информация поступает на монитор и в роли «Я» выступает тот, кто на него смотрит, оценивает, принимает решения, осуществляет действия посредством клавиатуры, мыши. Здесь все ясно и понятно.

https://zen.yandex.ru/media/0k0/soznaniesamyi-zagadochnyi-tainstvennyi-i-strashnyi-obekt-issledovaniia-5dff348bb477bf00af3fcfd1

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. К чему приходят атеистически настроенные ученые.

Может ли наука объяснить сознание?

Возможность объяснить, как из серого желеобразного комочка ткани в мозге может появиться нечто столь сложное, как сознание, является величайшей научной задачей. Мозг представляет собой чрезвычайно сложный орган, состоящий из почти 100 миллиардов клеток, известных как нейроны, каждый из которых соединен с 10 000 других, что дает около десяти триллионов нервных связей.

Сегодня ученые достигли значительного прогресса в понимании мозговой деятельности и того, как она влияет на поведение человека. Но никто до сих пор не смог объяснить, как все это приводит к чувствам, эмоциям и переживаниям. Как передача электрических и химических сигналов между нейронами заставляет формироваться ощущение боли или воспринимать красный цвет.

Исследователи все больше склоняются к тому, что традиционные научные методы никогда не смогут ответить на эти вопросы. К счастью, существует альтернативный подход, который в конечном итоге может раскрыть тайну. Многие ученые недооценивают глубину проблемы, полагая, что просто нужно продолжить изучение физических структур мозга, чтобы понять, каким образом они производят сознание.

Однако проблема определения природы этого физического явления радикально отличается от любой другой научной проблемы. Одна из причин состоит в том, что сознание ненаблюдаемо. Нельзя заглянуть в чью-то голову и увидеть чувства и переживания. Если бы мы просто отклонялись от того, что мы можем наблюдать с точки зрения третьего лица, у нас не было бы никаких оснований для постулирования сознания вообще, поясняют ученые.

Лучшее, что могут сделать исследователи в этом случае, - это соотнести ненаблюдаемый опыт с наблюдаемыми процессами, сканируя мозг людей и полагаясь на их отчеты, касающиеся их личного сознательного опыта.

С помощью этого метода можно установить, например, что невидимое чувство голода коррелирует с видимой активностью в гипоталамусе мозга. Но накопление таких корреляций не составляет теории сознания. В конечном итоге специалисты хотят объяснить, почему сознательный опыт связан с деятельностью мозга.

Сегодня некоторые ученые склоняются к теории «панпсихизма» - древнее представление о том, что сознание является фундаментальной и вездесущей особенностью физического мира. Но в «новой волне» панпсихизма отсутствуют мистические коннотации, свойственные прошлым представлениям. Существует только материя - ничего духовного или сверхъестественного - но материю можно описать с двух позиций. Физическая наука описывает материю «извне» с точки зрения ее поведения, но материя «изнутри» состоит из форм сознания.

Это означает, что разум — это материя, и даже элементарные частицы проявляют основные формы сознания, считает философ Дэвид Чалмерс. По его словам, сознание может варьироваться по сложности. «У нас есть веские основания полагать, что сознательный опыт лошади гораздо менее сложен, чем у человека, и что сознательный опыт кролика менее сложен, чем у лошади», - отметил он. «По мере того, как организмы становятся проще, может существовать момент, когда сознание внезапно отключается, но также возможно, что оно просто исчезает», - добавил он.

Таким образом, панпсихизм предлагает нам простой способ интеграции сознания в наше научное мировоззрение, уверен философ.

В то время как нынешний научный подход вообще не предлагает никакой теории - только корреляции - традиционная альтернатива, утверждающая, что сознание находится в душе, приводит к гипотезе, согласно которой разум и тело различны. «Панпсихизм избегает обеих этих крайностей, и именно поэтому некоторые из наших ведущих нейробиологов теперь воспринимают его как лучшую основу для построения науки о сознании», - заключил он.

https://argumentiru.com/science/2019/11/505814?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Заведующий Лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ Александр Каплан:

— Вы сказали, что практически все теории, которые объясняли работу сознания, устарели. Какая теория удержалась до последнего и какая, на ваш взгляд, претендует на роль новой концепции?

— Основной вопрос, на который надо ответить: что движет мыслями, что их порождает? Когда-то была теория Декарта. Согласно ей, материального двигателя нет, есть внешний двигатель. Стимул воздействует на организм, рецепторы посылают импульсы в определенное место и происходит действие. Но эта теория устарела. Как только ученые начинали узнавать детали, сразу стало понятно, что стимульность всего не объясняет. Один и тот же стимул вызывает разные реакции.

Потом была теория высшей нервной деятельности Ивана Петровича Павлова. Во главе угла были рефлексы. Если много раз звонить в звонок и подавать при этом мясо, то, в конце концов, из-за одного только звонка начнет выделяться слюна. Павлов был очень тонким физиологом и он додумался, чем мы отличаемся от животных. Оказывается, только люди обозначают словами все объекты и на нас воздействуют не сами объекты, а слова. Наименования влияют на нас как стимул, и стимульная среда теперь получилась не только объектная, но еще и словесная. С помощью этих конструкций один человек на другого мог влиять через слова.

Но в результате обсуждения всех этих концепций кристаллизовалась идея, что мы внутри себя имеем некоторую рефлексивную субстанцию — мы сами можем наблюдать за собой. Это уже концепция сознания. Она разрушила все предыдущие теории — как тут приспособишь условные рефлексы? Получается, у нас в голове существует некоторая общая ментальная модель внешнего физического мира, которая и перехватывает бразды правления в организме. Но теории о том, как это все объединяется, нет. Физиологи ощущают, что мы уходим все дальше и дальше от общей теории. И вот я не могу теперь уже назвать ничего, что может объединить вот эти познавательные и рефлексивные процессы с одной стороны, а с другой — работу нервных клеток между собой. Это совершенно непонятно.

https://thebell.io/chelovek-zhivet-v-svoej-mentalnoj-modeli-a-ne-vo-vneshnem-mire-nejrofiziolog-o-rabote-mozga/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс