Материалы


"Каша без масла ума"

«Каша без масла ума»

или

Как спасать детей от последствий ЕГЭ

Это хлесткое определение школьного курса «Обществознание», подсмотренное у кого-то из блогеров, очень хочется распространить вообще на все современное школьное образование, достойным венцом которого является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ). Про который еще лет 10 назад тогдашний спикер Совфеда Сергей Миронов говорил: «ЕГЭ – это диверсия против нашего образования, против нашей молодежи. Потому что служит средством ее зомбирования и дебилизации.»

Безымянный.png

Но не ругает сейчас ЕГЭ только ленивый, поэтому, не сотрясая воздух ненормативной лексикой, попробуем разобраться, что именно современная школа проделывает с детьми. И как родители могут этому без-образию (потере образа Божия), препятствовать.

Главная смысловая задача среднего образования – формирование целостного мировоззрения. Видения всего мира целиком. Понимания того, как устроен физический мир и как все в нем связано со всем, как внешняя среда влияет на человека и наоборот, как разные люди взаимодействуют друг с другом и что из этого получается… Того мировоззрения, которое нужно для жизни.

Целостное мировоззрение и советская школа закладывала не слишком успешно. Сам предметный характер преподавания, когда, например, о морях и реках говорят на уроках географии, о трех агрегатных состояниях воды – на уроках физики, а о составе воды – на химии, целостному восприятию не способствует. На волне перестройки были слабые попытки объединения предметов в интегральные курсы, скажем, географии, биологии, физики и химии в 7-8 классах в единый курс естествознания. Но эти попытки, и моя в том числе, были быстро задавлены профессионалами в этих областях, которые настаивали на необходимости давать детям более глубокие специальные знания. Ну скажите, кто из вас может составить ионное уравнение химической реакции? Разложить многочлен на множители? Показать на физической карте месторождения бурого угля? И главное, какое нам до всего этого дело? А уж если что-то непременно понадобится – так интернет уже давно в каждом доме.

А как вам понравятся такие главы учебника по химии? «Энергетический баланс Земли»; «Какие материалы мы выбираем»; «Пищевые добавки – необходимость или излишество?»; «Нефть. Как мы ее используем»; «Что же вызвало гибель рыбы в Ривервуде». Это учебник «Химия и общество», который в конце прошлого века использовался в 60% американских средних школ. Читать его – одно удовольствие. И целостная картина мира в нем вполне себе прорисовывается.

Завидовать абсолютно неконструктивно. Пока тон в образовании задает Академия Наук, предметный характер обучения останется таковым. Сам по себе он не смертелен, раньше хорошо образованный и опытный педагог всегда находил возможности обозначить межпредметные связи. И еще на формирование целостного восприятия мира «работала» «литература». Чтение художественной литературы и ее грамотный анализ побуждает детей продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, закладывает представление о нравственности, намечает всю стратегию дальнейшей жизни человека. То есть, как это ни странно, в советские времена имела место заинтересованность в том, чтобы у людей была более или менее целостная и как можно более широкая картина мира.

Но вот пришел ЕГЭ.  ЕГЭ – это не чья-то прихоть, это средство большой политики. Первый перестроечный министр образования РФ Э. Днепров в начале 90-х годов прямо сформулировал задачу-новацию тогдашних проамериканских реформаторов: «школа должна стать инструментом изменения менталитета общества», призвана формировать «рыночную культуру и рыночное сознание». Образование по-реформаторски должно было стать «одним из главных источников новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества, новой культурной матрицей, которая будет определять тип личности, тип народа». Планировалось создание «нового человека» -«квалифицированного потребителя».

Понятное дело, что для психологии потребителя целостное мироощущение не просто лишнее, оно ему во вред, увидит еще, где и как его надувают. А нужны ему - и восприятие, и мышление, и мировоззрение - отрывочные, фрагментарные, клиповые.

Клиповое мышление определяется как «процедура воспроизведения множества различных свойств элементов без учета связи между ними, что характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды». Оно конструируется по правилам создания музыкального клипа – через цепь ничем не объединенных между собой фрагментов, новостей, событий. Эти «обрывки», будучи не связаны друг с другом, не удерживаются в памяти надолго, они сразу, безо всякого осмысления, пропадают, а на их место тут же поступают новые. А если и сохраняются в голове, то в виде отдельных файлов, как в компьютере. Именно так и строится обучение, ориентированное на подготовку к тестовой проверке.

ЕГЭ приучает ребенка концентрироваться на деталях, видеть целое он уже не может. Школьник должен хранить в голове тысячи фактов, чтобы извлечь их на свет при первой необходимости. Вот примеры тестовых заданий по литературе.

«Среди предложений 5–10 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением»

Задание – анализ отрывка текста из романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Один из вопросов к тексту: «Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа».

«Какая порода собаки была у Герасима 1) Пудель 2) Болонка 3) Дворняга»

Фрагменты информации перемешиваются в головах причудливым образом, целое заменяется эклектикой. Вот что пишут школьники:

«Мы знаем много примеров патриотизма, среди героев нашей страны. Вспомним Анну Каренину, как она героически бросилась под поезд и подорвала всех, кто в нем находился»

«Базарова можно сравнить с Печориным, который говорил: «Онегин – добрый мой приятель»

«В рассказе Пастернака "Собачье сердце" говорится про Белого Бима с черным ухом.»

«Нужно любить человека и делать это гордо!»

Мышление «настраивается» на двоичную (компьютерную) логику, которую требуется включать даже при анализе систем с много-многозначными связями. Из ЕГЭ по истории:

«Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

Правильный ответ – 4» Для кого он правильный? Совершенно же очевидно для любого, кто умеет хоть чуть-чуть думать, что все четыре фактора свидетельствуют о наличии «оттепели».

Мышление, в результате ЕГЭ-шного обучения, работает так:

«Последнее предложение в тексте очень точно показывает ту мысль и позицию автора, которые он показывает своим рассуждением в тексте».

«Только русский язык способен заставить растение передвигаться по собственному желанию, буйствовать, размышлять»

«И подумав над этим вопросом ко мне сам собой пришел вывод»

Вот что говорят психологи. В 13-17 лет у человека «в норме» формируется самостоятельность ума. Человек нарабатывает свои собственные приемы запоминания, работы с информацией. Он учится подстраивать ее под себя, разрабатывает стратегии, свои способы общения, свой персональный умственный стиль. Но в школе это время посвящено тренировке сдачи выпускного экзамена. Нет общей системы знаний, не отдельно по географии – истории – биологии, а о мире в целом. Школьник заучивает конкретные вопросы, но не понимает, как они друг с другом соотносятся. А это значит, что не развиваются способы познания мира и навыки взрослого интеллекта - системность, абстрактность, школьники не умеют анализировать и размышлять. Если раньше к 17-ти годам человек приобретал зрелый интеллект, то сейчас интеллектуальная самостоятельность, что называется, «ниже плинтуса». Такому человеку будет очень сложно найти свое место в стремительно меняющемся мире.

Что делать родителям, которые всерьез озабочены будущностью своих чад? Ответ один – искать учителя. Такого, который сам умеет думать, и сумеет приохотить ребенка к понятийному, системному, целостному мышлению. Вряд ли таких педагогов сейчас много, но они обязательно есть.

Но это еще не все. «Образование» - термин, происходящий от слова «образ». Образ Божий. Цель жизни человека - пробудить в себе Образ Божий, уподобиться, насколько это возможно, Господу. Как писал святитель Василий Великий: «Наш мир - училище разумных душ». И Учитель в нем – Сам Господь. Только Его «обучающее воздействие» направлено не на рассудок человека, а на его сердце.

Подлинный разум человека раскрывается лишь при умении воспринимать сердцем. Рациональный рассудок, пусть и очень важная, но лишь малая часть нашего разума. И если развивается только он, то вырастают люди, скованные «окамененным нечувствием». Нравственные чувства и оценки, этические нормы, представления о добре и зле – всему этому человека нужно учить. Но школа самоустранилась от пробуждения в ребенке сердечного восприятия. Вот что писал об этом Клайв С. Льюис в книге «Человек отменяется, или Мысли о просвещении и воспитании, особенно же о том, как учат английской словесности в старших классах»: «По какой-то нелепой простоте мы вырезаем нужный орган и требуем, чтобы организм работал нормально. Мы лишаем людей сердца и ждем от них живости чувств. Мы смеемся над благородством и ужасаемся, что вокруг столько подлецов».

Для здравомыслящих родителей выход есть, и он не так уж сложен. Нужно просто вернуться к старой традиции домашнего чтения. Читать вместе с детьми хорошие книги и обсуждать прочитанное. Чтение художественной литературы — важнейшее средство научить ребенка самостоятельно выстраивать образную систему, а обсуждение, способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.

Большинство современных родителей не читают детям сказки, а включают телевизор с мультиками. А ведь только при чтении в формирующемся мозгу ребенка выстраивается ряд образов, малыш представляет ситуацию по-своему, домысливает, воспринимает мир индивидуально. Просмотр фильма дает совсем другой эффект. Здесь все за человека решает дядя-режиссер, он выстраивает видеоряд по своему усмотрению и предлагает всем остальным присоединиться к его видению. Недаром люди, обладающие культурой чтения, обычно не любят смотреть экранизации знакомых произведений. У них есть свой образ, и с представлениями режиссера он далеко не всегда согласуется. ЕГЭ-шным детям эта проблема не грозит по причине отсутствия собственного мнения.

Нынешних детей часто не привлекает классическая литература. Это не есть хорошо, но это факт. Зато очень многие увлечены фантастикой и фэнтази. И это замечательно, этот интерес можно использовать для формирования целостного мировоззрения. Ведь талантливые авторы создают в своих произведениях целые тщательно сконструированные миры. Есть миры братьев Стругацких, Джоан Роулинг, Джона Толкиена, Сергея Лукьяненко. Далеко не все в этих мирах созвучно православному читателю, но подкупает их целостность, да и проблема добра и зла в таких книгах поднимается весьма многогранно – значит, есть повод для «закладки» нравственного базиса.

А еще есть «Нарния» Клайва Льюиса, в которой автор творит совершенно христианский мир. Можно даже сказать, что именно православный, хотя сам Льюис был англиканином. Митрополит Каллист (Уэр) пишет: «Льюис видит и выражает христианскую истину так, как мог бы видеть и выразить ее православный христианин. Исходит он из западных предпосылок, но снова и снова приходит к православным выводам. Апофатическое чувство сокровенности Бога, учение о Христе и о Троице, взгляд на тварный мир и на личность выражены в понятиях, которые близки восточному христианству. Поэтому он вполне имеет право на имя «анонимного православного”».

Но для того, чтобы усмотреть православные корни в книге Льюиса, нужно быть достаточно осведомленным в православном вероучении, по силам это только церковному человеку.

Галина Руссо



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс