Материалы


Проповеди в Неделю памяти отцев 1-го Вселенского Собора

Поучение в Неделю седьмую по Пасхе, т.е. в неделю святых 318 отцев, собравшихся в Никее на Aрия


Дмитрий Ростовский.pngСвятитель Дмитрий Ростовский

Православные слушатели, верные чада восточной церкви! «Брань есть житие человеческое на земли» ( Иов. 7:1), брань постоянная, не прерывающаяся до кончины мира, и, говоря по правде, весь мир сей не может называться миром, ибо в нем ратует не только тварь на тварь: словесная на бессловесную, бессловесная на бессловесную и бессловесная на словесную, но даже, о, ужас! и тварь на Творца и Создателя своего. Первый столь злобный ратник был во благом месте, проявился в стране небесной, — это сатана со всеми своими единомышленниками. Он, возгордившись умом о дарах, втуне дарованных ему Творцом, пожелал быть равным своему Творцу и Благодетелю и сказал в сердце своем: «На небо взыду и выше звезд небесных поставлю престол мой, и сяду на горе высоце; на горах высоких, яже на север, взыду выше облак и буду равен Вышнему» (Ис. 14:13, 14).

О, проклятая гордость! Тварь дерзает равняться с Творцом, созданный для служения замышляет повелевать престолом господствия, сотворенный предстоять хочет сидеть на престоле, на горах высоких. Но Господь, «иже гордым противится» (Иак. 4:6), поставил для противоборствования ему архистратига Михаила, который смирил его гордость, когда низверг его со всем его проклятым воинством в юдоль плача, с высоты небесной в преисподнюю, из места светлого в тьму беспросветную. Он же, ожесточившись злобою и не будучи в состоянии бороться с всесильным Богом, обратил свою ярость на Его святую церковь и, начав с первого Адама и даже до второго Адама, не переставал разорять, пленять и томить людей Божиих, и только уже «вторый Адам, Господь с небесе», укротил силу его, освободил плененных из темницы и самого его связал крепкими узами, как видел святый Иоанн Богослов в Откровении: «И видех ангела сходяща с небесе, имуща ключи бездны, и уже велико в руце его. И ять змия древняго, иже есть диавол и сатана, и связа и на тысящу лет, и в бездну поверже его, и заключи его, и запечатле его, да не льстит языки» (Апок. 20:1—3). Сие толкуется святыми отцами в применении к «Ангелу великого совета», ко Христу Господу, победившему диавола.

Однако же жестокосердый демон, даже связанный, не прекращает своего злого предприятия, но посылает своих рабов и угодников, поганых и еретиков, чтобы они вели борьбу с церковью. Божественный Павел, видя сие злое стремление его к брани, повелевает вооружаться: «Прочее, братие моя, возмогайте о Господе и в державе крепости Его. Облецытеся во вся оружия Бо-жия, яко возмогли вам стати противу кознем диаволь-ским, яко несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеяше стати» (Еф. 6:10—13).

Эти посланники, демонские ратоборцы, служители адские и враги церкви Божией, сильно вооружившись против нее, испускают на высоту Божества из своих скверных сердец хульные слова, подобно стрелам, своими скаредными устами, как бы напряженными луками. Сердце их устроилось, как полчища нечестивых, ратующих против Бога, изощрился язык их подобно змеиному, но осквернились их нравы, и лютое беззаконие их стало против Бога. Имеют они и стрелы вредоносные, направленные против истины слова, которые происходят из умов их и уязвляют души и совесть простых людей.

Таков, например, и начальник проклятых ересей, злочестивый богохульник, беззаконный Арий, который уже по одному имени означает брань. Сей диавольский воин поднял великую брань против церкви Божией и из скверных уст своих, как из лука, испустил богохульные стрелы на главу ее Христа Господа, называя Его тварью, а не Богом по существу. О, безумный ратник, на Солнце испускающий стрелы! О, нахальный демонский воин, дерзнувший бороться с Богом! О, великий филистимский Голиаф, отрыгнувший хулы на Небесного Давида! Он не только испустил стрелу, полную змеиного яда, но, упестрив прикрасами Божественное Писание, он таким образом под видом Божественного Писания подавал яд душепагубной ереси, подобно тому как кто-либо в чаше сладкого вина подавал бы смертоносную отраву; ибо он приводит сие настоящее слово Христа, Бога Слова: «Иду ко Отцу, яко Отец Мой болий Мене есть», но выводит из них ту лживую хулу, что Христос не есть Бог, так как Бог не может иметь кого-либо большего Себя.

Но святые отцы сломили сию душепагубную стрелу, когда сии слова Христовы премудро разъяснили так: истину сказал Христос, истинный Бог наш, что Отец больше Его по человечеству; однако же Отец не больше Его по Божеству, ибо по Божеству Он всецело равен Отцу. Они отсекли и невещественное древко его стрелы, когда отвергли то, что Он тварь, и утвердили, что Он есть «Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный». Св. Иоанн Златоуст, ясно видя лукавые коварства злохитрого Ария, убеждает верующих быть доблестными, а еретика уподобляет в кознях диаволу, говоря так: «Открой, Арий, гроб гортани твоей, исполненный мертвыми словами, ибо не имеешь ты слова животворного, но творишь его своими измышлениями». Он в ответ тотчас отвечает из Писания, но ты, слушатель, как верующий, не бойся, когда видишь его говорящим из Писания, ибо и диавол, когда приступил ко Христу, искушая Его, тоже беседовал с Ним, говоря из Писания: «Аще Сын еси Божий, верзися низу, писано бо есть: яко ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя во всех путех Твоих, и на руках возмут Тя, да не когда преткнеши о камень ногу Твою» (Мф. 4:6). Прочие же последующие слова он умолчал, ибо знал, что они говорят против него. Какие же это слова? «На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (Пс. 90:13). Внимай усердно, возлюбленный! Из такой же уловки, как и у диавола, произошло и то, что говорят и слуги его, которые называют Сына Божия тварью. Диавол позаимствовал из Писания, чтобы открыть уста свои для речи богохульной; подобно сему говорит и Арий. Ты найдешь, что и он говорит на основании Божественного Писания; на нем основывает он начало, прочее же умалчивает, чтобы не быть изобличенным. Господь говорит в Евангелии: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38). Видишь ли, говорит Арий, что Он служитель Отцев? Видишь, что Он подчинен Отцу? Он Сам исповедует сие, говоря: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца». О, Арий! Зачем же ты умалчиваешь? Говори и последующее! Не подражай диаволу, учителю своему, чтобы сие служило делу твоему! Если же ты будешь молчать, то я возопию с Евангелием: я не намерен красть с тобой Божественных речей и слов Господних, ибо я боюсь суда Того, который говорит: «Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси» (Пс. 49:18). Ты говоришь: «Снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца»; говори же и последующее: «Сия же есть воля пославшаго Мя, да всяк виляй Сына и веруяй в Него имать живот вечный, и воскрешу его Аз в последний день» (Ин. 6:40). Сии слова яснее солнца показывают Божество Христово, ибо в кого можно веровать, кроме Бога, и кто может своею силою воскрешать мертвых, кроме Бога? Итак, всуе, злочестивый Арий, ты не покоряешь выи твоей пред игом работы Христовой, но, бесчинно блудя, орешь бразду, противную благочестию.

Нечестивый Арий, употребляя коварства подобно сему и на других местах Божественного Писания, уязвил бесчисленные души, отсек их от единения с телом церкви Христовой и мирскими мудрованиями, как сетями, соделал успешный улов для демона. Сожалея о сем, благочестивый царь Константин уподобился праотцу Аврааму, собравшему некогда 318 домочадцев своих, поразившему с их помощью Ходоллогомора и отнявшему похищенное, ибо и он, собрав во граде Никее 318 домочадцев, святых отцов церкви, их прославленным учением и словами Божиими, как острым мечом, усек Ария и его злочестивых воинов и освободил из плена простые и невинные души. Сию победу мать наша церковь ныне торжественно и воспоминает. Она ублажает благочестивого царя, а святых отцев, подвизавшихся на той брани, она как победителей над врагом торжественно украшает венцами восхваления. Ублажает она и великого среди святителей отца нашего Петра, бодрого пастыря стада Александрийской церкви, который прежде всех положил начало борьбе против хищного волка — Ария, ибо когда еще последний начал только превращаться из овцы в волка, он отечески увещевал его и употреблял учительское наставление, чтобы тот перестал зубами ужасных хулений терзать Единородного Сына Божия. Когда же тот не повиновался ему, он отсек его мечом духовной власти от тела церкви Божией, как согнивший член, отрезал его от лозы, как иссохшую ветвь, изгнал его, как коростовое козлище, из общества овец Христовых, извергнул его из полка нового Израиля, как поврежденного смертельной проказой, чтобы не причинил вреда прочим. Сделал же сие он по увещанию святого Павла, говорящего так: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10, 11).

Сему святому иерарху, как теплому поборнику, явился в видении Христос Господь славы в образе отрока, одетого в разодранную пополам ризу. Когда же святый Петр спросил: «Кто Тебе, Спаситель мой, разодрал ризу?» — то Он ответил: «Арий». Сей волк разодрал ризу Агнца Божия, когда отрицал Его Божество, разодрал, когда Творца всей твари он называл тварью, разодрал Его ризу, когда разрушил единство веры и любви в людях верующих, приобретенных кровию Христовою, разодрал ризу Его, когда Господа всех, единосущного Отцу Сына, называл рабом и служителем. За то и награду по делам он получил за сие раздрание ризы, ибо раздрал ему Господь чрево, как второму Иуде, когда все внутренности его выпали чрез афедрон. Разодрал Господь вместе с этим и душу его, проклятую от скверного тела в научение прочим, чтобы не осмеливались на подобное.

О сем богомерзком хулителе блаженный Иероним повествует так: «Арий был одной искрой, но едва не сжег он всю вселенную. О, проклятая искра, частица вечного огня! О, препакостная искра, сжегшая бесчисленные храмы Духа Святого! О, смрадная и мрачная искра, упавшая от огня геенского! Святые отцы едва возмогли угасить ее чистым источником слова Божия, как водою жизни, которой да наполните и все вы чаши сердец ваших.

Вот я предложу вам несколько свидетельств из Божественного Писания относительно истинности Божества Христова. Прежде всего св. Иоанн в главе двенадцатой пишет о Нем, что «Христос есть Той Бог израилев, Егоже Исайя виде славу», а потом еще он говорит и сие: «И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца» (Ин. 1:14). Святый Павел в послании к Евреям говорит: «Яко Христос Господь наш есть Он Бог израильский, ибо сотвори небо и землю, и всяческая». Он же говорит и еще: «Яко Христос Господь есть Той Бог, Егоже иудеи в пустыни искушаху». Сам Господь, Предвечная истина, говорить о Себе так: «Аз во Отце, и Отец во Мне», и еще: «Аминь, аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 10:38; 8:58).

Все сии свидетельства, находящиеся в Священном Писании, ясно нам доказывают, что Христос Господь есть истинный Бог наш. Всеми ими святые отцы, как водою жизни, не только угасили злую искру, но и, как мечом острым, посекли словом Божиим Ариево хуление; самого его со всеми единомышленниками предали проклятию, а нам оставили святой Символ, как истинное правило христианской веры, в котором мы исповедуем так: «Верую во единого Бога Отца Вседержителя»... и прочее до: «Имже вся быша». Держа сие правило, как светлую свечу во тьме мира сего, мы пойдем по пути заповедей Господних, чтобы можно было достигнуть места светлого и мирного. Мы явно будем исповедовать Иисуса Христа истинным Богом и вместе совершенным человеком, а Он нас исповедует истинными рабами Своими и исповедниками, ибо говорит: «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех» (Лк. 12:8). «Постараемся же прославлять Его пресладкое имя «Иисус"", которому «покланяется всяко колено небесных и земных, и преисподних»; тогда и Он прославит нас славою небесною, ибо говорит: «Прославляющаго Мя прославлю». Будем воспевать Ему вместе с пророком, как истинному Богу: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя — имя святое Его; благослови, душе моя, Господа» (Пс. 102 1:2), и еще: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33:1). Он же благословит нас во временной сей жизни ниспосланием благодати Своей и за хвалу уст наших все члены тела нашего и души наши наполнит славою вечной жизни в царствии Своем небесном, где в неприступной славе Он царствует с безначальным Своим Отцем, с присносущным и животворящим Духом в бесконечные веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/pouchenija-i-propovedi/2_4

Слово в Неделю Святых Отец

прав Алексий Мечёв.pngПраведный Алексий Мечёв

В настоящий воскресный день, други, Св. Православная Церковь, вспоминая св. Отцев I Вселенского собора, утвердивших истинное учение о божественности Сына Божия, о единосущии Сына с Богом Отцом против еретика Ария, установила читать сегодня Евангелие, в котором содержится первосвященническая молитва Иисуса Христа Богу Отцу Своему пред Своими страданиями. Этою молитвою Иисус Христос уверил в Своем Божественном посланничестве, говоря, что слова и повеления Его суть слова и повеления Его Небесного Отца, от Которого Он исшел, Который послал Его и к Которому после земной жизни Он должен возвратиться. Вместе с тем этою молитвою Иисус Христос прославлял, благодарил и умолял Своего Небесного Отца, чтобы научить нас, во-первых, что и мы, полные благоговения, должны в молитве прославлять Всевышнего, видя великие и чудные дела, которые Он совершил Своим всемогуществом; во-вторых, что и мы, полные любви и признательности, должны в молитве благодарить Всеблагого за такие блага, которые Он изливает на каждого из нас; и, в-третьих, что и мы, полные веры и надежды, в своей молитве должны умолять Премудрого и Всемилосердого, чтобы Своею Божественною благодатию Он укрепил, просветил и сохранил нас. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17:4), — говорил в Своей молитве Иисус Христос. Вся земная жизнь Его, от Вифлеема до Голгофы, была посвящена прославлению Отца Небесного. Все, что Он сделал, чему учил и что терпел, — все совершал с мыслию о Боге и во Славу Божию.

Спаситель, други, наш образец во всем, последуем Ему! Все наши дела и предприятия должны быть совершаемы нами с мыслию о Боге и для славы Божией. Во всем, что мы делаем и предпринимаем, мысль о Боге должна быть господствующей в нашей душе пред всеми другими мыслями. Эта мысль должна быть светом, озаряющим наш ум к познанию и избранию лучшего дела — силою, побуждающей к сообразной с долгом деятельности, — источником надежды и мужества, если мы вынуждены бываем бороться с препятствиями, трудностями, опасностями и страданиями. Тогда мысль эта будет наполнять нас при всех наших делах благодарением к Всеведущему и Всеправедному Богу, любовию к Его закону, упованием на Его помощь и благословение.

Но не думайте, что душа наша, кроме этой мысли, не должна заниматься ничем другим, не должна заботиться об обязанностях звания и прочих потребностях жизни; не думайте, что вы должны только молиться и совершенно оставить всякие земные нужды. Нет, мысль о Боге должна быть только присущею вашему сердцу и, при всех ваших трудах и занятиях, постоянно напоминать вам о Всеведущем и Всемогущем Боге. Оно должно обитать в вас, как дух хранитель, оберегающий вас от всякого зла и направляющий на путь добродетели и долга. Так поступал Господь наш Иисус Христос. Все дела Свои Он совершал во славу Божию. В продолжение всей жизни Им постоянно руководила мысль о Боге, исполнение воли Которого было пищею и питием. Так поступали и святые люди.

Некогда к старцу Лукию пришли иноки, так называемые евхаиты или молитвенники. (Это были последователи одной секты, которая отвергала все добродетели, даже силу Таинств, в рассуждении нашего спасения, и всю важность приписывала одним молитвам). «Каким занимаетесь рукоделием?» — спросил у них Лукий. — «Мы не занимаемся работою рук, — отвечали, — но, по заповеди Апостола, непрестанно молимся». — «А едите?» — опять спросил старец. — «Едим», — отвечали они. — «Итак, когда едите, кто за вас молится? — возразил Лукий. Сверх того, спите ли вы?» — «Как же можно не спать?» — сказали евхаиты. — «Итак, когда спите, кто за вас тогда молится?» — опять тогда возразил старец. Пришельцы не могли дать никакого ответа. Тогда преп. Лукий сказал им: «Простите мою откровенность: вы сами себе противоречите. Я, напротив того, докажу вам, что и занимаясь рукоделием, молюсь непрестанно. Например, плету из камыша корзины и читаю: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти Беззаконие мое... Не молитва ли это?» — «Конечно», — отвечали иноки. — «Таким образом, проводив в труде и молитве весь день, — продолжал старец, — я вырабатываю несколько денег, половину из них отдаю нищим, а другую употребляю на свои необходимости. Когда же ем или сплю, тогда молятся за меня приемшии милостыню. Не видите ли что я, с помощью Божией, исполняю правило Апостола и молюсь непрестанно?» (Училище благочестия) .

Будем, други, совершать все наши дела с Богом. Мысль о Нем, любовь к Нему, упование на Него пусть проникают и оживляют нашу душу, чтобы мы ничего другого не желали делать, как только то, что Он заповедует, и чтобы нам можно было, на закате дней наших, подобно Спасителю, сказать: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/propovedi

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

крестьянкин.pngАрхимандрит Иоанн Крестьянкин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет по сути о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры, который мы исповедуем и по сей день.

Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов.

Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые

И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную.

Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви.

Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

После гонений и мученичества первых веков христианства, когда враг всякой правды диавол, всегда восстающий на истину, покушался уничтожить Церковь страхованиями смерти и мучений, Церковь не только не погибла, но, окрепнув в страданиях, породила целый сонм святых мучеников и исповедников веры Христовой, ставших семенем новых христиан.

Начиная с IV века, враг изобретает новый, более страшный способ ниспровергнуть веру и Церковь, извращая истину и расторгая единство веры во Христе,– явились ереси и расколы. Служители тьмы начали возвещать вероломство под видом веры, антихриста под именем Христа, прикрывая ложь правдоподобием, стремились уничтожить

Одной из первых ересей, потрясших Церковь и надолго ее поразивших, была ересь Ария, пресвитера церковного. Гордый человеческий ум предпринял первый раз попытку сделать ужасную подделку: объявить Богочеловека Христа – Человеком Иисусом из Назарета. А признание Божества Христа Спасителя неразрывно связано с верой в Церковь. И Церковь с особенным напряжением всех своих сил отстаивала эту истину единосущия воплотившегося Сына Божия с Богом Отцом. Ведь разум Церкви Духом Святым всегда утверждал, что Христос не есть только Великий Учитель; Он – Спаситель мира, давший человечеству новые силы, обновивший человечество.

Мы получили от Христа Спасителя нашего не учение только, но саму жизнь – жизнь не по стихиям мира сего, где господствуют гордость и себялюбие, но жизнь по Христу с образцом Его самоотречения и любви.

Вера в Спасителя Бога неразрывно связана с верой в спасительность Церкви, и дана эта вера Самим Христом, "...созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф.16,18).

Из слов Самого Иисуса Христа видна нерасторжимая связь между истиной Церкви и истиной Его Богосыновства. "...Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1Ин.4,9). Христос, воплотившийся Сын Божий, обновил человеческое естество, создал Церковь, ниспослал Духа Святого и тем положил начало новой жизни.

Святители Божии едиными устами, единым сердцем возвестили попираемую безумцами истину и возвели ее в догмат Церкви на все времена.

Расскажу несколько живых примеров из деяний великого Первого Вселенского Собора. Триста восемнадцать духоносных отцов присутствовали на нем. Были на этом Соборе мудрецы-богословы, были и духоносные простецы, но явили они всем нам идеал единого церковного общества – Церковь Христову, где един дух, едина вера, един ум Христов, "...да будут едино, якоже Мы едино есмы",– предвещал Христос о Церкви (Ин.17,22).

Святитель Афанасий Александрийский защищал истину богословскими трактатами. Силою своей живой веры защищал истину святитель Спиридон Тримифунтский. Доказывая единство трех ипостасей Божества, он взял в руки кирпич и сдавил его так, что вниз потекла вода, вверх метнулся огонь, а в руке его остался прах земной.

"Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,– сказал тогда святитель Божий. – Так и в Пресвятой Троице: три Лица, а Божество Едино". Просто и убедительно посрамила премудрость Божия человеческие заблуждения.

Но и дальше продолжил свою речь святитель, обращаясь к противнику. Слушайте, дорогие мои, и вы, слушайте и внимайте, к нам с вами, убогим верой, ныне обращена речь святого Божия человека из IV века. "Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо и землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех и совоскресил Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно".

И услышал философ-арианин, да скорее не услышал, а почувствовал, прозрел величественную истину, заключенную в простоте безыскусного слова, и воскликнул пораженный: "Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда вместо доказательства от разума из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог".

Деятельным ревнителем о правде Божией был на этом Вселенском Соборе всеми нами особо любимый и чтимый святитель Николай Мирликийский. Его святая рука поднялась для заушения богохульника-еретика Ария.

Отцы Собора наказали было святителя Николая за избыток ревности, лишив его преимуществ святительского сана и заключив в темницу. Но Господь, Духом Святым присутствующий в деяниях этого Собора, тут же восстановил заключенного в его первой славе. Многие участники Собора увидели одновременно одно видение, как Сам Господь вручает святителю Николаю Святое Евангелие, а Матерь Божия возлагает на него святительский омофор.

Какова же дальнейшая судьба ересиарха и ереси его?

Долго еще болела Церковь этой болезнью. Арий, хоть и был низложен на Соборе, долготерпением и милостью Божией был еще оставлен Господом на покаяние на десять лет жизни.

Но он не изменил своего зверонравия, продолжая упорствовать в ереси. Он увлек своих единомышленников

Это была предсмертная агония; Церковь на Соборе отсекла неисцельно больную ветвь. Отторгнутая от Церкви, не питаясь живыми соками Божественной истины, она умирала. Умер нечестивой смертью и ее основатель Арий в 336 году, и современники, пораженные явным Божиим наказанием, явленным в его кончине, сравнивали его смерть со смертью Иуды. Видно, таков удел всех изменников истины, иуд всех времен, включая и наше.

"Смерть грешников люта..." (Пс.33,22). "...Бог поругаем не бывает" (Гал.6,7).

Арий умер. Но не умер тот, кто вложил в ум, и сердце, и уста несчастного отступника зло. Не умер диавол – неутомимый отец лжи и всякой неправды. И по сей день он делает свое дело. Недоступное его влиянию небо с Небесной Церковью он силится уязвить на земле, преследуя Церковь земную.

Нелегко склонить людей на полное безбожие и богохульство, собственный демонский вид его отвратителен для человека. Но и этот путь опробован врагом рода человеческого не без успеха. Семьдесят лет безбожия в России,– и плоды его мы пожинаем сейчас. О них много говорить не надо. Мы их видим своими глазами и чувствуем на себе.

Враг идет окольными путями, все свои силы направляя именно на разрушение истинной Церкви Божией путем отделения христианства от Церкви. Он-то знает, что без Церкви люди все равно дойдут до безбожия, потеряют спасение, и смерть земная родит вечные муки.

Посмотрим с вами, дорогие мои, на нынешнее состояние Церкви и на духовное состояние людей нашего времени. Оценим нынешний день и скажем себе, спасается ли мир, или погибель готова ему? В Церкви ли мы Божией истинной, или дух лестчий [8] и в нас имеет свою часть? Ведь смотрите, какое половодье настигло мир ныне. Церковь одна, другая, третья, и со счета можно сбиться. И все истинные, и каждая – самая правая.

Но как же? Ведь двух истин не бывает. И Христос свидетельствовал о Себе: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин.14,6).

Но в какой же Церкви Христос? Или разделился Он? Какую Церковь предпочел Он теперь? Да никакую! Он создал ее однажды единую и нераздельную во дни Своего земного странствия, создал на все времена до скончания века (мира). И в ней одной Он пребывает, живый и действуяй. И другой Церкви не быть.

Так которая же она?

Други наши, эта единственная Церковь та, что чисто неповрежденным хранит христианское учение. Человек – плохой хранитель. Верен и неизменен только Бог, и только Он в бурном житейском море веками может хранить истину неизменной. И только наша Церковь, право славящая Правду и Истину, всеми в мире – и христианскими, и иными исповеданиями – все же называется Православной. Сами враги Церкви, скрежещущие на нее зубами и тщащиеся ее уничтожить, тоже свидетельствуют о ней, именуя ее Церковью Православной.

Вспомните, как Пилат, осудивший Христа, свидетельствует о Нем истину, что Он есть Царь Иудейский; и первосвященник, возглавляющий преступный синедрион,

И так всегда и во всем. Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противников истины.

Апостольское преемство, хранящееся Святым Духом в Церкви, являющее преемственную благодать и силу Божию в Таинствах Церкви,– еще один вернейший признак истинности нашей Церкви.

Все это апостолы получили от Христа и возложением своих рук передали ученикам. И все до сих дней едины. В Православной Церкви видим мы ныне исполнение слов первосященнической молитвы Христа: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино..." (Ин.17,21).

И последним, самым понятным для нас признаком истинности нашей Святой Православной Соборной и Апостольской Церкви являются ее страдания. Они дарованы Церкви Христом, они заповеданы Им ей: "Последующий Мне да отвергается себя, да возьмет крест свой и по Мне грядет" (ср.:Мф.16,24).

Отвергается человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет гонения не на один только день, но сколько даст Господь – и он Божий.

Отвергается недолговечного человеческого мудрования, примет соборный разум Церкви и станет он ум Бога зряй – тогда сами собой отвергнутся, не смогут даже и подступить к нему ереси. И Божественная любовь сохранит от раскола – и он – Божий несомненно.

И еще один очень важный вопрос, дорогие мои, чадца Божии. Может быть, затруднительно разобраться человеку – какая же Церковь истинная? Не хватает ни знаний, ни смысла, ни веры подчас.

Что есть истина, где она, в чем? Как узреть ее, если теперь в мире, как на птичьем базаре, все кричат свое,– кто громче, кто заманчивей? Трудно человеку, но не диаволу. Он враг истины, он безошибочно знает ее всегда, находит и неотступно преследует. Посмотрите, какая Церковь может сравниться в этом с Церковью Православной?!

Гонения сменялись нападками ересей, ереси производили расколы, расколы вскармливали полное неверие, безбожие. А Святая Православная Церковь все жива, иногда временами совсем обессиленная и замученная, гонимая врагом, но не оставляемая Богом, Им она и жива. Им и будет жить до конца дней мира.

Не будем заглядывать далеко в прошлое, возьмем день сегодняшний и недавний вчерашний день Церкви нашей.

"Когда же насмеялись над Ним [над Христом], сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его" (Мк.15,20).

Не увидим ли мы в этих словах, как верно идет за своим Христом Спасителем наша Церковь?

Гонения XX века от богоборцев превзошли все прежние гонения по своей жестокости. Они истребили христиан больше, чем все предыдущие гонители, вместе взятые. Они бесчестили Церковь, как бесчестили в свое время Христа, совершая насилие над совестью ее иерархов, над совестью народа Божия.

А теперь, когда и без того "малое стадо" умалилось еще, а народ наш уже и не Божий, дойдя в атеизме и отрицании всякой духовности до предела, устрашился смрада тления и смерти, пахнувшего на него из будущего, и ринулся было назад к вере, к Богу, все тот же человекоубийца-диавол стоит на страже. Его велением целый букет всяких вер и разнообразие всяких церквей и сект готовы принять возжаждавших спасения.

Здесь и римо-католики, богатые деньгами и корыстью. Утрудят ли себя пришедшие к ним, чтобы узнать, кто они? Насторожит ли тот факт, что они до XI века были наши, но вышли от нас, и потому все узнали, что они не наши, "...ибо если бы они были наши, то остались бы с нами..." (1Ин.2,19). Да, они называются христианами, но не сохранили верности, нарушили догматы. И отсекла их Церковь, и оставил их Бог. Отпав от Церкви, латинство отпало от любви Божией.

Здесь и церковь протестантская, родившаяся в XVI веке от раскола с Римом. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину.

Здесь и униаты, подкрашивающиеся под Православие.

И секты христианские: баптисты, пятидесятники и другие, мудрствующие о Христе, но отошедшие от Его Церкви.

А отвыкшие в течение долгих лет мыслить по-церковному русские люди теперь потеряли мысль о Церкви как о новой жизни. Их взгляд на веру только как на учение, которое принимается умом, противопоставляет Евангелие и Христа – Церкви и делает веру безжизненной.

Есть Евангелие, есть Христос, но нет Церкви – это значит, что нет и спасения.

Снова смеется враг Церкви, как смеялся над поруганным Христом, и путь Церкви на свою Голгофу продолжается. Обессиленной, обескровленной, обезлюдевшей Российской Православной Церкви взваливают на плечи еще и тот крест, на котором будут распинать ее дальше. Ей отдают, да еще так, что и отказаться нельзя, разрушенные до основания здания храмов, забытые монастыри, к которым дороги заросли бурьяном. А враг тем временем и в единстве православных христиан сеет свои плевелы – разномыслие и раздор. И на пагубный всем пример, брат, пьющий

Плачем мы пред Господом об ожесточении наших братьев за рубежом, плачем о помрачении нашей старшей и родной, всегда особо любимой Церкви Православной на Украине. Ведь там, на Днепре, возжигалась первая свеча Православия. Воды Днепра стали для нас водами Иорданскими. И труды, и молитвы Киево-Печерских подвижников просветили Православием всю тогда языческую Русь.

А ныне "...брат с братом судится, и притом перед неверными",– звучит укоризной нам Святое Евангелие (1Кор.6,6).

Но кто услышит?

Диавол бесчинствует уже руками верующих, руками православных.

А как же не воспринять и еще более соблазнительные учения духовно одичавшему человеку: "Бог един, прииди к Нему и завтра сам ты станешь Богом".

А молодежь хочет быть Богом, молодежь хочет властвовать и владеть. И вот она уже у индуистов, у буддистов, у кришнаитов учится духовности, и восточные культы идут на завоевание Православной России. Бездумное увлечение оккультизмом, это добровольное любопытное обращение к бесам, сначала становится трагедией, а потом и гибелью оканчивается для соблазнившихся.

Сколько таких живых телом, но мертвых душой, искалеченных жизней вошло сейчас в ограду Церкви; сколько людей лежит на пороге Церкви – не в силах войти в нее пониманием, ибо для многих уже наступила духовная смерть. И бесы, принимающие вид Ангелов света, шепчут помыслами, говорят с трибун, кричат всеми средствами информации: "Человек – вот наш бог", "Будете,

Туне теперь звучит предостережение: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу..." (Кол.2,8).

"Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1Ин.3,8).

Но кто разрушит их теперь, эти страшные дела, если Сын Божий изгоняется, забывается людьми? Вместо поклонения и благодарности за Его великую жертву снова приходит идолопоклонство, служащее плоти и бесам.

Дорогие мои, нельзя в наше время жить бездумно.

Мы все, даже и те, кто уже давно в ограде Церкви, испытываемся сейчас силой всяких соблазнов, и в том числе силой нового религиозного сознания ложной христианской духовности. И во всем этом является апокалиптический образ "великого отступления", которое охватит весь род человеческий перед концом света, о котором ныне напоминает нам Господь ежедневно.

Думаете, случайно попустил Господь оскверниться великим святыням на Голгофе в храме Гроба Господня? Не предвещает ли это, что решительный последний период борьбы диавола с Богом и со Христом Его близок?

Берегитесь же, дорогие, чтобы кто-нибудь не прельстил вас! Крепко держитесь за Православие. Бережно храните благодать, дарованную нам Богом! Бодрствуйте и молитесь. В тихости совершайте труд во спасение свое по заветам Господа, руководством и наукой святых отцов. Не забывайте, но осмысливайте слова Господни: "...если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин.8,36).

Вот где свобода! Вот где спасение!

Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений. Он бьется, но вырваться из них не может. Прилепись ко Господу, и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой.

Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и ногам, а вырваться не может. Но прилепись ко Господу, и Он даст тебе самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды.

Сердце облежат постоянные тревоги и отдыха ему не дают. Но прилепись ко Господу, и Он успокоит тебя; и будешь, мирствуя в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно шествовать с Господом сквозь мрак и темноты жизни этой к блаженной, полной отрады и простора вечности.

Слава Безсмертному Богу Отцу Невидимому!

Слава Безсмертному Богу Сыну, явившему Себя во плоти!

Слава Безсмертному Богу Духу, глаголавшему через пророков, апостолов и святых отцов!

Пресвятая Троица, слава Тебе! Аминь.

http://www.wco.ru/biblio/books/ioannkr3/main.htm











Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс