Материалы


Проповеди в Неделю 26-ю по Пятидесятнице

Проповедь на притчу о богатом юноше

архим Дионисий Каламбокас.pngАрхимандрит Дионисий (Каламбокас)

«И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк. 18: 18–24).

Совершенный человек, говорит Иаков, брат Господень, виден по устам его – по его молчанию и по его речам. Когда кто-либо пребывает со Христом, который есть Слово и говорит, нет нужды ни о чем спрашивать Его: Он предваряет все вопросы − так было и с учениками Его.


Но начальствующий – богатый юноша − спрашивает Его: «Учитель благий», − и тут же Христос говорит ему: «Один есть Благий». Не потому, что таким образом отрекся от Себя Самого, не потому, что Он Сам не был Благим, но отражает нас тут же, как в зеркале.

Столкновение лоб в лоб происходит между Богом и каждым человеком. Когда перед нами другой человек, даже если это наш ребенок, мы или сталкиваемся с ним, или становимся одним целым. Другой человек является для нас неким механизмом, возносящим нас к Богу, – или становится для нас скалой, о которую мы разбиваемся, или некоей пропастью, куда мы падаем, низвергаясь в хаос либо дружбы, либо супружества, либо братства, либо повседневной нашей жизни.
Говорит со Христом − и не говорит со Христом, но с самим собой сегодняшний и всегдашний богатый юноша. И так спокойно, так просто, единственный собеседник человека, Христос отвечает ему.
И говорим мы, глухие, и слепые, и неразумные: «Где же Бог? Не слышит, Он глух, спит, Он далеко, Он за нами не поспевает, Ему не до нас, Его не хватает на нас».

И так хорошо, так совершенно, так личностно проникновенно говорит сегодня Господь с юношей. И говорит ему: «Ты знаешь, о чем меня спрашиваешь». Кто не знает! Дитя от чрева матери своей знает все, раз Предтеча взыграл от радости во чреве Елисаветы, когда Пресвятая Дева, лишь несколько дней как носящая во чреве, приблизилась к ней, и дал матери своей Елисавете, прежде бесплодной, пророчествовать, открыл ее уста.

Мы же забиваем детей наших своей нервозностью, своими желаниями, сигаретами – и не только теми, которые курят беременные, – но и сигаретами душевной нашей неуравновешенности, ненасытности, одиночества, замкнутости, отсутствия супруга или диктаторского присутствия его. И тогда дитя для нас не есть дверь в небеса, но некто приговоренный, уже от чрева нашего, нести на себе наши тяжести. Не есть плод любви, но плод наслаждения и вожделения.

Все нам известно в нашей душе. Надо только немного успокоиться – и воздадим плодами, как земля, в которую бросаешь семена, и больше она в тебе не нуждается, и только потом в июне она снова ждет тебя собрать урожай. Сколь же благодарно усердны, благодатны земля, солнце, дождь, день, ночь, а сердце человека такое черствое! Осел и вол, говорит Господь, знают Меня. «Осел и вол знают своего хозяина, а Израиль Меня не познал» (Ис. 1: 3).

И вот так просто говорит все это ему Христос. И тогда юноша отвечал Ему: «Все, о чем Ты мне сказал, на самом деле я знал, напрасно я спросил Тебя, лукавством это было». Я спросил Тебя, чтобы удостовериться, почувствовать, что со мной все в порядке, потому что как будто стрелка компаса двигалась внутри меня, словно чего-то мне недостает. И сейчас Ты все это сказал мне, и я отвечаю Тебе, сверх того, что все, о чем Ты мне сказал, я делаю.

Таково оно, сердце человека. Ко греху ли прилепляется, ко Господу ли прилепляется – хочет своего человек. Разве и те, которые были рядом со Христом, понимали что-либо? Чудес хотели. Хлебов, рыбы, восстановления в правах, владения. Мать детей Заведеевых за несколько дней до распятия пошла к Христу и сказала: «Когда прославишься, посади детей моих справа и слева от Тебя» (Мф. 20: 21). И Он ответил: «Не знаете, чего просите. Эти места для тех, для кого они уготованы» (Мф. 20: 22–23), то есть для каждого из нас, когда кто-либо этого не просит, но довольствуется тем, что он есть, и этим приближает Христа к себе, а не давит на ангелов, чтобы они поставили его рядом со Христом.

И когда все это Христос говорит юноше, очень богатому юноше, тот отвечает: «Все это я делаю». Чту отца моего и мать мою, я их наследник, они сделали меня очень богатым. Жене, которая мне дана, я не изменяю. Не ворую, ведь у меня все есть. Обмануть – что я тем выиграю? Мы могли бы сказать, что он был святым.

Однако же святым, который не готов оставить, отречься, освободиться от святости своей − это не святой. Он живет для себя самого. Когда кто-либо прилепляется к добродетели ли, ко греху ли сердцем своим, желанием своим − это и есть бог его, его «я», добродетель его или грех его. И тут нужен скальпель хирурга. Христос, не как просто нейрохирург, не лазером, но там, где мы не осмеливаемся проникнуть в самих себя, приходит, и освобождает нас, и дает нам возможность любить Его, общаться с Ним, не бояться Его, то есть не бояться нам друг друга.

Сколько договоров заключается между людьми, сколько соглашений, сколько происходит совещаний, чтобы в итоге достичь взаимопонимания, согласия, якобы мира, бракосочетания, получить желаемую работу, некоего объединения наций, некоего синода. Мы боимся довериться.
Однако же, дорогие мои, когда мы, свободные от всего, можем прилепиться к Богу и последовать Ему, когда не убоимся всякого стоящего перед нами, но в нем будем видеть Бога – это и есть Рай, которого я вам желаю, которого вы достойны и который вы имеете.

http://www.kupola.info/uspenskii-listok/listok-40-tolkovanie-na-pritchu-o-bogatom-yunoshe.html

Притча о богатом юноше

иг Силуан Туманов.pngИгумен Силуан (Туманов)

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа, аминь!

Дорогие братья и сестры! Как вы знаете, главная радость и главная обязанность православного христианина это в воскресный день, как определено апостолами, собраться в храме Божием для того, чтобы прославить Господа Бога во псалмах и пении, для того, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Наше главное христианское православное богослужение называется литургия. Состоит оно из трех частей. Первая — это приготовление к таинству, проскомидия. Вторая — это сейчас идущая литургия Слова, литургия оглашенных. И главная часть – литургия верных.

На литургии Слова (здесь подразумевается Слово Божие — Библия) нам всегда предлагается тот или иной отрывок из Священного Писания. Делается это для того, чтобы мы могли почерпнуть из этого отрывка некую мысль, которая помогла бы нам жить достойно, жить по-христиански.

И вот вы сейчас слышали, что сегодня святая православная Церковь предлагает нам поразмышлять над отрывком, о том, как некий человек пришел ко Господу нашему Иисусу Христу, назвал Его «Учителем благим» и спросил, что делать ему, чтобы спастись (см. Мф., 79 зач., XIX, 16-26).

Некоторые из толкующих это место отцов сразу отмечают некое лукавство в его словах. Они говорят, что юноша этот подошел к Богу с горделивым сердцем. Он подошел к Нему не для того, чтобы узнать, что ему действительно надо сделать для спасения, а просто для того, чтобы Христос похвалил его образ жизни.

Не так ли и мы часто приходим в храм, к Богу, чтобы Он одобрил нашу жизнь, а не вмешивался в неё? Чтобы Он сказал: «да, ты много страдаешь, у тебя тяжкая судьба. Ну, вот тебе одно послабление, другое. А потом, не беспокойся, будет тебе Царство Небесное».

Ведь с этой мыслью многие из нас приходят к Богу. И вот Евангелие здесь нас обличает, срывает покров недоговоренности с наших мыслей. Говорит: «неправильно мы думаем! К Богу надо приступать без самодовольства, со смирением».

Этот юноша подошел ко Господу нашему Иисусу Христу и называет Его «благим». Но мы знаем, что этим эпитетом в Библии именуют Самого Бога. Со стороны юноши это некий вежливый риторический оборот, как видно из повествования, он не видел во Христе Бога, а лишь странствующего учителя праведности. И Господь сразу указывает ему на это. Он смотрит вглубь его сердца. «Что ты называешь меня благим, ведь никто не благ, только один Бог!»

Сколько трепета вызывают эти слова! Сколько внимания мы должны прилагать к тому, чтобы в святыне не допустить легкомыслия, которое, возможно, обернется против нас. Обращаясь ко Христу в просьбах, в молитве, надо искренне исповедовать Его как Бога, иначе наша молитва пуста.

А далее наступает главный момент описываемого события. Христос как будто не знает, каковы поступки этого человека, и рассказывает ему, что нужно для спасения, какие заповеди соблюдать. Сердцеведец, знающий помышления каждого из нас, всех веков и поколений людей, живущих на земле, говорит, как будто бы не зная его жизни.

А этот юноша не почувствовал, что Сам Господь обращается к нему. Он начинает хвалиться перед Богом, легкомысленно хвастаться. Также, как и мы начинаем подчас хвастаться в беседах с нашими знакомыми и даже на исповеди. «Да что такого? Ничего особенного я не сделал. Родителей почитать? – соблюл. Пост соблюдаю. Ещё какие-то заповеди? Да всё я соблюл «от чрева матери моей»! Как будто это наша заслуга, что в юности мы соблюдали заповеди, а не заслуга воспитавших нас родителей?! И такое самодовольство, особенно в юном возрасте, часто встречается.

И вот тогда Господь, чтобы вскрыть окончательно его сердце, чтобы до человека достучаться, не просто чтобы обличить и оставить униженным, а чтобы исцелить его от самомнения, — предлагает юноше самое радикальное средство для спасения: «раздай имение своё, всё, что у тебя есть, и следуй за Мной».

И изумление такое! Юноша отходит опечаленным. Он понимает, что дело он не может сделать. Болтать о спасении, о Господе Иисусе могут все. А вот сделать дело для Бога, для храма могут далеко не все. Это подвиг. Это апостольское служение, о котором мы говорили вчера после утрени, на которое всех нас посылает Господь. Делать дела Божии, а не ограничиваться только словами.

Юноша опечалился и ушел. И ученики опечалились. Почему? Они были бедными людьми. А после того, как они пошли за Иисусом, они вдруг почувствовали, что к ним какое-то внимание в обществе, почёт. Деньги какие-то стали появляться. Мы помним, что согласно церковному преданию предатель Иуда носил небольшой ящичек с пожертвованиями – «кассу» апостольскую. Они (а уж их родственники точно) мечтали о почете и славе, богатстве. И вдруг до них доходит смысл слов Христовых: «трудно спастись богатому человеку».

Но значит ли это, что богатство – это плохо? Значит ли это, что достаток недоступен или невозможен для православного христианина?

Ну, во-первых, давайте вдумаемся. А что такое достаток? Что такое богатство? Кто-то живет на шесть тысяч рублей в месяц и доволен своей судьбой. А у кого-то десятки миллионов, и человек считает, что он недостаточно богат. Это всё субъективно.

К тому же повеление раздать своё имущество соединено с призывом следовать за Христом. Значит, мало быть неимущим, чтобы угодить Богу. Можно быть бедным негодяем и нехристем.

Как же понимать такую странную заповедь?

Святитель Феофан Затворник, толкуя сегодняшний отрывок из Евангелия, говорит нам: «коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.»

Вот! Вот тогда те копейки, рубли, миллионы рублей, если они есть у нас – идут нам на пользу и к спасению. В таком случае это богатство – эти маленькие или большие деньги, удачная или не удачная жизнь, звания, таланты – это всё служит к прославлению Господа Бога.

Если мы на всё говорим «слава Тебе, Господи! Мы лишь распоряжаемся тем, что ты дал нам и помоги нам распорядиться этим достойно!» – вот тогда наше состояние, наше положение служит нам ко спасению.

Вот эту мысль и необходимо нам постоянно держать в своей голове. Этому нас учит сегодня Святое Евангелие.

Особенно это актуально сейчас, накануне нового учебного года. Молодёжь, как и во все времена, ориентируется на тех, кто удачлив, силен, богат. Мы видим, как с экранов телевизоров постоянно нам предлагаются примеры людей богатых, людей удачливых, людей, умеющих драться, бороться за свою судьбу.

И естественно, для неокрепшего разума (а он и в зрелом возрасте может быть неокрепшим) бывает соблазн именно это признавать за силу и авторитет в этой жизни.

Но мы – христиане. И у нас образ мышления должен быть не таким, как у других людей. Парадоксальным и удивительным. Христос пришел не для того, чтобы рассказать нам про добро и нравственность. Он пришел, чтобы изменить наше сознание, чтобы изменить нашу жизнь. Чтобы мы были готовы к вхождению в Царство Небесное.

Этому и служит всё, что происходит в Церкви, что происходит в храме. За это надо благодарить Господа Бога и ценить это. И все силы прилагать к тому, чтобы храмы Божии были благолепны, чтобы всё в них было как подобает, чтобы наша жизнь была жертвенным служением. Вот в таком случае всё то, что есть в нашей жизни, действительно служит Богу и ко спасению нашему, чего всем нам и желаю. Аминь.

http://petr-pavel.ru/propovedi/pritcha-o-bogatom-yunoshe-31-08-2014.html

О богатом юноше.

прот валентин тимаков.pngПротоиерей Валентин Тимаков

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня я хотел бы продолжить тему о соотношении формального и содержательного, которую Господь всегда ставит перед нашим сознанием. Происходит это в многочисленных исцелениях в субботу, что порождает, как мы знаем, бесконечные столкновения с законничеством или, как часто называют, с ветхозаветным фарисейством. Казалось, обошел бы Он молчанием этот вопрос, не исцелял бы в субботу, а например, во вторник и в среду — никто ничего не заметил бы. Почему, спрашивается, Он сознательно собирает вокруг Себя такую лютую атмосферу ненависти? Об этом можно много рассуждать, ставить разные предположения, выдвигать версии и прочее, но одно несомненно — Христос знает, что делает. И делает это, предвидя последствия, которые, если мы не примем мер, будут страшными. Ведь за формализмом, который иногда справедливо называют талмудизмом, стоит фатальная магическая составляющая, которая переворачивает с ног на голову и разрушает всё.

Мне хотелось бы вновь заострить эту необычайно актуальную для нас во все времена тему, опираясь на сегодняшний евангельский текст, который не принадлежит к субботним исцелениям. Он повествует о том, как богатый юноша подходит к Господу и задает Ему простой и одновременно важнейший вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Это вопрос всех нас о том, что нам нужно сделать для того, чтобы спастись. Очевидно, что юноша думал об этом долго и напряженно, что вопрос важен для него.

Ответ Господь делит на две разнокачественные части. В первой Он отвечает наиболее стандартно и понятно — перечисляет десятисловие Моисея: не лги, не блуди, не воруй, не убивай, чти отца и мать… — самые элементарные, всем известные положения. У праведного юноши, по всей видимости, были сомнения — достаточно ли формального соблюдения запретительных, по большему счёту, заповедей? И вот он получает от Господа ответ: «Достаточно». Любопытен евангельский контекст этого вопроса: его задает почти мальчик. Такое раннее духовное созревание поразительно, ведь Евангелие подчеркивает, что это был именно юноша — не молодой человек ещё, а мальчик лет 17–19-ти. Что называется, зрелость не по возрасту. Ему было важно разрешить сомнения, и он их разрешает и как бы говорит: «Понятно, я благодарен, всё это я как раз делал, делаю и буду делать».

И тут Господь переходит ко второй части, качественно иной, где всё заканчивается и начинается одновременно. Он говорит: «Есть кое-что ещё»… — совпадая в этом с предшествующми интуициями юноши, который сомневался — «может быть чего-то ещё недостаёт мне?». Господь как бы отвечает: «Если ты действительно хочешь выйти из области формального, известного и простого запретительного, то обрети качественно иное» — и даёт ему то, что мы, собственно, и называем христианством — необычайную трудность, необычайную глубину и необычайную благость. Он говорит о том, чего юноше недостаёт. Несмотря на всю его праведность, на все успехи в жизни, ему не достаёт главного. «Ты всё продай, раздай нищим и следуй за Мной, и наследуй жизнь вечную» — говорит Господь. Юноша здесь получает подлинный ответ на свои сомнения — «а достаточно ли…»: «Недостаточно, если ты спрашиваешь о Духе, а не о формальном выполнении правил». Господь ставит юношу перед областью христианского Духа, который, не обусловленный ничем, парит над всем и вопреки всему царствует, и являет собой самое ценное, что только может быть у человека.

Юноша, услышав такое, лишенное какой-либо логики и прагматической выдержанности, требование, «отошёл с печалью». Ну как это — раздать всё, оставить родственников, которые за счёт тебя существуют, побираться?.. Здесь звучит требование безоглядной жертвы, которое простому человеку, включённому в систему социальных взаимоотношений, тяжело принять. Взгрустнёшь тут!

И снова мы видим столкновение формального и содержательного. Конечно, тут не только юноша взгрустнул, но и апостолы, которые поняли, что им это также не по плечу.

А теперь, как обычно, вопрос — а нам по плечу? В какой области находимся мы? В сфере Духа находимся мы или в законнической? Ответ, конечно, очевиден: в законнической сфере мы пребываем беспросветно и редко случается нам воспарить в область Духа, пробиться туда. И это несмотря на то, что тузов, набитых деньгами, среди нас, молящихся в этом храме, нет. Не отягчены мы богатством, не имеем его, зато сколько раздражения имеем к этим тузам, зависти и осуждения! И аргументируем ещё — мол, они все воры, те, кто имеет. Быть может, действительно так. Но это уже второй вопрос. А первый нам самим адресован: как мы проживаем свою жизнь? Отвечать ведь потом за себя будем, а не за этих воров — однако же мы пытаемся отвечать за них, и уже сейчас, пытаемся им меру наказания определить.

Если бы каждому из нас дали испытание миллиардами, а потом инвективу Христа — «раздай всё нищим и следуй за мной» — что бы мы сделали? Да точно так же взгрустнули бы. И ничего бы не сделали. Потому что речь идёт не столько о деньгах. Мы и без денег существуем в области формального, в магизм впадаем, богатства хоть не имеем — а страшно привязаны к нему. И когда слышим зов «раздай и приди ко Мне», теряем всякое присутствие духа, забывая о том, что Господь говорит в конце апостолам: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Помощь будет. Чем сильнее на нас нагрузка, тем реальнее помощь Божья. Нельзя забывать об этом. Как говорится, «ввяжемся, а потом разберёмся», потому что Господь вытянет, если у нас будет полная самоотдача, энергия положения себя всего на дело Божье. Нам всегда нужно помнить об этом и просить у Господа, чтобы Он подал нам силы положить на алтарь жертвенного служения всё, что мы с вами имеем. А всё остальное будет у нас по воле Его. Помоги нам, Господи. Аминь.

http://pokrovchram.ru/propoved_nedelja_28







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс