Материалы


День Святой Троицы

03.06.2017

Святая Троица (Пятидесятница)

3.png

Троица (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви великий двунадесятый праздник.

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме.

Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель - Дух Святой - должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, - говорит Господь апостолам, - и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, - Духа Истины... Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Он - Дух Истины ... Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Иоан., 14:16-17).

Этот день именуется Троицей потому что именно Сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

Излияние Духа Святого на учеников

Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, все двенадцать апостолов собрались вместе. Готовясь к принятию Святого Духа после Вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) находились в Иерусалиме в так называемой "Сионской горнице."

4.png

                                                              Сионская горница

Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк. 24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.

И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей вдруг сделался шум, "как бы от несущегося сильного ветра… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные", которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. (Деяния апостолов, 2:1-47).

5.png

И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение Духом Святым и огнем, как было предсказано пророком Иоанном Крестителем.

Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят на разных языках, с удивлением говорили друг другу: «Не все ли они галилеяне (т.е. евреи из места Галилеи, и знающие один еврейский язык)? Как же мы слышим их говорящими на разных языках?» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили: «Они, должно быть, пьяны». Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: «Что вы удивляетесь нам? А иные еще говорят, что мы пьяные. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного с неба. Он творил между вами великия чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Святого».

6.png

Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Слышавшие слова апостола умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа, и вы также получите дар Святого Духа». Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах и крестились. Число их было около 3 000 человек.

Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой - этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!

История праздника Дня Святой Троицы

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На 50-й день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви.

Подобным образом День Святой Троицы связан с новозаветной Пасхой, потому что на 50-й день после своего воскресения из мертвых и на 10-й день после Вознесения к своему Небесному Отцу, Иисус Христос послал апостолам Утешителя - Духа Святого.

Сошествием Святого Духа всему человечеству был дан благодатный закон любви и утверждено новозаветное священство.

Сионская горница, в которой Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов, стала первым христианским храмом, а день сошествия Святого Духа стал днем основания на земле Новозаветной Церкви.

Со дня сошествия Святого Духа вера христианская стала быстро распространяться, при помощи Божией; число верующих в Господа Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Научаемые Святым Духом, апостолы смело проповедовали всем об Иисусе Христе, Сыне Божием, о Его страданиях за нас и воскресении из мертвых. Господь помогал им великими многочисленными чудесами, которые совершались через апостолов именем Господа Иисуса Христа. Первоначально апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам для проповеди всем народам. Для совершения таинств и проповедания учения христианского, апостолы поставляли через рукоположение епископов, пресвитеров (священников или иереев) и диаконов.

Та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам, в виде огненных языков, теперь подается в нашей Святой Православной Церкви невидимо - в ее святых таинствах, через преемников-апостолов - пастырей Церкви - епископов и священников.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно в славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т. е. понедельник - во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу.

7.png

В Праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны.

Тропарь, глас 1:
Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Величание:
Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, / послал еси божественным учеником Твоим

http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1125940



8.png

Тоска о новом сердце. Проповедь на Троицу

Протоиерей Алексий Уминский

Господь сказал: «Кто верит в Меня, из того потекут реки воды живой». Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей, духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, который может напоить собой весь мир и преобразить все, к чему прикасается.

Это и есть признак духовной жизни в человеке, о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.

И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он послал на Своих учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом верном Христу в виде огненного языка и соделал его огнем горящим, потому что Господь Сам о Себе сказал, что Он — огнь. Такое удивительное сочетание имеет человек в Духе: он становится одновременно и пламенем горящим, и источником воды живой.

Нам иногда кажется, что мы живем духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле признак духовной жизни совсем другой. Вчера вы слышали чтение Ветхого Завета, в котором Господь говорил: «Я создам Себе новый народ, у этого народа будет новое сердце». Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной жизнью: это новый народ, у них другое сердце и другая душа, они — новые, не такие, какие у всех людей, не такие, как у нас с вами.

Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда — хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И ведь эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, жажду иного бытия.

И вот посмотришь на себя и поймешь: нет этих источников, душа моя, яко земля безводная, искореженная попаляющим грехом. Нет в ней ничего, что могло бы по-настоящему стать источником воды живой, все нашей ветхостью иссушено. Видя нашу жажду Господь зовет нас: «Кто жаждет, тот пусть приходит ко Мне и пьет». Но человек, который по настоящему жаждет, приходит и пьет, должен и сам — обновляться и принимать удивительное явление Духа Святаго не в старые ветхие сосуды, не в те меха, которые не могут удержать новое вино. Он в обновленное человечество вливается, которое может принять благодатный Дух Божий и стать источником воды живой, чтобы реки потекли, чтобы каждый приходящий мог утолить свою духовную жажду через верного Христу человека.

Постоянно находясь у источника живой воды, мы все-таки ищем иных источников существования, других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам ту основу, которая позволяет в мире существовать, как-то себя реализовать. Такие источники мир постоянно предлагает, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.

А Господь призывает: «Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!» И мы знаем, что это так. Мы чувствуем, — так действительно бывает! Но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия, когда уже деваться некуда. Приникнем к благодатному источнику, хлебнем из него, и возвращаемся к прежней жизни, приникаем к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской жизнью. И так живем, отхлебывая время от времени: нам надо, мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не здесь, жить-то мы будем не с Тобой, жить-то мы будем сами с собой, со своими интересами.

Вот мы прожили Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток дней до Пятидесятницы? С какой радостью мы от этого источника отвернулись, думая, что вот теперь-то можно наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной со Христом. И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое страшно Богу показать, — вот, Господи, наше сердце.

Но и видя наше непостоянство, Господь приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы, дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел, наконец, по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова подает нам возможность жить с Ним единой жизнью, чтобы мы свободной волей ее восприняли, отвернулись бы от мишуры и приникли к истинному Источнику. Ведь у Бога нет другой жизни, как только жизнь духовная. Бог есть Дух, и тот, кто кланяется Ему в духе и истине, есть истинный Его поклонник. И у нас с Богом должна быть одна жизнь. У нас не может быть жизней разных или двойных, но только одна жизнь — Божья, духовная.

Господь подает нам радость обновления Духа Святаго, когда мы в эти дни приходим в храм и слышим потрясающие молитвы, в которых Церковь молится даже за тех людей, которые держимы адскими узами. В этот день Дух Святой проникает во все глубины нашего маленького мерзкого сердца, нашей окамененной души, чтобы снова и снова показать нам радость духовной жизни и наше высокое предназначение.

Сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.

Православие и мир




Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс