Материалы


Вербное Воскресенье

16.04.2022

Вход Господень в Иерусалим

1.pngВ  последнее воскресенье Великого поста Церковь вспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, который Он совершил, чтобы показать, что Он истинный Царь Христов и идет на крестные страдания и смерть по Своей воле.

За шесть дней до еврейской Пасхи Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За Ним следовало много народа. "И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффанию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их" (Мф. 21, 1-3).4.png

Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, узнав, что в Иерусалим идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали по дороге, а другие резали пальмовые ветви с деревьев, несли их в руках и постилали перед Ним (в прежние времена с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами), И весь народ, сопровождавший и встречавший Господа, восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!"

"Осанна", означающее "спаси, помоги (Бог)", было благожеланием всем, кто трудился для славы Божией и блага богоизбранного народа. Более всех достоин был этого приветствия Спаситель. "Осанна в вышних" - "да услышится на Небесах и да будет исполнено Господом наше благое пожелание". Словами "благословен грядый во имя Господне" (Пс. 117, 26) священники и жители Иерусалима встречали приходящих на праздники богомольцев. Более всего эти слова подходили Богочеловеку, идущему в Иерусалим добровольно пострадать и умереть для спасения падшего человека.

Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: "Кто это?" А народ, сопровождавший Его, говорил: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского".

Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему "Осанна", будут кричать: "Распни Его!" И предрек, что Иерусалим, не познавший времени посещения своего, будет разорен, жители его перебиты или уведены в плен, а от храма не останется камня на камне.

Слова эти сбылись в 70-м году по Р.Х., когда в городе вспыхнул мятеж и римские воины под предводительством будущего императора Тита жестоко подавили его и разрушили храм; впоследствии землетрясение извергло из земли даже камни фундамента иерусалимского храма.

Название "Вербное воскресение" - чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви (вайи) заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной верующие стоят со свечами и веточками вербы, которые освящаются молитвой и окропляются святой водой во время службы.


Слово на Вход Господень в Иерусалим

Архимандрит Кирилл Павлов.

Сегодня, возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Церковь, а вместе с нею и3.png мы, празднственно воспоминает торжественную встречу Господа нашего Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, устроенную Ему лучшею частью израильского народа. Господь наш Иисус Христос во исполнение пророчества о Нем как о Царе кротком и праведном после чудесного воскрешения Лазаря, за шесть дней до Своей смерти, являет Себя иудеям, решительно давая им уразуметь, что Он воистину есть Тот Мессия и Царь, Которого они ждут.

Он вступает в столицу Израильского царства, во святой град Иерусалим, сидя на молодом осле, сопровождаемый множеством народа. Все соединилось для того, чтобы встреча эта была самою торжественною: толпы людей следовали за Иисусом Христом от Вифании до Иерусалима; одни при этом постилали на дороге свои одежды, другие резали зеленые пальмовые ветви и бросали их по пути шествия Спасителя или потрясали ими в воздухе. Картина представлялась очень торжественная и трогательная: это было одно из самых лучших и радостных событий в земной жизни Спасителя. Сопровождавшие и встречавшие Иисуса Христа приветствовали Его восторженными возгласами, восклицая: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! (ср.: Мф. 21, 9; Лк. 19, 38).

6.png

Мозаика собора Святого Марка в Венеции

Так торжественно и радостно встречал израильский народ Мессию, столь давно им ожидаемого. И было о чем радоваться израильскому народу, встречая своего Царя. Это был не обыкновенный земной царь, который силою оружия покоряет себе народы. Но это был Тот Царь, о Котором еще в древности пророчествовал святой пророк Захария, говоря: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

Вступал в Иерусалим Царь праведный, не только Сам в Себе праведный, но и несущий с Собою правду вечную для всего человечества, несущий для него оправдание от терзающего его греха. Вступал Царь кроткий, не лично только Сам кроткий, но и грядущий научить людей кротости, установить для человечества царство мира и привлечь к Себе людей смирением и любовью. В Иерусалим входил Царь спасающий - Спаситель мира, грядущий искупить людей от тяжких наказаний за грехи, освободить их от царствующего в мире зла.

Поэтому, братия и сестры, понятно, почему такой радостной была встреча, которую устроил Господу израильский народ при входе Его в Иерусалим. Эта великая радость израильского народа будет для нас еще понятнее, если мы вспомним те условия, в которых находились тогда иудеи.

Еще до Рождения Иисуса Христа народ израильский был порабощен римлянами, отдавшими его под управление жестокому и несправедливому Ироду. Подобны Ироду в своей жестокости были и наместники римские. Нравственно-религиозное состояние народа было крайне плачевным. Религиозные вожди иудеев отличались порочностью, неверием, корыстолюбием и другими низменными качествами.

Поэтому естественно было ожидать иудеям Спасителя-Царя, Который избавил бы их от бед и уничтожил среди них беззакония. И когда этот Царь среди них явился, то неудивительно, что народ принял Его с такой великой радостью и ликованием.

Сию-то радостную встречу Господа нашего Иисуса Христа и мы с вами ежегодно торжественно празднуем, но это событие не должно иметь для нас значение только лишь историческое. Оно должно оставаться для нас событием существенным, имеющим непосредственное значение для нашей души и для нашего спасения. Спаситель мира есть Царь не одних только израильтян, но и всех людей, и приходил Он не только к еврейскому народу, но и ко всем народам мира. Кроткий и праведный, Он постоянно идет к каждому из нас, постоянно стучится в двери нашего сердца, и мы должны всегда с великой радостью встречать нашего Господа. Потому в ныне слышанном апостольском чтении святой апостол Павел говорит нам: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся (Флп. 4, 4).

И эта радость наша о Господе должна быть более сознательной и совершенной, чем радость народа израильского, потому что израильтяне не все хорошо понимали значение вшествия Спасителя в Иерусалим, а мы с вами уже знаем, для чего сходил с Неба на землю Христос и что Он сделал для нас.

Но как выражать свою радость при сретении Господа - этому мы должны поучиться у израильского народа. Иудеи, встречая Господа, постилали Ему свои одежды. Чтобы понять таинственный смысл этого символического действия, надо припомнить, что в древности одежда знаменовала собою то или другое душевное состояние человека, выражала собою его дух. Поэтому если кто-то снимал одежду и постилал ее пред каким-либо лицом, то таким образом он показывал, что повергает самые возвышенные чувства свои - любви, уважения и благоговения - пред этим лицом.

7.png

Икона из монастыря Ватопед, Афон

Вот и иудеи выражали готовность отказаться от самих себя и посвятить свои души и тела Царю Израильскому, Которого они встречали. Так точно должно и нам поступать при сретении Господа. Мы проявим свою любовь к Нему и радость о Его Пришествии тогда, когда сбросим с себя нашу греховную духовную одежду, загрязненную пороками, и оденемся в одежду чистоты, невинности и правды; когда откажемся от злой воли своей, и облечемся в нового человека, и себя всецело предадим в волю Христа Спасителя; когда безропотно и с покорностью будем нести свой крест, с любовью и самоотвержением перенося все скорби. Такая наша встреча Христа будет самой лучшей и приятной для Господа.

Израильский народ при встрече со Спасителем срез!ал пальмовые ветви и постилал их на Его пути. Чтобы понять внутренний смысл этого действия, надо знать, что в Священном Писании под деревом очень часто подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом - добрый человек, под сухим - человек худой, не приносящий плодов, добрых дел.

Пальма же, отличаясь крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную красоту человеческую. Поэтому когда израильтяне резали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, то этим они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царем. Так и мы должны при сретении Господа являть в себе добрые качества пальмы; наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твердые убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и тлению, но всегда была свежей и цветущей.

Наконец, при встрече Спасителя израильтяне восхваляли и славили Его, восклицая: Осанна в вышних! благословен Грядущий во имя Господне! (ср.: Мф. 21, 9). Этим народ израильский желал выразить пред Господом свое радостное чувство. Так точно и мы должны славословить Господа: и устами - словесно, и молчаливо - самим своим житием, чтобы во всем прославлялся Спаситель наш Иисус Христос. Как небо, которое хотя и не имеет уст, но своей красотой заставляет других славить Творца, так и всякий должен прославлять Господа своим добрым поведением и жизнью. Должны мы прославлять Господа и устами своими во всяком духовном пении и молитве - за Его чудные дела и неизреченные Его к нам любовь и милосердие.

Если таким образом будем мы служить Господу всем своим сердцем и с радостью и преданностью Ему встречать Его, то Он еще в сей земной жизни исполнит наши сердца радостью духовной, а что еще важнее, пременит эту временную радость на вечную в Жизни Будущей, которой не будет конца.

Аминь.

1964 г

http://eparhiya.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=1245:2013-04-27-15-00-53&catid=24:2012-01-12-06-49-20&Itemid=72


Из книги Нины Павловой «ПАСХА КРАСНАЯ» о трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года.

Завершая хронику событий перед Пасхой, отметим один момент, почему-то запомнившийся многим. На Страстной седмице о. Василий произнес проповедь на тему: «Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет» (Мк. 10, 33). И одно место из проповеди вдруг поразило многих неизъяснимым образом, и в храме воцарилась такая мертвенная тишина, будто сказано было прикровенное слово о будущем.

Вот это прикровенное слово, которым прозорливые Оптинские старцы извещали друг друга о грядущем. Накануне своего отъезда-изгнания из Оптиной и в предвидении близкой смерти преподобный Оптинский старец Варсонофий сказал своему ученику, будущему старцу преподобному Никону: «„Се восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий… и поругаются Ему, и уязвят Его, и оплюют Его“. Вот степени восхождений в Горний Иерусалим: их надо пройти. На какой степени находимся мы?» А двадцать семь лет спустя преподобный Оптинский старец Никон сказал на проповеди в предвидении своего ареста, лагеря и уже приближающейся смерти: «Се восходим во Иерусалим, и предается Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем… Спасающемуся о Господе необходимо предлежат степени восхождения в Горний Иерусалим».

Книг об Оптинских старцах тогда не было, и рукописи еще лишь предстояло издать. В отличие от о. Василия, читавшего рукописи, о тайной перекличке Оптинских старцев знали в те годы лишь немногие. И все же дрогнули сердца, и ярко запомнился тот миг, когда о. Василий по-молодому звучно сказал с амвона: «Се восходим во Иерусалим. И спросим себя ныне, готовы ли мы пойти за Господом на страдание?» Он замолк, глядя внутрь себя, а в храме воцарилась мертвенная тишина. И молчание длилось долго.


ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Проповедь иеромонаха Василия (Рослякова), оптинского новомученика

8.png


10.pngВот и мы восходим в Иерусалим...», – говорит Господь своим ученикам, апостолам. Господь идет на Крестные страдания. Господь идет принять смерть за весь человеческий род во искупление грехов его. Но что видит Он вокруг Себя? А видит Он, что ученики Его малодушествуют, что они ужасаются. Они знают, что иудеи уже составили совет и порешили убить Господа, ненавидя Его всей душою. Знают, что идет Он на верные страдания. Они еще не догадывались, что Он идет на смерть, но представляли, что будут какие-то страдания и неприятности. Они боятся идти за Ним. Они идут позади – и ужасаются. И вот двое из Его учеников, Иаков и Иоанн, подходят к Нему и спрашивают Его, и просят Его: «Чтобы нам, Господи, сесть в Твоем Царстве справа и слева от Тебя», то есть просят у Него почестей и славы. Думают о том, что Он идет принять царство земное. Господь им отвечает: «Не знаете, чего просите». С кротостью и смирением отвечает на их просьбу. Не осуждает их за их несовершенство, за то, что они еще не до конца понимают, для чего пришел Он на землю. И когда Он так им ответил, то остальные ученики стали негодовать на них, что они просили этого у Господа. И Господь тогда говорит им: «Послушайте, что Я хочу сказать вам: кто хочет из вас быть большим, тот да будет вам слуга. Кто хочет быть из вас первым, тот пусть будет всем раб, ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих».

Вот такую картину для нас с вами представил евангелист Марк. Как жива эта картина сегодня, как она действенна именно сегодня!

Господь идет на Крестные страдания. Господь идет распяться, а вокруг Него бушуют страсти. Вокруг Него ученики Его ближайшие и осуждают друг друга, и малодушествуют, а иные просят почестей, ищут себе славы... И весь этот мир мятется вокруг Господа в своих страстях, и лишь один Господь знает, для чего Он пришел. Он непоколебим, как скала, и идет исполнить Свое служение. Он берет за руки учеников и ведет их в Иерусалим для того, чтобы там распяться за них.
И сегодня для нас Господь восходит в Иерусалим. Идет так же впереди нас, но мы сегодня представляем собою ту же самую картину, как некогда представляли ученики Его. То же самое несовершенство владеет нами, те же самые страсти нас обуревают, и мы с вами ужасаемся, мятемся, а иногда друг другу завидуем, иные просят себе каких-то несуществующих почестей... И все это в то самое время, когда Господь ежедневно проливает за нас Свою святую кровь. Не хотим воззреть на Него, идущего ради нас с вами распяться. Не хотим посмотреть на Него и принять ту силу, которую Он нам дарует каждый день, ибо мы становимся христианами не для того, чтобы иметь какие-то почести, не для того, чтобы чем-то величаться или кичиться, нет! Не для того, чтобы выделиться друг перед другом или перед остальным миром, нет!

Мы приходим ко Христу для того, чтобы испросить и получить у Него силы служить другим. Быть последними, быть рабами среди этого мира для того, чтобы некоторые спаслись, – вот для чего мы идем ко Христу. А мы порою забываем об этом. Мы считаем, что если мы совершаем молитву, если мы проводим подвиг поста, если мы творим какие-то дела милосердия, – это уже возвышает нас над другими. Но – «Нет!», – говорит Господь. Мы должны быть последними, для всех быть рабами, ибо тогда, воззрев на Него, примем величайшую силу Святаго Духа. Именно только этой силой возможно творить добро здесь, в мире.

Так, мы хорошо знаем о своих недостатках, о своих немощах. Мы больны, у нас и семейные, и общественные скорби, и скорби на работе... И мы носимся с этими скорбями, как с писанной торбой, и всюду их выставляем для того, чтобы нас кто-то помиловал, пожалел, утешил... Это по-человечески понятно. Но... Доколе будем так скорбеть и так малодушествовать и постоянно этим прогневлять Бога? Почему мы не хотим принять ту решимость, которую нам Господь сегодня предлагает? Почему не хотим понудить себя на дела поста, на дела молитвы, на дела милосердия и благочестия? Почему мы постоянно прикрываемся своими скорбями, нетерпением, болезнями, о которых мы все хорошо знаем? Этого делать нельзя! Это не должно для нас быть прикрытием! Это должно быть еще большим стимулом к покаянию, чтобы еще и с этим прийти к Богу и осудить себя в том, что мы и сегодня, до сих пор, мы, верные христиане, люди, которые считаем себя учениками Христа, не понуждаем себя на дела благочестия. А ведь именно от этого, от нашей решимости, и зависит и наше с вами будущее, и будущее наших детей, и будущее нашей страны. Итак, Господь ныне восходит в Иерусалим... А мы идем и мятемся, и не хотим воззреть на Него.9.png

«Восклоните очи, – говорит Господь, – посмотрите на Меня, утвердитесь в воле вашей, в ваших чувствах и в ваших помышлениях». Именно это сегодня нам говорится со священных страниц Евангелия.

Не хотим даже порой открыть Евангелие и почитать. Мы говорим о том, что открыть, приобрести Евангелие для нас бывает тяжело! Как это горько слышать и как трудно об этом сегодня говорить, что мы сегодня ссылаемся на все это! Как больно бывает за Бога, как бывает обидно за Него, что Он с нами, что Он ради нас проливает Свою кровь, а мы стоим безпомощно и оправдываемся: «А у меня, Господи, то, а у меня, Господи, это, и у меня все плохо...» Но разве Он не призывает нас к Себе и не дает нам силы, чтобы исправить все, что дурно в нас самих и в нашем окружающем мире? Дает, – но мы не хотим принять. Не хотим распяться, не хотим понудить себя, хотя бы в чем-то ущемить себя ради того, чтобы угодить Богу. Думаем только о себе. Прежде всего ставим свои интересы во главу угла. Соглашаемся, когда нас кто-то обличает, и тут же, выйдя из церкви, продолжаем творить то же самое.

А святой Иоанн Златоуст восклицает в покаянии: «Какого Владыку мы имеем! Какого Господа мы с вами имеем! Такого не имеет никто – ни Царя, ни Владыки! Кто из земных владык когда-либо взошел на Крест за своих подчиненных? Кто из каких-либо основателей философских учений или религий принял Крестный подвиг ради своих чад, ради своих церковных чад, создал церковь на крови своей? Такого не было и не будет больше в мире. Это мог сделать только воплотившийся Бог ради нас с вами».

Приближается Страстная Седмица. Приближается Вход Господень в Иерусалим... Давайте хотя бы в эти остальные две недели святаго Великого Поста понудим себя, насколько это возможно для нас, немощных и маловерных, к подвигам благочестия. Подвигнем себя и угодим хотя бы в эти дни Богу. Не унывать призваны мы, христиане православные, но смотреть и видеть Господа, Который идет впереди нас и попирает Своими пречистыми стопами все те скорби, которые враг для нас уготовал. Эти скорби уже попраны Христом, они побеждены Им, и для нас уже есть возможность приобщиться к той победе, к той радости и к тому веселию, которое нам даровано Воскресением Христовым. Вспомним об этом и о Спасителе нашем, распявшемся за нас и ради нас Воскресшем. Послужим Ему хотя бы немного делами благочестия, делами веры, делами угождения нашим ближним!

Послужим нашим ближним, немного распнемся за них, ради тех немощей и тех скорбей, которые несут они, ради тех больших и малых невзгод, которые мы часто не замечаем, а человек носит их в своем сердце.

11.pngПостраждем немножко за ближних! И тогда Господь ради этого и наши скорби умирит в наших сердцах. И жизнь наша примет совсем иное устроение – она станет иной. И вот тогда и мы с вами приобщимся неизреченной радости Христова Воскресения.

Восклонитесь волей вашей от земли, от скорбей ваших, от неприятностей ваших, воззрите к Богу, и веру примите, примите радость о Духе Святом, Который ныне торжествует в нашей Церкви.

И сегодня, причащаясь Святых Христовых Тайн, войдите с Господом нашим в Иерусалим! Восходите в то небесное жилище, которое нам с вами уготовал Господь святою смертью Своей и святым Своим Воскресением!

http://www.optina-pustin.ru/65-vhod-gospoden-v-ierusalim.html


Возврат к списку

© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс