Материалы


Мир стоит, пока звучит Слово

От автора:

Среди людей, приходящих в храм, не слишком часто, но встречаются те, кто пытается постигнуть Истину с помощью разума. Они, как правило, твердо укоренены в научном мировоззрении, обладают критическим складом ума, считают, что научные знания адекватно описывают реальность. Этот текст – для них, носителей современной интеллектуальной культуры.

Мир стоит, пока звучит Слово.

Мировоззрение научное и мировоззрение православное.

Не верь глазам своим.

Мировоззрение – воззрение на мир. Смотреть можно по-разному, и смотреть можно на разные миры. Здесь коренится суть различий между современным научным и православным мировоззрениями.

Наука смотрит на мир через человека, человеческими глазами или приборами, «продолжающими» этот взгляд. И видит только то, что позволяет человеку воспринимать его физиология – а именно материальный мир. При этом внутри науки существует убеждение (точнее сказать – верование), что исследуется объективная реальность, то есть то, что существует независимо от человека. Однако это не так.

Мир трехмерен – это аксиома. Каждому известно, что все предметы имеют длину, ширину и высоту. Но мало кто знает, что трехмерность есть просто свойство человеческого восприятия. Так наш вестибулярный аппарат устроен, во внутреннем ухе у нас есть система именно из трех взаимно перпендикулярных полукружных каналов. Что мы видели бы, будь их четыре?

Детский вопрос: какого цвета клюква? Красного конечно, ответите вы. Но только в том случае, если вы не дальтоник. Он увидит клюкву зеленой или коричневой. Так какая же она объективно, без человека? А никакая. Категория цвета появляется только в результате взаимодействия предмета, световых лучей и глаза человека.

Мы видим только то, что способны видеть.

Тем не менее, наука не перестает утверждать: раз мы чего-то не видим, не слышим, не фиксируем приборами, то его и не существует. Гагарин летал, Бога не видал. Приборы не показывают наличия неизвестных науке излучений, значит таковых и быть не может. Неявленный мир – выдумка богословов, экстрасенсов и писателей-фантастов.

Правильнее было бы сказать: научные средства, и прежде всего человек с его телесностью и его разумом, непригодны для исследования неявленного мира.

Такие средства – не изучения, конечно, а постижения мира, невидимого глазам человеческим, есть в Православии. Православному подвижнику открывается духовный мир, который гораздо «больше» материального, который окружает и пронизывает его. Это как матрешка. Внутренняя кукла – наш земной мир, внешняя – мир неявленный, духовный. Находясь внутри маленькой матрешки, не находимся ли мы одновременно и внутри большой?

Неявленный мир существует здесь и сейчас

В середине 20 века возникла реаниматология – раздел медицины, изучающий способы выведения человека из состояния клинической смерти. Оказалось, что в течение примерно пяти минут после остановки сердца и прекращения работы мозга, человека еще возможно возвратить к жизни. И очнувшийся из небытия человек начинал говорить невероятные вещи о том, что с ними происходило в эти минуты.

Из сопоставления рассказов многих тысяч людей (мужчин и женщин, молодых и старых, верующих и атеистов), переживших клиническую смерть, вырисовывается следующая картина. Когда в процессе умирания человек достигает своего предельного изнеможения, он слышит, как доктор объявляет его умершим. Потом он видит своего "двойника" - бездыханное тело - лежащим внизу, а доктора и сестер пытающимися его оживить. Эти неожиданные картины производят в человеке большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И тут он обнаруживает, что все его обычные способности - видеть, слышать, мыслить, чувствовать и т.д. - продолжают нормально действовать, но теперь совершенно независимо от его внешней оболочки. Оказавшись парящим в воздухе, человек инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. Но к своему ужасу он обнаруживает, что он отрезан от всех: ни голоса его никто не слышит, ни прикосновения его никто не замечает, рука его свободно проходит через любое тело. Тем не менее он, его «Я» - живет. Душа вышла из тела и осталась живой.

Когда клиническую смерть переживали люди, незрячие от рождения, они внезапно, первый раз в жизни, начинали видеть. И правдивость их утверждений не подлежит сомнению, тому есть множество доказательств. Они рассказывали, например, об обстановке в операционной, о том, во что были одеты врачи, вспоминали, где лежала та или иная вещь и подробно описывали ее.

Эти «отчеты» о посмертных наблюдениях и переживаниях позволяют сделать три крайне важных вывода.

1. Неявленный мир, мир, который человек не способен (за редкими исключениями) воспринимать с помощью телесных органов чувств, реально существует в том же пространстве, что и мир материальный.

2. Человек действительно, как уже давно говорило христианство, двусоставен, он состоит из тела и души. В смерти прекращает существование только тело, жизнь души продолжается. Тело – лишь видимый образ невидимого.

3. Личность человека, то «Я», которое делает человека человеком, которое видит, слышит, думает, чувствует, помнит – принадлежит именно душе, а вовсе не телу. (Вспомним: мозг человека вовремя посмертного существования не работает!)

Такой вывод: мозг не имеет прямого отношения к процессу мышления, показался бы парадоксальным, если бы не был подкреплен другими свидетельствами. Так, Н.П.Бехтерева, директор института изучения мозга, констатировала, что за 40 лет изучения мозга, ученым не удалось обнаружить в нем ни одного механизма, связанного со структурой «думания».

Многочисленные попытки материалистически настроенных ученых найти другие объяснения феномену «жизни после смерти» успехом не увенчались. Значит действительно, как говорил Екклезиаст: «И возвратится прах в землю, чем он был, а дух возвратится к Богу, Который его дал» (Еккл.12:7). За порогом смерти жизнь продолжается. Человек вступает в неявленный, духовный мир.

Во время земной жизни (находясь внутри маленькой матрешки) человек принадлежит и явленному и неявленному мирам, но живет преимущественно в явленном. Умирая, попадает в большую матрешку, в большой духовный мир, об устроении которого, будучи в теле, мы можем только догадываться.

Материальный мир явился из мира неявленного

Что такое материя, мы знаем и без умных определений - то, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств. Наука утверждает, что материя самобытна. То есть все разнообразие окружающего нас мира сформировалось само собой в результате процессов самоорганизации. Из простых «кирпичиков» (элементарных частиц) возникали сложные конструкции (атомы и молекулы), а из них складывались еще более сложные физические тела, от планет до последнего муравьишки. О том, что процессы такого самопроизвольного усложнения, повышения организации, запрещены вторым законом термодинамики, мы поговорим чуть позже. Есть и еще одна «неувязка» внутри материалистического мировоззрения.

Из каких самых малых исходных частиц состоит материя? Этот вопрос занимал ученых, начиная с Демокрита. И сейчас можно сказать: поиски мельчайших кирпичиков мироздания завершены – и их не оказалось. Элементарные частицы, при столкновениях, не разлагаются на меньшие, а превращаются в другие «такие же». В основе материи - энергия. «Первосубстанция «энергия», когда ей случается быть в форме элементарных частиц, становится «материей» (Вернер Гейзенберг). Материя – это «сконденсированная», определенным образом организованная энергия.

Как можно сконденсировать энергию в материю, да еще в масштабе всей Вселенной, мы и представить себе не можем. Но очевидно, что необходимо сообщить ей бездну информации – чтобы «объяснить» каждой «порции» энергии, в какие именно атомы и молекулы ей надлежит превратиться.

Словом Божиим сотворены и материальный, и неявленный, духовный миры. «Все чрез Него начало быть, и без него ничего не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). А ведь именно словами люди передают информацию. И наши слова творят – например, настроение собеседника.

Информация сама собой не появляется, это известно. Все, что мы знаем о мире, мы либо увидели сами, либо прочитали в книгах, либо нам кто-то это рассказал. Опыт земной жизни показывает: информация может исходить только от источника, обладающего разумом, от личности. Значит, импульс Творения, несущий колоссальную информацию, может исходить только от Личности. Значит, представления о самобытности материи следует признать неверными. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3).

Научная картина мира противоречива

Наука занимается изучением исключительно явленного (материального, физического) мира. Влияния мира неявленного, пронизывающего физический, она не учитывает, просто «не видя» его. Поэтому, внутри научной картины мира неизбежно возникают принципиальные противоречия.

Физики знают: материя подчиняется второму закону термодинамики. В «облегченной» формулировке Айзека Азимова он звучит так: «Вселенная становится все более беспорядочной». Организация, упорядоченность с течением времени деградируют, сменяются хаосом. Действует этот закон на всех уровнях материального мира. Гаснут звезды, разрушаются горы. Любой живой организм рано или поздно умирает, и его сложные белковые молекулы разлагаются на гораздо более простые составляющие. Все знают, как даже в нежилой комнате сам по себе возникает беспорядок. Для того чтобы его ликвидировать, нужно потрудиться, то есть привнести в систему некоторую энергию.

Но энергии недостаточно. Представьте, что уборку в вашей комнате делает посторонний человек. Для вас его порядок может обернуться хаосом. Нужно же знать, что где лежало! То есть, кроме энергии необходима информация. И это только для восстановления порядка. А для создания организованных систем из хаоса?

Эволюционные концепции астрономии, геологии, биологии, между тем, утверждает, что из беспорядка возник порядок. Планеты и звезды «сложились» из неорганизованной (и неизвестно откуда взявшейся) материи. На поверхности Земли из первозданного хаоса спонтанно сформировалось нечто совершенно новое - первые живые организмы. Их преобразование шло по пути возрастания сложности, вплоть до способного к мышлению - опять принципиально новый феномен - человека. Информация, содержащаяся только в одной живой клетке, составляет 10250 байт. Есть и другие оценки, но столь же запредельные. Откуда же взялась эта информация, если система является закрытой? А наука говорит именно о закрытости Вселенной, то есть о том, что кроме нее ничего не существует. Значит и информации о порядке, в котором нужно складывать детали, ожидать неоткуда.

Правда, внутри самой науки есть намек на возможность снятия этого противоречия. В математике доказана так называемая теорема Геделя о неполноте формальных систем. В расширенной интерпретации она гласит: ни одна система не может быть описана средствами, содержащимися внутри системы, требуется выход в метасистему, ее включающую. Чтобы составить полное представление о доме, в котором предстоит жить, недостаточно изучить его внутренние интерьеры. Нужно выйти наружу и разглядеть крышу и цвет стен. Материальный мир нельзя ни понять, ни описать, если не выйти за его пределы – в мир неявленный.

Тем более, конечно, Вселенная не может быть создана с помощью своих собственных внутренних средств. Дом изнутри умеют строить только гусеницы тутового шелкопряда да улитки.

Православие снимает противоречия

Итак, верным может быть только одно из двух: или второй закон термодинамики, или эволюционные представления. Как будем выбирать?

Можем воспользоваться вполне научным способом: «практика – критерий истины». Проявления второго закона термодинамики физики наблюдают своими глазами во множестве различных экспериментов. Эволюции не видел никто и никогда, ее доктрина – лишь результат нашего истолкования фактов. Но факты всегда допускают множество толкований.

Если мы принимаем всеобщность действия второго закона термодинамики, то об эволюции не может быть и речи. Материальный мир изначально должен был быть высокоорганизованным и изменения возможны только в сторону возрастания хаоса. Именно об этом говорит нам Библия. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31). В этом мире не было смерти. Второй закон тогда еще «не работал». Он «включился» в момент грехопадения Адама и Евы. Когда Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя» (Быт.3:17), изменилась сама материя, она из нетленной превратилась в тленную. Тело человека, бывшее безсмертным, по словам святых отцов стало «дебелым», более грубым, подверженным смерти. Когда дезорганизация достигнет некого предела, Господь скажет: «се, творю все новое» (Откр.21:5). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35). И Словом Своим сотворит мир, в котором «смерти не будет уже» (Откр.21:4). И мир до грехопадения прародителей, и новое небо и новая земля, увиденные Иоанном Богословом (Откр.21:1), сложены из принципиально другой материи, обладающей свойством нетления.

Это будет незнакомая нам материя. Хотя мы соприкасаемся с ней уже здесь. Господь приоткрывает нам возможность существования иной материи в мощах святых подвижников, которые веками не подвергаются тлению, и в Таинстве Евхаристии.

Об эволюционных процессах можно говорить лишь при исполнении двух условий: 1) Вселенная – открытая система; 2) Во Вселенную извне поступает новая, ранее отсутствовавшая в ней информация, необходимая для эволюционных преобразований.

В православной картине мира первое условие, несомненно, исполняется. Бог – вне материального мира, Он, в сущности Своей, трансцендентен, потусторонен сотворенной Им Вселенной. Но Вселенная открыта для Бога, Он присутствует в материальном мире Своими Божественными энергиями.

А вот поступлению новой, именно новой информации, в Библии подтверждения не находится. Напротив: «И совершил Бог к седьмому дню все дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Творение завершено. Никаких нововведений не предвидится.

Другое дело, что Господь не лишил мир Своего Промысла. Он каждое мгновение держит весь материальный мир «словом силы Своей» (Евр.1:3) и «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28). Процессы деградации материи, запущенные грехопадением, тормозятся. Движение мира к хаосу замедляется.

Итак, в православной картине мира сотворенная Богом Вселенная несамодостаточна. Она «держится» Словом Божиим. Или – в научных понятиях – информацией, которая организует энергию в материю.

«Мир сей – училище разумных душ».

«Мир сей - училище разумных душ.

Получил движение от Бога и украшен.

Мир преподает Боговедение

и чрез видимое и чувственное

руководит ум к созерцанию невидимого.»

Свт. Василий Великий

Человеческое отношение к материальному миру ныне удручающе утилитарно. Сама фундаментальная наука, изучающая то, как именно устроен материальный мир, считается средством удовлетворения любопытства отдельных особей рода человеческого. Она, по общему мнению, должна обязательно переходить в науку прикладную, цель которой – сделать более комфортным материальное, телесное бытие человека. Это представление из протестантства, сформировавшего европейскую цивилизацию. Царство всеобщего благоденствия, отождествляемое в протестантизме с Царствием Небесным, должно осуществиться уже на земле. Отсюда такое пристальное внимание к устроению материального мира.

Не то в православии. Цель – спасение души, вхождение в неявленный мир, определяет и жизненные интересы и стратегию поведения. Галилей говорил: «Библия не учит нас тому, как устроено небо; она учит нас тому, как взойти на Небо». Материальный мир в православии – лишь отражение мира Небесного. Человек воспринимает обычно только внешние образы вещей, а они сами по себе очень мало значат. По св. Максиму Исповеднику только "кто естество зримых вещей не определяет одним только чувством, но умом мудро взыскует смысл в каждой твари, тот находит Бога". Потому что в каждом творении Божием скрыты идеи, необходимые человеку для его обожения. Каждая тварь как бы показывает нам тропинку к Богу.

Примеры Максима Исповедника:

"От горлицы же он воспринимает … образ целомудрия, по доброй воле исполняя все дела, которые соответственны естественному ходу вещей".

"небесный закон есть кругообразное и всегда тождественное себе движение; ведущий ум от него воспринимает незыблемое движение во благе".

Естественнонаучный пример, близкий каждому серьезно воцерковляющемуся человеку – развитие насекомых. Из яйца вылупляется гусеница и долго живет, ползая по земле. Но в какой-то момент она превращается в куколку, которая лежит, как мертвая: все жизненные процессы происходят внутри жесткой оболочки. Пришло время – из куколки вылетает бабочка. Нам наглядно показано: чтобы человек мог наследовать Царство Небесное, он должен сначала умереть для мира сего. Это единственный истинный путь в духовный мир, открытый нам Господом.

Православных принято упрекать в безразличии к реалиям материального мира: ни дачу строить человек не хочет, ни в политической борьбе участвовать, ни в музеи ходить. Все правильно. Нас прежде всего интересует не оболочка, а смысл, не то, что вне, а то, что внутри. Прежде всего – внутри себя, там, где Бог.

Предназначение человека.

Человек несамобытен, он не сформировался в результате эволюции, а сотворен личностным Богом. Личность ничего не делает «просто так». Человек, безусловно, был создан с определенной целью.

Человек двухсоставен, состоит из тела и души. Он занимает положение, расположенное в точке пересечения всего тварного, на границе видимого и невидимого миров. Отсюда и цель его существования. Ее разъясняют нам святые отцы, например, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин. Цель состоит в том, что человек должен объединить в самом себе материальный и духовный миры, стать совершенным по образу и подобию Божиему. Древние не зря называли человека микрокосмом. Человек действительно призван к тому, чтобы весь «большой» мир был внутри него. Но… случилось грехопадение. И задача осложнилась.

Господом было дано человеку то, что необходимо для его духовной эволюции – динамизм, импульс изменения и развития. Падший человек перестал взирать на небеса, опустил свой взгляд в материальный мир. И увидел своими помраченными глазами идею эволюции в приложении к материи.

Это вообще типичное свойство греховного человека – приземлять идеи, пришедшие из духовного мира, перелагать их на материальный субстрат. Здесь источник множества заблуждений, например, мифа о прогрессе человечества.

Но дверь к обожению для человека не закрыта сейчас. Ее открыл для нас Иисус Христос Своим Боговоплощением. И есть эта дверь только в Церкви.

Залог нетления в тленном мире.

Современная наука ничего не говорит о цели человеческой жизни. И не может сказать, потому что эта цель – за пределами научной юрисдикции, вне материального мира. Православие утверждает: цель жизни в спасении человеческой души. Человек нецерковный это утверждение попросту неприемлет. Он не понимает, что такое спасение и от чего его нужно спасать.

После смерти человеку предстоит жить в неявленном мире, который устроен по совсем другим законам. Значит, нужно уже здесь стать способным к жизни по законам нетления. «В чем застану, в том и сужу, говорит Господь» (св. Иустин Философ).

Чудо превращения тленной материи в нетленную происходит в Церкви, в Таинстве Евхаристии. Когда мы вкушаем Тело и Кровь Христовы, мы причащаемся Богу, Его Царствию, становимся Его частью. Евхаристия – это то зерно нетления, которое необходимо человеку, чтобы приобщиться к вечной жизни. Тленное вещество, из которого составлены наши тела, не способно существовать в духовном мире. Там сама материя должна иметь принципиально другие свойства: она должна быть неподвержена разрушению, деградации. Такой материи нет нигде в видимом, явленном нам мире – кроме как в Церкви. Участвуя в Таинстве Причастия вкушая Страшные Таинства, человек «впускает» в себя зародыш другой, неизвестной науке материи. И постепенно это зерно начнет взрастать, преобразуя человека до неузнаваемости. «Зерно горчичное, … когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк.4:31-32). Те изменения самих себя, которые мы переживаем в Церкви, и есть счастье.

Другого «входа» в духовный мир Добра и Любви не существует. Человеку, не приобщившемуся реального нетления, подаваемого нам Господом в Таинстве Евхаристии, «нечем» будет жить в Царствии Небесном. Нечему будет воскреснуть в час Страшного Суда. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53). Останется человеку только ад упущенных возможностей.

Предваряя возражения.

Бытует мнение, что в духовный мир можно попасть, идя множеством различных дорог, и все они одинаково хороши. Все религии, якобы, ведут к Богу. И действительно, мистический опыт общения с сущностями потустороннего мира, имеют и приверженцы других религиозных доктрин, харизматических движений, и просто отдельные люди.

Неявленный мир все активнее стучится в мир земной. Входят в моду «духовные практики». Гуманоиды с других планет предлагают себя в спасители человечества. Нас пытаются удивить красочными аномальными явлениями и астральными путешествиями. Человеку обещают открыть – и открывают! - его сверхестественные возможности, которые несомненно осчастливят и его самого, и всех окружающих. Все это, и многое другое – не бред пациентов психиатрических лечебниц, это реальность. Где же источник этой реальности, если разумом обладают только Бог и сотворенный Им человек?

Православие знает: неявленный мир вовсе не «пустой», он населен другими Божиими творениями, безтелесными ангелами. Они были сотворены раньше людей, и часть из них раньше людей подверглась грехопадению. Они добровольно отказались от Божией Любви – и впали во зло. У зла нет собственного бытия, оно являет собой отсутствие добра, отстраненность от него. Тем не менее, оно вполне реально, как и его носители – падшие ангелы. Со времен Адама и Евы нет для них большего наслаждения, как отвратить человека от Бога. Раз самим спасение недоступно, так пусть и все остальные погибнут!

Времени у них было предостаточно, и методов решения своей основной задачи они разработали массу.

Самый распространенный – внушить человеку, что у него все хорошо, никаких проблем, никакой нужды в спасении, что он и так «белый и пушистый». По этому пути идет современная цивилизация. Сосредоточился на земной жизни, посадил дерево, воспитал сына, построил дом – и ты «в шоколаде» - готов к употреблению за бесовским фуршетом.

Если человеку мало комфортной земной жизни, если его тянет проникнуть в неявленный мир – пожалуйста. Падшие ангелы охотно идут на контакт. Они ведь и материализоваться умеют, облекаясь в неведомую науке материю. Учителя Шамбалы и домовые, зеленые человечки и полтергейст, снежный человек и контактеры, снабжающие «избранных» сокровенным знанием – это все они. И это так, невинные шалости, простенькие. Для создания ложных религиозных и философских концепций им гораздо больше сил и умения приложить пришлось.

Сильного сопротивления лукавые духи не встречают. Помните, мы говорили вначале: человек воспринимает только ту часть мира, которую способен воспринимать. Падший человек поражен душевным нечувствием, окаменением сердца, ему трудно увидеть Божественный Свет. Зато бесовская тьма всегда рядом, даже когда мы об этом и не догадываемся.

Вне православной Церкви нет достоверного знания о мире падших духов. Неявленный мир представляется однородным и доброжелательно настроенным по отношению к человечеству. Но если зла нет в мире духовном, то откуда же оно берется в мире земном? Ведь человек сам не может ничего – даже думать.

Все пути в неявленный мир, которые не предлагают залога нетления, причастия вечному бытию, необходимого для жизни в этом мире, есть обман лукавого. «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» - говорит Господь (Ин.14:6).

Наука пытается соответствовать.

Традиционная наука пасует перед неявленным миром, это осознает большинство ученых. Что им остается делать? Просто признать, что есть нечто, недоступное рациональному знанию, а значит нами неконтролируемое? На такое попрание собственной гордости мужества хватает у немногих. Остаются две возможности. Можно, как печально известные десять академиков, закрыть глаза: не видим, значит не существует. А другие попытаться создать новую науку – так называемую паранауку.

Достижения паранауки впечатляют. Открыты микролептоны – частицы, не улавливаемые никакими вещественными приборами; торсионные поля, которые, оказывается, присущи душе человека и определяют ее (души) «кручение»; биоэнергетические морфогенные поля, содержащие всю информацию о мире. Получили объяснения механизмы формирования геопатогенных зон и энергоинформационных взаимодействий. Астрологические прогнозы рассчитываются на компьютерах. В международной академии информатизации защищаются диссертации по специальности «Экстрасенсорность, телепатия, телекинез и другие нематериальные явления».

В неявленный мир ломится толпа исследователей, вооруженных вполне научными материалистическими методами и обладающих «здешним» рациональным мышлением. Навстречу им выступают полчища вполне квалифицированных падших ангелов, научившихся демонстрировать желаемое. Это попытка средствами внутренней системы описать метасистему. Безперспективность налицо. Однако, как любопытно! И крепнет убеждение, что нет предела человеческому познанию.

«Видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор.4:18).

Научное мировоззрение – это взгляд на временный физический мир человека, природа которого позволяет ему видеть только этот мир. Православие взирает одновременно и на видимый и на духовный миры, воспринимая их как единое целое. И знает: материальный мир временен. Та материя, которую изучают ученые, кончится, как только перестанет поступать информация, творящая ее из энергии. Как только перестанет звучать Слово.

Бог каждому человеку оставил выбор: в каком мире ты хочешь жить - в маленьком и тленном, или в большом и вечном. Здесь, на Земле, мы можем спорить о том, какое же мировоззрение является истинным. Ответ будет дан каждому индивидуально – там, в невидимой вечности.

Р.Б Галина (Руссо), кандидат геолого-минералогических наук



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс