Материалы


Рожденные в 60-х

Иван Дроздов:

Рожденные в 1950-ые, 1960-ые. как вы приходили к вере?

СССР развалился в декабре 1991 г. Рожденным в 1950-ые, 1960-ые гг. было уже от 22 до 40 лет. Все уже были взрослыми сознательными людьми и большинство невоцерковленными, каков был ваш путь в храм?
Я, например, только в 31 год взял в руки Евангелие (дали протестанты) в 1993 г., а в 33 крестился и венчался в 1995 г., но в голове было много мусора (хватает и сейчас) и только в 4 года назад я пришел в храм на исповедь и причастие в возрасте 47 лет в 2009 г.
У всех по-разному, но интересен опыт воцерковления до распада СССР! Если у кого из рожденных в эти годы, был такой, расскажите. интересно!

Дмитрий ВС

За шкирку притащили.
Я 1969 г.р. Нет, в конце 80-х заинтересовался. Купил "Евангелие" во время поездки в Псково-Печорский монастырь. Крестился. А потом отпал. Было искушение в виде восточных единоборств.
Потом, в 1996, когда были в моей жизни большие проблемы, приснился мне сон, в котором я оказался около часовни из которой вышел священник, который меня благословил. И после этого сна за 2-3 месяца проблемы не то что решились, а по всем фронтам стало лучше чем когда-либо прежде. Но это не обратило.
А вот в 2010 моя двоюродная сестра, которая раскапывает историю рода, подарила мне книгу написанную нашим с ней прапрадедом, скончавшимся в 1944 году. " Вернее это его записки, которые сохранили его духовные дети и которые потом были изданы под названием "Беседы старого священника". И каково мне было узнать в портрете прапрадеда на обложке священника из моего сна? Его фотографий в нашей семье после арестов и эвакуации не сохранилось. Эксперимент чистый.
После такого "указания направления" сложно не прийти в храм.
Сейчас я прихожанин того храма в котором служил прапрадед в 20-х.

dsergio

Я эзотерикой интересовался, но всё же мне видна "не глубина", "не настоящность" всего оккультного.

Я всегда много читал, (с 5 лет В. Гюго "Человек который смеются"), без разбора, всё подряд, от документов партии до журналов "Наука и Жизнь", пока не стала доступно Евангелие.

Скажу сразу, что раньше к религии относился как предрассудку, много читал атеистической лит-ры, был вполне атеистом. Вполне мог поддержать темы по религиям, знаком был с общими понятиями, и многое объяснял сверстникам по некоторым вопросам (например а А. Дюма и др. писателей много изречений библейских выражений, которые были непонятны уже моими сверстниками), хотя как я понимаю теперь можно было из отрывков и отсылок к Евангелию можно было составить своё целое Евангелие.

Всегда же хотелось иметь полное представление о нём (о Евангелии), а не обрывки цитат. Чисто из любопытства, и всегда оставалось что-то недосказанное. В армии служил со мной один баптист (из потомственной семьи), он меня заинтересовал, поразил, но не убедил ни своей жизнью (вполне порядочной) ни словами. Помню свои слова из наших разговоров: "Лучше я останусь в том месте с теми языческими философами, которые были до Христа, чем в вашем раю".

Помню как прочитал "Мастер и Маргарита" некоторое время был впечатлён им, много раз перечитывал. Хотя уже знал, многое не совпадало в книге со изложенными цитатами из Евангелий в журнале "Наука и Жизнь", который в то время читал.

После третьего прочтения Евангелия (в отличие от первых двух раз не лёжа, а сидя за столом), именно после прочтения Деяний Апостола, которые первые два раза не осилил, посчитал увы тогда ненужным я понял, что нужно крестится. Уже к этому времени верил в Бога, и искал Его повсюду: у Кришнаитов их тогда было много в Алматы, у знакомых баптистов, и всякой околонаучной и оккультной литературе. К православию настроен был резко отрицательно, но парадоксально - терпимие что ли, как к "доморощеному" Христианству.

После прочтения Евангелий кришнаиты отпали с их бгагоитой и пр. лит-рой что не приняло моё сердце.

Оставались баптисты, как образец Христиан, которые точно знают и цитируют Евангелие. Тогда их много было в городе, других протестантов и Иеговистов не было видно. Что не понравилось и не принял у них: назойливость и пропаганда. Сыплют цитатами к месту и не к месту, натянутость искусственность в разговоре, огульное поношение других конфессий. Лезут сапогами в душу, пытаются пере-программировать мою душу под своё понимание, даже скорее клонировать чьё-то состояние. Чувствуешь себя изнасилованным духовно.

В православной церкви было тоже самое что и сейчас некоторые жалуются: непонятное но такое прекрасное Богослужение, равнодушие всех к тебе, не знание чего вообще делать и стоит ли делать. И моё отношение ко всему церковному: непрерывное, непрестанное осуждение всего, например: "вот кресты их не было, напридумывали, в Евангелие нет", и через минуту увидя решётку на окнах храма с узорными, стилизованным крестами и привязанными к одному из этих крестов форточку: "вот как сами уважают Крест" и пр. и таких много..... Когда я вдруг понял что мне препятствует я был ошарашен. Мне навязывают мысли, и не звучащими словами, как баптисты и др. протестанты, и вообще люди, а мысленно.

Это виденье себя, своих мыслей со стороны (и вероятно не своих, или скорее моих под влиянием чьих-то, кто невидим и не осязаем), и явлению силы Креста, и ещё кое-чего о котором умолчу, сподвигло меня крестится.

Православие самое трудное Христианство. Православным легко назваться, но им быть самое трудное дело.

Александр Турманов

Я родился в 1955-м. В школьные годы очень увлекался историей допетровской России. Видимо поэтому интересовало всё, связанное с православием, которое представлялось мне как некий мостик из современности в древность.
Следующим фактором, повлиявшим лично на меня было увлечение западной рок-музыкой 70-80-х годов. Это было какое-то сумасшествие: всеми правдами и неправдами доставали фото, постеры, западные музыкальные журналы ( диски, само-собой..), тексты, которые сами переводили.
Когда вышла " Jesus Christ Superstar" перевели и её и примерно в то же время мне "совершенно случайно" попала в руки Библия. Прочитав её, а вернее Евангелие, я был поражён тем. что рок-опера довольно подробно описывает евангельские события, что это, оказывается. не что-то замшело древнее. а вполне современное, актуальное для моих сверстников во всём мире. А нам то втирали, что христианство - это для горстки совсем отсталых бабок... Постепенно. постепенно стал всё больше интересоваться и воцерковляться.
Обыкновенная история.

Людмила Миняева

А у меня как раз было сплошное счастье. Ну всё было прекрасно - семья, работа. Много занимались с детьми, лыжи, байдарочные походы, ходили в театры и музеи. Писалась диссертация. И стойкое ощущение какой-то пустоты в жизни. С тоской думала, что жизнь расписана на много лет вперед: защита, новая квартира, дача, машина. И в конце - под "ТУ-104 - самый лучший самолет" в черную дыру. Окрестилась, можно сказать, случайно. Хотя никогда не любила делать что-то просто так. После этого пришла в храм на службу (до этого, живя в Сергиевом Посаде 12 лет, не была). Не в Лавру, а в восстанавливающийся скит. Служба была очень проста и незатейлива, без дьякона, с нестройным пением - пели те же ребята, которые днем восстанавливали храм. Но слышно было всё. И то, что услышала - потрясло. 1990 год.

Леонид Архангельский

А меня сверху привели... Как шар в бобслейном желобе - толкается туда-сюда, крутится-вертится, а все по писанному о нем идет. Крещен в детстве (первое причасти помню, хотя и на руках у матери), дед и прадед духовного звания были, да только мне это лет до 30 по барабану было, я их живыми не застал. Космос, техника. наука (ага, "Наука и жизнь" и "Химия и жизнь" - основное чтиво вместе с "Зарубежным военным обозрением" , хотя "Наука" поскучнее).
Мастер и Марагарита "вставила" неслабо - там ведь про жизнь, в отличие от науковых джорнелов, где про существование. Дух в книге был..если понимаете, о чём я. Ну и сказал тогда, что МиМ это лучшая книга в мире...Библию-то в закромах у бабушки на ЦСЯ полистал, но слов знакомых не нашел.

Затем в 90- литература в переходах грудами, всякие кришнаиты-баптисты-иеговисты, Ницше с Бердяевым до кучи... Глянул-полистал, даже почитал - нету там жизни, нету. Глянцево, блестит...и пусто. Есть "Доширак" - в общем-то съедобно с голодухи, порой даже на вкус ничего, но питаться этим смертельно опасно. Раз-два-три и того, последствия. Ибо жизни, повторюсь, в них нет.
И Библия, наконец-то, на русском. Смешно, перец один отдал за ненадобностью. Обобрал-кинул, но Библию оставил. Ура, выгодно разошлись.
Вот так и попала закваска мне на мозг.

Ну да, ну да.. но мозгом я в основном пользовался в профессии, а в вере-религии-жизни...все же чутьем. Сердцем, ткзть. И потом просто и элементарно святые направили, ведомыми им путями. Сергий преподобный, молился у него, как мог, Иоанн Воин, Козьма и Дамиан ( я в том приходе крещен был) и, как думаю и даже уверен, св.вмч. Пантелеимон. Тогда впервые его мощи привезли, ну и меня "по блату" казаки без очередей и прочего подвели.... И сейчас помню ощущение (не помня внешнего), как у послов Руси в Византии - где я, на небе или на земле? И вот тут меня "вставило" так, что мало не показалось. Все, оно, верую, Господи!


И пошли эксцессы. Первым делом, как образованец, штудировать источники и теорию. Ну и Добротолюбие от корки до корки... Крыша, знамо дело, съехала, начудил сам и домашних в ужас привел...потом притих и в храм пришел. М-да дальше уже пути-дороги.

Евгения.Ген.

Я родилась в конце 60-х. То, что Бог есть - почему-то верила с детства. (Видимо сказались книги и фильмы о верующих). А вот с Церковью - сложнее.
Первый раз я услышала Слово Божие по радио - была такая Русская служба БиБиСи. Там в утренних двухчасовых выпусках читали отрывки из Евангелия и Апостола. Без всякого комментария. 


Потом - началась Перестройка. И в 1988 году я крестилась (был год 1000-летия Крещения Руси - и об этом событии стали много говорить и показывать по ТВ).
Потом - постепенно стала все чаще ходить в храм. А потом - к нам в город приехал очень хороший священник. И служил у нас 8 лет. Эти годы - много мне дали (благодаря ему) .

Иван Дроздов

Я родился в самый расцвет «хрущевского атеизма» в 1961 году, год выхода человека в космос, эпоху наивных ожиданий «светлого будущего», надежд на освоение человеком жизни в космосе, контакты с другими внеземными цивилизациями. Это было время, когда «физики» были в почете, а «лирики в загоне». Вся эпоха 1960-ых гг., как рассказывали мне родители, была полна оптимизма в отличие от голодных 1930-1950-ых гг., пронизанных к тому же атмосферой страха. Шестидесятые же годы стали периодом оттепели, начала проникновения в СССР западной музыки и др. проявлений свободы, хотя и крайне ограниченной. Но в этот же период опять началось активное наступление на церковь, сам термин «церковь» подавался как нечто «темное», «отсталое», крайне реакционное. Вот в такое время довелось мне родиться, и с раннего детства жить в атмосфере квазидуховности. 

Мои родители были инженерами на одном из крупных оборонных заводов г. Свердловска. Отец закончил Ленинградский военно-механический институт и Университет марксизма-ленинизма, был парторгом конструкторского бюро, ведущим конструктором. Он метался между двумя направлениями профессиональной карьеры: партийная работа, и совершенствование, как инженера-конструктора. Победило первое направление, и отец стал секретарем парткома предприятия, на котором работало почти 18 тысяч человек. Профессиональная партийная деятельность оказалась для отца неудачной и через несколько лет его отстранили от должности, и он стал рядовым заместителем начальника отдела. В дальнейшем он стал начальником службы технического контроля, но, уже на другом предприятии, и в другом городе, куда мы переехали через несколько лет после снятия отца с относительно высокой партийной должности. 

Отец был убежденным атеистом, однако, как и мать крещенным в детстве. Бабушка, мать отца, была верующим человеком (как тогда говорили «темным»). Мы смеялись над ее верой. Не знаю, можно ли было назвать бабушку глубоко воцерковленным человеком, но она ходила в церковь на причастие раза 4-5 в год, пыталась соблюдать посты, дома прятала в своих узелках иконки. Вера сделала ее добрым человеком, ее все любили за добрую простоту и детскость души. Она умерла в 93 года на пасху. Бабушка крестила мою сестру, когда та жила с ней в Орехово-Зуево. После того, как сестре исполнилось три года, они с бабушкой переехали к отцу в г. Свердловск, а там и я родился. Меня же крестить в детстве бабушке отец не разрешил, наверное, чтобы не иметь проблем в парткоме конструкторского бюро. Так и рос я не рожденным в Духе.

Воспитывали меня с детства, как дома, так и в школе, в духе атеизма, веры в победу коммунизма на земле, в рамках атеистического мировоззрения. Как сказал известный богослов А.И. Осипов, есть только два кардинальных мировоззрения: первое утверждает конечность человеческого бытия (атеистическое), второе – вечность человеческой жизни или примат Живота Вечного над относительной временной жизнью. Из первого мировоззрения производной естественной ценностью будет «жизнь во имя своих собственных, личных интересов». Разумный эгоизм Гельвеция (когда я плачу не об умершем друге, а о самом себе, что мне будет не с кем поговорить) вполне естественен для атеизма. Хотя и такая утилитарная этика подразумевает выход за пределы «наличного бытия», устремление в хоть какое-то, пусть близкое «потом. Поэтому, на мой взгляд, для атеистического мировоззрения будет более естественным мировоззрение короля Людовика XVI, который сказал: «После меня хоть потоп». Действительно: «Пей и веселись моя душа, пока я жив» или, - «живи здесь и сейчас». Ценности же веры в «светлое будущее», «жизни ради других», «коллективизм» явно противоречили атеистическому мировоззрению, и я не мог в глубине души воспринять атеистическое мировоззрение, и чувствовал его противоречие с пропагандируемыми в рамках «советского варианта атеизма» ценностями, хотя в «светлое будущее» человечества верил. Итак, не воспринимал я атеистическое мировоззрение, в котором абсолютна только материя, и та «постоянно течет и меняется», единственное, что в ней есть абсолютного, - это вечность бытия или, собственно бытие, а не существование.

Я искал другого мировоззрения, но, так как «мозги мне промыли» основательно, прежде всего, материалистическими воззрениями, то я вполне естественно стал склоняться к гилозоизму, говорящему о вечности и материальности мысли (можно думать, - души). В 18 лет я ухватился за репринтное издание по йоге Воронова, которое также было проникнуто отмеченным гилозоизмом. Судя по всему, Воронов не был знаком с философией йоги, да и не знал, что у каждой системы философии в Индии, своя йога, ведущая к освобождению. Я начал практиковать по чуть-чуть хатха-йогу.
Но, надо отметить, что практика моя не была глубока, и я больше стремился к философскому осознанию бытия. Философия – это рационально аргументированное мировоззрение, а мой падший, разорванный и не целостный разум был склонен только к рациональной аргументации и других форм мировоззрения (например, умозрение в красках, - иконопись) я тогда не принимал, не был к ним готов. Никакого сердца во мне не было, только сухой и холодный разум, как у доктора Фауста из Гете. Конечно, я был человек эмоциональным, но это скорее были не эмоции сердца, а горячка или холодность «воспаленного» или «опустошенного» разума.

Таким образом, поиски смысла жизни, абсолютной основы бытия привели меня к бессистемному изучению философии. Я читал все, что можно было найти в библиотеках. Читал философию, изучал теоретическую физику на дилетантском профанированном уровне (смешно, но пытался в физических теориях найти основу бытия), зачитывался произведениями классиков русской литературы, теми, прежде всего, которые не давались в школьной программе: Достоевский, Гоголь, Лесков, ранний Горький. Я становился то платоником, то скептиком и т.д. 

В конце 1980-ых гг. появилась хорошая (не профанированная) литература по индийской философии (а я в то время приторговывал дефицитными книгами по психологии, философии и др.) и я основательно погрузился в изучение систем индийской философии, даже купил учебник санскрита и стал изучать его в шрифте «деванагари». К этому времени я уже был убежденным идеалистом, верил в бессмертие духовной основы человека, в духовные законы, но теистом назвать меня было нельзя, так как в Бога-Творца, я еще не верил. Теистичное мировоззрение только у исповедывающих первый член Символа Веры. А это христиане, мусульмане и иудеи.

Постепенно я уверовал в Творца, и даже в Христа, но у меня сформировалось четкое гностическое мировоззрение, то есть, я смотрел на материю и тело, как источники зла, от которого если не освободиться, то, по крайней мере, надо стремиться обуздать, подчинить духу. Правда, Господь не попустил моего полного падения в гностицизм, элементы «оптимизма и радости жизни» во мне еще присутствовали. Незадолго до своего крещения мне протестанты, которые в начале 1990-ых гг. наводнили «города и веси» территории бывшего СССР, дали почитать евангелие от Матфея. Я читал и зачитывался, читал и зачитывался! Что-то было в нем простое и истинное, что я в глубине души чувствовал, но не понимал разумом. Естественно, я попытался для себя истолковать евангелие от Матфея в своем гностическом ключе, исказить истину Христову теориями своего падшего разума. У меня сформировалось смутное желание креститься. Вот так Св. писание может поставить человека на путь к вере быстрее, чем вся философия и все «концепции современного естествознания».

В 1995 году я познакомился со своей будущей женой и переехал в г. Фрязино Московской области. Здесь я крестился, мы обвенчались с женой, но воцерковляться не стал, то есть, я не участвовал в Евхаристии, так как не верил еще в реальность человеческой природы Христа, а при таком понимании причастие или бессмысленно, или просто символ! В целом я был христианином-гностиком, если можно считать гностиков христианами. Чтобы навести порядок в своей голове, я поступил заочно на философский факультет, где системно прошел всю философию от античной до русской религиозной. Так как я уже многое знал, учеба только углубила и систематизировала мои знания. Если оглянуться назад и посмотреть на вектор движения моего разума, то можно сказать, что это было постепенное в течение шести лет восхождение разума к истинам православной веры, выраженных в Никео-Константинопольском символе веры. Окончательное утверждение моего разума в истинах православной веры произошло после знакомства с русской религиозной философией, прежде всего, с духовно-академической школой, развивавшейся в семинариях и духовных академиях России. Это были труды прот. С. Булгакова, о. Павла Флоренского, проф. метафизики и логики КДА В.И. Несмелова, прот. В. Зеньковского и др. Я понял четко, что христианская философия, а такая есть, так назвал свой 3-томный труд прот. В. Зеньковский, преодолевает все противоречия дохристианской, «естественной», языческой философии, антиномии человеческого разума. С этого момента меня уже не интересовала философия, хотя я и уделял иногда ей внимание, и я перешел к изучению богословия, к сожалению, также бессистемному.

Но через какое-то время я вдруг осознал, что без участия в таинствах все эти движения разума являются не более чем сотрясением воздуха словами или мыслями. Я пошел, исповедался и причастился в Жегаловском храме. В это время мы переехали с женой в с. Гребнево и я начал посещать Гребневский храм, участвуя в таинствах исповеди и Евхаристии. И здесь я благодарен строгости батюшки, который мне сразу и строго сказал, что на исповедь и причастие надо ходить как минимум один раз в месяц. Первое время я ходил на исповедь и причастие не реже раза в месяц, отчасти следуя указанному мне правилу и без истинного желания, но в последнее время я уже почувствовал необходимость причастия для себя. Это необъяснимо для меня разумом, я просто начал жить от причастия до причастия, то есть, Евхаристия постепенно становится центральным моментом моей жизни, хотя в целом до такого состояния Духа, мне, наверное, еще далеко.

Постепенное воцерковление привело меня, как и раньше, к необходимости системного академического изучения теологии. Таким образом, полностью мой разум еще не обрел покоя, да я думаю, и не обретет в этом мире. Но он стал более спокойным, почувствовал твердый фундамент под собой. С укреплением разума в истинах православной веры, я почувствовал, что во мне и сердце «маленькими шажками» стала просыпаться, а сердце и разум вместе стали двигаться друг к другу, хотя до встречи им еще ой как далеко!!!

Таким образом, я пришел ко Христу через медленное восхождение разума, а сердце долго еще оставалось «сухим», в какой-то степени «сухо» и сейчас. Хорошо или плохо прийти к Богу через разум, а, не наоборот, сначала уверовать, а потом начать познавать истины веры разумом? Не знаю! У меня не было другого пути, к сожалению! Не было его и у многих моих сверстников, рожденных и выросших в СССР. Я задал соответствующий вопрос в Интернете на православном ресурсе. Мне ответили из Нижегородской епархии следующее: «свт. Филарет Дроздов сказал: «Вера всегда должна начинаться в разуме, а укореняться в сердце». От себя могу только сказать, что вера Христова несет людям «истинный свет Разума», «просвещает разум Светом Христовым», и каждый христианин должен стремиться «осветить» свой разум истинами, выраженными в Св. Писании и Предании, тогда разум, «просвещенный Светом Христовым», укрепит вашу веру!!! Но лучше вначале уверовать «сердцем», на мой взгляд, а уже потом, в процессе воцерковления осветить веру разумом, но, ограничить его «верстовыми столбами», догматами православной веры.

Конечно, такой путь доступен, прежде всего, тем, кто с раннего детства сердцем вошли в православие, хотя у каждого свой путь. Воцерковленные с молоком матери, также иногда уходят от церкви, что только свидетельствует о падшести человеческого состава. В варианте движения к Богу через разум, есть соблазн уклониться в ереси, как и было со мной, так как когда я прочитал историю церкви, то вдруг обнаружил, что все вариации христианства, которые раннее придумал мой «падший разум», являются давно известными и осужденными Церковью на Вселенских и Поместных соборах ереси!!!

Александр Скобцов

Началось с того, что увидел на улице Харькова, явно не здорового парня, утверждающего, что он "второе пришествие Христа".
Послушал, к своему удивлению ничего не смог противопоставить его доводам. Один азербайджанец уже весьма взрослый, уж как то легко его смог осадить.
Спустя некоторое время читал опусы Виссариона и удивлялся: ведь явно жулик, но почему я ничего не могу ему противопоставить?
А вообще, просто "дошла очередь к изучению" христианства, и Библия стала камнем преткновения.

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=623254.0




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс