Материалы


Проповеди в Неделю Торжества Православия

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия

патриарх.pngВо имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, и это не случайно, потому что праздник Недели Православия был установлен в далеком IX веке в связи с событием огромного значения. В 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон; называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы.

По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем.

Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня. И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией.

Каждый православный человек должен понимать, что лежит в основе церковных разделений. В нашем обычном представлении еретик — это синоним разбойника. Так оно было и в древности. Один из еретических соборов, который отрицал присутствие в Сыне Божием человеческой природы, вошел в историю Церкви как «Разбойничий собор». Для верующих еретик был как бы разбойником, и по сути, так оно и есть. Но среди еретиков было и много людей благочестивых, горячих в вере, ревностных. И в самом деле, разве за реальным разбойником, распутником, грешником пойдут тысячи людей? Люди идут за сильным вождем, который умеет убеждать, который может показать личный пример. Большинство еретиков были такими сильными церковными вождями, имевшими огромный авторитет среди народа.

Достаточно вспомнить Ария. Он был проповедником, мудрецом, богословом. Его имя было чрезвычайно авторитетно в Константинополе. Защищая Ария и его учение, люди вступали в конфликты друг с другом. История доносит до нас примеры того, как на рынках вспыхивали споры и даже физические конфликты, потому что было много людей, готовых пойти за Ария на смерть.

И еще нужно помнить, размышляя на тему ереси и разделения, что основные еретические движения древности были связаны с попытками оградить Православие, сохранить его чистоту, дать людям более ясное понимание догматов. Арию казалось необходимым приблизить понимание Воплощения к менталитету, знаниям, мироощущениям тогдашних людей. Ему казалось, что если он будет говорить о Христе как о творении, то это учение будет в большей степени соответствовать Священному Писанию и будет принято народом, а значит, и вера в народе будет крепче. Арий был движим добрыми намерениями защитить веру, как он себе ее представлял.

И последующие еретические движения стремились к тому, чтобы якобы защитить веру православную, сохранить ее чистоту. Так, Несторий верил, что родился от Девы Марии не Бог, а человек, который лишь постепенно возвысился до Божественной высоты. Он говорил и учил так убедительно, что до сих пор есть его последователи. Для нас, православных людей, живущих в России, это имя известно лишь из учебников истории, никому в голову не приходит думать о ереси Нестория. А вот пришлось мне быть в Ираке еще до этой страшной войны и встречаться с местными христианами. Я обнаружил, что большинство христиан в Ираке почитают Нестория. Когда я ехал в такси от аэропорта, то, к изумлению своему, вступил в богословский спор с водителем, который утверждал неправомерность слова «Богоматерь» по отношению к Деве Марии, как это в свое время утверждал и Несторий в далеком V веке. Наверное, если бы слова были не убедительны, а жизнь была бы греховной, люди не последовали бы за Несторием.

Этот ряд можно продолжать. До сих пор есть христиане, которые не признают человеческой природы Господа Иисуса Христа, а верят только в то, что у Него есть Божественная природа. И среди них есть подвижники благочестия, монахи, богословы.

Что же такое ересь? Как ересь можно отличить от допустимого в Церкви разномыслия? Как отличить еретика от ревностного православного христианина, желающего защищать и хранить чистоту своей веры? Есть только один способ. Всякая ересь порождает раскол, а где раскол, там нет любви. Это мы хорошо знаем из нашей жизни. Семья распадается: супруги расходятся, дети отворачиваются от родителей тогда, когда из семьи исчезает любовь. И какие бы добрые, хорошие слова один из супругов ни произносил, там, где нет любви — нет чистоты отношений и нет единства. То же самое происходит и в Церкви. Если мы встречаемся с человеком, который утверждает, что борется за чистоту Православия, но в его глазах опасный огонь гнева, ему везде чудятся еретики, он готов идти на бой и на разделение Церкви, он готов поколебать основы церковного бытия, якобы защищая Православие; когда в человеке, возглавляющем еретическое учение, мы не находим любви, а находим только гнев, то это первый признак того, что это волк в овечьей шкуре — подобно Арию, Несторию и многим другим, которые горячо проповедовали, не имея любви в сердце, и были готовы ради своей правоты идти на разделение церковной жизни.

Единство там, где любовь, а где любовь — там и Бог. И если кому-то приходит в голову мысль сказать нечто о вероучении, что расходится с традицией Святых Отцов, Вселенских и благочестивых Соборов, то такой человек многажды должен подумать, для чего, во имя каких целей, он предлагает то или иное новшество. Если из уст такого человека мы слышим потоки брани, порой даже грязи, которые обрушиваются на Церковь и ее служителей, если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению Православия даже до смерти, когда мы слышим такой возглас и такой лозунг: «Православие или смерть» — нужно опасаться этих проповедников.

Никогда Господь не говорил: «Мое учение или смерть». Ни один апостол не говорил: «Православие или смерть». Потому что Православие — это жизнь вечная, это радость во Святом Духе, это радость жизни; смерть же — это тлен, это результат грехопадения и дьявольского действа. И сейчас у нас появляются, время от времени, лжеучители, которые соблазняют народ призывами спасать Православие, спасать его чистоту, которые повторяют этот опасный, греховный и внутренне противоречивый лозунг: «Православие или смерть». В глазах этих людей вы не найдете любви, там горит дьявольский огонь гордыни, стремление к власти, к разрушению церковного единства. А внешне все может рядиться в добрые одежды, прикрываться благочестивым обликом, пользоваться почитанием определенного круга людей.

То, что мы говорим в отношении ересей, справедливо и в отношении любого другого разделения. Иногда и в приходах наших возникают разделения среди духовенства и мирян. Нередко эти разделения связаны с борьбой за некое первенство, за некую власть на приходе. Мы знаем, как иногда разделяются прихожане, группируясь вокруг одного или другого священника. Почитание того или иного пастыря и любовь к нему — законно, а разделение во имя любви — греховно, потому что где любовь, там не может быть разделения.

Мы должны хранить единство не только Вселенского Православия от каких либо ересей и расколов, мы не только должны хранить как зеницу ока единство нашей Поместной Церкви, Церкви-мученицы, выстрадавшей свое право быть единой и неделимой. Мы должны хранить единство наших приходов и монастырей, помня, что самый главный критерий оценки деятельности любого христианина —от Патриарха до простого мирянина — это любовь. Есть любовь — есть Христос! Нет любви — нет Христа!

Да поможет всем нам Господь хранить единство Церкви нашей, хранить его как зеницу ока, назидаясь страшными и опасными примерами из прошлого, но одновременно вдохновляясь и подвигом тех Святых Отцов семи Вселенских и благочестивых Соборов, что охраняли, защищали и поддерживали единство Церкви Христовой, утверждая в основе церковной жизни единственный Богом определенный закон — закон любви, которым спасаемся. Аминь.

Пресс-служба Московской Патриархии


Проповедь в неделю Торжества Православия

схиархим Зосима Сокур.pngСхиархимандрит Зосима (Сокур) 

28 февраля 1999 года

Братья и сестры! Сегодня первый воскресный день святого Великого поста. Господь сподобил нас мирно провести первую седмицу поста. И в сегодняшний день – Торжества веры Православной – особое молебное пение совершается во всех храмах торжествующей нашей Святой Церкви Православной, которая почти 2000 лет спасает, освящает и приводит нас к жизни вечной, указует путь ко спасению. Мы все находимся в Церкви Божией, и врата ада никогда не одолеют созданную Господом Церковь.

История Церкви очень сложна. Гонения бесконечные на Святую Церковь были еще со времен Самого Спасителя. «Если Меня гнали, и вас будут гнать», – говорил Христос. И четко это прослеживается во всей истории Церкви. Гнал иудейский синедрион, апостолов сажал в тюрьмы, темницы. Гнали римские императоры. Жестоко расправлялись с Церковью: казнили, думали, что физическими силами они уничтожат семя жизни, семя Божие – Церковь Святую.

Не уничтожил диавол гонениями. Ереси, расколы начались, лжеучения разлагали Церковь изнутри – ариане, виссариане, македоняне и прочие лжеучители Церкви, которых отвергла Церковь от себя как неправославных. И Вселенскими Соборами Церковь указала нам правильное русло спасения. И так на протяжении всей истории Церкви бесконечная борьба идет диавола с Богом. Недаром великий писатель наш, Достоевский, сказал: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Расколы, гордыня в Церкви стали появляться, папизм стал появляться. Почему и откололась западная Церковь в 1054 году от общего Православия, от всей Церкви Православной. И затем уже от западной Церкви откололось протестантство. И протестанты сейчас делятся на многочисленнейшие секты, враждующие друг с другом. Мне сегодня задали вопрос: «Спасутся ли сектанты?» Никогда они не спасутся. Без благодати нет спасения. Ложь это все, что спасутся. Даже католики – и те не спасутся. Святителя Игнатия Брянчанинова спросили: «Владыка, спасутся ли католики?» Это в XIX веке было – тогда опасно было говорить, что не спасутся. Святитель улыбнулся и сказал: «Не знаю, спасутся они или нет, но если бы я принял католичество, я бы не спасся». Нет спасения без благодати. Отрезаны они от древа Церкви Божией. Отсекли они себя. Ветвь, отсеченная от древа, засыхает. А Церковь продолжает жить.

Особенно знаменательна история нашей Русской Церкви. Опять попущение – сколько расколов, сколько сект было на Руси святой. И особенно знаменателен ХХ век. Первый век христианства повторился в истории нашей Русской Православной Церкви. Жуткие, страшные, безбожные гонения физически уничтожали Церковь. Задана была сатанинская задача: тюрьмы, ссылки, казни… Чтобы никто не поминал на святой Руси о Боге – вот задача какова была у безбожного строя тогдашнего. Безбожные пятилетки организовывали. Но здесь уже переполнилась чаша гнева Божьего: грянул гром Великой Отечественной войны. И поняли тогда все эти богоборцы… «Братья и сестры! – закричали. – Спасайте, молитесь!» И Церковь молилась. Все время скорбела на Голгофе своей, прощала и молилась Церковь Святая.

Когда закончились эти безбожные гонения, начался процесс дробления Церкви. Как некогда были ариане, виссариане и прочие, так и сейчас секты страшные пошли, засилье американских лжеучений и наших, русских – рериховцы, «Богородичный центр» и прочие. И расколы в самой Церкви. Особенно это чувствительно у нас на Украине. Расколы эти страшные. Гордыня «филаретовщины», который возгордился и во сне видел себя уже патриархом. Как некогда папа Римский возомнил себя главой Вселенской Церкви − и был жуткий, непримиримый раскол. И Церковь вынуждена была осуждать все это, дабы спасти стадо свое от лжеучителей и волков в овечьих шкурах. И в этот день, чтобы понимали люди, кого отсекает Цер- ковь, в храмах всегда пели анафему, то есть отлучение. Отлучаются тяжкие раскольники, тяжкие лжеучители отлучаются. Отлучались также на Руси от Церкви Божией и государственные тяжкие преступники, такие, как Емелька Пугачев – разбойник и вор, Стенька Разин – разбойник и вор, Мазепа – предатель, хоть его сейчас делают у нас героем. Он предатель Руси святой.

Готовилось Церковью отлучение и писателя Льва Толстого, но анафематствование не совершилось. За что Толстого Церковь отлучала? За его еретичество. Не как писателя великого, талантливого Церковь осуждала его, а как еретика. Когда он влез в Святая Святых Церкви – в Таинства – глумиться, кощунствовать над Воскресением Христовым, кощунствовать над Таинствами церковными, начал Евангелие извращать – вот тогда-то Церковь вынуждена была готовить ему отлучение от своего общения.

Но Господь в лице Оптинских старцев все время терпеливо звал его к покаянию. И душа его, как бьется комашечка, попавшая в сети паука, так и его билась душа. Он метался перед самым последним моментом жизни своей. Куда поехал? В Оптину, к старцам поехал. В скиту дошел уже до святых врат, но был лишен Таинства Покаяния за свои беззакония. Господь лишил его. Резко повернулся он от насыпи скита Оптинского и пошел уже к погибели вечной. Толстой также находится под отлучением, хоть и не анафематствован.

После революции запрещено было петь анафему, безбожники почему-то суеверно боялись этого слова. Патриарх Тихон терпел все беззакония, бесчинства безбожные, скорбел очень, плакал, горевал, молился. Но когда пришел час уже критический, он анафему возгласил безбожному коммунистическому строю, отлучение от Церкви, проклятие. И что эти безбожники коммунисты ни творили, какие, казалось бы, благие дела ни затевали – все рушилось. Проклятие Патриарха до сего дня на них лежит, и никакого успеха, хоть они и пытаются сейчас к власти приходить – успеха не будет. Они находятся под проклятием Патриарха Тихона. Вот анафема!

В годы безбожия, особенно хрущевских гонений, модно было отрекаться от Бога, писать в газеты: «Я был верующий». Лжесвященники снимали с себя кресты, отрекались от священного сана, общения с Церковью Христовой. И в тяжкое это время слово «анафема» боялись произнести в церкви. Патриарх Алексий Ι смог, отлучил всех этих отступников от общения с Церковью, предав их анафеме.

В наше время на Украине каждый знает, это печальное слово прозвучало в церкви, когда раскольника нынешнего, бесноватого «фюрера» Филарета, националиста страшного, отлучали от Церкви. И его сподвижника Глеба Якунина, бывшего священника, тоже отлучали от Церкви и пели им анафему, проклятие. И как бы они уже ни пытались что-то сделать, они лишены Божией благодати, защиты духовной. И пока ния таким людям уже, к сожалению, нет.

И сейчас, в сегодняшний день Торжества Православия, невзирая на разделы и расколы, Церковь торжествует и спасает чад своих. Возгласим особое молебное пение, попросим у Господа мира, тишины, единства Церкви. «Отче, да вси едины будут, как и Мы с Тобою», – молился Спаситель в предсмертной Своей молитве в Гефсимании.

Бесконечно размышляю о словах Христа Спасителя: «И будет едино стадо и един Пастырь». Сейчас существует так называемое «экуменическое движение» – объединение Церквей, но, увы, оно в ересь превращается в наше время, потому что не идет разговор о покаянии, об осознании своих заблуждений. А о чем разговор идет в этом движении? Соединить всех, какой-то «винегрет» сделать, новую какую-то ересь придумать. Этого не может допустить Церковь. Церковь хранит в чистоте веру святую Православную. Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до анти- христовых времен и до пришествия Христова». Почему мы и радуемся, что Господь дал нам зерно истины. Русь наша святая – хранительница веры Православной. За это мы особенно благодарны Богу. И дай, Господи, чтобы Русь святая наша, не Россия, не Украина, не Белоруссия, но земля Русская жила в наших сердцах, была хранительницей истинной веры Православной, и чтобы эту веру мы могли сохранить и для будущих потомков. До последних времен антихриста на Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой Русской.

Сейчас мы все зажжем свечи и совершим молебное пение Торжества веры Православной. Вздохните все о Матери нашей, Святой Церкви, спасающей, любящей, скорбящей о нас и освящающей всех нас. И помогай, Господи, тихо, мирно, спокойно молиться в сегодняшний святой великий день Торжества веры Православной в нашем храме Божием.

Сколько еще ересей было! Иконоборческая ересь была, почему и сегодня поем мы: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий». Перед нами Нерукотворный Образ Христа Спасителя, первый образ христианства. Лик Христов взирает на нас, и в сегодняшний день мы возносим моления этому святому образу. И сейчас, в наше время, беснуются сектанты против лика Христова, против святых икон – «идолами» их называют, а нас «идолопоклонниками». Но мы знаем, что поклоняемся мы не дереву, не краскам, не стеклу – мы поклоняемся лику Христову, освященному, благодатному и чудотворному. Помогай, Господи, мирно помолиться.

После чина Православия По милости Божией, в этом году совершили мы чин Торжества Святой веры Православной. Церковь Святая предупреждает чад своих беречься раскольников, инакомыслящих, обновленчества, сектантства. Все это предано анафеме, отлучению, и с ними не нужно никакого духовного общения иметь. Но святые отцы предупреждают: на религиозной почве никогда не враждовать – сохрани Господь. Всех нужно любить, всех нужно принимать, но учения их не слушать. Книг их в руки не брать, потому что даже когда возьмешь в руки эти колдовские разные книги еретические, то уже оскверняешься от этого прикосновения. Только Святая Истинная Православная Церковь в последние смутные, тяжкие времена будет руководствовать нас ко спасению. Всем великим подвижникам Церкви вечная память. И царю-мученику нашему, Николаю, с царской семьей, мы пели уже открыто «Вечную память». А всем святителям нашим, право и мудро управляющим Церковью, и всему нашему роду христианскому мы пели «Многая лета». Да даст Господь для Церкви единства. И как мы молились, да обратятся все заблудшие, враждующие, ненавистники, завистники – все обратятся к единой спасительной вере, и все да будем едины во Христе Иисусе, Господе нашем. С праздником Торжества веры Православной!

В сегодняшний святой день перед вами образ Нерукотворного Спаса. Этот образ когда-то принадлежал дорогому Батюшке, отцу Иоанну Кронштадтскому. Во время гонений образ в землю несколько раз закапывали, сохранили матушки его от безбожников. Очень тяжкую историю претерпел он. Живопись почти вся сошла, сейчас отец-иконописец Алипий восстановил во всей красоте этот образ, перед которым молился в своей келье, в своем кабинете, дорогой Батюшка, отец Иоанн Кронштадтский. Сейчас совершаем Литургию святителя Василия Великого. Помогай, Господи, нам, священникам, помолиться у престола Божия, Таинство великое Евхаристии совершить. И вам, возлюбленная паства моя, помогай, Господи, помолиться сегодня за Божественной трапезой – Божественной святой литургией, которую составил наш небесный покровитель, святитель Василий Великий! После Литургии Слава Богу, Господь сподобил, укрепил и нас, священников, мирно молиться у престола Божия, и вас всех Господь сподобил мирно помолиться за сегодняшней Божественной святой литургией. Да приимет Господь труд наш духовный и да дарует нам по нашим молитвам вся благая в дальнейшей жизни нашей.

Слово о Православии говорил вам сегодня. Одно только еще напомню, родные мои. Дни лукавые наступают сейчас. Диавол особенно ополчается на веру Православную сектами, расколами, лжеучениями, злобой против Церкви, недовольством священноначалием – всем, любыми способами, чтобы оттолкнуть людей от корабля – Церкви Христовой Православной. Берегитесь времен лукавых! Подальше от этих лукавых людей, кто говорит что плохое о Церкви. Стой! Этот человек уже не того духа. Подальше от него нужно отойти сразу. Как во времена Патриарха Тихона было? Расколы искусственные многочисленные (как у нас на Украине сейчас) тогда были – обновленчество, григорианство и другие. Не понимают люди, куда же идти правильно. Кругом священники служат, кругом кадилами машут, кругом певчие поют. Где истинная Церковь, а где уже не истинная? И знамением истинной Церкви тогда Патриарх Тихон был. Придет бабка в церковь и слушает, кого ж батюшка поминает. Ага, великого Господина и Отца нашего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Ага… Церковь законная, истинный батюшка. Скорей миску свою на стол, гроши на стол: «Батюшка, служи панихиду, поминай моих умерших!» Вот слушает бабка – поминают какого-то там митрополита Александра Введенского, обновленца. За свою миску – и из церкви ходу… Здесь ложь, здесь не истина, лукавые лжепопы объявились. Точно так и в наше время смутное. Мы временами сами с Владыкой думаем: что это за священники? Не поймем, откуда, кто они такие? Разобрались – это ж еретики, раскольники. Нам трудно разобраться, а вам, народу, тем паче. И знамение истинной веры у нас на Руси святой – это Патриарх Алексий II. Пришли в церковь, слышите – поминает батюшка Великого Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – значит, это наш батюшка – молимся, благословение берем, исповедуемся и причащаемся. А где поминают якогось там кыйивського этого Филарета, бандита «всея Руси-Украины», – ой нет… – это бандит. И скорей бегите оттуда, от этой нечисти. Вот так правильно вам, простому народу, различать нужно, где истинная Церковь, а где ложная. От лжи отходить, к истине, помогай, Господи, стремиться. Простое сердце нужно иметь, но мудрое. И кто против Церкви говорит, особенно против Святейшего Патриарха, сразу отойди – это лукавый человек, нехороший человек. Подальше отойди от зла и сотвори благо. Вот простое мое увещевание, чтобы не попасть вам по простоте своей в какие-нибудь паучьи сети, чтобы не заблудиться самому и не заблудить еще и ближних своих. Берегитесь! Дни лукавые, еще изощренней будет сатана восставать, еще будут нас объединять с этим Филаретом искусственно. Якась там уже на Украине «фундация» есть, «объеднання». С кем объединить? С Филаретом, с сатаной объединить нас хотят. Еще чего не хватало! Да лучше умереть, чем объединиться, лучше сто десять кодов на себя нацеплять разных – Бог простит – нежели с сатаной самим дело иметь! «Фундацию» какую-то! (И такие лукавые слова, витиеватые. Читаем мы, читаем их бумагу, да еще по-хохляцки, по- иностранному ж написано – поди разбери еще. Одно слово поймем, десять не поймем – хоть переводчика какого бери, разные «хлюпальники» там понаписаны. Какой-то резинщик киевский – а за ним стоит вся темная сила националистическая, сатанинская.) И вот объединить нас хотят. С кем? С Филаретом. С диаволом можно объединяться? Боже сохрани! Нам дан законный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – великий семидесятилетний святой старец. Вот кто наш Глава. И мы должны свято держаться единства Святой Церкви. Сегодня за литургией исповедовали Символ Веры: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Никаких разделений Церковь не допускает, никаких расколов – ничего. Раскольники все от диавола, от нечистой силы сатанинской. Вот простое вам разъяснение в святой день Торжества веры Православной. Господь сподобил чин Православия совершить, анафему всем отступникам пропеть. Но вместе с тем Церковь никого от себя не отвергает. Если покаются отступники – Церковь простит их. Если они придут в Церковь – примет их к себе. Ждет терпеливо Церковь их к покаянию. Вот это милосердие Божие и милосердие Церкви безгранично и беспредельно!

http://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=sermons&sermons_id=45

Слово в день Торжества Православия

DSCF2268.JPGПротоиерей Константин Головатский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами совершаем праздник, который именуется Торжество Православия. Этот праздник был установлен в 842-м году, когда закрепился догмат об иконопочитании, то есть учение Церкви о почитании святых икон. Этот догмат как бы явился таким завершением, венцом всех других догматов Церкви, последним среди них. В Церкви есть и другие наиважнейшие догматы, такие, как учение о Пресвятой Троице и учение о Боговоплощении Сына Божия.

Этот праздник говорит нам о том, что учение Церкви появилось в результате борьбы с различными ложными объяснениями и толкованиями и задача святых отцов, которые собирались на Вселенские соборы и утверждали учение Церкви заключалась в том, чтобы сохранить апостольское учение, учение Христово неизменным. Это оказалось зафиксировано в тех догматах Церкви, которые мы сейчас имеем. Поэтому сегодняшний праздник, праздник Торжества Православия, это торжество Истины Христовой, которая хранима Церковью.

Мы иногда с вами думаем, что можно просто верить. Но кроме того, чтобы верить, человеку, для того чтобы быть христианином, необходимо иметь живое общение с Церковью, знать учение Церкви, любить богослужения Церкви, участвовать в Таинствах Церкви, потому что Церковь есть столп и утверждение Истины, как говорит апостол Павел.

Мы с вами сегодня прославляем Истину Христову, которая хранится в Церкви, мы приобщаемся к Церкви, ибо она есть Тело Христово и приобщаясь Церкви мы становимся частью Христа Спасителя духовно.

Для того чтобы нам быть православными христианами, мы с вами, кроме верности Церкви, должны еще и конечно, совершать работу над собой, приносить Богу покаяние, чтобы восстановить в себе образ Божий, по которому нас изначально Бог сотворил. Потому что именно покаяние, избавление от греховных страстей, позволяет высветлить этот образ Всевышнего в нашем сердце и в нашей жизни, чтобы человек сам стал как бы иконой, на которую взирают все другие и видят образ Божий.

Поэтому, дорогие, всем вам желаю положить доброе начало совершению Великого поста, это доброе дело продолжить. Потому что весь пост еще у нас впереди и нам всем желаю достойно пройти поприще Великого поста. И не только желаю, но всех вас призываю, потому что это благословение Церкви, к которой все мы с вами принадлежим и в которой мы с вами спасаемся. Аминь!

2014 год









Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс