Материалы


Кому не поможет святая вода

Кому не поможет святая вода?

Татьяна Никулова

Не успели мы стащить с себя новогодние заячьи уши, как за бидоны — и в церковь. Очередь за святой водой такая, что мама не горюй! Сегодня православный мир отмечает Крещение. Нет, не так. Сегодня Крещение. У каждого свое. И мало у кого — православное.

Неправильный праздник

У одних это ныряние в прорубь — ух! А потом стопку водки — хлоп. У других «в крещенский вечерок девушки гадали». У третьих — единственный в году визит в церковь, чтобы залить святой водой все раздобытые по случаю канистры, банки и пластиковые бутылки.
Ни один из трех вариантов празднования ничего общего с православием не имеет. В современной России вообще полюбили праздновать христианские праздники, но… не по-христиански.
Почему наши способы отмечать Крещение не делают нас православными? Потому что гадание по церковным канонам — грех. Потому что ныряние в прорубь никаких грехов не смывает. Это лишь народный обычай, возвращающий себе былую популярность. Потому что ажиотаж вокруг крещенской воды людей, у которых «Бог в душе, а не в церкви», — это все равно, что горстями глотать таблетки при раке легких, не пытаясь бросить курить.
Хоть упейтесь святой водой, вряд ли поможет, когда ваша «вера без дел мертва».

"Принцип работы" святыни

«По вере вашей да будет вам», — говорит Евангелие. По вере, а не по количеству добытых литров святыни. Причем верить надо не в магическую силу святой воды, а в Бога. Потому что не имеет вода силы там, где нет веры.
Нас давно убедили, что все можно купить. Мы привыкли работать на кредиты в поте лица. Поэтому нам трудно и на секунду поверить, что купить (заработать, достать) можно не все. Нам сложно понять, что для получения Божьей милости нужна работа другого рода — над собой — борьба с собственной завистью, гордыней, осуждением других, с жадностью, наконец: ведь даже святой воды — и той нам надо побольше, побольше!
Мы не понимаем, как «работает» Божья благодать. Вот по одной таблетке три раза в день — понимаем. Что святую воду пьют натощак — тоже понимаем. А как это — честно оценить себя, прийти и покаяться — не понимаем. Не хотим.
Мы вообще это не связываем между собой: получение благодати (здоровья, семейного счастья, достатка и пр.) и то, насколько по-христиански мы живем. А зря.
Один из священников Заречного вспоминает, как подростком был поставлен на раздачу святой воды: тот еще экзамен на терпимость. Торопясь наполнить бутылки, земляки ставили те, что уже полны, прямо на грязный пол, в снежную кашу. Будущий священник не выдержал: «Что ж вы так со святыней!»
В тот же день женщина позвонила на телевидение и в прямом эфире начала выяснять у батюшки: «Сегодня в церкви мне сказали, если святую воду поставить на пол, то она уже не поможет…».

Самый трудный день 

Знаете, какой самый тяжелый для священника праздник? Крещение. Один батюшка рассказывает:
«В первый год моей службы, помню, на Богоявление шел в храм с утра пораньше. Семь часов, ворота еще закрыты. У ворот уже толпа, лица в основном незнакомые. Стоят с банками, бидонами, ругаются на чем свет стоит: «Мы тут за водой пришли, а нам не открывают!» Пытаюсь пройти, а меня не пускают: «Куда без очереди? Бессовестный! А еще рясу надел!»
Красивая служба в этот день, но радость омрачается наплывом околоцерковных людей, которые не молятся, а маются в ожидании святой воды. После такой службы чувствуешь страшную усталость и душевную боль».
Он же добавляет: «Хотя понятно, где святыня, там и искушение. Для православного человека материализация святыни — это самое большое искушение».

В церкви магии нет

Как такая глубокая церковная традиция, как водосвятие, которая отражает нашу веру в реальность Божьего присутствия, могла настолько исказиться? Современные богословы винят в этом… разницу между тем, что люди ожидают от Церкви, и тем, что Церковь может им дать.
«Вся практика Православной церкви воспринимается людьми нецерковными как магическая. Молитвы усваиваются в качестве заклинаний, святая вода — как магическая субстанция. Магия привлекает людей тем, что обещает счастье, совершенно не требуя что-либо в жизни менять», — считает богослов Сергей Худиев. И в этом главное отличие магии от православия.
Многие из нас уверены, что православие — это крещение и отпевание, а между ними — крашеные яйца на Пасху, вербы в Вербное воскресенье, крещенская вода на Богоявление плюс неделя поста в Великий пост.
На самом деле это не духовная жизнь христианина. Это лишь средства для его спасения. Которые без исполнения заповедей, без любви к ближнему и к Богу теряют смысл. 

http://zarpressa.ru/2011/weekly.php?news=327



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс