Материалы


Проповеди в Неделю всех святых

Проповедь в день памяти Всех святых

Алфеев.pngМитрополит Иларион Алфеев

«О чем напоминает нам сей день, когда мы празднуем память всех святых? Что общего между этими людьми, которые жили в разные исторические эпохи, несли разное служение, говорили на разных языках, по-разному жили и по-разному умирали? Среди святых, от века Богу угодивших, были и мученики, и святители, и преподобные, и благоверные князья, и юродивые. Они по-разному угождали Богу: одних Он ставил на свещницу церковного служения, призывал к защите Православия, другие были призваны к исповеданию имени Христова, к тому, чтобы, не боясь смерти, идти за Христом. Кого-то Господь ставил на высокое общественное служение, вручал светскую власть и ответственность за судьбы людей, и в этом своем делании они следовали пути христианской добродетели. Иным Бог вселял в сердце любовь к монашеству и пустынножительству: они оставляли мир, уходили в пустыни и там наедине с Богом оплакивали свои грехи, молились за своих ближних и за весь мир. У каждого из святых был свой подвиг, но в несении этого подвига они остались верными Богу до конца – не отступились, не свернули с прямого пути, не предпочли человеческое Божественному. Каждый из них на первое место ставил Бога и Божественную правду, а все остальное шло вслед за этим.

Наверное, самое главное, что можно сказать о людях, которых мы прославляем в сей день, которым молимся и которых изображаем на иконах: они отдавали Богу всё, и Господь взамен тоже давал им всё. Ведь как часто мы с вами хотим отдать Богу только часть самих себя, только часть того, что нам принадлежит. Вот мы думаем: «У меня есть неделя, её я посвящу своим делам, а два часа утром в воскресенье – Богу». Кто-то добавит еще два часа в субботу вечером, чтобы побывать в храме на Всенощном бдении, кто-то – по полчаса утром и вечером на ежедневное молитвенное правило. Так, может быть, за неделю наберется пять или восемь часов, которые мы посвящаем Богу. А Господь ждет от нас, что мы посвятим Ему всю нашу жизнь, что мы, следуя призыву, который слышим за каждой Божественной литургией, себя Христу Богу предадим.

Нужно помнить: когда мы отдаем Богу всё, мы всё от Него получаем. Ищите прежде Царства Божия, и всё остальное приложится вам (см. Мф.6. 33). Опыт святых показывает: когда человек всего себя посвящает Богу, Господь одаряет его особой и обильной благодатью.

Сколько раз, узнавая житие того или иного святого, мы понимали, что не по человеческим силам было сделать то, что совершили эти угодники Божии в короткий промежуток времени, который был отведен им… И вот мы спрашиваем себя, как же это стало возможным. Ответ здесь такой: человек своими силами не может идти по пути Церкви, но если он стремится к этому, желает всего себя отдать Богу, посвятить Ему свои труды, думать о Нем не только в храме или во время домашней молитвы, но всю жизнь свою строить так, чтобы Бог присутствовал в ней, то Господь дает этому человеку сугубую благодать и особые силы для служения, на которое тот призван.

Для того, чтобы посвятить себя Богу, не обязательно стоять круглосуточно на молитве, да это и невозможно. И когда апостол Павел говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес 5. 17), он не имеет в виду, что мы должны бросить все свои дела, оставить работу и 24 часа в сутки читать молитвы, прерываясь, быть может, только на сон и еду. Апостол говорит нам, что мы должны строить свою жизнь таким образом, чтобы все наши дела, все наши помышления были настроены на одну волну – на Божественную волну; все, что делаем, мы должны посвящать Богу, молиться Ему и призывать Его благословение перед началом всякого дела. Тогда сама эта молитва будет помогать видеть границу между добром и злом, между тем, что делать дóлжно и тем, что совершать не следует. Сам Господь будет нас научать Своей благодатью и содействовать в нашем делании.

Молясь сегодня всем от века Богу угодившим святым, среди которых у каждого из нас есть угодник Божий, чье имя мы носим и к чьей помощи прибегаем в скорбных обстоятельствах, будем просить о том, чтобы и нам пройти путем правды и научиться посвящать Богу всю свою жизнь без остатка. Только такой путь достоин того, чтобы по нему идти. Именно ради этого Господь привел нас в этот мир, и только та жизнь человеческая является полноценной, которая посвящена Богу не частично или временно, а вся и без остатка.

Будем просить всех святых, чтобы они, будучи нашими небесными заступниками, помогали нам идти по пути, ведущему в Царствие Божие. Аминь».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mitropolita-ilariona-alfeeva.shtml#n3


Неделя всех святых

свящ Иоанн павлов.pngСвященник Иоанн Павлов

Святые Божии угодники очень разные. Очень непохожими бывают их образ жизни, их характер, их подвиги, а также те времена и страны, в которых они жили. Святой апостол Павел сравнивает святых со звездами на небе. Звезды на небе все разные: среди них есть более яркие, а есть менее яркие. Также и по цвету звезды различаются: они могут быть белыми, красными, голубыми или желтыми. Но хотя звезды и разные, хотя отличаются по цвету и яркости, однако все они утверждаются на одном и том же небе. Точно так же и святые, хотя и очень разные, но все пребывают на едином небе Божества.

Апостол Павел говорит, что звездочки небесные различаются по своей славе. Так же и святые: одни из них в большей степени, а другие в меньшей степени прославлены Богом. «Бывают большие и меньшие дары Божии, – говорит преподобный Исаак Сирский, – хотя все они высоки и чудны, но один превосходит другой, и степень степени выше». Большую славу в Царстве Небесном имеют те, кто больше любил Бога здесь, во время земной жизни.

Или можно привести другое сравнение: святые подобны цветам в прекрасном саду. Ведь цветы также бывают очень разные: и по размеру, и по виду, и по цвету, и по аромату. Точно так же и святые: все они разные, но все пребывают в одном и том же небесном Божием саду.

Когда мы говорим о святых, то прежде всего нужно вспомнить, что и все мы, христиане, призваны прийти туда же, куда пришли они, то есть в Царствие Божие. Каждый из нас в свое время должен стать одной из небесных звездочек или одним из цветков в небесном райском саду. Ведь именно это и означает спастись и угодить Богу.

Как же нам прийти в Царствие Божие? А как святые туда пришли? Хотя святые и очень разные, однако у всех них есть одна общая черта: они любили Христа и свою жизнь посвятили тому, чтобы исполнить Его заповеди. Вот и мы должны посвятить этому свою жизнь, братия и сестры, и мы должны постараться исполнить в своей жизни заповеди Христовы. И учиться исполнять эти заповеди мы должны не у кого иного, как у самих святых. Для этого нам нужно узнать их поближе, завязать с ними общение. Ведь, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, беседа и общество ближних сильно действуют на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость.

Итак, нам непременно нужно, братия и сестры, подружиться со святыми. Как же можно приобрести их дружбу? Приобрести ее можно через чтение их житий и творений. Если мы читаем жития и творения святых, если стараемся по силе подражать им, то становимся близкими и единодушными их друзьями, продолжателями их дела на земле. Если же мы будем единодушными друзьями святых, то, несомненно, придем в свое время туда, где пребывают они, то есть на небо. Вот тогда каждый из нас и станет одним из прекрасных цветков в саду Небесного Царя, одной из вечных звездочек в Царстве Христа и Бога нашего. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-bylo-slovo-sto-izbrannykh-propovedej.shtml#2_nedelja_vsekh_svjatykh


В неделю всех святых

прот александр Шаргунов.pngПротоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Бесчисленны лики святых, праздник которых совершает сегодня Церковь. Их имена известны всем по нашим календарям, и каждый день они звучат на отпусте. Но еще больше среди них тех, кто сокрыты от нас, кого знает только Бог, потому что они исполнили заповеданное им. Их благословенный путь открыт для всех, кто в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов.

Мы услышим сейчас Евангелие о последнем явлении Воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. «Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, — пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус». Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать. Так немного — для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, еще более умаленное предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками — первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с Воскресшим Христом.

Они «пошли в Галилею». Место встречи назначено Самим Господом после Тайной Вечери: «По воскресении же Моем предваряю вас в Галилее». Место встречи подтверждено ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящим на камне от двери гроба: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите». Этой земле с самого начала служения Христова придается символическое значение: «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15). Галилея — цветущая страна, окрашенная зеленым цветом жизни. Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех, и смешение всех верований и всех неверий. Речь идет о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея — земля человеческого возрастания Христа — Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея — это приглашение для нас не мечтать не весть о чем: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твое приобщение святости должно начаться здесь.

В Евангелии сказано, что ученики Христовы должны идти «на гору, куда повелел им Иисус». Путь святости, к которой все мы призваны, — путь восхождения. Во всем Священном Писании гора — символическое место встречи с Богом и откровения Божия. С высоты видно далеко — дальше, чем на равнине. На высоте дышится свободнее, чем в загрязненных, особенно в наше время, городах. На высоте можно обрести уединение и слушать голос тишины, обыкновенно неразличимый среди каждодневной суеты. Господь непрестанно возводит человека на высоту. Гора Синая, где человек впервые встретил Единого Бога, гора заповедей блаженств, гора Преображения, гора молитвы. И Воскресение явлено было ученикам на горе. Восходим ли мы на эту гору, куда повелел нам Господь?

«И, увидев Его, они поклонились Ему, а иные усомнились». Поклонение и сомнение — два противоположных слова стоят рядом. Да, даже для восшедших на гору есть место для этой страшной реальности — для сомнения. Поклонение — это победа над сомнением. Вера — свободный акт, совершенно отличный от принудительной очевидности, скажем, научного порядка. Евангелие смиренно раскрывает нам величайшие тайны, оно далеко от всякой экзальтации. Все повествования о явлениях Воскресшего Господа имеют одну общую черту. Воскресение Христово не очевидно для обычного восприятия. Его не сразу узнают. Путь святости проходит через искание Бога и через сомнения, потому что тайны жизни не лежат на поверхности, они сокрыты в глубине. Молитвой и жизнью по вере преодолевается всякое сомнение, пока не откроется Духом Святым очевидность вечной жизни. И мы принесем поклонение Господу, подобно первым ученикам Его. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Душа, сподобившаяся встретить Бога, не может не узнать своего Творца, и не поклониться Ему».

«И приблизившись, — сказано в Евангелии, — Господь сказал им». Мы знаем это приближение в час Преображения. Расстояние между Божественным и человеческим таково, что надо, чтобы Бог пришел к нам. Мы не имеем сами в себе способности веровать. Бог первый приближается к нам. А нам принадлежит свобода ответить поклонением на Его приближение. «Господь сказал им», и мы слышим слово Воскресшего Христа. Все проповеди Господа во время Его земного служения, которыми запечатлено Евангелие, раскрывают этим последним Его словом по Воскресении.

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле», — говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во все Ветхом Завете только Бог один — «Господь неба и земли», «видимым же всем и невидимым». Наш Господь — Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос — Господь всяческих. Когда на Тайной Вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: «Сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя», Он дает знамение Своего владычества над всем сотворенным Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», — слышим мы в конце Божественной литургии, и отвечаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: «Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах». Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасен будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, еще «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас.

«Идите, научите все народы», — говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело — Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядет победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми.

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Речь идет о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя — и уча их соблюдать все, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым — не значит только все знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий все.

Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Присутствие Воскресшего Господа во всех местах земли обнимает так же полноту времен. Ангел Господень возвестил в начале Евангелия, что Ему имя будет Еммануил, что значит «с нами Бог». Вся святость всех святых заключена в этой тайне. И здесь испытание жизни каждого из нас. Если Бог с нами во все дни, во все мгновения времени, можем ли мы сказать, что и мы с Богом? Каждый день, каждая минута нашей жизни может быть освящена Его присутствием и стать путем к святости, к некончающейся встрече с Ним.

Список всех святых нашего церковного календаря вдохновляет, и в то же время опасен. Он вдохновляет, потому что мы можем видеть, как много у нас заступников на небесах. И он опасен, потому что можно подумать, что святость — это исключительное достояние апостолов, мучеников, пророков, святителей, пустынников, монахов, дев. В то время как святыми должны стать все, к кому обращено слово Христово. Это ты, обыкновенное человечество, для этой цели вызвано из небытия. И эти слова Воскресшего Господа сказаны для тебя. Аминь.

http://moral.ru/%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8E-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%85-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D1%85/







Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс