Материалы


Рейтинги и иерархичность

ЧТО ТАКОЕ РЕЙТИНГ И ДЛЯ ЧЕГО ОН СУЩЕСТВУЕТ?

Мария Езерская

Рейтинг – наиболее лапидарная, компактная и наглядная форма определения или отражения общественного мнения по любому вопросу. Термин принадлежит американскому ученому и статистику Джорджу Гэллапу (англ. George Horace Gallup, 18 ноября 1901 — 26 июля 1984) и означает «ранжирование», «упорядочивание». Возникновение идеи имеет банальную причину: Гэллап желал заработать денег, раздумывая над тем, как повысить рыночную эффективность интеллектуальной, материальной (производимой) продукции, всех видов услуг и, наконец, перспективность политических кампаний путем предварительного выяснения запросов аудитории. Биография изобретателя рейтингов в точности отражает приведенную схему. В 1928 году он защитил докторскую диссертацию по психологии под названием «Объективный метод определения читательского интереса к материалам газеты». Далее следует работа в рекламном агентстве, где Гэллап одним из первых применил опросы клиентов для исследования рынка.

1.pngВ 1935 году он основал Американский институт общественного мнения, а еще через год замахнулся на мониторинг электората во время президентской избирательной кампании. В 1958 году институт был объединён с рядом других структур в The Gallup Organization – мощную организацию изучения общественного мнения.

Успешность метода Гэллапа привела к тому, что рейтинг из инструмента контроля эффективности продукта превратился в орудие влияния и, в конечном итоге, создания общественного мнения. В этом феномене нет ничего парадоксального. Сначала рейтинг создается для заказчика, а на втором этапе процесса внедрения метода он же открывает «общественное мнение» самому обществу, таким образом превращаясь в инструмент воздействия теперь уже непосредственно на общество. За вторым этапом следует третий – так называемая стадия «привыкания» общества, которую также можно назвать воспитанием у общества «рейтингового мышления» или «рейтингового подхода». Когда рейтинговый критерий становится ведущим в сознании людей, появляются возможности манипуляций.

Политических: путем искусственного создания высоких рейтингов для того или иного политика с использованием профессиональных политтехнологий и административного ресурса.

2.png

«Рейтинг» принца Уильяма оказался даже выше, чем у самой королевы Елизаветы II, несмотря на ее кинематографическую «раскрутку»

Экономических: путем создания рейтинговых агентств, определяющих финансовую благонадежность и инвестиционную привлекательность, дающих оценку долговых обязательств, качества корпоративного руководства, качества управления активами и т.д. любой компании, банка или даже национальной экономики целого государства. Тройку крупнейших рейтинговых агентств возглавляют американские компании Fitch Ratings, Moody’s, Standard & Poor’s (S&P). Следовательно, у рейтинговых агентств есть свой собственный рейтинг или «топ-лист», отражающий их авторитетность. Кроме того, рейтинг сам становится объектом купли-продажи и прямо влияет на отношение инвесторов к определенному субъекту рынка. В наши дни оценка, которую дают эти частные организации, является мощнейшим инструментом экономического давления, становясь, по сути, политическим оружием.

Наконец, рейтинги и топ-листы являются сегодня средством идеологического влияния. Составление бесчисленных топ-листов звезд шоу-бизнеса, песен, фильмов, телепередач, книг, журналов и т.д. не только помогает или мешает их «раскрутке», а в прямом смысле слова направляет аудиторию по определенному пути, навязывая ей вкусы и идеологию источника, выражаемые в его выборе. Например, десятка лучших романов ХХ века от авторитетного американского журнала "Тайм" выглядит так:

1 "Приключения Оги Марча" Сол Беллоу 1953

2 "Вся королевская рать" Роберт Пенн Уоррен 1946

3 "Американская пастораль" Филип Рот 1997

4 "Американская трагедия" Теодор Драйзер 1925

5 "Скотный двор" Джордж Оруэлл 1945

6 "Свидание в Самарре" Джон О'Хара 1934

7 "Ты здесь, Бог? Это я" Маргарет Джуди Блум 1970

8 "Помощник" Бернард Маламуд 1957

9 "О водоплавающих" Флэнн О'Брайен 1939

10 "Искупление" Иэн Макьюэн 2001

А вот первая десятка топ-листа ВВС, озаглавленного «200 лучших книг»:

«Властелин колец» — Джон Р. Р. Толкин

«Гордость и предубеждение» — Джейн Остин

«Тёмные начала» — Филип Пулман

«Автостопом по галактике» — Дуглас Адамс

«Гарри Поттер и Кубок огня» — Джоан Роулинг

«Убить пересмешника» — Харпер Ли

«Винни-Пух и все-все-все» — Алан Милн

«1984» — Джордж Оруэлл

«Лев, колдунья и платяной шкаф» — Клайв Стэйплз Льюис

«Джейн Эйр» — Шарлотта Бронте

Нетрудно заметить, что создание подобных рейтингов имеет целью навязать миру специфически англосаксонский взгляд на литературу. При этом серьезные книги, написанные в христианское время и в христианском духе, соседствуют в списке с «бестселлерами» в жанре фэнтези магической направленности. Так их расставила опрошенная аудитория. А теперь и вам советуют сделать то же. В соответствии с «генеральной линией», которую определяют англосаксы.

Стоит отметить, что рейтинговый подход к литературе, искусству, творчеству и культуре других целей (кроме идеологических) иметь не может по определению, так как мировое культурное наследие безгранично, выбор зачастую обусловлен национальным менталитетом или субъективными причинами, а объективных критериев для подобных «топ-листов» просто не существует.

Конечно, к слову «рейтинг» не стоит подходить буквально: рейтингом сегодня называется и порядковый номер позиции в спорте, и количество очков в каком-нибудь конкурсе или на специализированном сайте при наличии конкуренции. В подобных случаях слово «рейтинг» означает «уровень», «позиция», «количество очков или баллов» и является всего лишь современным аналогом этих привычных терминов.

Однако православному человеку необходимо ясно осознавать, насколько «рейтингование» всего и вся изначально чуждо и враждебно православной христианской традиции. Необходимо по мере возможности ограждать себя от тех элементов современной реальности, которые несут прямую угрозу традиционному мировосприятию и являются частью «большой игры» или «трансгуманистического проекта», направленных на подрыв христианской традиции и лишение людей идентичности с последующим превращением их в обезличенную биомассу. Особенно важно следить за правильным формированием детского мировосприятия.

Христианскому сознанию присущи понятия иерархии и ценностных приоритетов. По учению святых отцов Церкви, небесный мир – царство неизреченной свободы в Боге и непостижимого по силе и глубине единомыслия всех его обитателей, одновременно иерархичен по своему устройству и самой сути. Еще до сотворения человека и видимого мира небесный мир, населенный духовными существами, Ангелами, являл картину строгой иерархии. Ангельские иерархии и чиноначалия описаны в хрестоматийном труде Святого Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», который говорит: «Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию. … Итак, цель Иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним. Имея Бога Наставником во всяком священном ведении и деятельности и постоянно взирая на Божественную Его красоту, она, по возможности, отпечатлевает в себе образ Его, и своих причастников творит Божественными подобиями, яснейшими и чистейшими зерцалами, приемлющими в себя лучи светоначального и Богоначального света так, что, исполняясь священным сиянием, им сообщаемым, они сами наконец, сообразно с Божественным установлением, обильно сообщают оное низшим себя. Ибо тем, которые совершают священные тайны, или тем, над которыми они свято совершаются, совсем неприлично делать что-нибудь противное священным установлениям своего начальства; да они и не должны так поступать, если хотят удостоиться Божественного онаго осияния, достойно взирать на него и преобразоваться, по мере приемлемости каждой из умных Сил. Итак, кто говорит о Иерархии, тот указывает на некоторое священное учреждение, - образ Божественной красоты, учреждение, существующее между чинами и знаниями Иерархическими для совершения таинств своего просвещения и для возможного уподобления своему началу».

Церковь, будучи мистическим Телом Христа и земным небом, также устроена по принципу строгой иерархии и многообразных чиноначалий. Иерархично по своему устройству и христианское общество и даже христианская семья, где родители первенствуют над детьми, а старшие – над младшими. Поскольку, опытно не усвоив понятия о иерархии, человек не будет способен и к восприятию Высшего Иерарха и Владыки, не сможет умом взойти горé и подняться по ступеням Небесной Лествицы.

6.png

Икона Всех Святых – образ иерархического порядка Небесной Церкви

Хотя на земле, даже в Церкви и христианском мире начальствование одних и подчинение других зачастую связано с определенным насилием и несправедливостью, основная цель подобного устроения, как явствует из вышесказанного, – привести в послушание Богу и к познанию устроения небесного мира через его земное подобие с тем, чтобы выстроить человеку Лестницу в Небо.

7.pngНравственные приоритеты или ценностная шкала православных христиан также глубоко иерархичны и делятся на главные и второстепенные. Иерархичны и собственно церковные ценности, чей порядок игумен Петр (Мещериков) в соответствии с традицией определяет так: Таинства, Священное Писание, Священное Предание, догматы, каноны.

Легко убедиться, что вся традиционная культура, как русская, так и европейская, несет на себе отпечаток той же логики и того же подхода. Независимо от сюжета и даже вида искусства торжество сознательного начала над хаосом бессознательного, наличие моральных ценностей, потребность в конечном триумфе добра и незримое присутствие Абсолюта как высшего критерия и суда – отличительные черты классической христианской культуры.

Итак, присущее христианскому менталитету иерархическое мышление – это и неизменяемая ценностная шкала, и общественная лестница, и некий путь, ведущий к абсолюту, общему благу или правде, либо победе добра над злом. Так устроено наше сознание. Заменить иерархическое мышление, по мысли застрельщиков трансгуманизма, и призвано «рейтингование» – постоянно меняющееся, крайне примитивное, легко фальсифицируемое, манипулируемое и манипулирующее, инфантилизирующее и давящее, насквозь коммерческое и бесконечно навязчивое ранжирование эпохи «поколения пепси».



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс