Материалы


Новый год

Новый Год

Протоиерей Александр Рябков


Безымянный.png


С завидным постоянством в обществе к концу года нарастает ожидание новогодней ночи. Поэтому и христианам необходимо иметь свое отношение к столь важному для многих людей событию. В особом внимании к переходу из старого года в новый год можно вычленить несколько смыслов.

Первое – это то, что бег времени неумолим и мы все ближе к концу своего земного странствия. Вместе с тем, несомненно, и цивилизация идет к какой-то, ведомой только одному Богу дате завершения истории.

Второе – это ощущение неизменности нашей земной жизни, которую в целом никакой научно-технический прогресс не сделал более гуманной и справедливой. Она как была юдолью плачевной так ей и остается и никакие достигнутые человеком социальные вершины и накопленные богатства не застрахуют его от печалей, скорбей и разочарований.

Третье – это неизбежно признаваемая каждым неутешительная истина о том, что он сам мало продвинулся на пути самосовершенствования. Таким образом, мы приходим к осознанной необходимости покаяния.

Все эти мысли приходящие на ум в связи со встречей Нового Года вряд ли дают повод для необузданного праздничного веселья. Думается каждый перешедший из детства во взрослую жизнь, должен уметь слушать свою совесть и смотреть правде в глаза. Воистину, правда не всегда утешительна и потому мало востребована, особенно в дни новогодних торжеств. В это время мы видим, повсеместное усилие приглушить голос совести, чтобы избежать встречи с горькой правдой.

Но все-таки попробуем разглядеть ее, используя озаглавленный нами выше смысловой порядок. Современный человек полностью отгородился от такого важного события как смерть. Он всеми силами сопротивляется памяти о ней и обижается, когда ему говорят о неизбежности ее прихода. Люди нынешнего века искусственно закрыли для себя этот вопрос и тем самым подрезали себе крылья. Смерть, как бы противоречиво это не звучало, есть тот рубеж, ради достижения которого и стоит жить. Но жить не просто расточая жизнь и свою личность, а наоборот собирая себя воедино и тем, приготовляя к торжественному переходу в вечность. Христианин в полной мере понимает, что смерть может быть безвозвратной гибелью, а может быть рождением в новую жизнь. Такое отношение к смерти в полной мере и делает человека достойным звания Образа и Подобия Божия. Вычеркивание из повестки дня приготовления себя к смерти искажает человека. Это можно сравнить с оскоплением, когда полноценная жизнь далее невозможна. Происходит подмена вечной жизни временной, а радости, которой у нас никто не может отнять по обетованию Господа житейским счастьем, постоянно ускользающим из рук.

Постепенно мы приходим к разбору следующей опорной точки, нашего размышления. Время течет быстро, но мало меняет мир и человека. Исключение из сознания такого понятия как смерть, приводит к чрезвычайному упрощению внутренней жизни. На место Бога, к встрече с Которым надо готовиться, устанавливается кумир успеха. Поклонение этому идолу не допускает возможность неудачи. На первое место ставится не внутренняя цельность, а внешнее благополучие пусть и достигнутое ценой духовного распада. Лозунг о том, что мы рождены, чтоб сказку сделать былью, живет и побеждает. Все усилия направлены на то, чтобы построить Царствие Божие на земле. Постановка этого эксперимента продолжается как в мировом масштабе, так и на территориях отдельно взятых поместий, приусадебных участков и квартир. Надо заметить это не ново, еще пророк Давид сказал: Вскýю шатáшася язы́цы, и лю́дiе по-учи́шася тщéтнымъ? (Пс. 2. 1) А пророк Аввакум провозгласил, что надменная душа никогда не успокоится и лишь только праведник питаемый верой по-настоящему жив. (Авв. 2. 4) Причем в латинском тексте Вульгаты, в этом стихе книги пророка Аввакума, душа безбожного человека названа расслабленной и обреченной никогда не стать прямой. Еврейский текст еще более конкретен, душа высокомерная уподобляется болезненной опухоли и противопоставлена здоровой душе обладающей прямотой сердца. Роскошь и телесное услаждение никогда не смогут заполнить души. Служить им значит навсегда сделать для себя спутниками печаль и уныние. Возлюбивший пост и воздержание по слову отцов доставит себе неизреченную радость и вечную жизнь.

Счастлив тот кто, в полной мере вкусив всю горечь суеты, сумел признать ошибочность своего направления. Его цель теперь покаяние, как освобождение от изнуряющего блуждания впотьмах и следования за миражом. Только так человек может всецело приступить к деятельному воссозданию себя и обрести радость. Вот такого нового счастья не грех и пожелать в наступающем новом году. А бурное веселье на фоне духовной обездоленности есть только еще одна попытка самообмана. Для описания его лучше всего подходят слова преподобного Ефрема Сирина: «мрачное веселие в аду». Это пир во время чумы, утверждаем это отнюдь без оглядки на экономические или геополитические беды. Болезнь не вовне, а внутри нас.




Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс