Материалы


Родительская суббота

18 марта - день поминовения усопших. Что нужно делать?

Иерей Сергий Фалей

Люди, ушедшие в мир иной, нуждаются в наших молитвах. И мы с вами во время богослужения слышим, как зачитываются большие списки имен. Имена, имена, имена...

И за каждым именем, произнесенным в поминовении, — жизнь человека, пройденный земной путь. В этих списках есть люди, которые знакомы и нам, с которыми мы проводили немало времени, через которых Господь нам помогал. Есть люди страдающие, в скорби находящиеся, которые в этих скорбях, к сожалению, ушли в вечность. Все они нуждаются в наших молитвах. Наше молитвенное приношение — это помощь им, и помощь существенная.

Самое главное поминовение, существующее в Православной Церкви, — это бескровная жертва, когда за Божественной литургией в Чашу опускаются частички, вынутые из просфоры за всех помянутых, и священник произносит очень важные и очень ожидаемые всеми слова: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Честною Твоею Кровию». Кровью Христовой омываются грехи и живых, и усопших. Вот это величайшее благодеяние. Поэтому мы с вами призваны обязательно совершать церковное поминовение наших родных и близких, ушедших в вечность.

Также помогает нашим усопшим, когда мы даем милостыню просящим. Тут не стоит «спотыкаться» в такой момент, когда, к примеру, просящий протягивает к нам руку, а мы чувствуем запах перегара и думаем: «Как я буду давать ему, если он употребит это, чтобы опять опохмелиться?» Христос нас не учит смотреть на лица. Пусть правая рука не знает, что делает левая (Ср.: Мф. 6: 3); просящему дай (Мф. 5: 42) — в этих словах нет лицеприятия.

Еще важно не вспоминать усопших какими-то плохими словами. Были грехи у человека, были огорчения, были обиды. Это все раны, и они не сразу у нас, к сожалению, заживают. А помолиться, хорошим словом вспомнить — это нужно. Но бывает и такое, что трудно вспомнить что-то хорошее — тогда нужно обойти молчанием. «Господи, прости ему и со святыми упокой…»


Чему учит нас мир? Как надо своих усопших поминать? Налить рюмочку, сказать: «Пусть земля ему будет пухом» и выпить? Не говорите этих слов. Какой в них смысл? Ведь душа принадлежит небу, тело предается земле, и оно будет Господом воскрешено в последний день, с ним соединится душа, и уже нетленный человек, созданный для вечной жизни, предстанет пред Богом. А мы что говорим? «Земля пухом» — пусть тебе в земле будет удобно, комфортно, тепло, мягко. То есть не Царствия Небесного желаем.

На могилы к нашим усопшим мы приносим цветы. Это символ. С каждым букетиком, цветочком мы приносим частичку своей любви этому человеку. Но чаще видишь искусственные цветы. Это, конечно, удобнее, это не живые цветы, от которых через неделю уже не останется былой красоты, искусственные будут стоять и год, и два, и не надо заботиться о том, чтобы их убирать. Но живой цветок — это символ жизни… Конечно, это все второстепенные вещи по сравнению с поминовением, по сравнению с живой молитвой, когда мы с вами молитвенно помним обо всех наших усопших.

Хотелось бы, чтобы мы своей жизнью созидали, а не разоряли, чтобы не было суеверий, предрассудков, порой даже каких-то оккультных вещей. Вот кто-то в народе сказал, что на Пасху, если кто-то у тебя в этом году умер, нельзя красить яйца. Мы с вами ради чего живем? Ради чего мы ходим в храм, с грехами боремся, в таинствах участвуем, любить учимся? Чтобы совершилась Пасха в нашей душе, в нашем сердце. Вот смысл! А об усопших зачем мы молимся? Чтобы совершилась Пасха для наших усопших, чтобы они возрадовались о Господе, чтобы прекратились мучения у тех, кто, быть может, страдает. И что получается? Что в этот год ты, душа, непричастна к этому, потерпи, вот на следующий год я скажу тебе: «Христос воскресе»?

О суевериях в родительскую субботу

Еще расскажу кое-что из своей практики. Я не помню таких квартир, чтобы я пришел отпевать усопшего, и не были бы занавешены зеркала. Как ни войдешь в дом, обязательно все закрыто. Какой в этом смысл? Оккультный. Ничего общего с церковной традицией это не имеет. Это пример суеверия. И с этим надо бороться. Если мы будем этому потворствовать, закрывать на это глаза, это так и будет постоянно жить с нами. А это уже печально. Каким-то суррогатом начинает заполняться наша жизнь. Об этом нам с вами надо помнить и просто своим примером показывать живую веру и доверие нашему Богу, красоту Православия. Ну и, конечно, подсказывать другим, но, правда, кротко подсказывать, с любовью. На кладбище с красным яйцом очень хорошо прийти и тропарь Пасхи спеть. «Христос воскресе!» — сказать усопшим. И мы не к земле обращаемся, не в пустое пространство, мы молитвенно обращаемся к живой душе человека.

obitel-minsk.by



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс