Материалы


Прооведи в Неделю о самаряныне

Слово в Недею 5-ю по Пасхе, о самаряныне

крестьянкин.pngАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Други наши, вот уже и преполовился праздник Святой Пасхи и склонился теперь к своему отданию. А Церковь Христова, детоводительница наша ко спасению, снисходя к немощи ослабевших душ наших, снова зовет нас на источник живой воды, к слову Божию, кое только и может оживотворять нашу душу, дух и тело.

Вот и сегодня, как всякое воскресенье, мы с вами заглядываем в неизмеримую, бездонную глубину этого кладезя, чтобы каждому черпать из него по своей силе и возможности воду жизни.

Мы слышали сегодня Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотинией у древнего кладезя, ископанного в пустыне еще праотцем Иаковом. Нет необходимости повторять снова сюжет евангельского повествования. Но, вглядываясь умом в глубину случившегося у источника Иаковля события, мы с трепетом видим, что и по сей день, и в наше время продолжают действовать эти источники жизни.

Сколько путников прошли сквозь пустыню и пересохшими губами приникали к источнику, чтобы идти дальше до следующего источника? Сколько раз в день возвращалась самаряныня на кладезь сей, чтобы утолить потребность в воде свою и своих близких? Пил из него сам праотец Иаков, пили его дети и его скот, черпали из кладезя, поддерживая жизнь, его потомки и потомки его потомков. Но он (и тогда, и теперь) не мог утолить постоянной жажды приходящих к нему, ибо "...всяк пияй от воды сея, вжаждется паки..." – по слову Спасителя (Ин.4,13).

Но эта единственная встреча Христа и самарянки для жены-грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной.

Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в Жизнь Вечную. И не иссякнет источник сей и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств.

И источник этот на земле – Церковь Божия Святая, а живая вода его – это сила Божией благодати, прощающая, просвещающая и освящающая всякого человека, приникающего к нему.

И будем, други наши, говорить сегодня об этом главном. Ведь впервые в этой встрече, в начале своего общественного служения, Христос исповедовал Себя открыто Мессией – Спасителем мира. "Аз есмь" Спас миру – Христос.

Христос – Бог и Человек – пришел в мир взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа, не принадлежащего по своим верованиям ни к иудеям, хотя и ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не пред злобствующими иудеями открывает Себя Христос, а пред не знавшею истины, но незлобивою женщиною.

Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. А вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже и в сердце простой женщины-самарянки. Иудеи и самаряне не общались друг с другом, живя в близком соседстве. Но для Христа Спасителя, для учения Его, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. И любовь Христова так очевидна, что покоряет вопреки вековой вражде их племен.

"...жено, веру Ми ими, яко грядет час... и ныне есть, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною..." – получает она ответ Христа (Ин.4,21.23). Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, жаждущее истины, жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира.

И жена поверила, и тотчас вера ее стала источником воды живой и для других. Оставив все свои житейские попечения, забыв почерпало свое и свою нужду в воде, она понесла живое свидетельство явленного ей чуда в город, и жители его вышли к Источнику живой воды – ко Христу. И тоже встретили Живого Бога и уверовали. А жене говорили: "...уже не по твоим речам веруем; ибо сами слышали и узнали", "яко Сей есть воистинну Спас миру Христос" (Ин.4,42).

Свидетельство же самарянки о Боге распростерлось в ней до святости. Она приняла мученическую кончину за свою проповедь Христа, быв брошенной в колодезь.

А Спас миру – Христос – и вчера и днесь, и во веки Той же.

Но почему этот древний по времени Источник Жизни многими теперь остается забытый, а многими и отвергается? И слова Спасителя: "Я есмь Путь и Истина и Жизнь..." – остаются неуслышанными, непонятыми, непринятыми (Ин.14,6). Христос и это объяснил в свое время иудеям, и Его объяснение действенно во все времена. Они не могли веровать потому, что Он истину говорил им. Но ложь обратилась для них в плоть и кровь их и сделала истину несовместимою с ними, невместимою для них.

Ложь! – не она ли и есть теперь и для нас та страшная болезнь, что ставит нынешний мир на грань катастрофы?! Не ложь ли вытесняет истину из жизни и вокруг кладезя жизни – Церкви Божией – плодит многочисленные секты, ереси и разделения?! И несоответствие слова и дела – порождение все той же лжи – убивает дух жизни в нас.

Други наши, совсем не случайно сегодня встал вопрос о страшной болезни в человеке – о духе лжи, овладевшем им, отец которому диавол.

"...Истинные же поклонницы поклоняются Отцу духом и истиною..."

Истинные поклонницы поклоняются Истине. Мы можем быть плохи, мы можем быть много грешнее жены-самарянки, но мы не можем быть лживы, не должны быть лживы. Бог силен спасти каждого человека, но Он бессилен перед нашей ложью, когда мы опутываем себя ею, лжем пред собою, пред людьми, лжем пред Богом. Христос может спасти кающегося грешника, но не может помочь мнимому праведнику, каким мы любим представлять себя.

И вот теперь, когда обессиленные духовной жаждой люди, больные и отравленные мутью ядовитых безбожных учений, современные самаряне и язычники, ищут истинную воду жизни, чтобы оживить умирающий дух и укрепить ослабевшее тело, каждому надо найти в себе правдивость и силу увидеть себя без прикрас и лжи. Ведь только тогда Господь – Истина, Правда и Жизнь – сможет откликнуться на нашу горькую правду и научить нас поклоняться Ему в духе и истине.

Жажда истины – вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. И истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восстановит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободит от оков греха.

Други наши, мы живем ныне в такое уплотненное время, когда опыт духовного прозябания и возрастания в жизни человека совершается зримо, не растягиваясь на десятилетия. Но вот здесь, сейчас, оно, это прозябание, совершается с нами. Человек "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк.15,32). Сколько таких живых мертвецов пришли ныне с распутий жизни в Церковь, водимые единственным чувством, – жаждой истины. И Господь творит чудо, – восставляя мертвых к жизни.

Вслед за жаждой истины скоро, очень скоро начинает в жаждущем появляться и познание истины, ибо Господь открывает Себя жаждущему.

Истина – это и есть Сам Господь. "Аз есмь Путь и Истина и Жизнь",– говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия неминуемо является вместе с Богом в нашу жизнь в Таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в Жизнь Вечную. Истина – это есть и слово Божие – живое, всегда действенное, ведущее жаждущего путника по пути жизни, "...слово Твое есть истина",– свидетельствует Писание (Ин.17,17). Истина – это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. "Дух Святой наставит нас на всякую правду". Вот три живоносные струи одного Источника – Источника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует познание этой живоносной истины.

А вот и еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной. Он видит мои поступки, Он предвосхищает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума.

"Господь мой и Бог мой!" Мой Господь! И неужели нас не убеждает в вездеприсутствии Божием тот очевидный факт, который история являет нам ныне.

".. .Нет ничего сокровенного, что не открылось бы.. ." – свидетельствует Святое Писание (Лк.12,2).

Сотворенное во мраке ночи – обнародовано днем; погребенное временем (семидесятилетняя новейшая история России) – восстало очевидностью ныне содеянного; тайное явилось, когда его не ждали, когда о нем забыли, явилось и объявило истину. "И свет [истины] во тме светится, и тма его не объят" (Ин.1,5). И истина Божия показала нам теперь в сонме святых, некогда поруганных, и уничиженных, и оболганных, являя миру их правду. И тьма поглотила тех, кто восставал на истину, и память их погибла.

Хочу привести вам еще один пример из жизни прошлого столетия, на первый взгляд и незначительный, но очень ярко показывающий, что значит и как ходить в жизни пред Богом.

Барин, увлеченный молодостью и свежестью юной горничной, не добившись уговорами склонить ее к преступному деянию, решил использовать для этого свою силу и власть. И в момент, когда голубка была уже во власти этого коршуна и неоткуда было ждать помощи, взор девушки упал на образ Спасителя, и сердце ее затрепетало к Богу, и она воскликнула: "Барин, а Он ведь смотрит!" И чудо! Преступные руки разжались и отпустили жертву, и покаянные слезы полились из глаз, не знавших слез.

У многих наших современников этот пример вызовет усмешку. Но, дорогие мои, а Бог-то ведь смотрит и на нас, и Живой Бог ждет и нашего живого обращения к Нему.

Но дар Божий – чудесная свобода человеческая – всегда ставит нас пред выбором: чрез все события, все горести и радости идти или не идти к Божией правде и любви, которой нет конца.

Господь всегда с нами, но мы-то не всегда идем к Богу. Вот почему всегда остается для нас реальная опасность: быв у кладезя жизни – остаться мертвыми, и у живой воды – жаждущими, и у благодати – без благодати. И нет, дорогие мои, для богопочтения и жизни в Боге ни особого времени, ни особых обстоятельств, но всегда и во всем подлинная жизнь в Боге состоит в том, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг жизни.

Насыщайтесь же, други наши, водою жизни. Подойдите ко Христу – Источнику ее, подойдите в "духе и истине". И источники живой воды потекут и через вас к тем, кто еще не нашел живительного Источника и истаивает жаждой в пустыне жизни.

И словами архиепископа Херсонского Димитрия завершу я сегодняшнее наше хождение на источник живой воды, чтобы его боговдохновенные слова напечатлелись на скрижалях сердец ваших, став действительным руководством к жизни в "духе и истине".

"Кто молится Богу духом?

– тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душею и сердцем;

– кто, ограждая себя знамением Креста Господня, взирает духом на Самого Распятого на Кресте;

– кто, преклоняя голову свою, преклоняет пред Богом и сердце, и душу свою;

– кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении и сокрушении сердца, с полной преданностью воле Божией.

Кто молится Богу истиною?

– тот, у кого душа и сердце оживлены верою и любовью, оживлены мыслями, чувствами, надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы святых;

– кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма;

– кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью, и делами своими;

– кто, прося у Бога хлеба насущного, сам разделяет его с другими неимущими и тем более не отнимает его у других;

– кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешающему пред ним;

– кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему поводов к претыканию и соблазну;

– кто, произнося в молитве священнейшие слова: "...да будет воля Твоя!" – искренне готов исполнить и претерпеть все, что повелевает сия святейшая воля.

Претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его – до креста, до смерти.

Таковых-то ищет Отец Бог, поклоняющихся Ему".

"Господи! Жаждущую душу мою благочестия напой водами!"

Воистину воскресе Христос! Аминь!

16 (29) мая 1994 года

http://www.troitsa-ivashevo.ru/sermons/r17-slovo-v-nedelyu-5-yu-po-pashe-o-samaryanyne.htm


О воде живой. Проповедь в Неделю о самаряныне.

архим мелхиседек.pngАрхимандрит Мелхиседек

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Есть одно слово, одно понятие в этом мире. И этим словом можно ответить на все вопросы, развязать все узлы, недоумения, проблемы, скорби, печали, несчастья и прочее. Слово это – «Бог». Кто-то сказал из мудрых людей: «Этим словом можно ответить на все вопросы этого мира».

Добро и зло. Жизнь и смерть. Здоровье и болезнь. Конечность и бесконечность. Любовь и ненависть. Как всё уживается в этом маленьком хрупком мире? Какой во всём этом смысл: в болезнях, в смертности, в скорбях, неприятностях, в конечности человеческой жизни, в начале человеческой жизни, в творении этого мира, в разумности этого мира, в целесообразности этого мира? Только одним этим словом можно ответить на все эти вопросы.

Не случайно в сегодняшний день мы вспоминаем разговор Христа с самарянами. Потом целую неделю, как сейчас, в неделю после Пасхи, будь то неделя о жёнах-мироносицах, или о Фоме, или о слепом, или о самарянке – всю неделю будет вспоминаться этот разговор и смысл этой беседы. Почему именно так, в чём важность этого разговора, почему Святая Церковь выделила из всех малюсеньких кусочков Священного Писания именно это слово о воде живой? В Сихаре Христос беседует с женщиной и говорит: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Что это за вода? Причастны мы к ней или нет? Мы сподобились этой воды или нет? О чём здесь речь, в этом маленьком отрывке Священного Писания?

Можно об этом поразмышлять и подумать. Что это за вода, пия которую человек не возжаждет вовек? Наверное, это вера. Вера, которую, как воду, даёт Бог любому человеку. И эта вера способна в человеке заменить всё: и возраст, и здоровье, и деньги, и благосостояние, и бессмысленность жизни. Убери из нашей жизни веру – это всё равно что убрать из жизни воду. Человек без еды может прожить 40 дней и чуть-чуть больше. Шио Мгвимский постился больше, чем Спаситель – 45 дней. И Матерь Божья явилась ему и остановила его, сказав: «Любимиче, Сын Мой постился 40 дней. Но ты-то куда 45 уже? Пора останавливаться!». Величайший был грузинский святой.

Меня Господь в 85-м году сподобил быть в Грузии в пещерном монастыре Шио Мгвимского. В его жизнеописании был такой случай. Он говорит: «Матерь Божья! Где благоволишь построить монастырь?». Взял в руки уголь и ходил, как люди, когда ищут воду, ходят с лозой. Он взял в руки уголь и ходил по скалам, по пустынным местам Грузии. И когда в руке загорелся уголь, он понял, что вот на этом месте надо строить монастырь. И это была даже целая лавра, которая находится в 12 километрах от древней столицы Иверии, города Мцхета. Сейчас это действующий монастырь и благодатнейшее место на этой грузинской земле.

Отыми от нашей жизни веру – это всё равно что отнять у человека воду. Без воды человек может прожить всего лишь несколько дней. И, наоборот, эта вода, которую мы имеем, вера, оказывается, имеет такое свойство: утекать сквозь пальцы. Даже апостолы молились: «Господи, умножь в нас веру! Господи, верю, помоги моему неверию!» – человек понимает, с одной стороны, что это необходимо, с другой стороны, то, что мы с вами верующие люди – это какая-то тайна. Это непостижимое явление, это непостижимая стихия.

Блаженный Августин вообще говорил: «Если ли бы Бог не всеял в нас веру, то вообще бы ничего не было» – потому что он всё приписывает только благодати Божией. Он говорит: «В нас, от нас, человеческого участия – говорит он, – почти не было никакого». И многие из нас знают, и по себе это ощутили. Но когда-то в нашей жизни Господь нас развернул на 180 градусов. Всё препятствовало этому – и вдруг непостижимо: какое-то откровение, какой-то поворот событий, и Бог за шкирку вытащил многих из нас из болота и дал это зерно, зерно веры, дал эту воду.

Но её надо хранить, её надо умножать. Постом, молитвой, участием в таинствах, вникновением в эту веру. Ибо, обращаясь к своему ученику Тимофею, апостол Павел так и говорит: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо делая так, спасёшь себя и слушающих тебя». Даже неверующие люди так и говорят: «Мы все ходим под Богом». Но почему мы вспоминаем, что мы ходим под Богом, только в какие-то моменты нашей с вами жизни?

Старец Амвросий Оптинский говорил: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Об Енохе говорится: «Енох ходил перед Богом – и живым взят на небо». Что значит «ходить перед Богом»? А всегда не то что ощущать, а напоминать себе – и это есть область веры, – о всеприсутствии Божием.

Вот случай из жизни. Ребёнку бабушка говорила: «Без спроса ничего не бери! Боженька всё видит» – и показывала на святой угол. Бабушка ушла на работу, ребёнок взял табуретку, поднялся в святой угол, икону перевернул лицом к стене – залез и варенье съел. Но у нас даже такой веры нет! Вот если бы мы дома перед лицом икон или в повседневной жизни перед лицом своего креста, который мы носим на груди, напоминали себе: неприлично обижать, неприлично завидовать, неприлично врать, неприлично быть эгоистом! Почему? Потому что Бог на тебя смотрит. И Он хочет, чтобы Его дети были похожи на Него. Но нет этой памяти, почти ни у кого.

Святые отцы за это переживали, они до этой воды докапывались, до воды веры, до этой благодати, до этой веры, чтоб она была живая. Как вода бывает живая, и вода бывает мёртвая.
Вот мы сейчас в этих стенах храма, мы в этом источнике благодатной живой воды. Потом мы выходим за эти стены... И сразу воду расплескиваем невнимательностью, непамятованием о Боге. Святые отцы за это боролись, для этого и была Иисусова молитва, которую они постоянно читали. К старцу Амвросию подходили и спрашивали: «Батюшка, научи нас творить Иисусову молитву!». Он говорит: «Чего?..». «Батюшка, научи нас творить Иисусову молитву!» – «Чего?» – «Ну, Иисусову молитву научи творить!» – «Творить... Вы научитесь сначала её твердить!». То есть люди сначала о высоком – творить! Он говорит: «Твердить научитесь!». Для чего? «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!». Ну, ты даже что-то делаешь, ты когда даже механически, казалось бы, это произносишь – но у тебя доброе направление мыслей. Ты стараешься о другом не думать.

Дьявол – существо духовное, имеющее ум, волю злую, и чувства злые, человеко- и Бого- ненавистнические. Ум наш духовен. Он живёт не в мозгу, как физиологический источник ума. Вообще непостижимо, где ум находится в человеческом естестве. Отцы говорили: в сердце, в душе. Вообще это тайна. Когда туда придём, тогда только и узнаем, где у нас был ум, сердце, душа. И поскольку дьявол духовен, он, в первую очередь, имеет доступ к нашему уму. Сейчас это легко объяснить.

Мы беспроволочно, на расстоянии друг другу посылаем SMS-ки. Вот так часто и от дьявола мы получаем SMS-ки и читаем их, и вникаем в них, и ужасаемся им, и слушаем их, и поступаем по ним. «Ну, посмотри!» – «Куда?» – «Вон, в белом платочке» – «Ну, и чего?» – «Симпатичная?» – «Ну, вроде, да» – «Ну, а как, так сказать, сколько лет, как думаешь?» – и пошло-поехало: «Да, было бы неплохо». Получил SMS'ку? Да. И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл по ней, уже действует, и пятое-десятое, так сказать. И таких мыслей до бесконечности. Работа, туда-сюда... Тысячу, тысячу мыслей у человека в день, в час, в минуту. А отцы боролись за чистоту этой воды, за чистоту веры. Чем? Памятованием Божием.

Исаак Сирин так и сказал: «Праздный ум – седалище дьявола. Если ты не покоришь своего ума Богу, ты обязательно его покоришь сопротивному». Свято место пусто не бывает. Если ты это будешь делать, вспоминая ли заповедь, или краткую произнося молитву в дороге, на работе, во время варки, даже в работе на компьютере – всё это со временем возможно. Если этого не будет, сначала это будет пустомыслие, а потом это будет зломыслие. Потому что ум не может не быть не заполненным. И это тоже та самая вода, о которой мы слышали сегодня в Священном Писании, её надо, эту воду живую, воду веры охранять. И свой ум, и свою веру надо охранять. Культивировать, чистить. И этой водой надо делиться. Потому что как колодец: если из него не черпают, он застаивается. Так и своей верой надо делиться, рассказывая о ней.

Апостол Павел говорил: «...настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». И если во времена Потопа Бог сказал: «Не будет пребывать дух мой с людьми этими, потому что они – всё плоть». То мы сейчас живём во время гораздо более страшное, чем время перед Потопом. Сейчас всё только о плоти. И с такой скоростью могут исполняться желания... Раньше чтобы увидеть, надо было куда-то отправиться. А сейчас в этот гадкий Интернет залезают – и всё там для своих страстей находят. Сейчас всё плоть, сплошь и рядом, всё о плоти. Культ плоти. И вместо Бога - поклонение здоровью и наслаждению – вот сейчас какой бог у миллиардов людей. Их бог – наслаждение.

И об этой вере Господь говорит, что «наступает время, когда не на горе сей, – отвечает Он самарянке, – и не в Иерусалиме будете поклоняться Богу. Потому что Бог ищет таких людей, чтобы они поклонялись Ему в духе и истине». И дальше Он скажет в Евангелии от Иоанна: «Дух есть Бог. И покланяющийся Ему должен покланяться в духе и в истине». И вот об этой истине мы должны всегда помнить. Ложь не совместима с крестом, который мы носим на своей груди. Ни маленькая, ни большая, ни во спасение, ни в осуждение.

Говорят о Священном Писании, как в самом Псалтире написано: «Ложь конь во спасение». Как будто образное выражение, что ложь – это конь, который нас спасёт. Дело в том, что в Псалтире «ложь» без мягкого знака. Потому что это краткое прилагательное: «Лжив конь во спасение». То есть нет надежды на коня, не надо, не надейтесь на князя, на сына человеческого. Не существительное «ложь», как бы образное выражение: это конь во спасение. Нет. Лжив конь во спасение. Ложь – это краткое прилагательное в церковно-славянском языке и в Псалтире. А многие читают: ну, значит, иногда врать можно.

Лжи нет никакой – ни во спасение, ни в осуждение, – она одна. Так же, как и правда. И Господь говорит страшные слова тем людям, которые иногда, как мы все, привирают, иногда говорят неправду, особенно дети, боятся сказать правду. Почему? Чтобы не ругали, чего бы из этого ни вышло... Но мудрые отцы сказали: «Ложь между близкими – это первый шаг, это первое преступление против любви». Мы врём тем, кого не любим. И если мы считаем возможным им соврать, значит, это первый шаг против любви. Всё. Мы не верим, мы не доверяем.

Господь говорит страшные слова таким людям: «Вы отца вашего дьявола есте. И похоти отца вашего хотите творить. Он человекоубийца был от века, искони. И в истине не стоит. Потому что он есть ложь и отец лжи».

Когда мы позволяем себе это слово, о котором Господь сегодня сказал: «Бог есть дух. И кланяющийся ему должен кланяться в духе и истине», – если мы говорим только правду и страдаем за неё – мы дети Божии, мы поступаем по правде, чего бы этого ни стоило. Мы пребываем в сыновстве по отношению к Богу. А сказав маленькую ложь, неправду и через это устроив свои дела, уйдя через это от неприятностей, мы протягиваем руку дьяволу, который есть ложь и отец лжи. Раз выкрутился, два выкрутился, три выкрутился... А потом ты стал лживой сущностью.

А в конце концов дьявол ещё называется лукавым. Вот откуда через маленькую ложь, до чего может докатиться человек. Или, наоборот, через правду, пусть горькую – услышав о себе или в чём-то сознавшись, человек постепенно исцеляет свою душу.

У меня по жизни однажды был такой случай. В Оптину приехал «смотрящий» одного из белорусских городов. В тюрьме он пришёл к вере. И когда вернулся на волю, он был для этих людей авторитетом, которые доверяли ему судить их. Он говорит: «Батюшка, у меня раздвоенность. Я хочу от этого отойти, но я понимаю, что это всё невозможно, и они меня не поймут». Дело кончилось очень благополучно, то есть они потихонечку его поняли, что он христианин, и как-то эти вещи несовместимы. И он постепенно от этой братвы отошёл. Но я для интереса спросил у него. Я говорю: «Как ты хоть судишь-то?». Он говорит: «Ну, вот какой-то случай. Говорю одному: «Ну, ты расскажи, как было дело!». Он начинает рассказывать. Потом говорю другому: «Ну, ты расскажи, как было дело!». И он начинает рассказывать. И тот, кто из них врёт, и тот, кто неправ, он в конце концов – я у других спрошу, у этих спрошу, – в конце концов тот, кто врёт, он запутается». И у нас, говорит, есть такой девиз: «Меньше ври – меньше запоминать придётся». Понимаете, да? Он всё наврал, он запутается в конце концов. И всё. «А у нас – говорит, – можно соврать один раз. Вот ты в мелочи наврал перед нами – всё. Ты уже вычёркиваешься». Даже у этих людей...

Также и на исповеди. Иногда называют, в общем, всё вокруг да около, так сказать, чтобы батюшка ничего не понял. Ну, и чего? Ну, а кому это надо? Потому что на исповеди происходит самоисцеление. То, что назвал человек – исцеляется. Один сказал, я, говорит, видел, батюшка, вы исповедовали – а у них змеи выходили изо рта. А что это такое? Грехи. Змеи изо рта выходили! А если до конца не сказать – так хвостик и останется. Ну, надо до конца её выкурить...

Кто-то сказал: «Лучше постыдиться один раз здесь, на исповеди, чем там стыдиться вечность». И вот поэтому мы всегда должны быть людьми правды, чего бы нам это ни стоило. «Блаженны изгнанные правды ради, ибо ваше есть Царство Небесное». Вот об этом будем стараться. Об этом будет напоминание на всю предстоящую неделю о беседе Христа с самарянкой, о воде живой, о вере и благодати Господней, о том, что мы должны поклоняться Богу в духе и истине.

Мы счастливые люди. Господь говорит: «Вы будете поклоняться не на горе сей и не в Иерусалиме, но в духе и в истине». То есть Богу возможно поклонение на любом месте, в любое время нашей с вами жизни.
Я вспоминаю, когда в армии был, единичными были дни, когда пропускал вечернюю молитву. А сейчас в священном сане – сплошь и рядом. Почему? Загадка. Тайна. Даёт Господь призывающую благодать, воду живую, её нельзя, и невозможно, и не нужно расплескать. Она может вот так, между пальцами утечь, и всё.
Храм надо ценить. Здоровье надо ценить. Возможность быть с Богом утренними и вечерними молитвами, всенощные бдения, литургии – это надо всё ценить. Есть время – главу Евангелия почитай. Это призыв твоего ангела-хранителя. Поклонись Богу в духе и истине. Бог везде.

Старец Паисий Афонский сказал: «Бог хочет, чтоб Его дети разговаривали не только между собой, но разговаривали с Ним». И поэтому всякая мысль о молитве – это мысль от Бога. И тут же эта мысль, она будет засыпана песком. На грейдере подъезжает дьявол, эту мысль засыпает песком разных мыслей, дел, несделанных мероприятий, планов, до бесконечности, заваливает эту мысль. «Да, помолюсь, но попозже». Когда попозже? Всё, не помолишься никогда.

И Бог для нас везде. Где бы мы ни были и когда бы мы ни были. Кто-то говорит: «А зачем в Оптиной пустыни на могилах братьев Василия, Ферапонта и Трофима люди пишут записки и вкладывают в кресты?». Это делают большей частью люди далёкие от веры. Потому что верующий человек знает, что нет ничего быстрее мысли. Ну, неужели, написав и правильно всё изложив, и вложив в крест, это стало известно им? А находясь в Москве и вспоминая их или приезжая в Оптину на их могилы, как будто недостаточно молитвы перед ними и перед живым Богом.

Господь так и говорит: «Дух дышит, где хочет». И не мерою Бог даёт дух. А что значит не мерою Бог даёт дух? Что надо, чтобы приготовиться к Святому Причастию? Начинают перечислять: три канона, канон к Причастию, молитва Святому Причастию – и человек считается готовым. Ничего подобного! Готовность к Святому Причастию – это ощущение своего недостоинства и своей неготовности. Потому что если мы посчитали, что прочитанные молитвы, пост, исповедь и всенощные бдения являются пропуском к Причастию, мы ошибаемся, мы в прелести. Потому что это несоизмеримо – наше состояние души и та святыня, к которой мы приобщаемся. Мы все становимся достойными Святого Причастия только по неизреченной милости Божией. Что бы ты ни прочитал, как бы ты ни подготовился, заканчивайте такими словами: «Рабы неключимые, сделали то, что должны были сделать». И то, если сделали то, что должны были сделать.

А порой бывает и так: вместо акафиста и вместо Псалтиря и других молитв – один только молитвенный вздох: «Господи, помоги! Господи, прости мою лживую душу!». Один только вздох, одна только молитва – и человек уходит, как будто он был на целом всенощном бдении, на акафисте и на литургии. Благодать Божия может накрыть, и накрывает чаще всего людей не за труды, а за смиренное, верующее и любящее Бога сердце.

Вот об этом будем и ревновать. О всегдашней молитве. О всегдашнем памятовании Бога. Будем Бога благодарить за ту живую воду веры, которую Он когда-то нам дал, призвал нас к этой вере, к этому источнику воды живой, которая течёт в жизнь вечную. И мы в этом потоке, потоке церковной жизни, потоке веры, может быть, как маленький кораблик, будем унесены этим потоком в тихую пристань, имя которой Царство Небесное. Дай Бог, чтобы мы в этой гавани и в этой тихой пристани нашли свою швартовку, о которой сказано: «В дому Отца Моего обителей много». И мне думается, хватит на всех. Аминь!

http://optina-msk.ru/vse-sobytiya/1822-o-vrde-zhivoj-propoved-v-nedelyu-o-samaryanyne


В Неделю о самаряныне

свящ александр борисов.pngПротоиерей Александр Борисов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день называется Неделя о самаряныне. Я хочу обратить ваше внимание на то, что сразу после Пасхи мы вспоминаем об апостоле Фоме, потом вспоминаем о женах-мироносицах. Потом опять вспоминаем об одном из учеников, о расслабленном. Затем опять вспоминаем о самарянке. Следующая Неделя будет о слепом. Как бы вот такое чередование подчеркивает важность в христианстве и мужчины и женщины. Важность обращения и тех, и других. Нет никакого разделения у Господа и каждый для Него важен, и мужчина, и женщина, ко всем пришел Господь, чтобы всех собрать в одно.

И вот, сегодняшнее Евангелие необычайно поучительно в том отношении, что Господь приходит действительно, как Он и говорил в синагоге словами пророка Исайи: пришел «исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу, даровать слепым прозрение, проповедовать лето Господне благоприятное».

Рассказ о самаряныне нам говорит о том, как Господь обращается к самым сокрушенным, к самым несчастным. На прошлой неделе мы вспоминали о расслабленном, который 38 лет лежал, и никто ему не помогал. На следующей неделе будем вспоминать о слепом, который тоже был слеп от рождения. А сейчас вспоминаем о самарянке, которая была, как и вообще самаряне, презираемы иудеями: это какие-то еретики. Неслучайно, когда где-то Иисуса хотели оскорбить, и сказали: «Мы видим, что Ты самарянин, бес в Тебе». То есть, это было как оскорбление для иудея.

Мало того – женщина. Вообще, разговаривать иудею, мужчине, с женщиной, когда она одна, незнакомая – это совершенно было нарушение всяких правил. И, конечно, она крайне удивилась, когда Иисус к ней обращается. И обращается: «Дай Мне пить». Просит помощи. За помощью обращается к той, которая вообщем-то была унижена. Она даже в своем народе, пришла, неслучайно евангелист указывает «был шестой час». Исчисление дневного времени начиналось с 6-ти утра, значит шестой час – это 12 часов дня, полдень, самая жара. Обычно женщины ходили за водой утром, когда прохладно. Но видимо она была настолько презираема не только как самарянка, но и среди своих самарян была самая отверженная (мы потом поймем почему), что она приходила тогда, когда никого нет, чтобы никто не мог ее обидеть, толкнуть, прогнать, и так далее. Идет на колодец за водой.

Вообще, колодец в Библии мы видим во время очень важных встреч. Именно у колодца встречает слуга, посланный Авраамом, невесту для сына своего господина, Ревекку. Он так загадывает: «вот, которая придет женщина, и даст мне пить, и даст и верблюдам моим – вот та и истинно невеста для моего господина». И она так и поступает. Не только ему предлагает воды, но «и верблюдам твоим начерпаю», то есть видно сразу, что эта девушка не эгоистичная, видно – желает помочь, видно – внимательна к людям, к путнику. Видит, что он в пути, и верблюды хотят пить, и так далее. То есть, не просто взяла воды и пошла. Так что это очень важная такая встреча.

Моисей встречает свою жену, когда убегает от египетского фараона, тоже у колодца. То есть такое место очень важное, великий символ – вода, символ жизни. Встреча часто является именно тем, что меняет нашу жизнь. И вот встречает Иисус самарянку. И она говорит: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, женщины, самарянки?» И Он говорит ей: «Если б ты знала, Кто говорит с тобой, ты бы сама просила у Него пить».

Вот эта удивительная встреча, когда мы видим, что Бог нуждается в нас. Обращается к самому бедному, к самому такому презираемому человеку, и в его помощи тоже нуждается. Каждый может Богу чем-то помочь, и она в том числе. И в то же время говорит, что «если б ты знала, Кто говорит с тобой, ты бы сама просила бы». «А где же у Тебя вода? Как Ты можешь? Какую воду Ты мне можешь дать? У тебя и черпала нет, колодец глубокий, всё такое…» Он говорит: «Тот, кто пьет эту воду, возжаждет снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек». Ну, конечно, речь идет, Господь говорит не просто о воде, Он говорит именно о воде жизни. Вода вообще символ жизни. Мы понимаем, что когда нет воды, засуха, гибнет всё – растения, животные, люди страдают. И поэтому Господь говорит об этой воде, и в то же время о воде духовной, воде общения, воде радости, воде любви. Он именно эту воду дает самарянке, и она уже с доверием говорит с Ним, с Человеком, который действительно проявил к ней внимание, проявил любовь, и дальше мы видим еще больше.

Он говорит ей: «Позови мужа своего». Она неожиданно признается в своей главной беде, главной своей проблеме: «У меня нет мужа». Она честно сказала. Господь ей говорит: «Да, это правда. Но у тебя было пять мужей, и которого сейчас имеешь тоже не муж тебе. Это ты правду сказала». Она – сломленный человек, сокрушенный сердцем. Как много людей, у которых за плечами столько разрушенных встреч, разрушенных каких-то общений, дружбы, любви, и так далее. У каждого человека это есть. Так что Он обращается к каждому человеку: «Да, у тебя это было всё, но по-настоящему ты чувствуешь себя одинокой и несчастной». И вот она говорит: «Господи! Я вижу, что Ты пророк». Пророк не только человек, который предсказывает будущее, а который видит, видит правду Божию в каждом человеке. И она решается задать такой важный вопрос, общаясь с иудеем: «Вот вы говорите, что надо в Иерусалиме поклоняться, а мы – на этой горе, древнее святилище, еще древнее Иерусалима. Где же все-таки правда? Где истина?» Господь ей говорит самое главное, говорит то, о чем будут писать целые тома книг. «Поклоняться не на этой горе, и не на той наступает уже такое время, а в духе и истине. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему в духе и истине достойно поклоняются».

Замечательные слова, которые будут жить веками и будут жить пока существует жизнь на земле. И она говорит: «Да», понимая, что встречается с какой-то великой тайной, которую просто так не объяснишь и не поймешь, и говорит о том, что «Да, мы знаем, что придет Мессия, Который нам всё объяснит. И эту тайну объяснит в том числе». И вдруг Господь неожиданно ей говорит: «Это Я, говорящий с тобою». Единственный случай, когда Господь в Евангелии вот так прямо говорит. Не на суде в синедрионе, не когда требуют, а Сам говорит: «Это Я, говорящий с тобою». И говорит кому? Женщине, самарянке, с несложившейся судьбою, с разрушенной внутренней жизнью. Говорит ей о самом главном, протягивает ей Свою руку.

И она чувствует, что что-то происходит такое небывалое с ней, и она, уже как бы приняв этой воды Его любви, Его доверия, Его веры, она бежит в свое селение, оставила, забыла этот свой кувшин уже, потому что она получила уже другую воду, и уже бежит к тем людям, которые относятся к ней, мягко сказать, неважно. И им начинает проповедовать, им начинает говорить: «Я встретила Человека, Который мне сказал всё, что я сделала, не Он ли Христос?» И действительно, по ее слову многие обращаются ко Христу из самарян, и ей говорят, что «уже не по твоим словам, а сами увидели и поняли, что Он истинно Христос, Спаситель мира».

И в апостольском чтении тоже мы слышим, как в Антиохии, где проповедовали апостолы, впервые ученики начали называться христианами. Очень важное именование. Каждый из нас должен помнить, что мы прежде всего христиане. Прежде всего. Конфессии – это уже дело историческое, и Господь пришел именно собрать всех воедино, чтобы не разделение было, а всех вместе, начинает с самарян и иудеев.

И для каждого из нас важно понять, подумать о том – в чем мы сами сломлены. В чем мы таковы, что нуждаемся постоянно в поощрении, в похвалах, в поддержке, которая от людей, а дать может нам Сам Господь, чтобы нам тоже прийти к этой живой воде, получать ее для себя, понимая, что без этого в нас не будет той подлинной жизни, которую пришел Господь подарить каждому из нас.

Аминь!

damian.ru







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс