Материалы


ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Беседы с батюшкой. Таинство причащения.

Протоиерей Андрей Ткачев

  Безымянный.png


На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Андрей Ткачев, священник Храма Воскресения Словущего в Успенском вражке. Передача из Москвы. (Повтор от 22 декабря 2014 года)

- Здравствуйте, в эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". В студии Сергей Юргин.

Сегодня у нас в гостях священник храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Андрей Ткачев.

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

- Добрый вечер. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

- Тема нашей сегодняшней программы "О Таинстве Причащения".

Батюшка, расскажите, что это за Таинство?

- Это сердце Церкви, сердце Тела Христова, и Таинство, которое соименно Церкви, как таковой. В Писаниях апостола Павла Церковь называется Телом Христовым, а Таинство Причащения - Таинством Тела и Крови Христовой, имена совпадают, таким образом, Таинство Церкви совпадает с Евхаристией, Таинством Причащения. Это Таинство является максимальным выражением церковного духа и церковной сущности.

В Символе веры упоминается лишь Таинство Крещения, единое во оставление грехов. После крещения максимальным выражением крещения и церковной жизни является Таинство Тела и Крови Христовой - та служба, при которой мы приносим Богу бескровную жертву и питаемся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа под видами хлеба и вина, как это впервые было в истории мира на Тайной вечери.

- Что значит Таинство Тела и Крови Христовой? Во время него каким-то образом происходит превращение вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы?

- Хлеб и вино являются веществом бескровной жертвы. Кровавые жертвы приносились до прихода в мир Господа Иисуса Христа, это прообразовательное пролитие животной крови. Люди чувствовали, что грех взывает о пролитии крови, и без этого не бывает оставления грехов, как говорит в Послании к евреям апостол Павел. И прообразовательное пролитие крови ягнят, голубей было указанием на истинное пролитие крови, которое даст нам оставление грехов. Страдания Христа на Голгофе и есть то, что прообразовывалось кровавыми жертвами. С тех пор, как пролилась Христова Кровь, нет более нужды приносить в жертву о наших грехах кровь не согрешивших животных. Кровь животных была заместительной: согрешил я - зарезали ягненка. То есть грех требует не только крови, но и не своей крови. Христос и есть тот ягненок, тот Агнец Божий, Который взял на Себя грехи мира и пролил кровь ради меня и Вас, и всех, кто смотрит нас, и всех, кто еще не родился в мир, и тех, кто жил от Адама до сего дня. Христос принес всесовершенную и довольную жертву для спасения всякого верующего человека.

Перед тем, как пойти на крест, Христос совершил Тайную вечерю, посреди которой установил Таинство Причащения, и где прозвучали слова, которые теперь звучат постоянно:

- Примите, ешьте Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.

Был благословлен хлеб и роздан ученикам. Была благословлена чаша красного виноградного вина со словами:

- Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя, за вас и многих изливаемая во оставление грехов.

Согласно евангелисту Луке, были добавлены слова:

- Творите сие в Мое воспоминание, - то есть повторять это.

Таким образом установилось Таинство Евхаристии, Таинство Благодарения, во время которого люди едят и пьют под видом хлеба и вина Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Каким образом приносимые на службу хлеб и вино становятся Телом и Кровью - это отдельный разговор. Христиане Запада отличаются от христиан Востока отличаются тем, что пытаются дать точные дефиниции всякому событию: как это происходит. Евхаристическое богословие католиков занимается вопросом, превращаются ли атомы хлеба в атомы плоти, атомы вина в атомы крови, происходит ли изменения субстанции. Вокруг этого столетиями вращалась их богословская мысль.

Восточная Церковь, к которой принадлежим мы, не позволяет нам в этих терминах говорить о тайне Тела и Крови. Она говорит нам, что после призывания в молитве Церкви и священника Духа Святого на хлеб и вино, приносимые Богу в виде даров, хлеб становится истинным Телом Господа Иисуса Христа, сохраняя все физические качества хлеба. В Чаше находится истинная кровь Господа Иисуса Христа, сохранившая все физические качества вина, для удобства по вкушению верующих. Отвращаясь вкушения человеческой плоти и крови, человек не смог бы есть подлинную плоть и кровь. Мы действительно едим истинные Тело и Кровь Христовы, как нас о том учит Церковь. Когда мы задаемся вопросом о том, как это происходит, Церковь отвечает: довольно с вас знать, что совершается это Духом Святым. Дальнейшие тонкости превращения не должны вызывать любопытства. Мы верим, что это Тело и Кровь, и после их принятия, знаем об этом по силе их действия. Сила действия Даров на человека обнаруживает их истинную природу.

Христос по плоти был обычным человеком. Каким образом можно было заметить в Нем Сына Божия, Царя ангелов и подлинного Господа? Над ним не было нимба, он не был ни высок, ни низок, он был молод, силен, без изъяна, но и без внешних отличий божества. У него была еврейская внешность, одежда соответствовала эпоху и народу, когда Он жил. Внешне Он ничем не проявлял Свою природу божества, узнать о ней можно было только по Его действиям. Например, когда Он оставлял людям грехи, фарисеи роптали: никто не может оставлять людям грехи, токмо Един Бог. А Он и есть Един Бог, который оставляет грехи, поднимая расслабленного, прогоняя демонов, ходя по водам, умножая хлебы, воскрешая мертвых, предсказывая будущее, называя по имени незнакомого человека, утешая плачущую блудницу словами о том, что прощаются ей грехи. Он пришел в мир грешники спасти, и Он могущественно действует. И при всей простоте Христа, действия Его божественно просты и сильны.

Точно также и Святые Тайны: при всем сохранении земного вида, хлеб и вино, принесенные в жертву, став Телом и Кровью, сохраняют вид хлеба и вина, но по их действию на нас мы познаем, что приобщились к Телу и Крови воскресшего из мертвых Господа Иисуса.

- Вопрос телезрительницы из г. Новороссийска: Разные книги и разные священнослужители рекомендуют разную частоту причащения Святых Христовых Таин. В "Законе Божием" вообще говорится о том, что причащаться желательно один раз в пост и не реже раза в год. Как же все-таки правильно поступать, чтобы не было смертного греха?

- Что касается "Закона Божьего", то это синодальная практика дореволюционного периода, которая свидетельствует об оскудении веры. Поэтому революция возникла не на пустом месте, если бы народ причащался часто, с любовью и вседушно, то они были бы защищены от атеистической пропаганды. Раз в посты и раз в году - это, чтобы не умереть. Хорошо ли это? Хорошо и раз в жизни причаститься: Мария Египетская причастилась два раза в жизни. Бывает, что Церковь "ловит" человека буквально на выходе из жизни, напутствуя его на смертном одре. Наверное, человеку достаточно и этого, чтобы соединиться со Христом и войти в рай посреди мук на болезненном одре, превращающемся в одр смертный.

Но если говорить о норме, то есть Поместное определение Соборов, вошедшее в книгу правил, где человек, не причащавшийся три недели подряд, сам себя исключает из мистической принадлежности к телу Церкви. Если говорить о святоотеческом понимании Литургии, присутствие на ней предполагает и Причащение. Просто стоять на обедне и молиться - это уже новейшие практики.

Чтобы не утруднить свою жизнь высотой требований, которые мы пока нести не в силах, то надо взять за правило не навязывать всем людям один и тот же норматив частоты. Смириться с тем, что в Церкви, как в ковчеге, спасается всякое животное: и маленький хомячок, и большой слоник. Есть те, кто причащаются каждую неделю, другие причащаются раз в две-три недели, горя верой и желанием, некоторые раз в месяц-два, а некоторые и в год. Есть и те, кто спасутся, причастившись на смертном одре. Надо привыкнуть к тому, что есть разные образы жизни, и под всех подстраивается Господь. Мы все очень разные, и Господь не гнушается подстроиться под каждого.

Общим для всех должно быть то, чтобы причащаться не по закону: две недели прошло, значит, пора идти. Причащаться надо так, как мы садимся есть: имея голод и жажду. Мы не в тюрьме и не в армии, мы должны есть, когда голодны. У человека должен быть голод Божественных Таин - я должен хотеть причащаться, должен ощущать себя умирающим, не причащаясь, чувствовать тоску и жажду Святых Христовых Таин, зная их силу и действие. Только по этому мы узнаем их божественную природу. Завалите мой стол любыми яствами, но мое сердце жаждет иного Тела и Крови.

У человека должна быть жажда Причащения, он должен идти в Церковь, как с мороза в теплую комнату, стремиться в нее для евхаристической встречи со Христом. При таком желании можно говорить о сроках и количестве. Количество определяется образом жизни. Например, девствующий человек, не совершающий смертных грехов, ничем не ограничивается. Замужняя женщина, делящая ложе с мужем, уже имеет ограничения. Человек может болеть и причащаться не иначе, как призвав священника к себе. Человек может жить далеко от храма. Образ жизни формирует частоту причащения.

Очень трудно определить общую норму причащения в силу разности наших жизней. Постепенно частота должна увеличиваться. Жажда Причастия должна пробуждаться по мере церковной жизни. Если человек десятилетиями живет в Церкви, а причащаться он привык два раза в год, и больше ему не хочется, то я бы сказал, что это странно. Желание должно разгораться по мере духовного роста. Если ты вкушаешь Святые Дары, ты чувствуешь их сладость и действие на себя.

Причащаться нельзя, когда человек ведет откровенно греховный образ жизни без всякого желания каяться. В таком случае Причастие может сжечь человека, потому что то, что лечит, то и убивает. Средневековые врачи справедливо говорят, что не может быть лекарством то, что не может отравить. Вопрос дозировки и правильного употребления и есть вопрос различия яда и лекарства. Точно так же Святые Тайны являются лекарством для кающегося и огнем пожигающим - для грешника. Если человек есть и пьет, не думая менять себя и не имея внутри себя покаянного помысла и горького вздоха о себе, то он ест и пьет себе суд, который рано или поздно взорвет его изнутри. Дерзкий причастник будет наказан. Удерживающей рукой здесь являются совесть и страх Божий. Верующий человек и колеблется между двумя этими крайностями. Большинство людей, живущих церковной жизнью, влекутся одним и удерживаются другим. Сердце влечет их ко Христу, но гиря на ногах - страх причаститься недостойно, принять их в суд себе.

Быть достойным причастником вообще нельзя, нельзя заслужить себе право законно и праведно, основательно и безгрешно есть Тело Сына Человеческого и пить Его Кровь. Достоинствами здесь являются именно страх и любовь к Господу. Бесчувствие к Причастию - это признак недостоинства

- Что дает нам Таинство Причащения?

- Если кратко: все. Давайте разберем, что имеется в виду под словом "все": Христа, а вместе с Ним все, потому что все, что есть, все у Христа. Христос с нами телесно, действенно, живо, реально и таинственно. У святого праведного Иоанна Кронштадтского есть длинный перечень того, как он ощущает в себе после причащения живущего в нем Христа. Христос садится на трон сердца, воцаряется внутри человека, пусть и на малое времени. Он начинает наводить внутри сердца порядок. Внутри человеческого сердца хаос и ползают некие чудовища. Думаю, что схождение Христа в сердце человека можно уподобить Его схождению во ад, где Он наводит порядок, просвещает Своим светом и распугивает этих мрачных жителей. Разобраться с тем, что происходит в нашем сердце, мы сами разобраться не можем.

"Да будут мне причащение святого Тела и Крови Твоей во очищение души и тела, в умножение веры, во отгнание всякого сопротивного, в преложение Божественной Твоей благодати, Твоего Царствия присвоение". В благодарственных молитвах говорится о том, зачем нам Причастие. " Да во святыни Твоей теми сохраняем, Твою благодать поминаю всегда, и не ктому себе живу, но Тебе, нашему Владыце и Благодетелю; и тако сего жития изшед о надежди живота вечнаго ". Это обручение будущего Живота, когда мы обручаемся будущего Царства. Наверное, когда мы придем к вратам, на нас будут искать неких знаков. Знак есть: я помазан кровью Агнца. Когда Ангел-Губитель шел вдоль дверей еврейских жилищ в Египте, а евреи накануне мазали кровью пасхального агнца и иссопом косяки своих дверей, он проходил мимо них, заходя в те дома, что не были помазаны, и там совершая наказательные действия. Косяки наших душевных "дверей" помазаны кровью Агнца. Этими знаками мы обручены будущему животу.

Святой Иоанн Кронштадтский предупреждал о том, что не надо завидовать тем, кто жил во времена Иисуса Христа. Многие мечтают, как хорошо бы было ходить за Господом, слушать Его слова, есть хлеб из его рук. Но Иоанн Кронштадтский предупреждал: неизвестно, где бы ты оказался, что если в числе большинства людей, которые хулили, роптали, осуждали и вообще не верили. Скорее всего, так и было бы. Более того, сейчас ты более блажен, потому что можешь есть и пить Тело и Кровь Сына Человеческого, делать то, что тогда Он лишь предсказывал. Когда священник поднимает Чашу и дискос со словами "Твоя от Твоих Тебе приносим о всех и за вся", он более блажен, нежели блудница, держащаяся за ноги Иисуса Христа. Чаша и дискос не менее реальный Христос, чем ноги, которые обнимала кающаяся женщина.

Христос совершенно реален. Когда человек, причащаясь, целует нижнюю стопу Чаши, Церковь говорит, что целует ее он, как целует ребро Господа, пробитого копьем римского солдата, из которого пошла Кровь. Христос совершенно реален: когда открывается алтарная завеса и священник выходит с Чашей - это Воскресение Христово. Алтарь - гроб, и Христос выходит из гроба, разгоняя всех, кто не любит Его, и привлекая всех, любящих Его. "Со страхом Божиим и верою приступите" - то есть любящие приступите, а не любящие отойдите.

Реальность Литургии - реальность бытия Христа в Церкви: "Я с Вами во все дни до скончания века". Прикосновение к Нему любящими устами - это принятия Святых Таин. Единственным сдерживающим страхом является страх поцеловать Христа предательским Иудиным поцелуем. Иуда настолько страшен и важен для нас как антипример, что мы ни разу не можем причаститься, не вспомнив об этом человеке. Мы можем не вспоминать Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, но причащаясь, мы обязательно вспоминаем апостолов Петра и Павла, Иуду и разбойника.

В молитве перед Причастием "Верую, Господи, и исповедую" слова "Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго" - это слова апостола Петра, "пришедший в мир грешников спасти, от них первый есмь Аз" - это слова апостола Павла. Причащаясь, мы исповедуем Христа словами Петра и Павла. И потом просим "не лобзания Ти дам, яко Иуда, но, яко разбойник, исповедую Тя". То есть в Причастии нужны вера Петра и Павла, исповедание разбойника и страх не стать Иудой - все вместе движет нас к Причастию. Мы приходим ко Христу, подобно тем библейским персонажам, которые непосредственно прикасались к Нему.

- То есть каждое слово имеет свой глубокий смысл?

- Причастие высветляет эту глубину, без него мы бы проходили мимо нее. Именно Причастие дает нам возможность ощутить себя живыми участниками библейской истории. Мы можем быть разбойниками, Петрами, Павлами, блудницами кающимися и не кающимися, солдатами, играющими в кости под Крестом и пробивающими ребра Христу и говорящими "Воистину, это был Сын Божий". Для каждого есть своя роль по отношению к Христу, и, сами того не понимая, мы все играем свои роли.

- Вопрос телезрительницы из г. Новосибирска: Я из новообращенных, пришла в Церковь не более года тому назад, стараюсь причащаться раз-два в месяц. По великой Божией милости мне удалось почувствовать великую силу Таинства. Однако это было два-три раза, в остальное время, несмотря на то, что я причащалась, выполнив все требования по подготовке и с горячим, искренним покаянием, в этот же день я могла совершать сильнейшие грехи, впадая затем в отчаяние от случившегося. Отчего может происходить такая агрессия против ближних сразу после Причастия?

- Во-первых, делами закона не спасется никакая плоть. Правильное исполнение требуемого - лишь "костыли", но вовсе не залог того, что все будет правильно и хорошо. Если все прочитал, везде был, то, вроде, Бог "должен" мне теперь дать "хорошую" меру благодати. Сама претензия к Богу, что я все требуемое сделал, и теперь должен получить ответное, по-человечески понятна, но ее надо отодвигать, потому что по единой милости и за единое покаяние спасается человек.

Как уже было сказано, мы должны признать и исповедовать, что наше сердце - тайна для нас самих. Сокровенный сердца человек таинственен для нас самих. Порой после Причастия с нами происходит то же, если пошевелить палкой в пчелином улье или разбудить медведя в берлоге. На сердце поднимается муть, как в строчках "о, дум уснувших не буди, / под ними хаос шевелится". Грязь со дня человеческого сердца может подняться мутным фонтаном, после того, как туда вошел Господь. Не удивляйтесь. Господь имеет власть действовать, как хочет, и мы не имеем права ждать от Него повторения одних и тех же действий.

Вы пришли к Причастию такая хорошая: все правильно сделав, все вычитав, а Господь взял и перебаламутил все Ваше сердце, и Вы с удивлением обнаружили, что там на дне злые залежи грехов. Все они поднялись и полезли наружу: ропот, раздражительность, зависть, хула, несдержанный язык, отчаяние. Вы не понимаете, что с Вами произошло, а это Божие действие над Вами: обличение тайных грехов, живущих в Вас. Хорошая стирка, уборка в комнатушке Вашего сердца.

- Какая реакция должна быть на такое состояние?

- В процессе все это очень неприятно: думаешь, как же так можно, вот это я причастился. Но когда попросишь прощения, у тех, кого оскорбил, поплачешь, умоешься и поймешь: это была благодать Божия, обличившая мое тайное греховное состояние. То есть процесс пошел. Хуже, когда ты причастился и ничего не ощущаешь. Лучше, когда ты ощущаешь мир, тишину, радость - в одном варианте, в другом - бурю, борьбу, смущение, вскипание страстей, чем обличается тайно живущий в нас грех. Действие есть: чистка происходит. Это школа, которую надо пройти каждому человеку. Поплакать здесь есть о чем, но удивляться нечему.

- Как правильно подготовиться к Таинству Причастия?

- На этот вопрос есть много конкретных ответов, но на самом деле схема очень проста: пост и молитва. Практически это желательное пребывание в храме накануне вечером, потому что богослужение начинается с вечера, а Литургия венчает богослужебный день. Освятить воздержанием супружеское ложе накануне причастия. Попоститься по мере сил один или два дня накануне. Причем, сейчас Церковь говорит, что если соблюдаются все четыре больших поста, а также среда и пятница, то достаточно одного дня. Пост должен быть умеренным и посильным, более надо блюсти сердце. Прочитать Правило ко Причащению. Исповедаться накануне или в день Причастия, получить допущение духовника к Святой Чаше. Должно быть всеусердное и внимательное участие в богослужении, обидно, когда люди всю службу стоят в очереди к исповеди, а потом сразу идут к Причастию. Это обидная практика. В храм надо приходить не за тем, чтобы в очереди стоять, но для того чтобы воспевать Бога. Особенно внимательным надо быть во время Херувимской, пропеть "Верую", весь Евхаристический канон, чтобы наши ум и сердце были полностью вовлечены богослужение.

Самое главное в подготовке то, на что мы обычно не обращаем внимания. " Хотя ясти, человече, Тело Владычне, Страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть. Божественную же пия Кровь ко общению, Первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая, таинственное брашно яждь ". Если не примирился, то, даже вычитав все каноны, не дерзай. Наше внутреннее состояние: непрощенные обиды, ропот на жизнь, маловерие, суеверие, тоска, печаль греховная, сокрушающая душу, зависть, празднословный, лукавый и сквернословный язык и так далее - все это может быть пренебрегаемо человек, но именно на это надо смотреть более внимательно. Умение простить, промолчать, мне кажется, гораздо большим приготовлением к достойному Причащению, нежели некоторые аскетические упражнения.

Надо больше внимания обращать на внутреннее, потому что христианство не религия внешних правил, это религия обновленного внутреннего человека. Христос пришел написать на наших сердцах новый закон, как о том говорил Иеремия. Уже не на каменных досках, а на сердцах. Человек должен иметь внутри себя написанный Божий закон. Христианство - религия внутреннего человека. Надо обращать внимание на свое нутро: "сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".

- Если человек готовился к Причастию, молился, постился, исповедался, а пришел после Всенощной и съел сдобный пирожок или осудил кого-то, ему уже нельзя причащаться?

- Горе нам, если наши духовники будут такими ригористами, что сдобный пирожок станет для них камнем преткновения. Вспомните, что говорится в Евангелии про сдобный пирожок: "всякая пища помещается в чрево и афедроном исходит". Не то зло, что входит в уста. Пожалейте людей, надо смотреть выше "горе имеем сердца". Чистили зубы и сглотнули немного водички - то же не причащаться? Священник в отношении человека должен быть в этом смысле умен, как Христос. Не надо создавать претыкания там, где на дороге насыпана мелочь. Надо вынимать бревна из глаза. Буркнули на мужа или жену с вечера, попросите наутро прощения, скажите "я причащаться иду", и другая сторона попросит прощения, что раздражила перед Причастием.

Если мы будем думать о каждой булочке, мы можем скатиться до ветхозаветного еврейства, которое процеживало комаров и проглатывало верблюдов. Не в этом ли нас упрекал Христос. Надо быть выше этих вещей, что не означает полного к ним равнодушия, но если случилось, то мелочное не должно удалять человека от Христа. Надо чтобы и священник не удалял человека от Христа по мелочным основаниям.

Есть реальные люди, которых надо гнать от Чаши, и есть реальные люди, которым надо Чашу нести. И если ты перепутаешь - горе тебе, потому что Бог через Исайю сказал: "Горе тем, кто называет белое черным, и горе тем, кто называет черное белым". Главное не перепутать.

- Вопрос телезрительницы из г. Краснодара: В моей практике сложилось посещение храма каждое воскресение и по двунадесятым праздникам, но по благословению духовника причащаюсь я раз в месяц. Правильно ли я поняла, что если не причащаешься, то нет и смысла в присутствии на Литургии?

Второй вопрос: до семи лет ребенка причащали каждое воскресение. Как часто приводить к исповеди и Причастию теперь?

- Вы должны причащаться так, как Вам говорит Ваш духовный отец. По духу апостольских постановлений, по смыслу литургических законов Церкви, Литургия, действительно, не предполагает слушателей и молящихся, но предполагает, что все молящиеся являются причастники. Литургия предполагает и много другого, но пока мы духовно столь хилые, что не можем пока вместить.

Дети до семи лет причащаются без исповеди, потому что предполагается, что они еще безвинны и безгрешны. Хотя, глядя на них, понимаешь, что они уже и хитрят, и лукавят, и могут обидеть младшего. Тем не менее, мы их причащаем без исповеди.

С семи лет начинается тяжелая полоса. Можно вести с молчаливого согласия к Причастию ребенка 9-10 лет, чтобы потерять его лет в 13 и найти лет в 20, как обычно бывает, но можно и не найти. Поэтому нам надо разбудить в ребенке жажду молитвы, сознательную, личную веру, создать ему опыт молитвы. Надо что-то и почитать с ребенком, и о чем-то поговорить, и постоять на службе. Если он скажет "не хочу", возникает вопрос, можно ли причащать без желания или надо подождать, пока оно возникнет. И здесь нет прямого ответа и четкой рекомендации. Здесь надо вести религиозное воспитание ребенка, что является тяжелой задачей, и надо подыскивать ключ под каждую дверь.

Причащать механически можно в младенческом возрасте, затем требуется некоторый труд: что надо исправить в себе, что означает молитва, надо почитать Евангелие, что-то выучить. Должна быть какая-то работа, а без нее не будет никакой пользы. Ищите ключи к дверце сердца Вашего дитяти, чтобы он превращался из механически ходящего несмышлёныша в литургически сознательного человека. Это очень длительный и тяжелый путь, потому что большинство из нас, взрослых, пришло к первому Причастию уже в сознательном возрасте и уже с грехами, да еще с какими. У нас нет опыта причащение в детском возрасте, поэтому я не знаю, как это, и мне надо думать, как помочь ему. Я вижу, как взрослые ломают маленьких, заставляя их делать взрослые вещи.

Разве можно давать самое дорогое Таинство из-под палки, в виде наказания. Некоторые дети переживают его очень мистически, помню одного ребенка, который не хотел причащаться, говоря "я не хочу есть это мясо", хотя никто в его окружении не называл Святые Таинства "Телом и Кровью". Ему было открыто, что это так, а не "медок" и не "сладенькое". И нельзя понижать уровень Таинства до сюсюканья, можно заменить какие-то слова, не говорить Тело и Кровь, но Святое Причастие, Святые Тайны. Вырастет - поймет. Бестактность в этих вещах очень опасна. Наверное, это одна из церковных тем, требующих величайшего такта, как и темы исповеди, монашества, супружества. Мы имеем дело с самыми тонкими "материями": с душой и Богом. Мы некие медиаторы этого процесса, и необходимо много такта.

- Слышал, что некоторым священникам открывается, что они причащаются тела и крови.

- Учительное известие оговаривает такие вещи: если священник в какое-то время увидит да дискосе окровавленную плоть и кровь в Чаше, он должен покрыть их воздухом и молить Бога, чтобы видение осталось. В истории Церкви зафиксированы такие случаи откровений. Часто это бывает с сомневающимися священниками, наверное, есть и другие Божии усмотрения. Реально описано, что многие сомневающиеся видят это, понимают, что не могут съесть это, и оно меняет свой вид. Это реальное чудо, которое описано Церковью.

В Италии, еще до разделения Церквей некий священник усомнился в реальности Таинства, и хлеб стал Телом, оно было сохранено где-то. Досужим ученым было разрешено провести исследование, и они убедились, что это плоть, соответствующая сердечной мышцей. Христом кормит нас своим сердцем.

- Заканчивая нашу передачу, можно сказать, что Таинство Причащения - очень ответственный шаг.

- Заканчивая нашу передачу, можно порадоваться тому, что мы говорим об этом, и немного испугаться, поскольку говорится "не бо врагом Твоим тайну повем". Мы вслух говорим о том, что Церковь хранит в себе. Перед тем как совершить Евхаристию, Церковь говорит "оглашенные, выйдите, никто от оглашенных, только верные". Надо иметь некий страх нашего разговора: этим живет Церковь и будет жить этим во веки веков до Страшного Суда, но очень страшно доверить нашу тайну неверующим, потому что глупый посмеется, богохульник поскрежещет зубами. Это только для верных. "Оглашенные изыдите, только верные ... Верные, приступите, Господь близ".

- Этими словами мы и завершим нашу сегодняшнюю передачу. На прощание прошу Вас благословить наших телезрителей.

- Господь, Воскресший из мертвых, да даст нам всем любить Его так, как более мы не любили бы никого. Сам же Он любит нас так, как мы не можем представить. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Ведущий Сергей Юргин.

Расшифровка Юлия Подзолова.

Посмотреть беседу можно по ссылке:

http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post369916749



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс