Материалы


НАУЧНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ

Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера - невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
Митр. Филарет Московский.

Макс Планк, в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорит: “Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше, чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга”.

Отношение современного человека к миру схоже с отношением человека первых веков – времени расцвета гностицизма. Сейчас место гностицизма занято позитивистской наукой с ее иллюзорной истинностью картины мироздания. Православное мировоззрение, в отличие от протестантского, часто просто закрывает глаза на существование науки. Вступать с ней в диалог видимо и действительно неосмысленно, но использовать ее результаты и терминологию для изложения богословских вопросов на языке, доступном неверующему, но образованному человеку, наверное, стоит. «Отцы Церкви всегда стояли на высоте науки своего времени; этот метод они завещали и нам: и мы должны стоять на высоте науки своего времени.» (Б.П Вышеславцев – философ, религиозный мыслитель).

Основной вопрос, который современная цивилизация задает миру – как он устроен; ну и еще, конечно, как мы можем использовать его для своих земных нужд, «что мы с этого будем иметь». И для решения этих вопросов использует горделивый человеческий рассудок – «сбежавший» из сердца разум. Святые отцы учили другому видению мира. В их представлениях, чувственный (явленный, физический) мир – это то, что Бог говорит человеку и о нем самом, и о Себе, и о Царстве будущего века. «Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый [духовный] мир представляется таинственно отпечетленным во всем чувственном мире посредством символических образов» (св. Максим Исповедник). Но для этого нужно видеть сердцем. «Сердце имеет свои резоны, которых разум совсем не знает» (Блез Паскаль, 17 век, физик, математик, религиозный философ).

Религия направлена на выявление утерянной человеком целостности мировосприятия (материальный и духовный миры вместе, как было до грехопадения). Христианство предлагает знания, воспринимаемые на веру, своеобразные аксиомы, которые углубляются и обновляются в процессе личного общения с Богом.

Аксиома – то, что невозможно доказать в рамках данной теории, системы. То, что мы принимаем на веру.

Аксиомы православия.

Бог есть и Он создал наш мир.

Троический догмат: Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная

Христологический догмат: – Христос – истинный Бог и истинный человек, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству

– Христос совершенен по Божеству, совершенен по человечеству

– Во Христе одна личность – Божественная

– Две природы в Христе соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Эти аксиомы явно пришли извне. В маленькой матрешке нет никаких оснований для таких представлений, нет аналогов. НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ (когда психологи в рамках своих тестов предлагают нарисовать неизвестное животное, то все рисуют компиляции из известных). Это прозрения святых отцов, то, что открыл им Господь.

Христианство честно говорит, что эти аксиомы нужно принимать на веру.

В естествознании содержатся скрытые аксиомы. Часть ученых их осознает, но работает все равно так, будто они доказаны.

Многие учёные, работающие в области естествознания (как монотеисты, так и атеисты), признают, что в основании науки и структуры научных знаний лежит несколько недоказуемых предпосылок, или постулатов.

Например, такие:

- наш разум может постигать реальность,

- наши чувства отражают реальность,

- существуют причинно-следственные связи и работают законы логики,

Но главный постулат - это вера в то, что материальный мир объективно существует и, как частный случай, человеческий рациональный ум способен понять его истинную природу.

То есть, действительность существует объективно, независимо от человека. (Основной вопрос философии). Человек выделен из окружающего мира и может изучать его как нечто внешнее по отношению к себе. Это не так, и это показывает квантовая физика.

«В действительности все не так, как на самом деле» (Ст.Еже Лец)

*****

Никто в мире не понимает квантовую механику — это главное, что нужно о ней знать (так сами физики шутят). Да, многие физики научились пользоваться ее законами и даже предсказывать явления по квантовым расчетам. Но до сих пор непонятно, почему присутствие наблюдателя определяет судьбу системы и заставляет ее сделать выбор в пользу одного состояния.

Пока мы не наблюдаем объект типа атома или субатомной частицы, он представляет собой всего лишь множество шансов, и ему нельзя приписать никаких физических параметров (квантовый суп). Физические параметры относятся лишь к процессу измерения. И это удивительно, потому что это подвергает сомнению саму реальность существования материи. Материю можно свести к информации, а когда ее не наблюдают, то вообще ничего нельзя ей приписать (запомним это).

Корпускулярно-волновой дуализм, который мы когда-то проходили – в новом прочтении. Вот как противоречиво определяют «квант»: Квант – порция энергии. Кванты - это переносчики взаимодействия, они как бы пронизывают пространство. Кванты - это мельчайшие частицы, из которых, по мнению физиков, сотворена Вселенная. И все эти определения правильны одновременно.

Частицей и волной одновременно являются не только частицы электромагнитного поля (фотоны), но и вещественные частицы типа электронов, протонов и т.п. Вся материя вокруг нас на микроскопическом уровне является волнами (и частицами одновременно).

Есть только энергия, вибрации, вибрирующие нити энергии (струны), квантовый вакуум, квантовый суп – по сути, НИЧТО. Материя возникает только под воздействием наблюдателя – ЛИЧНОСТИ. Наблюдатель привносит в систему ИНФОРМАЦИЮ.

Поведение материи представляется теперь гораздо более загадочным, нежели то, к которому мы привыкли в окружающем нас мире. Представьте, что у вас в руке шар, который становится шаром для боулинга только при том условии, что вы на него смотрите. Если посыпать тальком дорожку и запустить такой «квантованный» шар по направлению к кеглям, то он оставлял бы прямой след только в тех местах, когда вы на него смотрели. Но когда вы моргали, то есть не смотрели на шар, он переставал бы чертить прямую линию и оставлял бы широкий волнистый след, наподобие зигзагообразного следа, который оставляет змея на песке пустыни.

Физик Ник Герберт говорит, что иногда ему кажется, что за его спиной мир «всегда загадочен и неясен, и представляет собой беспрерывно текущий квантовый суп». Но когда он оборачивается и пытается увидеть этот «суп», его взор «замораживает» содержимое «супа», и видится лишь привычная картина. «Человеческому постижению недоступна истинная природа «квантовой реальности», – говорит Герберт, – поскольку всё, к чему бы мы ни прикоснулись, превращается в материю».

Столкнувшись с экспериментальными свидетельствами того, что процесс наблюдения влияет на объект, учёные были вынуждены отказаться от представлений, царивших в науке четыре сотни лет, и взяться за проработку революционной идеи: мы непосредственно вовлечены в реальность. Хотя природа и степень нашей способности влиять на реальность до сих пор остаются предметом жарких споров, можно согласиться с формулировкой Фритьофа Капры: «Ключевая идея квантовой теории — наблюдатель необходим не только для того, чтобы наблюдать свойства атомного явления, но и для того, чтобы эти свойства вообще возникли».

Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстранено, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественнонаучная традиция. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины.

Наука не может постигнуть главную тайну мироздания. И все потому, что мы сами являемся частью загадки, которую пытаемся разгадать. Макс Планк, физик

Как только мы поймем самих себя и свое сознание, мы постигнем Вселенную, и тогда всякое разделение исчезнет. Амит Госвами, физик

Получается, что человек изучает не реальность, а свое восприятие реальности. Мы изучаем то, что возникает на стыке реальности и наших собственных возможностей восприятия. Не только изучаем – но и видим, и ощущаем. ТРЕХМЕРНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА обусловлена наличием в вестибулярном аппарате (во внутреннем ухе) человека трех взаимно-перпендикулярных канальцев. ДАЛЬТОНИЗМ. Какого цвета клубника? Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Поток света с одним и тем же спектральным составом вызовет разные ощущения у разных людей в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что споры, «какой цвет на самом деле», бессмысленны. Так же и мир в целом – каков он «на самом деле» - мы не знаем.

Дневные птицы видят гораздо больший диапазон цветов, чем люди, включая ультрафиолетовый свет. Они способны видеть, по крайней мере, пять зон спектра. У собак и у кошек цветовая слепота – то есть восприятие цвета им недоступно. Большинство обезьян - дальтоники. Миры человека и животных различны.

Мы – внутри этого мира, мы взаимодействуем с ним – поэтому не можем познать мир отдельно от себя. Или – отдельно от нас мира не существует? Возрождение СОЛИПСИЗМА.

Солипсизм - разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все другие индивиды и предметы существуют лишь в его сознании.

Классическая наука такие представления долго не принимала и высмеивала.

Юмористический стих в переводе Маршака:

Про одного философа:

«Мир, — учил он — мое представление!»

А когда ему в стул под сидение

Сын булавку воткнул,

Он вскричал: «Караул!

Как ужасно мое представление!».

Но сейчас парадигма - очень медленно - меняется. Квантовая физика – предметы реализуются под действием сознания (с очень большой натяжкой). ПОХОЖЕ.

А фантасты, как всегда, все предсказывали. Клиффорд Саймак (амер. фантаст, сер.20-го века). «Театр теней». Ученые в замкнутом пространстве ведут секретные исследования. Чтобы крыша не поехала – развлекаются постановкой спектакля. Аппаратура, материализирующая мысли. Создают в уме своих героев, выстраивают декорации – постепенно начинают делать это согласованно. Один из семерых умирает – а на сцене по-прежнему 7 персонажей. Они дали жизнь автономному миру.

Все бы хорошо, но остается вопрос, который не ставят физики (специализация) – а человек откуда взялся? Так глубоко наука не заглядывает.

Протоиерей Кирилл Копейкин: В современной науке доминирующей является позиция, которая была сформулирована физиками XX века: «Заткнись и считай», то есть не задавай вопросов по существу, просто выдавай информацию. Нужно получить результат, который должен совпасть с экспериментом — и всё (НЕОСОЗНАВАЕМАЯ АКСИОМА: мир – машина, которую можно рассчитать до последней гайки – существует объективно и подчиняется стабильным законам).

Мы не будем останавливаться на представлении, что мир изначально творится человеком, потому что безоговорочно верим Библии – тому, что материальный мир сотворен Богом. Но запомним, что человек, в принципе, тоже способен творить материальный мир – на уровне микромира это доказано. Во что такие возможности выливаются в макромире, наука пока сказать не может.

*****

На будущее. Классическая наука всегда рассматривала систему как простое сложение поведения её отдельных частей (ЗА ДЕРЕВЬЯМИ НЕ ВИДЕТЬ ЛЕСА). Однако гипотеза квантового потенциала, образно говоря, поставила эту точку зрения с ног на голову, определив поведение частей как производную от целого. Она не только включила в себя утверждение Бора о том, что элементарные частицы не являются независимыми «частицами материи», а представляют собой часть неделимого целого, но и постулировала ЦЕЛОЕ как первичную реальность.

Наука познает мир во взаимоотношении его частей и элементов (детали изучены хорошо!), не охватывая мир как целое (предметность обучение, научная специализация). Не говоря уже о соотношении физического и духовного миров (духовного – как бы просто нет). Религия же, познавая Бога, открывает именно отношение мира и человека к Богу как к сверхъестественному началу, как к высшей силе. Наука базируется на внешнем, чувственном опыте, вера же — на внутреннем, духовном.

«Отцы и учители Церкви всегда понимали мир, как гармоническое и органическое целое, пронизанное лучами зиждительного Логоса и Премудрости» [Архимандрит Киприан (Керн)].

В греческом тексте Символа веры слово, которое у нас звучит как «Творец», произносится «Поитос» – «Поэт». В первые века христианства мы постигали мир как поэму, сложенную Величайшим из поэтов, целиком – его отношение к Богу и к человеку; затем (примерно с XI до XVII века) мы поняли, что мир можно разъять на разнородные элементы и изучать их по отдельности, и, наконец, в Новое время человек изучает структуру мироздания, соотнесённость его частей друг с другом. Но в ходе осмысления структуры мироздания неизбежно рождается мысль о том, как бы эту структуру изменить себе на пользу. Так появляется техника – логическое следствие углублённого познания мира. Мир из Поэмы превращается в машину. Современное естествознание изучает (успешно) мир как механизм – пусть в его функционирование и вкрадывается фактор случайности.

В основаниях естествознания еще много аксиом, принимаемых на веру. Поговорим еще об одной из них.

*****

Обо всех событиях прошлого, о процессах, которые тогда протекали, наука делает выводы на основании следов процессов.

Следы процессов истолковываются в соответствии с существующими теориями. ФАКТЫ – ИНТЕРПРЕТАЦИИ (анекдот)

Как бы ни были те или иные учёные убеждены в справедливости и даже доказанности своих гипотез и теорий, эти гипотезы и теории останутся всего лишь их интерпретацией мира. Эта интерпретация может получать весьма убедительные подтверждения, когда касается тех явлений, которые можно наблюдать и изучать сейчас, и тех процессов, которые доступны для наблюдения и воспроизведения.

Но когда учёные выходят из области эксперимента и переходят в область истории, в область рассуждения об уникальных событиях прошлого, которые невозможно повторить, – таких, как происхождение мира и человека, – научное познание вынуждено ограничиваться лишь косвенными доказательствами. И если, учитывая всё это, мы видим, что основанная на косвенных доказательствах интерпретация мира, предложенная падшим человеческим рассудком, вступает в противоречие со свидетельством Самого Творца мира, то для верующего человека это становится основанием к тому, чтобы подвергнуть сомнению первое, а не второе. Согласно вере Церкви, происхождение мира – это сверхъестественный акт, чудо. Именно так описывает его Библия, так понимали его Святые Отцы. Наука же ставит своей целью, напротив, создание естественной картины возникновения мира. Это принципиально неустранимое противоречие. И теория эволюции возникла и получила столь широкую и активную поддержку в научных кругах именно как альтернатива сверхъестественной картины сотворения мира.

Реконструкции (по следам процессов) выдаются за факты. Факт – наличие осадочных горных пород, нафаршированных окаменелыми остатками. Внизу организмы, как правило, проще (трилобиты), вверху – сложнее. Теория эволюции (реконструкция) – отсюда! Однако, существует и множество других объяснений этого феномена (о них – в следующих лекциях).

Сенсация! В породах триаса (200-250 млн лет назад) был обнаружен след кроссовки. Нет такого факта "след обуви в слоях триаса". Потому что "отпечаток ноги в кроссовке" - это не факт. Факт - именно образование такой-то формы, такого-то химического состава, заключенное в такой-то вмещающей породе. А "отпечаток ноги" - это уже реконструкция, т. е. некоторая интерпретация.

Другое дело, конечно, что все эти давно полюбившиеся нам динозавры, аммониты, белемниты и прочие - это тоже реконструкции, фактами там являются только куски породы определенной формы и состава. Отчего периодически и случаются казусы, когда то, что было "медузой", в дальнейшем числится "ротовым аппаратом морского ежа" и т. п. И со всеми так называемыми "историческими фактами" та же петрушка: все они - на самом деле реконструкции. Трактовки с разных позиций. Особенно в человеческой истории. ВОСР как только не трактуют.

ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Наука, изучая законы природы, не ставит перед собой два принципиальных вопроса:

1. Как возникла законы, откуда они взялись, где они находятся.

Атеисты констатируют, что наука, объясняя мир, не может объяснить сами законы мироздания. «Законы, обеспечивающие спонтанное возникновение Вселенной, по всей вероятности, сами рождены каким-то остроумнейшим планом» (Пол Дэвис, физик-теоретик).

“Наше знание нынешних законов природы никак не может поведать нам о том, как были установлены сами эти законы. Сам вопрос последних причин, начал, бытия всяческих - вне сферы науки. Входя в эту область, ученый строит догадки и предположения подобно любому древнему космологу; а это не только отвлекает его от серьезной работы по изучению природных процессов нашего мира, - это еще и делает его соперником религиозного Откровения, которое есть единственный возможный для нас источник подлинного знания начала вещей, точно так же, как оно есть единственный источник знания последнего конца всего” [Серафим Роуз].

Слово Божие говорит о том, что в течение шести дней была создаваема сама природа. Невозможно представить, что сначала, до сотворения материи, уже существовали законы ее бытия. Несомненно, природа, как целостность, создавалась «вместе с законами». И в книге Бытия это описано: Бытие 1:14-19

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый.

Раз есть законы, то есть и Законодатель (находящийся «вне» системы – теорема Гёделя).

Протоиерей Кирилл Копейкин: Где «находятся» сами законы природы? Наверно, не в самой природе, поскольку закон должен находиться на метауровне по отношению к тому, чем он управляет. В человеческом социуме так и происходит: есть законы, и есть люди, которые следят за их соблюдением, и у последних другие права, нежели у тех, кто этим законам подчиняются. Но если существует метауровень, на котором «хранятся» законы природы, то, может быть, есть и уровень Законодателя? Ведь объяснить закономерность, — не значит ее создать. Да и сама идея «законов природы» возникла в XVII веке исходя из представлений о Боге-законодателе.

2. Неизменны ли законы природы?

Сначала Вселенная была открытой системой (для Бога).

После грехопадения она стала закрытой – духовный и материальный миры разделились. И в материальном мире «включилась» энтропия, мир стал развиваться по законам падшего естества. То есть – по крайней мере один из законов природы изменился. Про другие мы ничего достоверно сказать не можем, но раз изменился один закон, могли измениться и другие.

Но стена между мирами – односторонняя. Для Бога она проницаема – даже в ветхозаветное время Он посещал наш вещественный мир и изменял (на время) его законы. Примеры легко найти в Ветхом Завете. Когда Моисей выводил израильтян из Египта через Чермное море, оно расступилось перед ними. Иисус Навин: «И солнце остановилось, и стояла луна, пока народ не отомстил своим врагам». После пришествия Иисуса Христа дверь между мирами может открыть и человек. «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

«Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин.20:30)

Говоря о сверхъестественных чудесах (нарушении законов!) и центральном событии истории человечества – воскресении Иисуса Христа, нужно помнить, что вселенную создавал Христос, Он стоял над законами природы. Он Творец пространства и времени, Бог – это Дух, написано в Библии, Он не доступен материальному измерению. Духовное измерение, в котором находится Бог, вне времени. Поэтому и чудеса совершенные Им были нарушением законов установленных Им. «Бог идеже хощет, побеждается естества чин, творит бо елика хощет» (Откуда?) Он воскрес, выйдя за пределы законов природы. Естественно-научным способом этого объяснить нельзя. Воскресение Христа – это удивительный акт, который надо принимать как факт. Причем, этот факт исторически доказан. Мало того, тому было около 500 свидетелей. Так ко всему прочему об этом написано столько исторических книг, сколько не было написано ни об одном другом историческом событии.

Чудо является тем мостиком между нашим миром, развивающимся по законам падшего естества, и Царствием Небесным, где нет тлена и смерти, нет болезней, нет времени («стрелы времени»), а есть одномоментное бытие. Нет трехмерного континуума, а есть Бесконечномерное проявление Божественных энергий, Божественной любви (существование в любви).

Однажды, когда Иисуса спросили, когда придет Царствие Божие, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20-21). Это значит, что Царство Божие начинает проявляться уже в этом мире, среди нас, людей века сего, – внутри нас! Когда мы видим чудеса, происходящие по молитвам подвижников веры, как мы называем их – святых людей, когда мы видим, как законы мироздания как бы смиренно уступают некоей высшей воле и силе, что это, как не обнаружение в нашем мире каких-то иных законов?.. Законов Царствия Божия…

Святые – это те, кто восстановил в себе неповрежденное грехом человеческое естество – единство телесного и духовного. Они, поэтому, живут по другим законам природы, могут творить то, что мы называем чудесами, могут читать мысли других людей

Преп. Иустин Сербский: «Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина – человека… Восстановлением человека в изначальном состоянии Господь и природу вернет в ее изначальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа…» Между человеком и Богом не будет стены, Вселенная снова окажется системой, открытой для Бога. Первозданные законы природы восстановятся (прекратится действие энтропии, движение мира в сторону хаоса)..

Представления ученых о том, что физические законы, открытые ими в лабораторных экспериментах здесь, на Земле, действуют во всей Вселенной и на всех этапах ее существования, мягко говоря, необоснованны.

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

Это открытие чрезвычайно удивило ученых.

Постижение тончайшего равновесия, существующего во Вселенной, стало, пожалуй, самым значимым открытием астрофизиков. Какой бы физический закон или величина не исследовалась во Вселенной, становилось совершенно очевидным, что они заключают в себе те параметры, которые обеспечивают идеальные для человека и всего живого условия жизни. Известный астроном Пол Дэйвис в своей книге «Космический План» поясняет это так «мы должны признать существование во всем этом совершенстве четкого замысла, проекта».

Не только Вселенная, но и Галактика, и Солнечная система, и Земля оказываются, согласно данным современного естествознания, очень тонко подогнанными по многим своим параметрам для возможности пребывания на Земле человека. Достаточно лишь незначительно изменить многие физические параметры - и наша жизнь станет на Земле невозможной.

Если бы мощность ядерной энергии была на 2% меньше, то из кварков не создавались бы протоны. А если бы она была на 2% больше, то первоосновы, критически важные для возникновения жизни, не были бы достаточно стабильны, чтобы существовать.

Если бы электромагнитная сила была меньше, не могли бы существовать молекулы – электроны в таком случае не оставались бы на своих орбитах. А если бы электромагнитная сила была больше, путь, называемый атомной орбиталью, не мог бы вмещать более одного электрона, а значит, при этом молекулы тоже не могли бы существовать.

Немного большая сила притяжения приводила бы к нестабильности звезд, подобных нашему Солнцу — тех из них, что в 1,4 раза больше массы Солнца, они бы слишком быстро сгорали. Но если бы сила притяжения была немного меньше, то образовывались бы только небольшие светила, массой лишь 0,8 от массы нашего Солнца, что исключало бы существование тяжелых элементов, необходимых для зарождения жизни.

Если бы ядерная энергия была хоть немного мощней, не было бы планет — частицы нейтрино проходили бы через оболочку, а тяжелые элементы не выбрасывались бы в космос. Но если бы эта энергия была немного слабей, планет тоже бы не было: у нейтрино не хватало бы силы высвободиться из оболочки и выбрасывать тяжелые элементы в космос.

Если бы во Вселенной было меньше массы, не мог бы существовать гелий, а без него не было бы тяжелых элементов. Но если бы количества массы во Вселенной была больше, звезды сгорали бы слишком быстро — из-за избытка изотопа дейтерия, который является катализатором ядерных реакций. Например, Вселенная, в которой нет воды или кислорода, совершенно очевидно, не может поддерживать жизнь, тем более формы разумной жизни.

Если чуть-чуть поменять заряд электрона, то у воды уже не будет максимальной плотности при 4 градусах, и водоемы зимой будут промерзать до дна.

И так далее. Всего найдено более 70-ти таких параметров.

Законы природы являются согласованными. Вся наша Вселенная образована логическим и упорядоченным образом и подчиняется неизменным (на данном этапе) законам только потому, что была сотворена силой Творца. Только ему было под силу решить такую сложную задачу. Только он способен поддерживать Вселенную в согласованном и неизменном виде, чтобы в ней могла существовать жизнь.

Тоже мне новость! Нам давно известно, что: «Для человека создал Бог небо, украшенное звездами; для человека создал Он землю, - и люди возделывают ее для себя. Нечувствующие такого Божия промышления – несмысленны душею» - преп. Антоний Великий.

Как Бог создавал мир – в следующих лекциях.

ИТОГ – по своему статусу наука ничем не отличается от веры.



Назад в раздел
© 2010-2024 Храм Успения Пресвятой Богородицы      Малоохтинский пр.52, телефон: +7 (812) 528-11-50
Сайт работает на 1С-Битрикс