Материалы


ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ

ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ

— Наверно, надо начертить на земле круг и написать в нем всякие таинственные слова непонятными буквами, и встать в него, и произносить разные заклинания?

— Нет, — сказал Юстас, поразмыслив. — Я тоже примерно так думал, только эти круги и заклинания все-таки чушь собачья. По-моему, они Ему не понравятся. Как будто мы Его хотим заставить что-то сделать. А мы Его можем только просить.

К. С. Льюис. Серебряное кресло


«Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой – Свою волю. Первая видимый этот мир. Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению». Ломоносов

Бог дал людям два Закона: закон нравственный и закон физический (законы природы). Нравственный закон определяется тем, что человек создан по образу и подобию Божиему, он изначально присущ человеку. «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их» (Евр.8:10), говорит Господь. Закон физический обуславливает деятельность сил и существ мира физического (материального), закон нравственный определяет деятельность существ нравственно-разумных и свободных. Закон физический есть закон количества сил: он состоит в простом соотношении между причиной и следствием. Закон нравственный есть закон качества сил: он содержит в себе понятия добра и зла, совершенно чуждые закону физическому.

Человек состоит из тела и души. Тело принадлежит материальному миру и подчиняется физическим законам. Душа принадлежит миру духовному и должна, в идеале, подчиняться нравственному закону. Но человек целостен, оба этих закона действуют в нем одновременно. И рассматривать мы из будем параллельно.

Начнем с Творения мира.

Наш мир – воплощенные, материализованные мысли Бога о мире. Бог – Супернаблюдатель.

Материя не могла появиться раньше, чем физические законы ее существования. А откуда взялись законы?

Протоиерей Кирилл Копейкин. Где «находятся» сами законы природы? Наверно, не в самой природе, поскольку закон должен находиться на метауровне по отношению к тому, чем он управляет. В человеческом социуме так и происходит: есть законы, и есть люди, которые следят за их соблюдением, и у последних другие права, нежели у тех, кто этим законам подчиняются. Но если существует метауровень, на котором «хранятся» законы природы, то, может быть, есть и уровень Законодателя? Ведь объяснить закономерность, — не значит ее создать. Да и сама идея «законов природы» возникла в XVII веке исходя из представлений о Боге-законодателе.

Бог создал материальный мир «вместе» с законами природы. «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы» Быт.1:16-18) – это о законах природы. Мы уверены только в том, что эти законы были, и они были запущены одновременно с самим актом Творения – а вот какими именно они были, нам неизвестно.

Первозданное нетленное состояние природы недоступно для изучения. Искажение мира грехом было так всеохватно, что не осталось ни одного доступного человеку "кусочка" первозданного мира, чтобы его исследовать. Лишь рай остался нетронутым грехом, но из него человек был изгнан (Быт. 3:23-24), и поэтому рай также неизвестен науке. Теперь можно изучать только тленные объекты и познавать законы только тленной природы, т.к. на основе изучения именно такой природы эти законы устанавливаются. Конечно, Господь не только этими законами управляет падшим космосом, есть и изначальные законы, действующие в природе от сотворения мира и доныне, но у нас нет способов отделить их от законов падшего бытия.

*****

Бог не творил каждую травинку и каждого кролика по отдельности. Он воплощал идею (логос) кролика во множестве ушастых особей. Вспомним: Логосы – это и образующее начало всякой твари, и орудия, посредством которых Бог творит мир. Это «действующая причина всего сотворенного» (св. Василий Великий). Это и идея, и принцип, и закон тварного бытия, и цель, к которой тварь устремлена (М.И.). «В отношении к Богу – это Его идеи, хотения. В отношении к каждой вещи – ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее закон. В отношении к деятельности – ее смысл, цель, намерение, план, правило» (С.Л.Епифанович). ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ НЕТЛЕННОГО МИРА СОТВОРЕНЫ ОДНОВРЕМЕННО С САМИМ МИРОМ – а не мир возникал, руководствуясь непонятно откуда взявшимися законами, как говорит наука.

Процесс Божественного творения мира с помощью логосов легче всего понять на примере создания живых существ (дни 3-й, 5-й и 6-й). Рассмотрим стихи 11-12 1-ой главы Книги Бытия, описывающие творение растительного царства в день третий: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее, и) дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень…» (Быт. 1:11-12)

Объясняя эти стихи, Василий Великий говорит, что Бог дает земле силу произращения растений, и земля принимает участие в творении растений: «Ибо тогдашний глагол [Слово Божие] и первое сие повеление сделались [“спроецировались” в мир?] как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды».

Закономерен вопрос: где «находятся» логосы-замыслы Бога о мире? По словам свт. Григория Богослова, они предвечно существовали (и продолжают существовать) в уме Бога еще до начала мира. А если соблюдать богословскую точность, то следует сказать, что логосы, как мысли-воления Бога о мире, относятся к сфере Божественной воли и находятся не в сущности Божией, а в том, что Ей последствует – в Божественных энергиях.

Митрополит Макарий (Булгаков) дает ответ на данный вопрос в своем капитальном труде Православно-догматическое богословие (1849 г.): «Бог сотворил мир по вечным идеям Своим о нем. Совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило.»

Таинственные озарения святых - это логосы, отражающиеся в их уме. Логосы присутствуют в вещах, как замыслы о них (это закон), и в уме у подвижника, поскольку Бог ему открывает эти замыслы (это действие благодати).

*****

Сотворенный мир подчинялся законам, заложенным в тварные вещи. Например, живые организмы подчиняются инстинктам, а планеты – закону всемирного тяготения. Не было космических тел – не было и законов тяготения – им не на чем было проявляться.

До грехопадения не было привычного нам энтропийного времени. Изменения имели место, но такие, которые приводили к повышению организации – уменьшению энтропии (сам акт Творения) – негэнтропийное время.

А вот до начала Творения времени не было вовсе, была Вечность, в которой нет места изменениям. Время – это также тварь Божия. Это следствие того, что Господь из Вечности стал воплощать Свои мысли в материи, которой свойственны изменения.

РЕМАРКА. 325 год, Первый Вселенский Собор. Арианские споры. Арий утверждал, что если Сын рождается от Отца, то это происходит во времени. Значит, когда-то было время, когда Сына Божия не было. То есть, Сын не рожден, а сотворен, значит Он не вечен, значит Он не Бог.

Православие учит о тварности времени. Поэтому, согласно православному учению, Сын рождается от Отца не во времени, а от вечности. Что и отражено во втором члене Символа веры, где о Сыне Божием сказано: «…Иже от Отца рожденнаго прежде всех век».

До грехопадения Бог присутствовал в сотворенном Им мире и нивелировал энтропийные изменения физического мира. Человеку заповедано было изменяться в мире духовном (пять разделений МИ). Прародители в раю жили в каком-то особом, вечном времени. В РАЮ ДЕЙСТВОВАЛИ И ЗАКОНЫ, И БЛАГОДАТЬ.

ВЕРСИЯ (архиепископ Василий Родзянко): До грехопадения весь мир был другим. Он был идеальным, от момента своего создания. Мы живём в ситуации ‘после грехопадения’, и мы знаем согласно научным исследованиям, что наблюдаемый мир был таким, каким мы его наблюдаем, от своего начала, то есть от Большого взрыва. Таким образом, после совершения грехопадения человеком изменилась вся предыстория Вселенной. Естественные науки не могут заглянуть во время ‘до грехопадения’, потому что теперь и Большой взрыв был ‘после’.

Грехопадение

МАТРЕШКА (внутри меньшей куклы – физический мир, внутри большей – мир духовный). Грехопадение отделило мир физический от мира духовного (граница – наша смерть). В физическом мире, лишенном непосредственного присутствия благодати Божией (божественных энергий – действий), установились новые законы.

«Включился» основной закон нашего мира - энтропия (тление), возникла пищевая цепочка (вся тварь стенает и мучается), земля произрастила тернии и волчцы, животные отвернулись от человека, появилась смерть. Эдем оказался поврежден, т.к. духовно-телесный человек нарушил главный духовный закон мироздания и через свою двойственную сущность повредил материальный Эдем, который превратился в наблюдаемый сейчас космос с некрасиво разбегающимися друг от друга звездами.

Св. Симеон Новый Богослов: “Слова и определения Божии делаются законом естества, почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т.е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным.”

Физический мир внутри маленькой матрешки стал функционировать автономно. Законы природы соблюдались как бы сами собой, как в некоем механизме. Поэтому природу и можно изучать как механическое устройство, действия элементов которого определяются причинно-следственными связями; поэтому и возникла наука.

Но в этом отлаженном механизме, определяемом действиями законов природы (данных Богом), иногда происходят «сбои» - законы нарушаются – действиями Господа. «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет». Тогда мы говорим, что произошло чудо. В Ветхом Завете описано множество чудес, в том числе и нарушающих существующие законы.

В богословии утверждается, что чудо не противоречит законам природы, а преодолевает их высшими, нам неизвестными силами. Если бы природа жила по своим законам, то, конечно, чуда бы не было. Но Бог вмешивается, вмешивается сверхъестественным путем, и происходят изменения этого естественного течения, происходит то, что мы называем чудом.

Вселенную создал Бог, Он стоял над законами природы. Он Творец пространства и времени, Бог – это Дух, написано в Библии, Он не доступен материальному измерению. Духовное измерение, в котором находится Бог, вне времени. Поэтому и чудеса, которые Он совершает, могут быть нарушением законов, Им же установленных.

Может быть, в каждой ситуации Господь проводит специфическое вмешательство. А может быть, законы из внешней матрешки (мира духовного), «прорываются» в наш физический мир. Мы ничего не знаем о законах внешней матрешки, поэтому различить эти варианты не можем.

По А.Ф. Лосеву (философ, профессор, доктор филологических наук, тайный монах + 1988) чудо – это проявление подлинных законов природы.

Чудо – это мостик между нашим миром, развивающимся по автоматически действующим законам падшего естества, и Царствием Небесным, где нет тлена и смерти, нет болезней, нет времени («стрелы времени»), а есть одномоментное бытие (с Богом в вечности).

Примеры ветхозаветных чудес:

Видение Моисею. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).

Исход иудеев из Египта. Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх.13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян (Исх.14:21-22).

Переход через Иордан – (Нав.3:15-17)

Сражение при Гаваоне. Иисус Навин. «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? (Нав.10:13)

И так далее.

Бог продолжал давать отпавшим людям силы для физической, плотской жизни. И продолжает давать их абсолютно всем, злым и добрым, верующим и неверующим – поскольку это необходимое условия для существования человека (Сон, дельта-ритм).

Бог продолжал вмешиваться и в физический мир – пусть и нечасто, в исключительных случаях. И духовную жизнь иудеев Господь стремился исправить – дал, например, 10 Заповедей, - но тоже только в критических ситуациях. Но непосредственное присутствие Господа людьми не ощущалось. Бог Сам вступал в контакт с избранными, чтобы передавать народу Свою волю (Боговидец Моисей). «Двухсторонней связи» между мирами не было. Люди не могли воззвать ко Господу (за редчайшими исключениями).

Исполнять нравственный закон человек, несмотря на напоминания Господа, без непосредственного участия благодати Божией оказался не в состоянии. Вся жизнь Ветхозаветного Израиля – попытки человека исполнить Закон своими силами.

Для этого прописывались детальные «инструкции». Тора – обрядовый закон - 365 запрещающих и 248 повелевающих заповедей (направленных как на внешние действия, так и на профилактику грехов). Считалось, что закон может оправдать только в том случае, если человек будет соблюдать каждую его букву. Обрезывающийся "должен исполнять весь закон" (Гал. 5:3). "А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: "проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона" (Гал. 3:10). Автоматизм. Действие причинно-следственных связей. Магизм.

Израильтяне могли бы стать Божиим народом, высоко ценимым Им и связанным с Ним особыми узами. Кроме того, они стали бы царством священников. Последнее означает, что каждый представитель народа, царем которого является Бог, знал бы тайну доступа к Нему и имел бы этот доступ, и каждый из них выступал бы в роли посредника за других, как это делали священники. Они были бы народом святым, т. е. нравственно чистым и полностью посвященным служению Богу. Именно для того Бог и искупил народ, чтобы он мог пребывать в контакте с Ним, быть отделенным (от других народов) для Него.

Но… не сложилось. Исполнять весь Закон никому из иудеев не удавалось, они продолжали грешить. И уходили в шеол, даже праведники.

Шеол - в переводе с иврита означает «могила» или «яма» - обитель мертвых в иудаизме. Библейские тексты Ветхого Завета рассматривают шеол как место обитания всех умерших, независимо от их образа жизни на земле. Шеол — мрачный и пустой тот свет, где ничего никогда не происходит. Попавший в шеол остается в полном сознании, но не наблюдает вокруг себя ничего или почти ничего. Только бесконечная темнота, тишина и холод.

С того момента, когда евреи распяли на Голгофе ожидаемого Мессию, Иисуса Христа, ими была перейдена "точка невозврата". Распяли в соответствии с собственным законом: «Иудеи отвечали ему [Пилату]: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин.19:7). Так они извратили идею Закона.

Евреи потеряли звание "избранного Богом" народа. Таким народом стали христиане. Это совершенно новый народ, примера которого не было до этого в истории. Это народ, где "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (Кол. 3:11). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея (Мф. 2, 6) он говорит, что христиане — новый Израиль, то есть Боговидец (народ, зрящий Бога).

История Ветхозаветного Израиля – это история жизни человечества в мире, где главенствует Закон, но отсутствует Благодать.

Новый Завет перерастает Ветхий. Подаваемая Господом благодать Ветхого Завета восполняется, переполняется благодатью Нового Завета. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин.1:16).

Ветхий Завет говорит о законе, о послушании человека Божиим предписаниям. В Новом Завете человек становится совершеннолетним. К нему неприменимы педагогические приемы, необходимые для детей. Как взрослый сын, взрослая дочь, человек призывается к ответственной и осмысленной жизни, можно даже сказать, дружбе с Богом, к двухсторонним отношениям с Ним.

И тогда Бог Сам пришел в мир

В Евангелии описано множество Им совершенных чудес. Он как бы показывал людям, что Он – Хозяин всего – даже законов природы.

Вокруг Него как бы, на время, восстановился первозданный Эдем. «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Ин.11:5-6). Закон дополнился благодатью.

Люди обращались к Нему как к Богу – и Он творил чудеса.

Творение новой материи (чудо умножения хлебов (Мф. 15:32–38; Ин. 6:1–15), чудо претворения воды в вино (Ин. 2:1–11), преодоление нерушимых законов природы Силой, большей, чем эти законы (чудо хождения по воде (Ин. 6:15–19; Мф. 14:25), воскрешение сына Наинской вдовы (Лк. 7:11–15), воскрешение Лазаря (Ин. 11: 43–44), чудо со статиром во рту рыбы (Мф. 17:24–27), явление Воскресшего Господа Марии Магдалине и другой Марии (Ин. 20:11–18; Мф. 28:9– 10), явление Воскресшего Господа десяти ученикам (Ин. 20:19–23), явление Иисуса Христа одиннадцати ученикам на восьмой день по Воскрешении (Ин. 20:24–31), явление Господа ученикам при море Тивериадском (Ин. 21:1–24) и на горе в Галилее (Мф. 28:16–20; Лк. 24:46–49), Вознесение Господне (Лк. 24:49–53; Мк. 16:19–20).

Все это – нарушение законов, царивших в падшем мире.

«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф.5:18)

Законы будут соблюдаться, пока не исполнится все, что Бог «придумал» про мир. А потом будет новый мир.

Нарушать физический закон может только Сам Законодатель, творя «чудеса».

Но Бог после пришествия на землю Иисуса Христа – нарушает и нравственный закон, данный Им иудеям – тем, что милосердно прощает кающихся грешников, не вменяет им греха, покрывает Своей благодатью. Закон есть, грех, открывающийся законом – есть, а наказания нет.

*****

Главное новозаветное чудо – Воскресение Христово.

Когда Иисус воплотился, вселившись в утробу Богоматери, Он, Предвечное Слово Божие, Логос, принял на Себя человеческую природу, природу, способную умереть. Лишь способную. Но так как Спаситель не имел в Себе первородного греха, человеческая природа, которая была в Нем, не была заражена смертностью (как природа первозданного Адама). Значит, Спаситель Сам бы не умер. Но Его убили.

Можно представить себе ликование бесовских сил, когда Христос, преклонив голову, почил. Выражаясь образно, смерть набросилась на Христа и попыталась Его удержать, так же, как и всех других до Него людей.

Как говорят многие святые отцы, сатана не знал, что Христос воскреснет. Не подозревал сатана и сколь губительным будет Христово посещение для его преисподних обителей. Но скоро сатана это увидел и, как говорят наши церковные песнопения, горько возрыдал.

Какой была Его Смерть, и почему произошло Воскресение? Во Христе были соединены Божество и человечество. Это единство не нарушилось, не разорвалось смертью, а поэтому, «хотя тело и душа разделились между собой, они все равно остались связанными через Божество Слова, от которого отстранены не были» (прот. Г. Флоровский). Божественность, пронизывающая и тело, и душу, не исчезла, не отошла от Христа. А значит, тело Христово не было подвластно смерти.

«Во Христе смерть входит в Божество и в Нем испепеляется, ибо не находит себе в Нем места» (Вл. Лосский). Божество во Христе оказалось смерти не по зубам, а так как во Христе Божественное и человеческое были соединены нераздельно, навсегда, с самого мига Воплощения, то и воскрес Христос во плоти, а не только по Божеству.

Христос воскрес в новом теле, неподвластном законам этого мира. Тело Воскресшего Спасителя оказалось преображенным, духоносным, это тело грядущего века.

В некотором смысле Воскресение Спасителя и Преображение Его Честного Тела можно назвать даже новым творением, или, вернее, претворением первозданного человеческого тела.

Тело воскресшего Христа было материальным, но это была какая-то новая, неизвестная нам материя, обладающая новыми свойствами.

Христос воскрес в том самом теле, какое имел. Все Евангелисты подчеркивают факт пустого гроба. Их так поразил этот пустой гроб, что они постоянно возвращаются к этой теме. То есть тело Воскресшего – это то самое тело, какое Он имел до этого, однако в Воскресении оно изменилось, трансформировалось

В 15-й главе своего 1 Послания к Коринфянам апостол Павел говорит, что как из посеянного в землю зерна вырастает растение, уникальное, прекрасное, совсем не похожее на зерно, так и тело Воскресшего Христа произошло из прежнего тела, но стало совершенно иным.

Воскресший изменился. Он изменился настолько, что отныне проходил сквозь стены и затворенные двери, Он мог оставаться неузнанным, и Его узнавали лишь в каком-то особом, Его лично знакомом жесте или слове. В Эммаусе это было преломление хлеба с двумя учениками… Или Христос мог быть узнан в каком-то специфически Своем слове, выражении. Вспомним, как Мария Магдалина принимает Воскресшего Христа за садовника, спрашивает, не он ли вынес тело Учителя и где-то спрятал, Иисус же говорит ей только одно слово: «Мария!», и Мария тотчас понимает, Кто перед ней.

Христос стал иным. Это утверждение Евангелия и Церкви. Но все же Христос был телесен. У Него было тело, и это подчеркивается многократно тем, что Он ел и пил, а однажды даже предложил Фоме (Фома все сомневался – не призрак ли перед ним, не галлюцинация) коснуться пальцами его ран.

И вознесся Он в этом преображенном теле. Вознеся, тем самым, на Небеса, человеческую природу (не поверженную грехом). Христос вознесся, чтобы дать людям возможность постигнуть истинную любовь и истинную христианскую жизнь. Свт. Димитрий Ростовский так говорит об этом: «О, как радостна эта причина вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам, Господи, отверзи двери милосердия Твоего!»

И эта дверь открыта для нас. Не зря в тот миг, когда Он испустил дух, раздралась завеса в храме. Точнее, можно сказать так. С той поры отомкнут замок в двери между материальным и духовным мирами. А для того, чтобы эту дверь открыть, нужно к ней приблизиться и … просто отворить ее.

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни.

Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20) – говорит Господь, «без Мене не можете творите ничесоже» (Ин15:5). Он и на Небесах пребывает, и в нашем падшем мире. И Духа Святого послал нам в помощь. Теперь человек может, с Божией помощью, исполнять Закон. А если не получается – то есть у Кого просить милости. ПОТОМУ ЧТО ОН ЗДЕСЬ, И МЫ В НЕМ.

То есть, сейчас закон и благодать действуют вместе. Отсюда чудеса – как естественные, так и внутренние чудеса каждого из нас.

Но не для всех. Только для тех, кто признает свою несамобытность и обращается за помощью к Господу. Это как «ручное управление» в современной России. Только до Бога проще достучаться, чем до президента.

Остальные – в самой малой матрешке, только под воздействием закона – и физического, и нравственного. И если физические законы там выполняются неукоснительно (чудеса они просто отрицают), то по неисполнению нравственного закона современное атеистически-язычески-оккультно-магически настроенное общество, превзошло ветхозаветный Израиль.

Граница маленькой куклы – самость, непризнание несамобытности.

Все, кроме христиан, остались под юрисдикцией Закона. Они не приняли благодать Божию, которая не отменила Закон, но прощает кающихся нарушителей Закона. Они сами, своими усилиями должны стать праведными – а это невозможно. Они рассматривают Бога как владельца механизма, который контролирует всю жизнь на земле. Отсюда первостатейное значение обрядов, правил, законов в иудаизме и мусульманстве. Отсюда Бог как строгий Судия в католицизме. Отсюда обрядоверие в православии.

Буддизм пошел по пути изучения устройства механизма мира мистическими средствами. Наука тоже изучает именно механистическую, безличностную картину мира, этакий исходник, дающийся всем. А православные вступают в личные отношения с Богом и действие Закона перекрывается Любовью.

Какой мир думаем, в таком и живем.

«Аслан – не ручной Бог»

«Сын мой! Отдай сердце твое Мне» (Притч.23:26)

Для тех, кто внутри самой маленькой матрешки, весь мир подчиняется неким законам – не только физический мир, но и мир неявленый, духовный.

Человек, в их представлениях, самобытен и самодостаточен (Человек – это звучит гордо!). Человек может – и даже должен – управлять собственной жизнью (Человек – хозяин своей судьбы)

Это желание распространяется и на духовный мир. Человек или рассматривает духовный мир как Абсолют, как механизм, подчиняющийся законам, или – если он «верит в Бога» - пытается манипулировать Господом – поскольку считает, что и Он «должен» подчиняться законам.

Возникает все разнообразие магических практик. Ма́гия — символические действия (обряды), направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём – то есть, вмешательство человека в духовный мир.

Магия – нежелание «вкладываться» в жизнь, проживать ее. Желание получить все сразу и даром (как в казино).

«Почему не сработало в этот раз? Ну, наверное, у вас сильно загрязнена аура, нужны еще сеансы; если не сеансы, то нужно пройти курсы по улучшению энергетики; если и это пока не помогает, надо посетить такого-то знаменитого (или наоборот, тайного) мага, ученика тибетских лам/бурятских шаманов/африканских колдунов. Так активность человека, необходимая для учебы, труда, построения отношений с ближними, поглощается погоней за морковкой, которая всегда висит у человека перед носом, но которую он никогда не схватит. Так иллюзия могущества — или иллюзия хотя бы того, что у нас есть «магический» способ разобраться с нашими проблемами, — только делает человека еще более одиноким, несчастным и уязвимым».

В чем же главное различие между магией и верой? Речь идет о противоположных подходах к духовной реальности. В человеческих отношениях нам тоже приходится выбирать между двумя эти подходами — между манипуляцией и доверием. Можно пытаться (иногда довольно успешно) манипулировать людьми, используя «магические» (их иногда так и называют) психологические техники, а можно — строить с ними отношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Обращаясь к той запредельной, вечной тайне, которую ищет человеческое сердце, маг пытается ее заставить, верующий пытается с ней поговорить. Если вы попробуете манипулировать людьми, вы останетесь в одиночестве. Если вы попробуете манипулировать сверхъестественным, возможно, некие духи согласятся исполнять вашу волю — какое-то время, но это обернется еще более ужасной потерей. Например: исцеление от болезни – тяжелый рецидив: приворот любимого – семейная трагедия.

Маг (колдун, ведьма, шаман, экстрасенс, целитель… - имя им легион) претендует на то, что может использовать сверхестественные законы, может выступать в роли посредника между явленным и неявленным мирами, может манипулировать сверхъестественными силами или существами, подчинять их себе, использовать их в своих интересах или в интересах клиента. Мир в их глазах – большой механизм, и главное – правильно подобрать к нему отмычку. Это прямой путь в погибель, в духовную смерть. Так и Адам с Евой считали, что вкушение магического яблока автоматически сделает их богами.

Верующий понимает, что Богом манипулировать нельзя, и использовать Его в своих интересах — тоже. Да, все Законы в Его руках. Но Он – Личность, Бог – наш любящий и милосердный Отец, и может изменять Им же созданные Законы, «включая» Свою Благодать. Его можно просить, но ответ человек получит только если этот ответ будет ему полезен, если он будет способствовать приближению человека к Господу. Бога нельзя заставить, нельзя подкупить, можно только попросить.

Оккультизм в православии

Оккультизм — это отказ от упования на Бога. Человек может соглашаться с тем, что Бог есть, но не считает нужным вступать с Ним в личные взаимоотношения, предпочитая отношения купли – продажи: «Я тебе, Господи, свечи поставлю, или 40 акафистов прочитаю, а Ты мне то-то и то-то сделаешь».

Автоматизм, инструментальный подход, свойственный оккультизму, усмотреть несложно. Он начинается там, где все легко укладывается в простые правила и прагматичные советы. «Чтобы успешно шла торговля, нужно освятить офис», «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом», и т.д. и т.п. Каждый святой – или определенная икона Богоматери - помогают в решении какой-либо конкретной проблемы; отпевание даже и нецерковного человека – «пропуск» в Царствие Божие; очереди к святыням неверующих людей – чтобы непременно исполнить свое желание… Не святыня «плоха», а отношение к ней.

Покаяние (изменение ума), доверие Богу, вручение Ему своей жизни, безропотное принятие жизненных обстоятельств, «возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф.16:24) – нет, не слышали.

Подвох в том, что в приведенном перечне духовных, казалось бы, истин ничего не было сказано о внутреннем подвиге молящегося, о его духовном состоянии, покаянии, вере. А это — основа духовной жизни. Святой Иоанн Златоуст однажды сказал, что крестное знамение должно сопровождаться осмыслением и молитвенным призывом, иначе оно останется просто гимнастическим упражнением. Если этого внутреннего осмысления не хватает, святыня может восприниматься как своеобразный талисман. Многие, к примеру, таким оберегом считают поясок с написанным на нем 90-м псалмом, потому что этот псалом «оберегает от зла». Но если разобраться, псалом не оберегает от зла, он лишь указывает, как уберечься от зла: довериться Богу и жить под Богом. Для многих «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится» — своеобразное заклинание, прочтение которого (или просто ношение при себе) гарантирует личную безопасность.

Граница между истинно православной духовностью и магическим отношением к православию, видимо, достаточно неоднозначна – в том смысле, что разные люди ее проводят неодинаково. Для кого-то поклонение цветочкам «от Матронушки» - явный магизм, а кому-то оно дает глубокие «духовные переживания». А вот духовные ли они, с какой стороны исходит эта духовность – это решать не нам, это дело Господа. Каждому Бог дает и по вере его, и по силам его. Наше дело – никого не осуждать, не поднимать на щит лозунг: «Мое православие самое православное».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Извлечения из Посланий апостола Павла

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13)

«Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:4-6)

«Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится». (Рим.9:30-33)

«Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10:4).

«Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:5-6)

«Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10).

«Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24)

"Если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2:21).

«Говоря «новый», [о Завете] показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13).

«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Божественный Логос и логосы тварей (учебник по догматике) https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/3

Учение о предвечных Божественных идеях, согласно которым творится мир, наиболее подробно разработано преподобным Максимом Исповедником. Он называет эти идеи «логосами», то есть «словами», имея в виду, что это те божественные силы и творческие слова, о которых возвещают нам 1 глава книги Бытия и Псалтирь. Небеса проповедуют славу Божию, о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу... (Пс. 18:2–5).

В мире все логично; существование любого, самого ничтожного, предмета подчиняется непреложным законам, всякая тварная вещь имеет точку соприкосновения с Божеством, всякое явление имеет разумную причину, всякое действие – разумную цель. Сам термин «логос» у преподобного Максима многозначен – это и идея, и принцип, и закон тварного бытия, и цель, к которой тварь устремлена.

Логосы отдельных вещей содержатся в более общих логосах, как виды – в роде. Все вместе они содержатся в ипостасном Логосе, то есть во Второй Ипостаси Святой Троицы, Который есть первоначало и конечная цель всего тварного. В Логосе все бытие причастно Богу. Маленькие «логосы» – не что иное, как энергии ипостасного Логоса, на которые творчески как бы расчленяется единый Божественный Логос и посредством которых все в Нем объединяется, как соединяются радиусы в центре круга.

Ипостасный Логос определяет законы, по которым живет тварный мир, именно через Него мир получает начало своего бытия, Им осуществляется деятельность Божественного Промысла, Он как Судия определяет конечные судьбы твари. Соответственно, и Его энергии (логосы) делятся на три вида: логосы естества (т.е. законы природы), логосы промысла и логосы суда. Эти логосы охватывают собой все бытие твари на всем протяжении его существования. В логосах естества как бы заключен весь чувственный и духовный мир; в логосах промысла и суда – вся жизнь мироздания и все цели его движений, сводимые к одной высшей цели – обожению. В частности, в логосах промысла и суда предначертано и Воплощение Сына Божия и совершенное Им Искупление мира, то есть центр Промысла – осуществление идеи обожения человека. Логосами промысла и суда всецело определяется и прохождение каждым человеком пути спасения, то есть усвоение им плодов Искупления. В этих логосах, наконец, пред-начертана и будущая судьба мира.

Особое место в мире занимает человек; он – принцип творения, существо, ради которого создается мир. У него и свой, особый, состоящий из трех частей логос.

1. Логос бытия, согласно которому человек создается из души и тела и, таким образом, причастен как к миру ангельскому, так и к миру вещественному.

2. Логос благобытия, определяющий нормы деятельности человека и добрые задатки его души.

3. Логос вечнобытия, определяющий высшую цель Промысла, – обожение человека, соединение его с Богом в вечности.

Вся совокупность логосов образует собой идеальную надмирную основу бытия тварных существ; весь мир как бы висит на этих логосах.

Если логосы тварного бытия – это идеальные первообразы предметов и явлений созданного Богом мира, то сами предметы и явления служат обнаружением, образом, способом существования логосов и называются тропосами. Преподобный Максим Исповедник пишет: «Идеи (логосы) сущего, прежде век предустановленные Богом, как знает Он Сам, – те, которые у божественных мужей обычно называются также благими хотениями (Божиими) – хотя и невидимы, однако созерцаются (нами), будучи «помышляемы» через рассматривание творений. Ибо все творения Божий, с должным искусством умозрительно созерцаемые нами по естеству, возвещают нам сокровенно те идеи, по которым они получили бытие, и вместе с собой выявляют в каждом творении Божие намерение».

Соответствие между образом и первообразом, то есть между тропосами и логосами, преподобный Максим объясняет на примере живописи. Между логосом и тропосом такая же связь, какая существует между человеком и изображением этого человека на портрете. «Хотя изображение сходно и совершенно подобно первообразу, но сущность – различна, потому что... тот – одушевленное существо, а это – дело живописца, из воска и красок».

Таким образом, по учению преподобного Максима Исповедника, весь мир представляет собой как бы огромную икону – реализацию предвечного творческого замысла Божественного Иконописца. В явлениях тварного мира Божественный Логос как бы играет с человеком, через Свои логосы Он влечет его к познанию в мире великой системы дел Божиих. Но, чтобы взойти к созерцанию этих основ бытия, нужны подвиг очищения от страстей и жизнь по заповедям Евангелия.

Прозреть всюду свет Слова Божия может только преображенный ум. Когда Солнце Правды воссиявает в очищенном уме, то все для него выглядит иначе, весь мир видится пронизанным Божественным Светом. Такого рода созерцание есть очень высокая ступень в духовном становлении, предпоследняя и неизбежная в лествице духовного восхождения, бесконечным пределом которой является созерцание Самого Триипостасного Божества

.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Обожение возможно благодаря нетварным божественным энергиям

Архимандрит Георгий (Капсанис)

Обожение как смысл человеческой жизни

По учению Священного Писания и Отцов Православной Церкви Христовой, обожение возможно для человека благодаря тому, что Благодать Божия – нетварна. Бог не есть только сущность, как полагает «церковь» западная, но и энергии. Будь Он сущность только, никакое соединение, никакое общение с Ним не было бы для нас возможно – ведь сущность Божия неприступна и невыносима для человека: «Лица Моего не можно тебе увидеть: потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33, 20).

Приведём нечто подобное из обыденной жизни. Взявшись руками за оголённый электрический провод, мы умрём. А если мы подключим к нему лампочку, то получим свет. Мы просветимся, возрадуемся, извлечём пользу из энергии электричества, в то время как сущность его нам опасна. Пусть это хоть отдалённо пояснит вам о нетварных божественных энергиях.

В том случае, если бы возможно было соединение с Божией сущностью, мы бы делались при этом тоже богами по сущности. А это значит – всё стало бы божеством, было бы смешение, и ничто не было бы уже Богом по существу. Так и получается в восточных религиях: например, Бог в индуизме не личное существо, а неопределённая сила, наполняющая весь мир – людей, животных, неодушевлённые предметы. Это пантеизм.

А если бы Бог был только неприступной сущностью, а не и энергиями, Он бы оставался всегда «замкнут» в Себе, удалён и сокрыт от Своего творения.

Православное богословие знает, что Бог есть Единица в Троице и Троица во Единстве. По удивительному выражению преподобного Максима Исповедника, святого Дионисия Ареопагита и других отцов, Бог исполнен божественной любви, божественного эроса к Своим созданиям. По этой Своей бесконечной экстатической любви, Он исходит из Своей Сущности ради общения со Своим творением. Это находит выражение и исполнение в Его энергии, или точнее, энергиях.

Своими нетварными энергиями Бог сотворил мир и продолжает творить его. Его творческие энергии дают сущность и ипостась этому миру. Сохраняющими энергиями Он всегда присущ всему и промышляет о всей вселенной. Просвещающие энергии Божии научают человека, и освящающие – освящают его. Наконец, Божии обожающие энергии совершают его обожение. Своими нетварными энергиями Святой Бог входит в одушевлённую и неодушевлённую природу, человеческую историю и в жизнь каждого человека.

Энергии Божии божественны. Они суть Сам Бог, хотя и не сущность Его. Они тоже Бог – и только поэтому они могут обожить человека. Если бы эти энергии не были божественны, нетварны, то они не были бы Самим Богом. И они не были бы способны дать нам обожение, соединить с Ним. Между нами и Богом лежала бы непроходимая пропасть. Благодаря божественным несотворённым энергиям, которыми Бог соединяется с нами, мы можем общаться с Ним и соединяться с Его Благодатью – не отождествляясь с Ним, как было бы, если бы нам предлежало входить в общение с Его сущностью.

Поэтому, мы соединяемся с нетварными божественными энергиями Божиими, а не с Сущностью Его. И это Таинство нашей Православной веры и жизни.

Западные еретики не могут принять сего. Рационалистический разум не делает различия между Божиими сущностью и энергиями. Для них Бог есть только Его сущность, а значит, уже невозможно говорить об обожении. О каком обожении может идти у них речь, если они не считают энергии Божий нетварными, а лишь сотворёнными, тварью? Как может вещь сотворённая, отделённая от Самого Бога, обожить сотворённого же человека?

Они боятся говорить об обожении, чтобы избежать пантеизма. И что же у них остаётся как смысл человеческой жизни? Одно нравственное совершенствование. Если нет обожения божественными энергиями, божественной Благодатью, то что остаётся человеку? Усовершаться и утверждаться нравственно? Но морального совершенства не достаточно человеку! Ему не даёт полноты то только, чтобы становиться лучше, чем прежде, и порядочно вести себя. Его конечная цель в единении со Святым Богом. В этом смысл творения всего мира. Вот желанная цель. В ней наша радость, наше счастье, наше совершение.

Душа человека, созданного по образу и подобию Бога, стремится к Нему, тоскует по единению с Ним. И нет ей покоя, пока не найдет человек Бога и не соединится с Ним, сколь бы высока ни была его жизнь и многочисленны добрые дела его – потому что Сам Бог Святой вложил в него эту святую жажду, этот божественный эрос, это священное вожделение обожения, единения с Богом. Внутрь человека насаждена сила вожделения, данная Создателем для того, чтобы любить истинно, сильно, самозабвенно – как Сам Святой Творец, влюблённый в творение, в мир Свой. Человеку дана сила влюбиться в Бога, возжелать Его всей крепостью святого вожделения. Не имей он в себе образа Божия, его поиск Первообраза был бы бесплоден. Каждый из нас облечён образом Божиим, имеет Первообразом Бога. Образ стремится к Первообразу, и только когда находит Его, упокоивается в Нём.

В четырнадцатом веке западный монах Варлаам устроил сильную смуту в Церкви. Он слышал, что афониты говорят об обожении. Ему рассказали, что после великой борьбы, после очищения от страстей и великих молитвенных трудов они удостаиваются единения с Богом, сподобляются опытного Богопознания, входят в созерцание Бога. Он слышал, что их посещает Нетварный Свет, некогда осиявший апостолов на Фаворе при Преображении Господнем.

И рационалистический ум еретика Варлаама не мог понести сего, не мог поверить истинности опыта смиренных афонских монахов – и он обвинил их в прелести, ереси и язычестве. Ничего не зная о различии между Божественной Сущностью и нетварными божественными энергиями, он настаивал на невозможности видеть Божественный Свет.

Тогда Благодать воздвигла великого учителя нашей Церкви, афонского преподобного монаха Григория Паламу архиепископа Фессалоникского. Будучи просвещён от Бога, он с большой мудростью, основанной на личном опыте, проповедовал, писал и учил, в согласии со Священным Писанием и Преданием, что Свет Божественной Благодати нетварен, это божественная энергия. Он утверждал, что сподобившиеся обожения действительно видят Нетварный Свет, и сами зримы бывают в Божественном Свете, и это есть истиннейшее и высочайшее переживание обожения. Это слава Божия, сияние Божества, Свет Фаворский, свет Христова Воскресения и Пятидесятницы и Облако, осенявшее ветхозаветную Скинию. Это реальный, а не символический, как казалось Варлааму и его сторонникам, Нетварный Свет Божества.

Спустя некоторое время Церковь на трех Константинопольских Соборах подтвердила исповедание святого Григория Паламы о том, что жизнь во Христе – не только нравственное совершенствование, но и обожение. А это означает участие в славе Господней и созерцание Бога, Его Благодати, Его Нетварного Света.

Велика наша благодарность святому Григорию Паламе, поскольку он принял от Бога и своим богословием и молитвенным подвигом передал нам Церковное учение об обожении и непреходящий опыт его. Не то делает человека христианином, чтобы только правильно рассуждать о Боге, а то, чтобы опытно приближаться к Нему. Это как когда вы беседуете с тем, кого сильно любите: вы чувствуете себя заодно с ним, вы ликуете от общения с ним – именно так и происходит, когда кто общается с Богом. Это не внешнее общение, а таинственное единение человека с Богом в Духе Святом.

Но до сих пор католики считают тварной Божественную Благодать, Божественные энергии. И это тоже является одним из тех многих печальнейших различий между нами, которые необходимо учитывать при богословских диалогах. “Filioque», папским приматом и «непогрешимостью» не исчерпываются, к сожалению, серьезные расхождения между Православной Церковью и католицизмом: немаловажно и то, о чем мы говорили здесь. Пока римо-католики не примут Божественную Благодать как нетварную, немыслимо примирение, даже при принятии ими всего остального. Ведь как осуществиться обожению, если Божия Благодать – лишь тварь, а не Нетварная энергия Всесвятого Духа?

https://elitsy.ru/communities/100018/1821416/

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Из послания Маймонида.

Маймонид - (Maimonides) Моисей Моше бар Маймон (аббревиатура РАМБАМ) – еврейский философ (1135-1204).

В «Послании о воскрешении из мёртвых» Маймонид упоминает, что он встретился с людьми, сведущими в Талмуде и практическом соблюдении заповедей, но при этом не знающие, есть ли у Бога тело. Некоторые были даже уверены, что тело есть, а другие даже считали еретиками тех, кто считает, что у Бога тела нет. С точки зрения самого Рамбама, мысль о том, что у Бога тело есть, сама по себе находится на уровне идолопоклонства. Тем самым, Маймонид убедился, что изучение Талмуда не обеспечивает человеку правильных философских основ, и необходимо составить список общеобязательных догматов, что он сделал в комментарии к Мишне [часть Талмуда]. Таких основ всего тринадцать:

1. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, творит и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все существующее.

2. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и только Он один — наш Бог: был, есть и будет.

3. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, бестелесен, и к Нему не относятся свойства материи, и нет у Него никакого образа.

4. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, Он первый и Он последний.

5. Я верю полной верой, что Творцу, Чьё имя благословенно, и только Ему надо молиться, и запрещено молиться кому-либо, кроме Него.

6. Я верю полной верой, что всё сказанное пророками — истина.

7. Я верю полной верой, что пророчество Моше [Моисея], нашего учителя, — да покоится он в мире! — было истинным, и что он — вершина пророков, предшествовавших ему и последовавших за ним.

8. Я верю полной верой, что вся Тора, находящаяся сейчас в наших руках, — это та, что была дана Моше-рабейну — да покоится он в мире.

9. Я верю полной верой, что Тора эта не будет изменена и не будет другой Торы от Творца, Чьё имя благословенно.

10. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, знает все дела людей и все их мысли, как сказано: «Создающий все их сердца — понимает все их дела».

11. Я верю полной верой, что Творец, Чьё имя благословенно, воздаёт добром соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди.

12. Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, я всё же каждый день буду ждать, что он придёт.

13. Я верю полной верой, что будет оживление умерших в то время, когда будет на то воля Творца, Чьё имя благословенно, и память Его вознесётся навсегда и на веки веков.

Comment: Только закон, о благодати ни слова, как и о Христе



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс