Материалы


МИССИОНЕРСКИЙ ЛИСТОК: Кому смерть, кому Успение

Кому смерть, кому Успение

Все мы, по Слову Господа нашего Иисуса Христа, дети Пресвятой Богородицы. Он, со Своего Креста, вручил, в лице Иоанна Богослова, все человечество любви и предстательству Своей Матери, сказав: «Жено! Се, сын Твой» (Ин.19:26).

Как относится человек к своей земной матери? Любит, уважает, просит помощи и защиты, перенимает ее лучшие черты, ее образ жизни, модель поведения. Тем более нам нужно стремиться к тому, чтобы походить на нашу Небесную Матерь – насколько это возможно для человека. Но получается это у нас неважно. Для наглядности дерзнем перенести события из жизни Пресвятой Богородицы, известные нам из Евангелия, на типичное поведение современного человека.

Начнем с обстоятельств Ее рождения. Ее родители, Иоаким и Анна, до своих преклонных лет были бездетными. В те времена в Израиле бесплодие считалась позором и наказанием Божиим, но они не отчаивались, терпеливо продолжали молитвенно взывать к Господу, и Он даровал им дитя в том возрасте, когда теряется уже для людей всякая надежда стать отцом и матерью.

Как повела бы себя современная семья, которой не удается родить наследника? Варианты: - ну и не надо, будем жить «для себя»; - развод с обвинениями друг друга; - бесконечное лечение, искусственное оплодотворение, - суррогатное материнство; -усыновление ребенка. Далеко не всем доступно покорное принятие бездетности по воле Божией.

С рождения Мария находилась в полном послушании у родителей, а после — у пастырей и руководителей Иерусалимского храма. С детства Святая Дева пребывала в молитве, богомыслии, чтении слова Божия и в труде — рукоделии. Ни малейшего ропота, обиды, жалобы, осуждения или уныния никто никогда не слышал от Нее. Она полностью отсекла Свою волю и покорила ее воле Божией.

Ныне психологи говорят о том, что в 3-х-летнем возрасте ребенок переживает кризис своеволия, что проявление упрямства, протеста, ревности, деспотизма – это нормально, что этот кризис способствует становлению целостной личности. А легкое своенравие вообще определяет уникальность человека, что есть благо. Понятно, что при таких воспитательных установках дети с удовольствием приучаются исполнять собственную волю, и уносят этот навык во взрослую жизнь.

В четырнадцатилетнем возрасте, Она решилась всецело посвятить себя Богу и всю свою жизнь пребывать в девстве ( Лк.1:34). Но по обычаю Ей нужно было оставить храм и выйти замуж, и Мария подчинилась. Ее мужем стал 80-летний Иосиф, которого первосвященник убедил стать хранителем девства Марии, Ее лишь названым супругом.

Современная девушка в 14 лет зачастую уже потеряла девственность и готова к замужеству вне зависимости от возраста жениха, если он способен обеспечить ей «достойную жизнь» - в смысле наличия материальных благ. Да и современный мужчина вряд ли согласится на заключение фиктивного брака на предлагаемых условиях, разве что для «прикрытия» своих противоестественных влечений.

Когда перед Девой Марией предстал Архангел Божий Гавриил и благовестил величайшую радость — о рождении от Нее Спасителя мира, то Мария не стала отказываться, а смиренно отвечала: «...се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38), то есть иными словами «не Моя воля, Господи, а Твоя святая воля да будет надо Мной».

Как ответила бы современная девушка, не познавшая плотских утех, на подобное предложение? Скорее всего, с возмущением и ропотом: «Да вы что, мне надо свою жизнь устраивать, в институт поступать, зачем мне ребенок! И вообще, я еще и удовольствия-то никакого не получила, а уже такую обузу на себя взваливать! Это несправедливо!» Даже когда к беременности привела греховная связь, молодая женщина нередко избавляется от плода, отправляясь на аборт.

Еще раз мы видим Богородицу, скромно дожидающуюся у дверей дома, где Господь проповедует слово Божие. Но после кажущегося суровым ответа: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои?» (Мф.12:48)... «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк.8:21),— Она как бы исчезает, уходит из поля нашего внимания.

Сегодня из уст любящей матери с высокой долей вероятности прозвучало бы: «Я тебе всю жизнь отдала, а ты меня ни в грош не ставишь!».

Когда Господь за наши грехи был распят и страшной смертью умирал на Кресте, какими силами Пресвятая Дева это перенесла? Она ведь даже не осудила Его палачей. Конечно, силой осеняющей Её благодати Божией, но благодать подаётся не всем, а только смиренным и кротким сердцем.

Ныне осуждение вообще «в моде». Мы осуждаем всех: правительство, депутатов, врачей, учителей, банкиров, продавцов, сослуживцев, соседей, буддистов и католиков, полицейских и судей… А уж если они оказываются (или кажутся) виновниками наших скорбей, то осуждение наше становится и вовсе ожесточенным, переходит в злобу и ненависть…

За несколько дней до Успения Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о скором отшествии Ее из этой жизни. Исполненная глубокой веры в будущую вечно блаженную жизнь, Она принимает эту весть не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу.

Скажите сейчас человеку, что через несколько дней он умрет, что будет? Истерика или депрессия обеспечены. Или бросится к врачам, целителям, разнокалиберным шарлатанам…

Модель поведения современного человека все больше отходит от того образа жизни, который заповедован нам в Евангелии. Причем в последнее время «скорость расхождения» стремительно увеличивается. Смысл таких понятий как целомудрие, чистота, скромность, невинность, кротость, послушливость, всепрощение, незлобие, безропотность – уже почти утерян. Следующие поколения, скорее всего, совсем разучатся мыслить такими категориями.

Все бы ничего, каждый человек имеет свободу выбора, дарованную Богом. Только вот умирать тоже всем предстоит. Для Пресвятой Богородицы смерть стала Успением. А для нас?



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс